Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 22.07.2014 ПО ДЕЛУ N 33-732/14

Требование: О признании недействительными распоряжений органа местного самоуправления о предоставлении гражданам на праве аренды земельных участков, решений органа исполнительной власти о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, признании сделки по заключению договоров аренды на участки недействительными, аннулировании записи в ЕГРП.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: По мнению прокурора, оспариваемые акты и договоры противоречат требованиям земельного и гражданского законодательства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 июля 2014 г. по делу N 33-732/14


Судья Якубов С.Б.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики в составе:
председательствующего Вагапова М.А.,
судей Дауркиной П.П., Висаитова А.А.
при секретаре Д.
с участием прокурора Висалимова А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя Прокурора Чеченской Республики Степанова В.А. в интересах публично-правового образования - Ачхой-Мартановского муниципального района Чеченской Республики и неопределенного круга лиц о признании недействительными распоряжений администрации Ачхой-Мартановского муниципального района Чеченской Республики о предоставлении на праве аренды М.О. и М.И. земельных участков в зоне ГУП "Госхоз "Орджоникидзевский", решений МРО N 5 Управления Роснедвижимости по Чеченской Республике о постановке на государственный кадастровый учет указанных земельных участков, признании сделки по заключению договоров аренды на указанные участки недействительными, аннулировании записи в ЕГРП о праве аренды М.О. и М.И. на указанные участки
по апелляционной жалобе представителя М.О. и М.И. - М.З. на решение Ачхой-Мартановского районного суда Чеченской Республики от 21 апреля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Вагапова М.А., объяснения представителя М.О. и М.И. - М.З., представителя администрации Ачхой-Мартановского муниципального района Чеченской Республики Б., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Чеченской Республике" А., поддержавшей апелляционную жалобу в части, заключение прокурора Висалимова А.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы и полагавшего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

установила:

Первый Заместитель Прокурора Чеченской Республики Степанов В.А. обратился в суд с иском в интересах публично-правового образования - Ачхой-Мартановского муниципального района Чеченской Республики и неопределенного круга лиц о признании недействительными распоряжений администрации Ачхой-Мартановского муниципального района Чеченской Республики о предоставлении на праве аренды М.О. и М.И. земельных участков в зоне ГУП "Госхоз "Орджоникидзевский", решений МРО N 5 управления Роснедвижимости по Чеченской Республике о постановке на государственный кадастровый учет указанных земельных участков, признании сделки по заключению договоров аренды на указанные участки недействительными, аннулировании записи в ЕГРП о праве аренды М.О. и М.И. на указанные участки, мотивируя свои требования следующим.
Прокуратурой Республики проведена проверка по обращению Г. о нарушении работниками администрации Ачхой-Мартановского муниципального района и жителем с. Ачхой-Мартан М.О. прав на земельный участок, расположенный в границах землепользования ГУП "Госхоз "Орджоникидзевский".
Установлено, что администрацией Ачхой-Мартановского муниципального района по результатам открытого аукциона по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или на право заключения договоров аренды таких земельных участков, состоявшегося 04.08.2011 г., изданы распоряжения от 05.08.2011 г. N 423 и 424 о предоставлении земельных участков на праве аренды М.И. и М.О. сроком на 49 лет, которые послужили основанием для заключения договоров аренды от 12.08.2011 N 63 и 64.
Договор аренды земельного участка от 12.08.2011 N 63, заключенный между администрацией Ачхой-Мартановского муниципального района и М.И., зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.08.2011 за N 20-20-07/006/2011-886, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленная управлением Росреестра по ЧР от 30.01.2014 N 08/004/2014-21.
Договор аренды земельного участка от 12.08.2011 N 64, заключенный между администрацией Ачхой-Мартановского муниципального района и М.О., зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.08.2012 за N 20-20-07/006/2011-888, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленная управлением Росреестра по ЧР от 30.01.2014 N 08/004/2014-21.
Названные распоряжения и заключенные договоры аренды противоречат требованиям земельного и гражданского законодательства, поскольку земельные участки, являющиеся предметом сделки, сформированы при наличии грубых нарушений законодательства о землеустройстве, в связи с чем не могут являться объектами гражданских отношений. В соответствии с ч. 1 ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 ст. 30 ЗК РФ земельный участок с установленными границами. Пунктом 4 ч. 4 ст. 30 ЗК РФ определено, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется после проведения работ по формированию земельного участка.
Решением Ачхой-Мартановского районного суда Чеченской Республики от 21 апреля 2014 года постановлено:
- исковые требования первого заместителя Прокурора Чеченской Республики удовлетворить;
- признать недействительными решения МРО N 5 Управления Роснедвижимости по ЧР от 31.08.2010 г. N 4454 и N 4455 от 31.08.2010 г. о постановке на кадастровый учет земельных участков площадью 1000 кв. м, расположенных по адресу: Чеченская Республика, <адрес> в зоне ГУП "Госхоз "Орджоникидзевский" и обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чеченской Республики снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровым номером 20:01:0701003:158, площадью 1000 кв. м, и кадастровым номером 20:01:0701003:159, площадью 1000 кв. м, расположенные по адресу: Чеченская Республика, Ачхой-Мартановский район, с. Ачхой-Мартан в зоне ГУП "Госхоз "Орджоникидзевский";
- признать недействительным распоряжение администрации Ачхой-Мартановского муниципального района о продаже права на заключение договора аренды земельного участка N 308 от 01.07.2011 г., протокол приема заявок на участие в открытом аукционе по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков N 6 от 03.08.2011 г., протокол о результатах открытого аукциона по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков N 6 от 04.08.2011 г.;
- признать недействительным распоряжение администрации Ачхой-Мартановского муниципального района N 424 от 05.08.2011 г. о предоставлении М.О. на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 20:01:0701003:159, площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: ЧР, <адрес> в зоне ГУП "Госхоз "Орджоникидзевский";
- признать недействительным договор аренды N 64 от 12.08.2011 г., заключенный между администрацией Ачхой-Мартановского муниципального района и М.О. в отношении земельного участка с кадастровым номером 20:01:0701003:159, площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: ЧР, <адрес> в зоне ГУП "Госхоз "Орджоникидзевский";
- признать недействительным договор аренды N 63 от 12.08.2011 г., заключенный между администрацией Ачхой-Мартановского муниципального района и М. ФИО16 в отношении земельного участка с кадастровым номером 20:01:0701003:158, площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: ЧР, Ачхой-Мартановский район, <адрес> в зоне ГУП "Госхоз "Орджоникидзевский";
- обязать управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республики аннулировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними запись о праве аренды М.О. в отношении земельного участка с кадастровым номером 20:01:0701003:159, площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: ЧР, <адрес> в зоне ГУП "Госхоз "Орджоникидзевский" от 25.08.2011 г. N 20-20-07/006/2011-888;
- обязать управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республики аннулировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними запись о праве аренды М.И. в отношении земельного участка с кадастровым номером 20:01:0701003:158, площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: ЧР, <адрес> в зоне ГУП "Госхоз "Орджоникидзевский" от 25.08.2011 г. N 20-20-07/006/2011-886;
- взыскать с М. ФИО17 в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей;
- взыскать с М. ФИО18 в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.
В апелляционной жалобе представитель М.О. и М.И. - М.З. просит отменить решение суда.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу без М.О. и М.И., не явившихся в судебное заседание, поскольку в материалах дела имеются данные, подтверждающие их надлежащее извещение о месте и времени рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статья 30 Земельного кодекса РФ установил порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно этому порядку предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В статье 30.1 Земельного кодекса РФ предусмотрены особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые, в частности, заключаются в том, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
Анализ приведенных норм закона позволяет сделать вывод о том, что гражданам могут быть предоставлены для строительства сформированные земельные участки.
Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с законом.
По смыслу статей 30, 31, 30.1 Земельного кодекса РФ сформированным считается земельный участок, если в отношении него выполнены кадастровые работы, имеется информация о разрешенном использовании и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона РФ от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Частью 9 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Как усматривается из материалов дела, предоставленные администрацией Ачхой-Мартановского муниципального района Чеченской Республики на праве аренды М.О. и М.И. земельные участки не были сформированы в установленном законом порядке. Сторонами по делу не представлены сведения, подтверждающие обеспечение земельного участка объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, наличие разрешений на использование земельных участков, документов об определении технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Указанные земельные участки были переведены в земли поселений для предоставления вынужденным переселенцам из других регионов, к числу которых М.О. и М.И. не относятся. Распоряжения администрации Ачхой-Мартановского муниципального района Чеченской Республики о предоставлении оспариваемых земельных участков М.О. и М.И. были отменены распоряжением от 16.07.2012 г. в связи с протестом прокурора (л.д. 100-104).
Из кадастровых выписок о земельных участках от 29.08.2010 г. следует, что границы оспариваемых земельных участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д. 21, 61).
Иных документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, материалы дела не содержат.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что распоряжениями администрации Ачхой-Мартановского района М.О. и М.И. земельные участки были предоставлены в аренду в нарушение закона без их формирования.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из установленных по делу фактических обстоятельств и требований действующего законодательства.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, тщательно исследовав в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, руководствуясь ст. 167 ГК РФ, обоснованно исходил из того, что заключенные между сторонами договоры аренды земельных участков необходимо признать недействительными.
Вопреки доводам апелляционной жалобы нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно, сделанные судом выводы соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с п. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке.
Государственная регистрация права собственности согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество, и подтверждает приобретение соответствующим лицом в полном объеме правомочий собственника. При этом факт осуществления государственной регистрации права собственности сам по себе не подтверждает наличие законных оснований возникновения у ответчика права собственности на спорный земельный участок.
Исходя из вышеуказанных положений закона в порядке применения последствий недействительности ничтожной сделки - договоров аренды земельных участков, суд возвратил спорный земельный участок в муниципальную собственность путем признания недействительной записи о государственной регистрации права собственности ответчиков в отношении данных земельных участков.
Других доводов, влекущих отмену обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судом всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, им дана должная правовая оценка, правильно применены нормы материального и процессуального права и вынесено законное и обоснованное решение. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для его отмены судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ачхой-Мартановского районного суда Чеченской Республики от 21 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представитель М.О. и М.И. - М.З. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)