Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Манджиевым П.С.,
при участии:
от крестьянского (фермерского) хозяйства "Максименко А.И." - Сиротского В.А. по доверенности от 12.01.2015 N 2,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства "Максименко А.И."
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28.05.2015 по делу N А32-3720/2015, принятое судьей Данько М.М.,
по заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства "Максименко А.И."
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
о признании незаконным бездействия,
установил:
крестьянское (фермерское) хозяйство "Максименко А.И." (далее - заявитель, КФХ "Максименко А.И.") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент, заинтересованное лицо) по принятию решения о предоставлении КФХ "Максименко А.И." в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:30:1001006:0011, общей площадью 212 303 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, СК "Радуга", об обязании департамента в течение месяца с даты вступления в законную силу решения суда направить КФХ "Максименко А.И." проект договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:30:1001006:0011, общей площадью 212 303 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, СК "Радуга".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что заявитель не обосновал размер земельного участка, необходимого для осуществления его деятельности, в связи с чем не выполнил требования абзаца 5 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве) в редакции, действовавшей на момент обращения в департамент. Учитывая значительный размер испрашиваемого земельного участка (21,23 га), суд указал, что заявитель не доказал наличие у него экономической возможности обработки спорного земельного участка.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы КФХ "Максименко А.И." указало, что судом первой инстанции необоснованно принят во внимание письменный ответ департамента на заявление о предоставлении земельного участка при отсутствии надлежащих доказательств его направления в адрес заявителя. Также заявитель жалобы не согласился с выводом суда о несоответствии поданного им заявления требованиям статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, сославшись на то, что размер испрашиваемого земельного участка обоснован видами деятельности хозяйства и количеством членов хозяйства. Также, по мнению заявителя, возможность обработки и надлежащего использования спорного земельного участка подтверждается тем, что ранее крестьянское хозяйство владело и пользовалось земельным участком с кадастровым номером 23:30:1001006:14 площадью 20,95 га, сформированного из спорного земельного участка, на основании договора аренды от 13.10.2008 N 0000001927. Кроме того, согласно акту обследования от 06.04.2015 N 162, составленного главным специалистом ГКУ КК "Кубаньземконтроль" спорный земельный участок с кадастровым номером 23:30:1001006:0011 используется фактически КФХ "Максименко А.И." в течение 6 лет при отсутствии нарушений, связанных с его целевым использованием. С учетом принятия арендной платы и подписанных актов сверки взаиморасчетов, заинтересованное лицо необоснованно ссылается на отсутствие у хозяйства необходимых экономических ресурсов для обработки спорного земельного участка.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент не согласился с доводами заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения. Департамент сослался на отсутствие в составе представленного крестьянским (фермерским) хозяйством пакета документов доказательств обоснования площади испрашиваемого земельного участка, а также подтвердил факт использования заявителем спорного земельного участка и внесения последним арендной платы.
В судебном заседании представитель крестьянского хозяйства поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель департамента в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 20.10.2014 КФХ "Максименко А.И." подано в департамент имущественных отношений Краснодарского края заявление о предоставлении в аренду за плату сроком на 49 лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, с кадастровым номером 23:30:1001006:0011, общей площадью 212 303 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, СК "Радуга".
Ссылаясь на неполучение ответа департамента, на указанное заявление, КФХ "Максименко А.И." обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, регулирующей вопросы предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления на основании такого заявления или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых осуществляется подготовка документов, содержащих необходимые для государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете этого земельного участка в порядке, установленном данным Законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 статьи 12 Закона N 74-ФЗ, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 4 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
Согласно пункту 5 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 данной статьи решения.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке (пункт 6 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
Согласно приложенным к заявлению о предоставлении земельного участка документам, в том числе выписке из ЕГРП и кадастровому паспорту, испрашиваемый земельный участок на момент обращения был поставлен на кадастровый учет, в связи с чем совершение действий, направленных на постановку земельного участка на кадастровый учет, не требовалось. Таким образом, исполнительный орган государственной власти обязан был в течение четырнадцати дней со дня получения заявления КФХ "Максименко А.И." с приложенным к нему кадастровым паспортом земельного участка принять решение о предоставлении земельного участка, либо вынести мотивированное решение об отказе в его предоставлении.
Обосновывая отсутствие бездействия по рассмотрению заявления КФХ "Максименко А.И.", департаментом представлены в материалы дела копия письменного ответа (том 1, л.д. 36), из которого следует, что департамент считает целесообразным рассмотреть вопрос о предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения из земель, не являющихся собственностью Краснодарского края.
В качестве доказательства направления такого ответа заявителю заинтересованное лицо указывает на присвоенный письму штрихкод и копию журнала учета отправляемой корреспонденции, в котором зафиксирован номер "3016ж", входящий в состав штрихкода. Также департамент в дополнительных письменных пояснениях указал, что данный ответ направлен простым письмом, в связи с чем доказательства получения данного ответа КФХ "Максименко А.И." отсутствуют.
В свою очередь, заявитель факт получения данного ответа опровергает.
Учитывая, что согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которые совершили бездействие, а также принимая во внимание отсутствие доказательств, засвидетельствованных отметками отделения почтовой связи, о направлении указанного письменного ответа в адрес КФХ "Максименко А.И.", суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что заинтересованным лицом не доказан факт принятия всех необходимых и надлежащих действий по рассмотрению заявления КФХ "Максименко А.И." о предоставлении спорного земельного участка в соответствии с требованиями статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве в редакции, действовавшей на момент поступления данного заявления в департамент. При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что из содержания письменного ответа, на который ссылается департамент, не следует принятие департаментом решения о предоставлении спорного земельного участка или об отказе в его предоставлении с указанием мотивов такого отказа со ссылкой на законы или иные нормативно-правовые акты.
Между тем, исследовав заявление КФХ "Максименко А.И." о предоставлении земельного участка, представленное в департамент, а также приложенные к нему документы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
По смыслу положений главы 24 АПК РФ целью реализации способа правовой защиты, заключающегося в оспаривании незаконных действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является восстановление нарушенных прав заявителя или устранение нарушений таких прав, в связи с чем в соответствии с частью 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения, в случае удовлетворения заявленных требований об оспаривании незаконных действий (бездействия), должно быть указано на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Из содержания рассматриваемых спорных правоотношений следует, что целью заявителя является приобретение спорного земельного участка в аренду для осуществления своей деятельности. Способом восстановления нарушенных прав заявителя, в таком случае, является обязание заинтересованного лица принять решение о предоставлении спорного земельного участка и направить заявителю договор аренды.
Как было указано выше, согласно пункту 1 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, регулирующей вопросы предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Изучив представленные в департамент документ, суд апелляционной инстанции установил, что КФХ "Максименко А.И." при обращении в департамент не обосновал размер испрашиваемого земельного участка, то есть не подтвердил нуждаемость в земельном участке такого размера, а также наличие экономической возможности эффективного использования данного земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
Предусмотренные в абзаце 5 пункта 1 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве (в применимой к спорным отношениям редакции) критерии оценки размера предоставляемого для осуществления фермерским хозяйством его деятельности земельного участка (число членов хозяйства, виды его деятельности) предполагают наличие обоснования (мотивирования, убедительного аргументирования) с их использованием соответствующего размера участка, а не само по себе изложение названных сведений. Необходимость передачи в долгосрочную аренду испрашиваемого земельного участка значительной площади (21,23 га) из заявления не следует, данная площадь участка фактически является произвольной (могла при аналогичных обстоятельствах иметь любое иное значение).
Часть 1 статьи 66 АПК РФ обязывает участвующих в деле лиц представлять доказательства. Однако достаточное документальное подтверждение обоснованности размера испрашиваемого спорного земельного участка главой КФХ не было представлено вместе с заявлением.
Представленные только в суд апелляционной инстанции доказательства, подтверждающие наличие у КФХ "Максименко А.И." определенных экономических ресурсов, в том числе сельскохозяйственной производственной техники, не могут быть приняты судом в качестве доказательства выполнения заявителем требований статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве на момент обращения в департамент имущественных отношений Краснодарского края. Кроме того, из представленных заявителем копий договоров аренды земельных участков следует, что в настоящее время им используется и обрабатывается около 1000 га земель сельскохозяйственного назначения. При этом КФХ "Максименко А.И." не представлено обоснования наличия у него нуждаемости в дополнительном земельном участке.
Сам по себе факт использования КФХ "Максименко А.И." спорного земельного участка в отсутствие правоустанавливающих документов не может являться подтверждением вышеизложенных обстоятельств, учитывая, что согласно требованиям статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве заявитель обязан был представить соответствие обоснования размера испрашиваемого земельного участка при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка в департамент.
Также суд апелляционной инстанции учитывает, что в связи с принятием Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" соответствующие положения статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве утратили силу. Данные изменения вступили в законную силу с 01 марта 2015 года.
В настоящий момент согласно пункту 1 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации.
При этом в качестве исключения пунктом 6 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ предусмотрено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях предоставления такого земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Такие обстоятельства в настоящем деле отсутствуют.
В данный момент особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности урегулированы статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в настоящий момент заявитель вправе обратиться за предоставлением спорного земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Также заявитель жалобы указывает на то, что в ходе рассмотрения настоящего дела в суде апелляционной инстанции крестьянское хозяйство обращалось в общем порядке в департамент с заявлением о предоставлении спорного земельного участка, однако вновь получило отказ, что подтверждает отсутствие у органа исполнительной власти намерения рассматривать данный вопрос вне зависимости от процедуры, по которой заявитель просит предоставить ему земельный участок. Между тем данное обстоятельство по существу не имеет отношения к рассматриваемому спору, данный отказ может являться предметом самостоятельного требования.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не имеет оснований для отмены обжалуемого решения с учетом фактических обстоятельств по делу и представленных доказательств.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2015 по делу N А32-3720/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Р.Р.ИЛЮШИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.10.2015 N 15АП-11534/2015 ПО ДЕЛУ N А32-3720/2015
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2015 г. N 15АП-11534/2015
Дело N А32-3720/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Манджиевым П.С.,
при участии:
от крестьянского (фермерского) хозяйства "Максименко А.И." - Сиротского В.А. по доверенности от 12.01.2015 N 2,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства "Максименко А.И."
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28.05.2015 по делу N А32-3720/2015, принятое судьей Данько М.М.,
по заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства "Максименко А.И."
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
о признании незаконным бездействия,
установил:
крестьянское (фермерское) хозяйство "Максименко А.И." (далее - заявитель, КФХ "Максименко А.И.") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент, заинтересованное лицо) по принятию решения о предоставлении КФХ "Максименко А.И." в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:30:1001006:0011, общей площадью 212 303 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, СК "Радуга", об обязании департамента в течение месяца с даты вступления в законную силу решения суда направить КФХ "Максименко А.И." проект договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:30:1001006:0011, общей площадью 212 303 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, СК "Радуга".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что заявитель не обосновал размер земельного участка, необходимого для осуществления его деятельности, в связи с чем не выполнил требования абзаца 5 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве) в редакции, действовавшей на момент обращения в департамент. Учитывая значительный размер испрашиваемого земельного участка (21,23 га), суд указал, что заявитель не доказал наличие у него экономической возможности обработки спорного земельного участка.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы КФХ "Максименко А.И." указало, что судом первой инстанции необоснованно принят во внимание письменный ответ департамента на заявление о предоставлении земельного участка при отсутствии надлежащих доказательств его направления в адрес заявителя. Также заявитель жалобы не согласился с выводом суда о несоответствии поданного им заявления требованиям статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, сославшись на то, что размер испрашиваемого земельного участка обоснован видами деятельности хозяйства и количеством членов хозяйства. Также, по мнению заявителя, возможность обработки и надлежащего использования спорного земельного участка подтверждается тем, что ранее крестьянское хозяйство владело и пользовалось земельным участком с кадастровым номером 23:30:1001006:14 площадью 20,95 га, сформированного из спорного земельного участка, на основании договора аренды от 13.10.2008 N 0000001927. Кроме того, согласно акту обследования от 06.04.2015 N 162, составленного главным специалистом ГКУ КК "Кубаньземконтроль" спорный земельный участок с кадастровым номером 23:30:1001006:0011 используется фактически КФХ "Максименко А.И." в течение 6 лет при отсутствии нарушений, связанных с его целевым использованием. С учетом принятия арендной платы и подписанных актов сверки взаиморасчетов, заинтересованное лицо необоснованно ссылается на отсутствие у хозяйства необходимых экономических ресурсов для обработки спорного земельного участка.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент не согласился с доводами заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения. Департамент сослался на отсутствие в составе представленного крестьянским (фермерским) хозяйством пакета документов доказательств обоснования площади испрашиваемого земельного участка, а также подтвердил факт использования заявителем спорного земельного участка и внесения последним арендной платы.
В судебном заседании представитель крестьянского хозяйства поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель департамента в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 20.10.2014 КФХ "Максименко А.И." подано в департамент имущественных отношений Краснодарского края заявление о предоставлении в аренду за плату сроком на 49 лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, с кадастровым номером 23:30:1001006:0011, общей площадью 212 303 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, СК "Радуга".
Ссылаясь на неполучение ответа департамента, на указанное заявление, КФХ "Максименко А.И." обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, регулирующей вопросы предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления на основании такого заявления или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых осуществляется подготовка документов, содержащих необходимые для государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете этого земельного участка в порядке, установленном данным Законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 статьи 12 Закона N 74-ФЗ, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 4 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
Согласно пункту 5 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 данной статьи решения.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке (пункт 6 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
Согласно приложенным к заявлению о предоставлении земельного участка документам, в том числе выписке из ЕГРП и кадастровому паспорту, испрашиваемый земельный участок на момент обращения был поставлен на кадастровый учет, в связи с чем совершение действий, направленных на постановку земельного участка на кадастровый учет, не требовалось. Таким образом, исполнительный орган государственной власти обязан был в течение четырнадцати дней со дня получения заявления КФХ "Максименко А.И." с приложенным к нему кадастровым паспортом земельного участка принять решение о предоставлении земельного участка, либо вынести мотивированное решение об отказе в его предоставлении.
Обосновывая отсутствие бездействия по рассмотрению заявления КФХ "Максименко А.И.", департаментом представлены в материалы дела копия письменного ответа (том 1, л.д. 36), из которого следует, что департамент считает целесообразным рассмотреть вопрос о предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения из земель, не являющихся собственностью Краснодарского края.
В качестве доказательства направления такого ответа заявителю заинтересованное лицо указывает на присвоенный письму штрихкод и копию журнала учета отправляемой корреспонденции, в котором зафиксирован номер "3016ж", входящий в состав штрихкода. Также департамент в дополнительных письменных пояснениях указал, что данный ответ направлен простым письмом, в связи с чем доказательства получения данного ответа КФХ "Максименко А.И." отсутствуют.
В свою очередь, заявитель факт получения данного ответа опровергает.
Учитывая, что согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которые совершили бездействие, а также принимая во внимание отсутствие доказательств, засвидетельствованных отметками отделения почтовой связи, о направлении указанного письменного ответа в адрес КФХ "Максименко А.И.", суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что заинтересованным лицом не доказан факт принятия всех необходимых и надлежащих действий по рассмотрению заявления КФХ "Максименко А.И." о предоставлении спорного земельного участка в соответствии с требованиями статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве в редакции, действовавшей на момент поступления данного заявления в департамент. При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что из содержания письменного ответа, на который ссылается департамент, не следует принятие департаментом решения о предоставлении спорного земельного участка или об отказе в его предоставлении с указанием мотивов такого отказа со ссылкой на законы или иные нормативно-правовые акты.
Между тем, исследовав заявление КФХ "Максименко А.И." о предоставлении земельного участка, представленное в департамент, а также приложенные к нему документы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
По смыслу положений главы 24 АПК РФ целью реализации способа правовой защиты, заключающегося в оспаривании незаконных действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является восстановление нарушенных прав заявителя или устранение нарушений таких прав, в связи с чем в соответствии с частью 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения, в случае удовлетворения заявленных требований об оспаривании незаконных действий (бездействия), должно быть указано на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Из содержания рассматриваемых спорных правоотношений следует, что целью заявителя является приобретение спорного земельного участка в аренду для осуществления своей деятельности. Способом восстановления нарушенных прав заявителя, в таком случае, является обязание заинтересованного лица принять решение о предоставлении спорного земельного участка и направить заявителю договор аренды.
Как было указано выше, согласно пункту 1 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, регулирующей вопросы предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Изучив представленные в департамент документ, суд апелляционной инстанции установил, что КФХ "Максименко А.И." при обращении в департамент не обосновал размер испрашиваемого земельного участка, то есть не подтвердил нуждаемость в земельном участке такого размера, а также наличие экономической возможности эффективного использования данного земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
Предусмотренные в абзаце 5 пункта 1 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве (в применимой к спорным отношениям редакции) критерии оценки размера предоставляемого для осуществления фермерским хозяйством его деятельности земельного участка (число членов хозяйства, виды его деятельности) предполагают наличие обоснования (мотивирования, убедительного аргументирования) с их использованием соответствующего размера участка, а не само по себе изложение названных сведений. Необходимость передачи в долгосрочную аренду испрашиваемого земельного участка значительной площади (21,23 га) из заявления не следует, данная площадь участка фактически является произвольной (могла при аналогичных обстоятельствах иметь любое иное значение).
Часть 1 статьи 66 АПК РФ обязывает участвующих в деле лиц представлять доказательства. Однако достаточное документальное подтверждение обоснованности размера испрашиваемого спорного земельного участка главой КФХ не было представлено вместе с заявлением.
Представленные только в суд апелляционной инстанции доказательства, подтверждающие наличие у КФХ "Максименко А.И." определенных экономических ресурсов, в том числе сельскохозяйственной производственной техники, не могут быть приняты судом в качестве доказательства выполнения заявителем требований статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве на момент обращения в департамент имущественных отношений Краснодарского края. Кроме того, из представленных заявителем копий договоров аренды земельных участков следует, что в настоящее время им используется и обрабатывается около 1000 га земель сельскохозяйственного назначения. При этом КФХ "Максименко А.И." не представлено обоснования наличия у него нуждаемости в дополнительном земельном участке.
Сам по себе факт использования КФХ "Максименко А.И." спорного земельного участка в отсутствие правоустанавливающих документов не может являться подтверждением вышеизложенных обстоятельств, учитывая, что согласно требованиям статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве заявитель обязан был представить соответствие обоснования размера испрашиваемого земельного участка при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка в департамент.
Также суд апелляционной инстанции учитывает, что в связи с принятием Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" соответствующие положения статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве утратили силу. Данные изменения вступили в законную силу с 01 марта 2015 года.
В настоящий момент согласно пункту 1 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации.
При этом в качестве исключения пунктом 6 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ предусмотрено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях предоставления такого земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Такие обстоятельства в настоящем деле отсутствуют.
В данный момент особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности урегулированы статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в настоящий момент заявитель вправе обратиться за предоставлением спорного земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Также заявитель жалобы указывает на то, что в ходе рассмотрения настоящего дела в суде апелляционной инстанции крестьянское хозяйство обращалось в общем порядке в департамент с заявлением о предоставлении спорного земельного участка, однако вновь получило отказ, что подтверждает отсутствие у органа исполнительной власти намерения рассматривать данный вопрос вне зависимости от процедуры, по которой заявитель просит предоставить ему земельный участок. Между тем данное обстоятельство по существу не имеет отношения к рассматриваемому спору, данный отказ может являться предметом самостоятельного требования.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не имеет оснований для отмены обжалуемого решения с учетом фактических обстоятельств по делу и представленных доказательств.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2015 по делу N А32-3720/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Р.Р.ИЛЮШИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)