Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием в судебном заседании:
представителя закрытого акционерного общества "Север-Восток-Транзит" - Муравья А.А., доверенность от 05 ноября 2014 года,
представителя Мэрии городского округа Тольятти - Володиной И.А., доверенность от 30 декабря 2013 года N 11081/1,
представитель Администрации Автозаводского района городского округа Тольятти - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 ноября 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу Мэрии городского округа Тольятти
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 июля 2014 года по делу N А55-1907/2014 (судья Харламов А.Ю.),
принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Север-Восток-Транзит" (ОГРН 1036301006345), Самарская область, г. Тольятти,
к Мэрии городского округа Тольятти, Самарская область, г. Тольятти,
третье лицо: Администрация Автозаводского района городского округа Тольятти, Самарская область, г. Тольятти,
об оспаривании отказа,
установил:
закрытое акционерное общество "Север-Восток-Транзит" (далее - заявитель, общество, ЗАО "Север-Восток-Транзит") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа заместителя Мэра городского округа Тольятти (далее - мэрия), изложенного в письме от 25.10.2013 N 8766/5; обязании Мэрии городского округа Тольятти утвердить схему расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка площадью 218 кв. м с местоположением г. Тольятти, Автозаводский район, 12 квартал, ул. Ворошилова, район жилого дома N 31, для размещения открытого места оказания услуг - общественного питания и осуществления розничной торговли продуктами питания и промышленными товарами; взыскании с Мэрии городского округа Тольятти в пользу ЗАО "Север-Восток-Транзит" расходов по государственной пошлине в размере 2 000 руб. (л.д. 3-4, 39-42).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена: Администрация Автозаводского района г.о. Тольятти (л.д. 82-83).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.07.2014 по делу N А55-1907/2014 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ заместителя Мэра городского округа Тольятти, оформленный письмом от 25.10.2013 N 8766/5.
Суд обязал Мэрию городского округа Тольятти устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "Север-Восток-Транзит", путем утверждения схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка площадью 218 кв. м, с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, 12 квартал, ул. Ворошилова, район жилого дома N 31, для размещения открытого места оказания услуг - общественного питания и осуществления розничной торговли продуктами питания и промышленными товарами.
Суд взыскал с Мэрии городского округа Тольятти в пользу ЗАО "Север-Восток-Транзит" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. (л.д. 111-114).
В апелляционной жалобе мэрия просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д. 137-138).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель мэрии поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Север-Восток-Транзит" является собственником временного строения - торгового павильона расположенного по адресу г. Тольятти, ул. Ворошилова, 31 "А", площадью 50 кв. м, на основании Регистрационного удостоверения от 28.08.1995 N 13713, выданного МП "Инвентаризатор".
Постановлением Администрации Автозаводского района г. Тольятти Самарской области от 20.02.1996 N 4508/12 предоставлен ЗАО "Север-Восток-Транзит" во временное пользование земельный участок для установки торгового павильона, площадью 50 кв. м, по адресу г. Тольятти, Автозаводский район, 12 квартал, по ул. Ворошилова, район жилого дома N 31.
26.12.1996, на основании указанного постановления Администрации Автозаводского района г. Тольятти Самарской области, между Администрацией Автозаводского района г. Тольятти и ЗАО "Север-Восток-Транзит" заключен договор N 987 "О предоставлении участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли)" со сроком действия договора с 26.12.1996 до 31.12.1996.
По истечении срока аренды земельного участка, установленного в договоре от 26.12.1996 N 987 "О предоставлении участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли)", арендные отношения между его сторонами фактически продолжаются до настоящего времени.
Письмом первого заместителя Главы Администрации Автозаводского района г. Тольятти Самарской области от 17.01.2006 N 27 подтверждается, что на текущий период договор от 26.12.1996 N 987 "О предоставлении участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли)" считается действующим, перешедшим на неопределенный срок.
13.03.2003 ЗАО "Север-Восток-Транзит" с Управлением архитектуры и градостроительства Мэрии городского округа Тольятти согласован проект реконструкции павильона, в результате которой площадь объекта увеличилась до 101 кв. м 13.04.2005 ЗАО "Север-Восток-Транзит" обратилось в Администрацию Автозаводского района г. Тольятти Самарской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, в котором просило предоставить для размещения реконструированного торгового павильона, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Ворошилова, 31 "А", земельный участок площадью 101 кв. м 18.05.2005 решением земельной комиссии Администрации Автозаводского района г. Тольятти Самарской области, оформленного протоколом N 8, согласована реконструкция торгового павильона, по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Ворошилова, 31 "А", дополнительный земельный участок выставить на торги.
В связи с принятием постановления Мэра городского округа Тольятти от 12.04.2006 N 2440-1/П "О передаче прав и обязанностей (правопреемстве) районных администраций г. Тольятти в пользу Мэрии городского округа Тольятти по вопросам регулирования земельных отношений, связанных с размещением объектов временного использования", Мэрия городского округа Тольятти Самарской области признана правопреемником, в порядке полного правопреемства, всех прав и обязанностей арендодателя по ранее заключенным районными администрациями г. Тольятти Самарской области договорам аренды земельных участков, предназначенных для размещения объектов временного использования.
На основании постановления Мэра городского округа Тольятти от 11.12.2007 N 4040-1/п, в г. Тольятти Самарской области сформирована Межведомственная рабочая комиссия, в компетенцию которой входило рассмотрение вопросов предоставления земельных участков из земель, находящихся в собственности и (или) в ведении городского округа Тольятти, для целей, не связанных со строительством, и проведению конкурса на право заключения концессионных соглашений.
03.02.2011 Межведомственной рабочей комиссией принято решение, оформленное Протоколом N 1, о формировании земельного участка, площадью 218 кв. м, расположенного по адресу: Самарской области, г. Тольятти, Автозаводский район, квартал 12, район жилого дома N 31, для целей не связанных со строительством, в соответствии с постановлением мэра городского округа Тольятти Самарской области от 21.09.2007 N 2835-1/П и проведении работ по подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории сроком на 5 лет.
20.02.2011 заместитель мэра городского округа Тольятти Самарской области своим письмом N 1789/5 уведомил ЗАО "Север-Восток-Транзит" о необходимости проведения работ, связанных с формированием земельного участка.
Письмом заместителя мэра городского округа Тольятти Самарской области от 25.10.2013 N 8766/5 ЗАО "Север-Восток-Транзит" уведомлено о том, что проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 218 кв. м, с местоположением Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Ворошилова, в районе жилого дома N 31, снят с согласования и данному обществу отказано в формировании испрашиваемого земельного участка (л.д. 25).
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ЗАО "Север-Восток-Транзит" в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
Постановлением Мэра городского округа Тольятти Самарской области от 21.09.2007 N 2835-1/п утверждено Положение "О процедуре и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории городского округа Тольятти".
Согласно указанного Положению, граждане и юридические лица (далее заявители), заинтересованные в предоставлении им земельных участков для целей, не связанных со строительством, обращаются с заявлением в мэрию городского округа Тольятти (пункт 11 Положения).
По результатам рассмотрения заявлений, заявителем либо отказывается в предоставлении земельного участка (пункты 18, 19 Положения), либо мэрия городского округа или по ее поручению соответствующая землеустроительная организация на основании принятого заявления (заявлений) в месячный срок обеспечивает изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка и утверждает его (пункты 21, 22 Положения).
В соответствии с пунктами 18, 19 Положения, заявителю отказывается в предоставлении земельного участка в случае, если:
- -представленные заявителем документы не соответствуют требованиям, установленным законодательством, настоящим Положением;
- -заявление подано по истечении установленного срока;
- -заявление подано при отсутствии информационного сообщения;
- -предоставление испрашиваемого земельного участка противоречит законодательству.
Решение об отказе в предоставлении земельного участка должно быть мотивированным и содержать ссылки на нормативные правовые акты, на основании которых оно принято.
Как установлено судом первой инстанции, постановлением Мэра городского округа Тольятти Самарской области от 11.12.2007 N 4040-1/п создана Межведомственная рабочая комиссия по рассмотрению вопросов предоставления земельных участков из земель, находящихся в собственности и (или) в ведении городского округа Тольятти, для целей, не связанных со строительством, и проведению конкурса на право заключения концессионных соглашений и сформировать ее состав, а также утверждено положение о межведомственной рабочей комиссии.
Согласно пункту 2.1 Положения о межведомственной рабочей комиссии по рассмотрению вопросов предоставления земельных участков из земель, находящихся в собственности и (или) в ведении городского округа Тольятти, для целей, не связанных со строительством, и проведению конкурса на право заключения концессионных соглашений (утвержденного постановлением Мэра городского округа Тольятти Самарской области от 11.12.2007 N 4040-1/п) к компетенции межведомственной комиссии относится рассмотрение вопросов, связанных с формированием земельных участков, предоставляемых из земель, находящихся в собственности и (или) в ведении городского округа Тольятти, для целей, не связанных со строительством, и земельных участков, необходимых для размещения объектов концессионных соглашений, рассмотрение вопросов, связанных с действием договоров аренды земельных участков, предоставленных для целей, указанных в пункте 2.1.1 настоящего Постановления, в том числе, о заключении таких договоров аренды земельных участков на новый срок, организация и проведение конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Судом первой инстанции установлено, что из письма Мэра городского округа Тольятти Самарской области от 25.10.2013 N 8766/5 следует, что основанием для отказа ЗАО "Север-Восток-Транзит" в утверждении схемы испрашиваемого земельного участка послужило заключение главы Администрации Автозаводского района г. Тольятти, с учетом мнения Совета ТОС 12 квартала, при этом иных оснований данный документ не содержит.
В данном ответе отсутствует ссылка на пункты 18, 19 Положения "О процедуре и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории городского округа Тольятти".
Решение Межведомственной рабочей комиссии, оформленное протоколом от 03.02.2011 N 1 о формировании земельного участка площадью 218 кв. м и проведении работ по подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, свидетельствует о том, что заявление ЗАО "Север-Восток-Транзит" о предоставлении спорного земельного участка для дальнейшей эксплуатации реконструированного торгового павильона было удовлетворено.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что поскольку решение Межведомственной рабочей комиссии от 03.02.2011 принято в точном соответствии с постановлением Мэра городского округа Тольятти Самарской области от 21.09.2007 N 2835-1/п и до настоящего времени не отменено и не оспорено заинтересованными лицами в установленном Законом порядке, то указанное Решение является обязательным для исполнения мэрией городского округа Тольятти Самарской области.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащих доказательств опровергающих данный вывод в материалы дела не представлено.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свободы экономической деятельности.
В соответствии со статьей 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что мэрией не представлено доказательств о законности отказа заместителя Мэра городского округа Тольятти (далее - мэрия), изложенного в письме от 25.10.2013 N 8766/5, которым нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий незаконными в том случае, если установит, что этот акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из предмета заявленных обществом требований, в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно возложил на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "Север-Восток-Транзит", путем утверждения схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка площадью 218 кв. м, с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, 12 квартал, ул. Ворошилова, район жилого дома N 31, для размещения открытого места оказания услуг - общественного питания и осуществления розничной торговли продуктами питания и промышленными товарами.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Мэрией г.о. Тольятти в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 июля 2014 года по делу N А55-1907/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Мэрии городского округа Тольятти - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.11.2014 ПО ДЕЛУ N А55-1907/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2014 г. по делу N А55-1907/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием в судебном заседании:
представителя закрытого акционерного общества "Север-Восток-Транзит" - Муравья А.А., доверенность от 05 ноября 2014 года,
представителя Мэрии городского округа Тольятти - Володиной И.А., доверенность от 30 декабря 2013 года N 11081/1,
представитель Администрации Автозаводского района городского округа Тольятти - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 ноября 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу Мэрии городского округа Тольятти
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 июля 2014 года по делу N А55-1907/2014 (судья Харламов А.Ю.),
принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Север-Восток-Транзит" (ОГРН 1036301006345), Самарская область, г. Тольятти,
к Мэрии городского округа Тольятти, Самарская область, г. Тольятти,
третье лицо: Администрация Автозаводского района городского округа Тольятти, Самарская область, г. Тольятти,
об оспаривании отказа,
установил:
закрытое акционерное общество "Север-Восток-Транзит" (далее - заявитель, общество, ЗАО "Север-Восток-Транзит") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа заместителя Мэра городского округа Тольятти (далее - мэрия), изложенного в письме от 25.10.2013 N 8766/5; обязании Мэрии городского округа Тольятти утвердить схему расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка площадью 218 кв. м с местоположением г. Тольятти, Автозаводский район, 12 квартал, ул. Ворошилова, район жилого дома N 31, для размещения открытого места оказания услуг - общественного питания и осуществления розничной торговли продуктами питания и промышленными товарами; взыскании с Мэрии городского округа Тольятти в пользу ЗАО "Север-Восток-Транзит" расходов по государственной пошлине в размере 2 000 руб. (л.д. 3-4, 39-42).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена: Администрация Автозаводского района г.о. Тольятти (л.д. 82-83).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.07.2014 по делу N А55-1907/2014 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ заместителя Мэра городского округа Тольятти, оформленный письмом от 25.10.2013 N 8766/5.
Суд обязал Мэрию городского округа Тольятти устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "Север-Восток-Транзит", путем утверждения схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка площадью 218 кв. м, с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, 12 квартал, ул. Ворошилова, район жилого дома N 31, для размещения открытого места оказания услуг - общественного питания и осуществления розничной торговли продуктами питания и промышленными товарами.
Суд взыскал с Мэрии городского округа Тольятти в пользу ЗАО "Север-Восток-Транзит" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. (л.д. 111-114).
В апелляционной жалобе мэрия просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д. 137-138).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель мэрии поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Север-Восток-Транзит" является собственником временного строения - торгового павильона расположенного по адресу г. Тольятти, ул. Ворошилова, 31 "А", площадью 50 кв. м, на основании Регистрационного удостоверения от 28.08.1995 N 13713, выданного МП "Инвентаризатор".
Постановлением Администрации Автозаводского района г. Тольятти Самарской области от 20.02.1996 N 4508/12 предоставлен ЗАО "Север-Восток-Транзит" во временное пользование земельный участок для установки торгового павильона, площадью 50 кв. м, по адресу г. Тольятти, Автозаводский район, 12 квартал, по ул. Ворошилова, район жилого дома N 31.
26.12.1996, на основании указанного постановления Администрации Автозаводского района г. Тольятти Самарской области, между Администрацией Автозаводского района г. Тольятти и ЗАО "Север-Восток-Транзит" заключен договор N 987 "О предоставлении участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли)" со сроком действия договора с 26.12.1996 до 31.12.1996.
По истечении срока аренды земельного участка, установленного в договоре от 26.12.1996 N 987 "О предоставлении участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли)", арендные отношения между его сторонами фактически продолжаются до настоящего времени.
Письмом первого заместителя Главы Администрации Автозаводского района г. Тольятти Самарской области от 17.01.2006 N 27 подтверждается, что на текущий период договор от 26.12.1996 N 987 "О предоставлении участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли)" считается действующим, перешедшим на неопределенный срок.
13.03.2003 ЗАО "Север-Восток-Транзит" с Управлением архитектуры и градостроительства Мэрии городского округа Тольятти согласован проект реконструкции павильона, в результате которой площадь объекта увеличилась до 101 кв. м 13.04.2005 ЗАО "Север-Восток-Транзит" обратилось в Администрацию Автозаводского района г. Тольятти Самарской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, в котором просило предоставить для размещения реконструированного торгового павильона, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Ворошилова, 31 "А", земельный участок площадью 101 кв. м 18.05.2005 решением земельной комиссии Администрации Автозаводского района г. Тольятти Самарской области, оформленного протоколом N 8, согласована реконструкция торгового павильона, по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Ворошилова, 31 "А", дополнительный земельный участок выставить на торги.
В связи с принятием постановления Мэра городского округа Тольятти от 12.04.2006 N 2440-1/П "О передаче прав и обязанностей (правопреемстве) районных администраций г. Тольятти в пользу Мэрии городского округа Тольятти по вопросам регулирования земельных отношений, связанных с размещением объектов временного использования", Мэрия городского округа Тольятти Самарской области признана правопреемником, в порядке полного правопреемства, всех прав и обязанностей арендодателя по ранее заключенным районными администрациями г. Тольятти Самарской области договорам аренды земельных участков, предназначенных для размещения объектов временного использования.
На основании постановления Мэра городского округа Тольятти от 11.12.2007 N 4040-1/п, в г. Тольятти Самарской области сформирована Межведомственная рабочая комиссия, в компетенцию которой входило рассмотрение вопросов предоставления земельных участков из земель, находящихся в собственности и (или) в ведении городского округа Тольятти, для целей, не связанных со строительством, и проведению конкурса на право заключения концессионных соглашений.
03.02.2011 Межведомственной рабочей комиссией принято решение, оформленное Протоколом N 1, о формировании земельного участка, площадью 218 кв. м, расположенного по адресу: Самарской области, г. Тольятти, Автозаводский район, квартал 12, район жилого дома N 31, для целей не связанных со строительством, в соответствии с постановлением мэра городского округа Тольятти Самарской области от 21.09.2007 N 2835-1/П и проведении работ по подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории сроком на 5 лет.
20.02.2011 заместитель мэра городского округа Тольятти Самарской области своим письмом N 1789/5 уведомил ЗАО "Север-Восток-Транзит" о необходимости проведения работ, связанных с формированием земельного участка.
Письмом заместителя мэра городского округа Тольятти Самарской области от 25.10.2013 N 8766/5 ЗАО "Север-Восток-Транзит" уведомлено о том, что проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 218 кв. м, с местоположением Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Ворошилова, в районе жилого дома N 31, снят с согласования и данному обществу отказано в формировании испрашиваемого земельного участка (л.д. 25).
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ЗАО "Север-Восток-Транзит" в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
Постановлением Мэра городского округа Тольятти Самарской области от 21.09.2007 N 2835-1/п утверждено Положение "О процедуре и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории городского округа Тольятти".
Согласно указанного Положению, граждане и юридические лица (далее заявители), заинтересованные в предоставлении им земельных участков для целей, не связанных со строительством, обращаются с заявлением в мэрию городского округа Тольятти (пункт 11 Положения).
По результатам рассмотрения заявлений, заявителем либо отказывается в предоставлении земельного участка (пункты 18, 19 Положения), либо мэрия городского округа или по ее поручению соответствующая землеустроительная организация на основании принятого заявления (заявлений) в месячный срок обеспечивает изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка и утверждает его (пункты 21, 22 Положения).
В соответствии с пунктами 18, 19 Положения, заявителю отказывается в предоставлении земельного участка в случае, если:
- -представленные заявителем документы не соответствуют требованиям, установленным законодательством, настоящим Положением;
- -заявление подано по истечении установленного срока;
- -заявление подано при отсутствии информационного сообщения;
- -предоставление испрашиваемого земельного участка противоречит законодательству.
Решение об отказе в предоставлении земельного участка должно быть мотивированным и содержать ссылки на нормативные правовые акты, на основании которых оно принято.
Как установлено судом первой инстанции, постановлением Мэра городского округа Тольятти Самарской области от 11.12.2007 N 4040-1/п создана Межведомственная рабочая комиссия по рассмотрению вопросов предоставления земельных участков из земель, находящихся в собственности и (или) в ведении городского округа Тольятти, для целей, не связанных со строительством, и проведению конкурса на право заключения концессионных соглашений и сформировать ее состав, а также утверждено положение о межведомственной рабочей комиссии.
Согласно пункту 2.1 Положения о межведомственной рабочей комиссии по рассмотрению вопросов предоставления земельных участков из земель, находящихся в собственности и (или) в ведении городского округа Тольятти, для целей, не связанных со строительством, и проведению конкурса на право заключения концессионных соглашений (утвержденного постановлением Мэра городского округа Тольятти Самарской области от 11.12.2007 N 4040-1/п) к компетенции межведомственной комиссии относится рассмотрение вопросов, связанных с формированием земельных участков, предоставляемых из земель, находящихся в собственности и (или) в ведении городского округа Тольятти, для целей, не связанных со строительством, и земельных участков, необходимых для размещения объектов концессионных соглашений, рассмотрение вопросов, связанных с действием договоров аренды земельных участков, предоставленных для целей, указанных в пункте 2.1.1 настоящего Постановления, в том числе, о заключении таких договоров аренды земельных участков на новый срок, организация и проведение конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Судом первой инстанции установлено, что из письма Мэра городского округа Тольятти Самарской области от 25.10.2013 N 8766/5 следует, что основанием для отказа ЗАО "Север-Восток-Транзит" в утверждении схемы испрашиваемого земельного участка послужило заключение главы Администрации Автозаводского района г. Тольятти, с учетом мнения Совета ТОС 12 квартала, при этом иных оснований данный документ не содержит.
В данном ответе отсутствует ссылка на пункты 18, 19 Положения "О процедуре и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории городского округа Тольятти".
Решение Межведомственной рабочей комиссии, оформленное протоколом от 03.02.2011 N 1 о формировании земельного участка площадью 218 кв. м и проведении работ по подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, свидетельствует о том, что заявление ЗАО "Север-Восток-Транзит" о предоставлении спорного земельного участка для дальнейшей эксплуатации реконструированного торгового павильона было удовлетворено.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что поскольку решение Межведомственной рабочей комиссии от 03.02.2011 принято в точном соответствии с постановлением Мэра городского округа Тольятти Самарской области от 21.09.2007 N 2835-1/п и до настоящего времени не отменено и не оспорено заинтересованными лицами в установленном Законом порядке, то указанное Решение является обязательным для исполнения мэрией городского округа Тольятти Самарской области.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащих доказательств опровергающих данный вывод в материалы дела не представлено.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свободы экономической деятельности.
В соответствии со статьей 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что мэрией не представлено доказательств о законности отказа заместителя Мэра городского округа Тольятти (далее - мэрия), изложенного в письме от 25.10.2013 N 8766/5, которым нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий незаконными в том случае, если установит, что этот акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из предмета заявленных обществом требований, в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно возложил на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "Север-Восток-Транзит", путем утверждения схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка площадью 218 кв. м, с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, 12 квартал, ул. Ворошилова, район жилого дома N 31, для размещения открытого места оказания услуг - общественного питания и осуществления розничной торговли продуктами питания и промышленными товарами.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Мэрией г.о. Тольятти в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 июля 2014 года по делу N А55-1907/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Мэрии городского округа Тольятти - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)