Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбуновой Л.Д.
при участии:
от истца - индивидуального предпринимателя Ибрагимова Руслана Рифхатовича (ОГРН 304590618200019, ИНН 590608046218): Петухов В.А., паспорт, доверенность от 11.07.2013,
от ответчика - Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1065902004354, ИНН 5905013132): не явились,
от третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (ОГРН 1045900116162, ИНН 5902293114): не явились, муниципального образования "Пермский муниципальный район" (ОГРН 1025902401910, ИНН 5948013200): не явились, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (ОГРН 1115902001632, ИНН 5902293756): Баев А.Н., удостоверение, доверенность от 12.01.2015,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца, индивидуального предпринимателя Ибрагимова Руслана Рифхатовича,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 29 октября 2014 года
по делу N А50-7248/2011,
принятое судьей Семеновым В.В.
по иску индивидуального предпринимателя Ибрагимова Руслана Рифхатовича
к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, муниципальное образование "Пермский муниципальный район", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
о признании договора недействительным и применении последствий недействительности сделки, взыскании неосновательного обогащения и процентов,
установил:
индивидуальный предприниматель Ибрагимов Руслан Рифхатович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к Агентству по природопользованию Пермского края о признании недействительным договора аренды от 20.05.2008 N 71 лесного участка площадью 2,6 га, расположенного в Пермском районе, Пермском лесничестве, Лядовском участковом лесничестве, квартал N 11, выдел 10, применении последствий недействительности сделки в виде возврата 297 746 руб. 57 коп., выплаченных истцом в качестве арендной платы, 34 594 руб. 26 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Протокольным определением от 16.06.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, муниципальное образование Пермский муниципальный район в лице администрации Пермского муниципального района.
Протокольным определением от 13.10.2011 Агентство по природопользованию Пермского края заменено на своего правопреемника Министерство лесного хозяйства Пермского края.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20.10.2011 исковые требования удовлетворены. Признан недействительным договор аренды лесного участка от 20.05.2008 N 71, с Министерства лесного хозяйства Пермского края в пользу предпринимателя Ибрагимова Р.Р. взыскано 297 746 руб. 57 коп. долга, 34 594 руб. 26 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами. Проценты за пользование чужими денежными средствами взысканы по день фактической уплаты долга, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, равной 8% годовых.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2013 решение суда отменено, в удовлетворении исковых требований отказано. Прекращено производство по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21.06.2013 решение суда первой инстанции от 20.10.2011 и постановление суда апелляционной инстанции от 28.02.2013 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Протокольным определением от 02.09.2013 ответчик заменен на своего правопреемника Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1065902004354, ИНН 5905013132).
Протокольным определением от 02.09.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае.
Определением от 09.09.2013 производство по настоящему делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А50-19394/2011.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 19.08.2014 по делу N А50-19394/2011 решение Арбитражного суда Пермского края от 16.12.2013, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 по указанному делу оставлены без изменения, кассационные жалобы МО "Пермский муниципальный район" в лице администрации Пермского муниципального района и администрации Сылвенского сельского поселения - без удовлетворения.
Протокольным определением от 03.10.2014 производство по настоящему делу возобновлено.
В судебном заседании, состоявшемся 17.10.2014, истцом заявлено об изменении исковых требований, истец просил расторгнуть договор аренды лесного участка от 20.05.2008 N 71.
Изменение исковых требований судом первой инстанции не принято, поскольку истцом одновременно изменены предмет и основание иска, что не допускается ст. 49 АПК РФ.
Истцом заявлено об отказе от исковых требований в части применения последствий недействительности сделки в виде возврата 297 746 руб. 57 коп., выплаченных истцом в качестве арендной платы, 34 594 руб. 26 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Отказ от части требований принят судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29.10.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, индивидуальный предприниматель Ибрагимов Р.Р. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования о расторжении договора аренды лесного участка от 20.05.2008 N 71.
В обоснование жалобы предприниматель указывает на необоснованный отказ суда в изменении заявленных требований. По мнению истца, АПК РФ не предоставляет суду право не принимать изменение исковых требований, поэтому рассмотрению подлежит именно требование о расторжении договора.
Судом не применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения с учетом заявленного истцом требования о расторжении договора (ст. 451-453 ГК РФ).
Как указывает истец, основанием для расторжения договора является то, что на момент рассмотрения дела спорный участок был отнесен к землям сельскохозяйственного назначения и зарегистрирован на праве собственности за муниципальным образованием "Пермский муниципальный район". В связи с этим истец был лишен возможности использовать земельный участок по назначению, указанному в договоре аренды.
Кроме того, истец ссылается на то, что в договоре аренды отсутствует указание на кадастровый номер земельного участка, часть которого передана по договору аренды. Лесному участку, площадью 2,6 га, являющемуся предметом договора аренды, не присвоен условный или кадастровый номер, он не выделен из состава лесного участка площадью 16 590 000 кв. м.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ссылается на то, что арендуемый предпринимателем земельный участок относится к категории земель лесного фонда, что подтверждено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А50-19394/2011.
Границы спорного лесного участка определены в соответствии с действующим лесным законодательством. Согласно ст. 67-69 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 4.1-4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие лесного кодекса Российской Федерации", подп. 1 п. 6 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" границы земель лесного фонда определены. Документом, индивидуализирующим лесные участки до постановки их на кадастровый учет в целях государственной регистрации прав на них и сделок с ними, является план участков лесного фонда (лесных участков), которые приравниваются к кадастровым паспортам.
Право собственности Российской Федерации на лесной участок зарегистрировано 04.05.2005. Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, заключая договор аренды, действовало в пределах своих полномочий.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на отсутствие оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды, предусмотренных ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие нарушений прав истца, поскольку по договору аренды ему был передан лесной участок. Его представитель в судебном заседании указал на то, что досудебный порядок расторжения договора аренды истцом не соблюден. Приведенные истцом основания признания недействительным договора аренды получили оценку в судебных актах по делу N А50-19394/2011, которыми установлено, что спорный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации и относится к землям лесного фонда.
Представители Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, муниципального образования "Пермский муниципальный район", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации Пермского района от 02.10.1992 N 440 птицефабрике "Сылвенская" выдан государственный акт N ПМО-246-00913, согласно которому птицефабрике предоставлено 5005 га земель, в том числе в постоянное (бессрочное) пользование 3007 га для сельскохозяйственного производства (1217 га - сельскохозяйственные угодья, 939 га - пашни, 219 га - сенокосы, 59 га - пашни, 1790 га - других земель).
В отношении лесных участков в 1995 году в кварталах 1-11 Пермского сельского лесхоза, хозяйство Сылвенская Птицефабрика проведены лесоустроительные работы Грузинским лесоустроительным предприятием "Грузлеспроект". Согласно поквартальной ведомости площадь участка лесного фонда в кварталах N 1-11 составила 1659 га.
Постановлением главы муниципального образования Пермский район от 23.02.2000 N 187 угодья площадью 1659 га закреплены в постоянное пользование ЗАО "Птицефабрика "Сылвенская".
Постановлением главы муниципального района от 21.02.2001 N 187 внесены изменения в учет земель закрытого акционерного общества "Птицефабрика "Сылвенская", в общую совместную собственность закреплены 1332,59 га земель, в постоянное (бессрочное) пользование - 1650,17 га (в том числе, леса, древесно-кустарниковая растительность).
Постановлением главы муниципального образования Пермский район от 04.07.2008 N 1976 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Птицефабрика "Сылвенская" в отношении земельного участка общей площадью 1650,17 га, указанный участок передан в ведение Пермского муниципального района.
На основании названного постановления 30.09.2010 зарегистрировано право собственности муниципального образования "Пермский муниципальный район" на земельный участок на землях сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 59:32:0000000:167 площадью 13 131 200 кв. м, расположенный по адресу: Пермская обл., Пермский р-н, Пермский сельский лесхоз, Сылвенская ПТФ.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 04.07.2005 серии 59 АК N 872853 на основании ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации зарегистрировано право собственности Российской Федерацией на участки лесного фонда, леса 1 и 2 группы, общей площадью 16 590 000 кв. м, расположенные по адресу: Пермская обл., Пермский р-н, Пермский сельский лесхоз, Сылвенская ПТФ, кварталы 1-11.
Как следует из кадастровой выписки от 30.03.2011, земельный участок общей площадью 16 590 000 кв. м, расположенный по адресу: Пермская обл., Пермский р-н, Пермский сельский лесхоз, Сылвенская ПТФ, кварталы 1-11, поставлен на государственный кадастровый учет 01.07.2005, ему присвоен кадастровый номер 59:32:0000000:417, категория: земли лесного фонда.
По результатам аукциона от 05.05.2008, между Министерством природных ресурсов Пермского края (арендодатель) и предпринимателем Ибрагимовым Р.Р. (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 20.05.2008 N 71, согласно условиям которого предпринимателю Ибрагимову Р.Р. передан в аренду лесной участков, находящийся в государственной собственности, площадью 2,6 га, категории земель - земли лесного фонда, местоположение: Пермский край, Пермский муниципальный район, государственное казенное учреждение "Пермское лесничество", Лядовское участковое лесничество, квартал 11, выдел 10, для осуществления рекреационной деятельности. Срок действия договора установлен сторонами с 20.05.2008 по 19.05.2057 (п. 7.1. договора).
Государственная регистрация данного договора произведена 18.06.2008.
Названный лесной участок передан предпринимателю по акту приема-передачи.
По результатам межевания 09.06.2009 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 59:32:3650001:4 (предыдущий номер 59:32:0000000:167), общей площадью 26 000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: примерно в 0,001 км по направлению на восток от ориентира д. Мостовая, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Пермский край, Пермский р-н, Сылвенское с/п, д. Мостовая.
На данный земельный участок зарегистрировано право собственности муниципального образования "Пермский муниципальный район" (свидетельство о государственной регистрации права от 28.01.2011 серии 59 ББ N 916649).
Предприниматель Ибрагимов Р.Р., полагая, что договор аренды от 20.05.2008 N 71 является недействительным (ничтожным) как заключенный с нарушением требований ст. 608 ГК РФ, поскольку согласно кадастровому паспорту от 09.06.2009 предоставленный ему в аренду участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, является муниципальной собственностью, в связи с чем Министерство природных ресурсов Пермского края не вправе было распоряжаться данным участком, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, спорный земельный участок является собственностью Российской Федерации, относится к землям лесного фонда, в связи с чем ответчик обладал полномочиями по заключению договора аренды спорного лесного участка. Доводы предпринимателя об отсутствии идентификации объекта аренды отклонены судом со ссылками на наличие плана лесного участка, включение спорного участка в лесной реестр.
При этом судом не принято изменение истцом исковых требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику. Изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику.
Возможность одновременного изменения предмета и основания иска, как и возможность заявления в рамках рассматриваемого арбитражного дела дополнительного самостоятельного требования положениями названным Кодексом не предусмотрена (п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции").
Из материалов дела следует, что первоначально предпринимателем заявлено требование о признании недействительным договора аренды от 20.05.2008 N 71 лесного участка площадью 2,6 га, расположенного в Пермском районе, Пермском лесничестве, Лядовском участковом лесничестве, квартал N 11, выдел 10, применении последствий недействительности сделки в виде возврата 297 746 руб. 57 коп., выплаченных истцом в качестве арендной платы, 34 594 руб. 26 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
При этом в качестве основания иска предпринимателем указано на отсутствие у Агентства по природопользованию Пермского края полномочий по передаче в аренду спорного участка, а также на отнесение земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения.
При новом рассмотрении дела в судебном заседании, состоявшемся 17.10.2014, истцом заявлено об изменении исковых требований. Предприниматель просил расторгнуть договор аренды лесного участка от 20.05.2008 N 71, ссылаясь на существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
Проанализировав указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что предпринимателем одновременно изменены и предмет, и основание иска.
С учетом изложенного суд первой инстанции, отказывая в принятии изменения иска, не допустил нарушений ст. 49 АПК РФ. При этом судом разъяснено истцу о возможности обратиться в арбитражный суд с самостоятельными требованиями о расторжении договора.
Таким образом, с учетом принятого отказа от исковых требований в части применения последствий недействительности сделки в виде возврата 297 746 руб. 57 коп., выплаченных истцом в качестве арендной платы, 34 594 руб. 26 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, судом первой инстанции правомерно рассмотрено требование о признании недействительным договора аренды лесного участка от 20.05.2008 N 71.
В силу п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно ст. 168 ГК РФ (в редакции, действующей на момент заключения договора) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Статьей 608 ГК РФ установлено, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (ст. 77 ЗК РФ).
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие; ст. 101 ЗК РФ).
Из положений ст. 87, 101 ЗК РФ следует, что земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (ст. 8 ЗК РФ).
На основании ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами (ст. 17 названного Кодекса), в том числе лесные участки в составе земель лесного фонда (ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, фактическое совпадение границ земельного участка по адресу: Пермский район, Пермское лесничество, Лядовское участковое лесничество (Сылвенское лесничество), квартал N 11, выдел 10 и земельного участка с кадастровым номером 59:32:3650001:4 подтверждается заключением эксперта (т. 1 л.д. 114-133) и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Спор о праве на земельные участки, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации в отношении участка лесного фонда и право муниципальной собственности как на участок, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, являлся предметом рассмотрения по делу N А50-19394/2011.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А50-19394/2011 установлено, что границы земельных участков с кадастровыми номерами 59:32:0000000:417 (зарегистрирован на праве собственности за Российской Федерацией) и 59:32:0000000:167 (зарегистрирован на праве собственности за муниципальным образованием "Пермский муниципальный район") совпадают, наложение границ имеется в части лесных массивов, кустарниковой растительности, заболоченности и лесных вырубок, площадь наложения земельных участков с кадастровыми номерами 59:32:0000000:417 и 59:32:0000000:167 составляет 1 566, 53 га, изменение (уменьшение) площади наложения земельных участков с кадастровыми номерами 59:32:0000000:417, 59:32:0000000:167 на 34, 5 га после выделения из земельного участка с кадастровым номером 59:32:0000000:167 иных земельных участков.
Суды пришли к выводу о том, что спорные земли изначально в силу своих характеристик и назначения всегда относились к землям лесного фонда, соответственно, являются собственностью Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Право собственности муниципального образования "Пермский муниципальный район" на земельный участок с кадастровым номером 59:32:0000000:167 признано отсутствующим.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что при заключении договора от 20.05.2008 N 71 у Агентства по природопользованию Пермского края имелись полномочия по представлению спорного лесного участка в аренду.
Доводы истца о том, что переданный в аренду лесной участок не индивидуализирован, отклоняются по следующим основаниям.
Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 настоящего Кодекса. Поскольку лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (ст. 7), следовательно, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Из материалов дела следует, что в отношении спорного лесного участка, в 1995 году проведено лесоустройство, которым установлены границы лесного участка.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 Закона N 201-ФЗ государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (ч. 1 ст. 4.2 Закона N 201-ФЗ).
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным (ч. 2 ст. 4.2 Закона N 201-ФЗ).
В соответствии со ст. 4.4 Закона N 201-ФЗ в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом о государственной регистрации прав.
Таким образом, наличие выданного и заверенного уполномоченными органами государственной власти плана лесного участка свидетельствует об учете участка в государственном лесном реестре (является основанием для учета участка в лесном реестре).
Следовательно, в качестве документов, индивидуализирующих лесные участки до постановки их на кадастровый учет в целях государственной регистрации прав на них и сделок с ними, признаются планы участков лесного фонда (лесных участков), которые приравниваются к кадастровым паспортам.
Как подтверждается материалами дела, предмет договора аренды лесного участка от 20.05.2008 N 71 сторонами определен, указаны площадь земельного участка, квартал и выдел. К договору приложена схема расположения и границы лесного участка (план лесного участка) с точным указанием координат, месторасположения, границ, площади, конфигурации, его характеристика и характеристика насаждений, цель использования.
В абз. 6 п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается. Вместе с тем, ст. 4.4 Закона N 201-ФЗ содержит специальное правило в отношении лесных участков. Следовательно, названная позиция не применима к лесным участкам до 01.01.2015.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы, по существу сводятся к переоценке установленных судом первой инстанции обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на истца.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 октября 2014 года по делу N А50-7248/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Е.Е.ВАСЕВА
Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
Г.Н.ГУЛЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.01.2015 N 17АП-12866/2011-АК ПО ДЕЛУ N А50-7248/2011
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2015 г. N 17АП-12866/2011-АК
Дело N А50-7248/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбуновой Л.Д.
при участии:
от истца - индивидуального предпринимателя Ибрагимова Руслана Рифхатовича (ОГРН 304590618200019, ИНН 590608046218): Петухов В.А., паспорт, доверенность от 11.07.2013,
от ответчика - Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1065902004354, ИНН 5905013132): не явились,
от третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (ОГРН 1045900116162, ИНН 5902293114): не явились, муниципального образования "Пермский муниципальный район" (ОГРН 1025902401910, ИНН 5948013200): не явились, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (ОГРН 1115902001632, ИНН 5902293756): Баев А.Н., удостоверение, доверенность от 12.01.2015,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца, индивидуального предпринимателя Ибрагимова Руслана Рифхатовича,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 29 октября 2014 года
по делу N А50-7248/2011,
принятое судьей Семеновым В.В.
по иску индивидуального предпринимателя Ибрагимова Руслана Рифхатовича
к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, муниципальное образование "Пермский муниципальный район", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
о признании договора недействительным и применении последствий недействительности сделки, взыскании неосновательного обогащения и процентов,
установил:
индивидуальный предприниматель Ибрагимов Руслан Рифхатович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к Агентству по природопользованию Пермского края о признании недействительным договора аренды от 20.05.2008 N 71 лесного участка площадью 2,6 га, расположенного в Пермском районе, Пермском лесничестве, Лядовском участковом лесничестве, квартал N 11, выдел 10, применении последствий недействительности сделки в виде возврата 297 746 руб. 57 коп., выплаченных истцом в качестве арендной платы, 34 594 руб. 26 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Протокольным определением от 16.06.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, муниципальное образование Пермский муниципальный район в лице администрации Пермского муниципального района.
Протокольным определением от 13.10.2011 Агентство по природопользованию Пермского края заменено на своего правопреемника Министерство лесного хозяйства Пермского края.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20.10.2011 исковые требования удовлетворены. Признан недействительным договор аренды лесного участка от 20.05.2008 N 71, с Министерства лесного хозяйства Пермского края в пользу предпринимателя Ибрагимова Р.Р. взыскано 297 746 руб. 57 коп. долга, 34 594 руб. 26 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами. Проценты за пользование чужими денежными средствами взысканы по день фактической уплаты долга, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, равной 8% годовых.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2013 решение суда отменено, в удовлетворении исковых требований отказано. Прекращено производство по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21.06.2013 решение суда первой инстанции от 20.10.2011 и постановление суда апелляционной инстанции от 28.02.2013 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Протокольным определением от 02.09.2013 ответчик заменен на своего правопреемника Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1065902004354, ИНН 5905013132).
Протокольным определением от 02.09.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае.
Определением от 09.09.2013 производство по настоящему делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А50-19394/2011.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 19.08.2014 по делу N А50-19394/2011 решение Арбитражного суда Пермского края от 16.12.2013, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 по указанному делу оставлены без изменения, кассационные жалобы МО "Пермский муниципальный район" в лице администрации Пермского муниципального района и администрации Сылвенского сельского поселения - без удовлетворения.
Протокольным определением от 03.10.2014 производство по настоящему делу возобновлено.
В судебном заседании, состоявшемся 17.10.2014, истцом заявлено об изменении исковых требований, истец просил расторгнуть договор аренды лесного участка от 20.05.2008 N 71.
Изменение исковых требований судом первой инстанции не принято, поскольку истцом одновременно изменены предмет и основание иска, что не допускается ст. 49 АПК РФ.
Истцом заявлено об отказе от исковых требований в части применения последствий недействительности сделки в виде возврата 297 746 руб. 57 коп., выплаченных истцом в качестве арендной платы, 34 594 руб. 26 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Отказ от части требований принят судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29.10.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, индивидуальный предприниматель Ибрагимов Р.Р. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования о расторжении договора аренды лесного участка от 20.05.2008 N 71.
В обоснование жалобы предприниматель указывает на необоснованный отказ суда в изменении заявленных требований. По мнению истца, АПК РФ не предоставляет суду право не принимать изменение исковых требований, поэтому рассмотрению подлежит именно требование о расторжении договора.
Судом не применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения с учетом заявленного истцом требования о расторжении договора (ст. 451-453 ГК РФ).
Как указывает истец, основанием для расторжения договора является то, что на момент рассмотрения дела спорный участок был отнесен к землям сельскохозяйственного назначения и зарегистрирован на праве собственности за муниципальным образованием "Пермский муниципальный район". В связи с этим истец был лишен возможности использовать земельный участок по назначению, указанному в договоре аренды.
Кроме того, истец ссылается на то, что в договоре аренды отсутствует указание на кадастровый номер земельного участка, часть которого передана по договору аренды. Лесному участку, площадью 2,6 га, являющемуся предметом договора аренды, не присвоен условный или кадастровый номер, он не выделен из состава лесного участка площадью 16 590 000 кв. м.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ссылается на то, что арендуемый предпринимателем земельный участок относится к категории земель лесного фонда, что подтверждено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А50-19394/2011.
Границы спорного лесного участка определены в соответствии с действующим лесным законодательством. Согласно ст. 67-69 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 4.1-4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие лесного кодекса Российской Федерации", подп. 1 п. 6 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" границы земель лесного фонда определены. Документом, индивидуализирующим лесные участки до постановки их на кадастровый учет в целях государственной регистрации прав на них и сделок с ними, является план участков лесного фонда (лесных участков), которые приравниваются к кадастровым паспортам.
Право собственности Российской Федерации на лесной участок зарегистрировано 04.05.2005. Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, заключая договор аренды, действовало в пределах своих полномочий.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на отсутствие оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды, предусмотренных ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие нарушений прав истца, поскольку по договору аренды ему был передан лесной участок. Его представитель в судебном заседании указал на то, что досудебный порядок расторжения договора аренды истцом не соблюден. Приведенные истцом основания признания недействительным договора аренды получили оценку в судебных актах по делу N А50-19394/2011, которыми установлено, что спорный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации и относится к землям лесного фонда.
Представители Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, муниципального образования "Пермский муниципальный район", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации Пермского района от 02.10.1992 N 440 птицефабрике "Сылвенская" выдан государственный акт N ПМО-246-00913, согласно которому птицефабрике предоставлено 5005 га земель, в том числе в постоянное (бессрочное) пользование 3007 га для сельскохозяйственного производства (1217 га - сельскохозяйственные угодья, 939 га - пашни, 219 га - сенокосы, 59 га - пашни, 1790 га - других земель).
В отношении лесных участков в 1995 году в кварталах 1-11 Пермского сельского лесхоза, хозяйство Сылвенская Птицефабрика проведены лесоустроительные работы Грузинским лесоустроительным предприятием "Грузлеспроект". Согласно поквартальной ведомости площадь участка лесного фонда в кварталах N 1-11 составила 1659 га.
Постановлением главы муниципального образования Пермский район от 23.02.2000 N 187 угодья площадью 1659 га закреплены в постоянное пользование ЗАО "Птицефабрика "Сылвенская".
Постановлением главы муниципального района от 21.02.2001 N 187 внесены изменения в учет земель закрытого акционерного общества "Птицефабрика "Сылвенская", в общую совместную собственность закреплены 1332,59 га земель, в постоянное (бессрочное) пользование - 1650,17 га (в том числе, леса, древесно-кустарниковая растительность).
Постановлением главы муниципального образования Пермский район от 04.07.2008 N 1976 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Птицефабрика "Сылвенская" в отношении земельного участка общей площадью 1650,17 га, указанный участок передан в ведение Пермского муниципального района.
На основании названного постановления 30.09.2010 зарегистрировано право собственности муниципального образования "Пермский муниципальный район" на земельный участок на землях сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 59:32:0000000:167 площадью 13 131 200 кв. м, расположенный по адресу: Пермская обл., Пермский р-н, Пермский сельский лесхоз, Сылвенская ПТФ.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 04.07.2005 серии 59 АК N 872853 на основании ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации зарегистрировано право собственности Российской Федерацией на участки лесного фонда, леса 1 и 2 группы, общей площадью 16 590 000 кв. м, расположенные по адресу: Пермская обл., Пермский р-н, Пермский сельский лесхоз, Сылвенская ПТФ, кварталы 1-11.
Как следует из кадастровой выписки от 30.03.2011, земельный участок общей площадью 16 590 000 кв. м, расположенный по адресу: Пермская обл., Пермский р-н, Пермский сельский лесхоз, Сылвенская ПТФ, кварталы 1-11, поставлен на государственный кадастровый учет 01.07.2005, ему присвоен кадастровый номер 59:32:0000000:417, категория: земли лесного фонда.
По результатам аукциона от 05.05.2008, между Министерством природных ресурсов Пермского края (арендодатель) и предпринимателем Ибрагимовым Р.Р. (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 20.05.2008 N 71, согласно условиям которого предпринимателю Ибрагимову Р.Р. передан в аренду лесной участков, находящийся в государственной собственности, площадью 2,6 га, категории земель - земли лесного фонда, местоположение: Пермский край, Пермский муниципальный район, государственное казенное учреждение "Пермское лесничество", Лядовское участковое лесничество, квартал 11, выдел 10, для осуществления рекреационной деятельности. Срок действия договора установлен сторонами с 20.05.2008 по 19.05.2057 (п. 7.1. договора).
Государственная регистрация данного договора произведена 18.06.2008.
Названный лесной участок передан предпринимателю по акту приема-передачи.
По результатам межевания 09.06.2009 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 59:32:3650001:4 (предыдущий номер 59:32:0000000:167), общей площадью 26 000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: примерно в 0,001 км по направлению на восток от ориентира д. Мостовая, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Пермский край, Пермский р-н, Сылвенское с/п, д. Мостовая.
На данный земельный участок зарегистрировано право собственности муниципального образования "Пермский муниципальный район" (свидетельство о государственной регистрации права от 28.01.2011 серии 59 ББ N 916649).
Предприниматель Ибрагимов Р.Р., полагая, что договор аренды от 20.05.2008 N 71 является недействительным (ничтожным) как заключенный с нарушением требований ст. 608 ГК РФ, поскольку согласно кадастровому паспорту от 09.06.2009 предоставленный ему в аренду участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, является муниципальной собственностью, в связи с чем Министерство природных ресурсов Пермского края не вправе было распоряжаться данным участком, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, спорный земельный участок является собственностью Российской Федерации, относится к землям лесного фонда, в связи с чем ответчик обладал полномочиями по заключению договора аренды спорного лесного участка. Доводы предпринимателя об отсутствии идентификации объекта аренды отклонены судом со ссылками на наличие плана лесного участка, включение спорного участка в лесной реестр.
При этом судом не принято изменение истцом исковых требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику. Изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику.
Возможность одновременного изменения предмета и основания иска, как и возможность заявления в рамках рассматриваемого арбитражного дела дополнительного самостоятельного требования положениями названным Кодексом не предусмотрена (п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции").
Из материалов дела следует, что первоначально предпринимателем заявлено требование о признании недействительным договора аренды от 20.05.2008 N 71 лесного участка площадью 2,6 га, расположенного в Пермском районе, Пермском лесничестве, Лядовском участковом лесничестве, квартал N 11, выдел 10, применении последствий недействительности сделки в виде возврата 297 746 руб. 57 коп., выплаченных истцом в качестве арендной платы, 34 594 руб. 26 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
При этом в качестве основания иска предпринимателем указано на отсутствие у Агентства по природопользованию Пермского края полномочий по передаче в аренду спорного участка, а также на отнесение земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения.
При новом рассмотрении дела в судебном заседании, состоявшемся 17.10.2014, истцом заявлено об изменении исковых требований. Предприниматель просил расторгнуть договор аренды лесного участка от 20.05.2008 N 71, ссылаясь на существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
Проанализировав указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что предпринимателем одновременно изменены и предмет, и основание иска.
С учетом изложенного суд первой инстанции, отказывая в принятии изменения иска, не допустил нарушений ст. 49 АПК РФ. При этом судом разъяснено истцу о возможности обратиться в арбитражный суд с самостоятельными требованиями о расторжении договора.
Таким образом, с учетом принятого отказа от исковых требований в части применения последствий недействительности сделки в виде возврата 297 746 руб. 57 коп., выплаченных истцом в качестве арендной платы, 34 594 руб. 26 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, судом первой инстанции правомерно рассмотрено требование о признании недействительным договора аренды лесного участка от 20.05.2008 N 71.
В силу п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно ст. 168 ГК РФ (в редакции, действующей на момент заключения договора) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Статьей 608 ГК РФ установлено, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (ст. 77 ЗК РФ).
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие; ст. 101 ЗК РФ).
Из положений ст. 87, 101 ЗК РФ следует, что земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (ст. 8 ЗК РФ).
На основании ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами (ст. 17 названного Кодекса), в том числе лесные участки в составе земель лесного фонда (ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, фактическое совпадение границ земельного участка по адресу: Пермский район, Пермское лесничество, Лядовское участковое лесничество (Сылвенское лесничество), квартал N 11, выдел 10 и земельного участка с кадастровым номером 59:32:3650001:4 подтверждается заключением эксперта (т. 1 л.д. 114-133) и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Спор о праве на земельные участки, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации в отношении участка лесного фонда и право муниципальной собственности как на участок, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, являлся предметом рассмотрения по делу N А50-19394/2011.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А50-19394/2011 установлено, что границы земельных участков с кадастровыми номерами 59:32:0000000:417 (зарегистрирован на праве собственности за Российской Федерацией) и 59:32:0000000:167 (зарегистрирован на праве собственности за муниципальным образованием "Пермский муниципальный район") совпадают, наложение границ имеется в части лесных массивов, кустарниковой растительности, заболоченности и лесных вырубок, площадь наложения земельных участков с кадастровыми номерами 59:32:0000000:417 и 59:32:0000000:167 составляет 1 566, 53 га, изменение (уменьшение) площади наложения земельных участков с кадастровыми номерами 59:32:0000000:417, 59:32:0000000:167 на 34, 5 га после выделения из земельного участка с кадастровым номером 59:32:0000000:167 иных земельных участков.
Суды пришли к выводу о том, что спорные земли изначально в силу своих характеристик и назначения всегда относились к землям лесного фонда, соответственно, являются собственностью Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Право собственности муниципального образования "Пермский муниципальный район" на земельный участок с кадастровым номером 59:32:0000000:167 признано отсутствующим.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что при заключении договора от 20.05.2008 N 71 у Агентства по природопользованию Пермского края имелись полномочия по представлению спорного лесного участка в аренду.
Доводы истца о том, что переданный в аренду лесной участок не индивидуализирован, отклоняются по следующим основаниям.
Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 настоящего Кодекса. Поскольку лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (ст. 7), следовательно, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Из материалов дела следует, что в отношении спорного лесного участка, в 1995 году проведено лесоустройство, которым установлены границы лесного участка.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 Закона N 201-ФЗ государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (ч. 1 ст. 4.2 Закона N 201-ФЗ).
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным (ч. 2 ст. 4.2 Закона N 201-ФЗ).
В соответствии со ст. 4.4 Закона N 201-ФЗ в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом о государственной регистрации прав.
Таким образом, наличие выданного и заверенного уполномоченными органами государственной власти плана лесного участка свидетельствует об учете участка в государственном лесном реестре (является основанием для учета участка в лесном реестре).
Следовательно, в качестве документов, индивидуализирующих лесные участки до постановки их на кадастровый учет в целях государственной регистрации прав на них и сделок с ними, признаются планы участков лесного фонда (лесных участков), которые приравниваются к кадастровым паспортам.
Как подтверждается материалами дела, предмет договора аренды лесного участка от 20.05.2008 N 71 сторонами определен, указаны площадь земельного участка, квартал и выдел. К договору приложена схема расположения и границы лесного участка (план лесного участка) с точным указанием координат, месторасположения, границ, площади, конфигурации, его характеристика и характеристика насаждений, цель использования.
В абз. 6 п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается. Вместе с тем, ст. 4.4 Закона N 201-ФЗ содержит специальное правило в отношении лесных участков. Следовательно, названная позиция не применима к лесным участкам до 01.01.2015.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы, по существу сводятся к переоценке установленных судом первой инстанции обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на истца.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 октября 2014 года по делу N А50-7248/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Е.Е.ВАСЕВА
Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
Г.Н.ГУЛЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)