Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 11.12.2014 N Ф04-11681/2014 ПО ДЕЛУ N А46-3401/2014

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2014 г. по делу N А46-3401/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2014 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Орловой Н.В.
Тамашакина С.Н.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Белевич Н.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу дачного потребительского кооператива "Розовские усадьбы" на решение от 25.04.2014 Арбитражного суда Омской области (судья Ярковой С.В.) и постановление от 01.08.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Веревкин А.В., Кудрина Е.Н., Рожков Д.Г.) по делу N А46-3401/2014 по заявлению дачного потребительского кооператива "Розовские усадьбы" (644024, г. Омск, ул. Т.К. Щербанева, 35, 1003, ОГРН 1085543008869, ИНН 5503203415) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (644007, г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 56, ОГРН 1045504038524, ИНН 5503085391) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права, обязании произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок.
Другие лица, участвующие в деле: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Беседина Т.И.) в заседании участвовали представители:
- от дачного потребительского кооператива "Розовские усадьбы" - Лев Ж.Ю. по доверенности от 16.09.2014;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра
- и картографии по Омской области - Аверина А.Д. по доверенности от 30.12.2013;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области - Фролова Г.В. по доверенности от 30.04.2014.
Суд

установил:

дачный потребительский кооператив "Розовские усадьбы" (далее - ДПК "Розовские усадьбы", кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Омской области от 24.01.2014 N 01/188/2013-129 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 55:36:160103:4892, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения садоводства, дачного хозяйства, площадью 1 016 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - 2-этажное кирпичное здание, участок находится примерно в 701 м от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: г. Омск, ул. 1-я Тепловозная, 1 и обязании произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
В обоснование заявленных требований кооператив указал на незаконность и необоснованность оспариваемого отказа, поскольку в силу пункта 2 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ). По мнению заявителя, аренда, как обременение в силу закона регистрируется вместе с регистрацией права собственности на вновь образованный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества в Омской области).
Решением от 25.04.2014 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 01.08.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ДПК "Розовские усадьбы" обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить, вынести новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, суд неверно применил пункт 3 статьи 16, статью 22.2 Закона N 122-ФЗ; не учел того обстоятельства, что права собственника земельного участка в данном случае не ущемляются; кооперативу не требуется специально обращаться с заявлением о регистрации права аренды, которое в качестве обременения земельного участка регистрируется автоматически при регистрации права собственности.
Управление Росреестра по Омской области представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель кооператива доводы жалобы поддержал.
Представители заинтересованного лица и ТУ Росимущества в Омской области просили в удовлетворении жалобы отказать, считая принятые судебные акты соответствующими действующему законодательству.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, кооператив является арендатором земельного участка со следующими характеристиками: категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения садоводства, дачного хозяйства, площадью 371 240 кв. м, с кадастровым номером 55:36:160103:30, местоположение которого установлено в 375 м западнее относительно 2-этажного кирпичного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 1-я Тепловозная, 1 (далее - участок:30), находящегося в федеральной собственности, на основании договора аренды от 16.01.2008 N 100-ТУ с учетом соглашений от 11.01.2011, от 10.06.2011, от 11.04.2012, от 01.06.2012, от 16.07.2013.
По результатам проведения кадастровых работ, выполненных по заказу кооператива, произведен раздел участка:30 с образованием 246 земельных участков (245 участков общей площадью 299 338 кв. м - для ведения садоводства, дачного хозяйства, 1 участок площадью 71 902 кв. м - земли общего пользования). Сведения об образованных земельных участках были внесены в Государственный кадастр недвижимости 08.10.2012 (носят временный характер).
Письмом от 16.04.2013 N 8 ДПК "Розовские усадьбы" обратился в ТУ Росимущества в Омской области с предложением заключить дополнительное соглашение к действующему договору аренды, а также о совместном формировании и подаче комплектов документов на государственную регистрацию прав (собственности, аренды, субаренды) на вновь образованные участки и дополнительного соглашения к договору аренды.
Письмом от 16.05.2013 N ТУ-02/5055 ТУ Росимущества в Омской области со ссылкой на статью 22.2 Закона N 122-ФЗ ответило, что государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с ЗК РФ, для государственной регистрации прав на земельные участки, образованные кооперативом из участка:30, обращение ТУ Росимущества в Омской области в Управление Росреестра по Омской области не требуется.
Представитель ДПК "Розовские усадьбы", действующий по доверенности от 10.04.2012 N 2-1514, обратился 20.08.2013 в Управление Росреестра по Омской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на один из вновь образованных земельных участков с кадастровым номером 55:36:160103:4892, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения садоводства, дачного хозяйства, площадью 1 016 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - 2-этажное кирпичное здание, участок находится примерно в 701 м от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: г. Омск, ул. Тепловозная 1-я, 1 (далее - участок:4892).
Сообщением от 05.09.2013 N 01/188/2013-129 заинтересованное лицо уведомило кооператив о приостановлении сроком на один месяц государственной регистрации права собственности Российской Федерации на участок:4892 в связи с возникновением сомнений в наличии оснований для государственной регистрации. По мнению заинтересованного лица, пункт 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ предполагает, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено Федеральным законом.
Письмом от 01.10.2013 N ТУ-02/9540 ТУ Росимущества в Омской области пояснило ДПК "Розовские усадьбы", что подача заявления на осуществление государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вновь образованный участок имеет все формальные признаки раздела земельного участка. Ввиду отсутствия у ТУ Росимущества в Омской области полномочий на принятие решений о разделе земельных участков, ДПК "Розовские усадьбы" необходимо было получить согласие Росимущества на совершение данных действий.
Сообщением от 24.01.2014 N 01/188/2013-129 Управление Росреестра по Омской области отказало ДПК "Розовские усадьбы" в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на участок:4892 в связи с тем, что с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо и не предоставлены документы, необходимые в соответствии с законом для государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок.
Полагая, что отказ Управления Росреестра по Омской области в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на участок:4892 является незаконным, ДПК "Розовские усадьбы" обратился в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 130, 131, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 2 статьи 9, пунктом 2 статьи 11.2, статьями 11.3, 29, 11.4 ЗК РФ, пунктом 1 статьи 2, статьями 16 и 22.2 Закона N 122-ФЗ и, учитывая отсутствия заявления уполномоченного органа исполнительной власти о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 55:36:160103:4892, а также неподтверждение ДПК "Розовские усадьбы" полномочий на обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, пришел к выводу, что в государственной регистрации права кооперативу отказано обоснованно.
При этом отметил, что ДПК "Розовские усадьбы" действует в спорном правоотношении как самостоятельный хозяйствующий субъект с целью развития территории, привлечения в проект будущих членов кооператива, окупаемости проекта, что, безусловно, является сферой экономической деятельности, в связи с чем согласился с позицией заявителя о подведомственности настоящего дела арбитражному суду.
Суд апелляционной инстанции с указанными мотивами и выводами согласился. При этом отметил, что лицо, которому земельный участок предоставлен, может обратиться с заявлением о регистрации только того права, которое ему предоставлено в соответствии с ЗК РФ, в отношении иных прав на земельный участок, не имея специальных полномочий, данное лицо за регистрацией обращаться не может.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
На основании пункта 5 статьи 2 Закона N 122-ФЗ отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
В силу статьи 13 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав включает правовую экспертизу документов, представленных для государственной регистрации прав, установление отсутствия оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В соответствии с абзацами 8, 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, а также в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Порядок государственной регистрации прав на земельные участки, образованные при разделе, предусмотрен в статье 22.2 Закона N 122-ФЗ, в соответствии с пунктом 1 которой основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является: решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков; соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков; иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с ЗК РФ (пункт 2 статьи 22.2 Закона N 122-ФЗ).
Обязательными приложениями к документам, представляемым в соответствии с пунктами 1 и 2 указанной статьи, являются: правоустанавливающий документ на земельный участок, из которого образованы земельные участки; согласие в письменной форме лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена ЗК РФ (пункт 3 статьи 22.2 Закона N 122-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.4 ЗК РФ раздел земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Участок:4892 образован в результате раздела участка:30, находящегося в собственности Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В случае, если право возникает на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
Согласно пункту 3 статьи 16 Закона N 122-ФЗ в случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащее Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, от их имени вправе выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В силу пункта 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Юридические лица и граждане вправе действовать от имени перечисленных в пункте 3 указанной статьи субъектов только по их специальному поручению и лишь в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными нормативными актами (законами, указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ) либо нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
На основании положений указанных норм судами сделан правомерный вывод о том, что лицо, которому предоставлен земельный участок, может обратиться с заявлением о регистрации только того права, которое ему предоставлено в соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации. Наличие полномочий у заявителя выступать от имени собственника земельного участка не подтверждено.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, учитывая отсутствие заявления уполномоченного органа исполнительной власти о регистрации права собственности Российской Федерации на участок:4892, неподтверждение кооперативом полномочий на обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что в государственной регистрации названного права по заявлению ДПК "Розовские усадьбы" Управлением Росреестра по Омской области отказано обоснованно.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, суды пришли к правомерному выводу об отказе в заявленных требований.
Доводы кооператива, приведенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены или изменения судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов в кассационном порядке по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 1 000 руб.
На основании статьи 104 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 25.04.2014 Арбитражного суда Омской области и постановление от 01.08.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-3401/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить дачному потребительскому кооперативу "Розовские усадьбы" из федерального бюджета 1 000 (одну тысячу) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 30.09.2014 N 135.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.В.СИРИНА

Судьи
Н.В.ОРЛОВА
С.Н.ТАМАШАКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)