Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.04.2015 ПО ДЕЛУ N 11-4222/2015

Требование: О признании незаконным распоряжения органа местного самоуправления в части отказа в предоставлении земельного участка, обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка и предоставить земельный участок на праве аренды для огородничества.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявитель указывает, что спорный участок не изъят из оборота, а границы зоны подтопления в данном случае не определены в порядке, установленном действующим законодательством.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 апреля 2015 г. по делу N 11-4222/2015


Судья Фролова Г.А.

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шигаповой СВ., судей Загайновой А.Ф., Смолина А.А., при секретаре Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе К. на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 02 февраля 2015 года по заявлению К. о признании незаконным распоряжения администрации Златоустовского городского округа в части отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка и предоставить земельный участок на праве аренды для огородничества,
заслушав доклад судьи Загайновой А.Ф. об обстоятельствах дела, судебная коллегия,

установила:

К. обратился в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения администрации Златоустовского городского округа от 26 сентября 2014 года N 1951-р "Об утверждении протокола комиссии по землеотводам N 27 от 04 сентября 2014 года, схем расположенных земельных участков" в части отказа в предоставлении ему земельного участка для огородничества, площадью **** квадратных метров, по адресу: ****. Просил возложить обязанность на администрацию округа утвердить и выдать схему расположения данного земельного участка, предоставить ему этот участок на праве аренды для огородничества, указывая, что на заявление в администрацию округа о предоставлении ему в аренду указанного выше земельного участка для огородничества, оспариваемым распоряжением было отказано со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок попадает в зону подтопления паводковыми водами. Считает, что распоряжение незаконно и нарушает его права, поскольку испрашиваемый земельный участок не изъят из оборота, а граница зоны подтопления в данном случае не определены в порядке, установленном действующим законодательством.
Заявитель К. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица - администрации Златоустовского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен.
Суд постановил решение об отказе К. в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе К. просит решение отменить, вынести новое - об удовлетворении заявленных требований. Считает, суд незаслуженно оставил без внимания доводы его заявления о том, что причина отказа в предоставлении ему земельного участка для огородничества не мотивирована и необоснованна. Согласно действующему законодательству, земли в зонах подтопления, указывает, не относятся к землям, изъятым из оборота, использование таких земель под огородничество не запрещено.
При этом ссылается на статью 27 Земельного кодекса РФ, статью 67.1 Водного кодекса РФ. Считает, что суд незаслуженно оставил без внимания, что спорный земельный участок длительное время используется им и его родственниками для огородничества, подтоплений не было. Исследованные доказательства оценены ненадлежащим образом, доказательств законности своего решения администрация не представила. Указанных обстоятельств суд не учел.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Исходя из положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав К., судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, К. 22 августа 2014 года обратился с заявлением на имя Главы Златоустовского городского округа о предоставлении земельного участка для огородничества, предполагаемой площадью **** квадратных метров, расположенного по адресному ориентиру: ****.
Распоряжением Администрации Златоустовского городского округа N 1951-р от 26 сентября 2014 года "Об утверждении протокола комиссии по землеотводам N 27 от 04 сентября 2014 года, схем расположения земельных участков" К. отказано в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, со ссылкой на то, что данный участок, согласно утвержденному решению Собрания депутатов от 02 марта 2007 года N 10-ЗГО в составе Генерального плана города Златоуста "Схеме границ зон с особыми условиями использования территории" попадает в зону подтопления паводковыми водами.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того, что спорный участок находится в зоне подтопления паводковыми водами, ввиду чего использование его для огородничества невозможно.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции. Представленные в материалы дела доказательства исследованы не надлежащим образом, неверно определены обстоятельств, имеющие значение для дела.
Согласно представленным в материалы дела выкопировкам из схем, спорный земельный участок находится на территории сельскохозяйственного назначения, отведенной под пашни, огороды, пастбища.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Согласно статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной, власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно положениям статьи 78 Земельного кодекса РФ для того, чтобы предоставить земельный участок для огородничества, первоначально такой участок должен относиться к категории земель сельскохозяйственного назначения. Установлено, что спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, соответственно подлежит предоставлению для огородничества.
В статье 65 Водного кодекса РФ указано, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
На основании части 4 статьи 67 Водного кодекса РФ на территориях, подверженных затоплению, размещение новых населенных пунктов, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещаются.
Приведенные нормы Водного кодекса РФ не содержат запрета на предоставление земельных участков на территориях, подверженных затоплению, напротив, указывают на возможность предоставления таких участков при соблюдении определенных условий. Статья 27 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень земель, изъятых из оборота. Земли сельскохозяйственного назначения в зоне подтопления паводковыми водами не включены в данный перечень.
Таким образом, спорный земельный участок не изъят из оборота, запрет на оборот этого объекта законом не установлен, соответственно администрация округа по данному основанию не обосновано отказала К. в предоставлении в аренду спорный земельный участок для огородничества.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы К. заслуживают внимания. Указанные обстоятельства судом первой инстанции исследованы не были, надлежащая оценка им не дана.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 года N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" утвержден порядок определения границ зон затопления, подтопления.
Согласно пункту 3 данного нормативного акта границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления.
В пунктах 16, 17, 18 указано, что определение границ зон затопления, подтопления оформляется путем проставления отметки об утверждении карты (плана), которая заверяется печатью и подписью уполномоченного должностного лица Федерального агентства водных ресурсов. После определения границ зон затопления, подтопления Федеральное агентство водных ресурсов: направляет в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии документы, необходимые для внесения сведений о границах зон затопления, подтопления в государственный кадастр недвижимости; вносит сведения о зонах затопления, подтопления в государственный водный реестр; представляет сведения о зонах затопления, подтопления в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий.
Указанных требований Закона администрация Златоустовского городского округа не выполнила.
В силу статьи 249 Гражданского процессуального кодекса РФ бремя доказывания законности оспариваемых действий и актов лежит на должностном лице. Администрацией в материалы дела не были представлены доказательства зонирования территории, в частности расположения спорного земельного участка в зоне подтопления.
Решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения, об удовлетворении требований заявителя в части признания незаконным Распоряжения администрации Златоустовского городского округа Челябинской области от 26 сентября 2014 года N 1951-р "Об утверждении протокола комиссии по землеотводам N 27 от 04 сентября 2014 года, схем расположенных земельных участков" в части отказа К. в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Одновременно судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителей в части возложения на администрацию округа обязанности утвердить и выдать схему расположения данного земельного участка, предоставить этот участок на праве аренды для огородничества, поскольку незаконность настоящих оснований отказа не исключает возможности наличия других для этого оснований. Иных доказательств для отказа в предоставлении земельного участка заявителю в аренду представлено не было. Суд не может подменять орган, в чью компетенцию входит разрешение поставленного вопроса.
В этой связи судебная коллегия считает необходимым обязать администрацию округа устранить нарушение прав заявителя путем повторного рассмотрения заявления К..
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда

определила:

Решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 02 февраля 2015 года отменить. Вынести новое решение. Признать незаконным распоряжение администрации Златоустовского городского округа Челябинской области от 26 сентября 2014 года N 1951-р "Об утверждении протокола комиссии по землеотводам N 27 от 04 сентября 2014 года, схем расположенных земельных участков" в части отказа К. в предоставлении земельного участка для огородничества, площадью **** квадратных метров, по адресу: ****. Обязать администрацию Златоустовского городского округа Челябинской области повторно рассмотреть заявление К. от 22 августа 2014 года.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)