Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.06.2015 ПО ДЕЛУ N А05-12348/2014

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2015 г. по делу N А05-12348/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 июня 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зориной Ю.В. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
при участии от Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в лице филиала "Аэронавигация Северо-Запада" Архангельский центр ОВД Ведерникова С.И. по доверенности от 25.11.2013, Березиной Е.Н. по доверенности от 10.09.2014, от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области Типкова Р.В. по доверенности от 22.08.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Архангельской области по правилам суда первой инстанции дело N А05-12348/2014 по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в лице филиала "Аэронавигация Северо-Запада" Архангельский центр ОВД к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области, к Министерству обороны Российской Федерации об образовании путем раздела находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 29:16:064702:72 площадью 8 178 166 кв. м на земельные участки с кадастровым номером 29:16:064702:1707 площадью 750 кв. м и с кадастровым номером 29:16:064702:1706 площадью 11 904 кв. м с разрешенным использованием: для размещения объектов воздушного транспорта, расположенного по адресу: Архангельской обл., Приморский р-н, пос. Талаги, с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация),
установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в лице филиала "Аэронавигация Северо-Запада" Архангельский центр ОВД (ОГРН 1027739057500, ИНН 7734135124, место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Самойло, д. 12, корп. 1, далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (ОГРН 1042900001715, ИНН 2901121036, место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 2, далее - Управление) с иском об образовании путем раздела находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 29:16:064702:72 площадью 8 178 166 кв. м на земельные участки с кадастровым номером 29:16:064702:1707 площадью 750 кв. м и с кадастровым номером 29:16:064702:1706 площадью 11 904 кв. м с разрешенным использованием: для размещения объектов воздушного транспорта и расположенным по адресу: Архангельской обл., Приморский р-н, пос. Талаги (с учетом уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Решением суда от 9 декабря 2014 года исковые требования удовлетворены. С Управления в пользу Предприятия взыскано 4000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Управление с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Доводы жалобы сводятся к следующему. Действующее законодательство не содержит обязанности собственника земельного участка по принятию решения об образовании земельных участков путем раздела земельного участка. Управление не обязано принимать решение об образовании земельных участков. Управление считает неверным вывод суда о том, что решения о разделе земельных участков должны приниматься в разумные сроки. Из норм земельного законодательства следует, что собственник земельного участка, находящегося в государственной собственности, не обязан принимать решения о разделе земельного участка, а вправе производить данное действие. В соответствии с пунктом 4.2.25 Типового положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 Управление принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар. Поскольку в настоящее время таким поручением Управление не располагает, принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 29:16:064702:72 невозможно. Истец не представлял в Управление кадастровые паспорта образуемых земельных участков. Управление не отказывало истцу в разделе земельного участка с кадастровым номером 29:16:064702:72. При получении поручения Росимущества о разделе Управление произведет раздел земельного участка с кадастровым номером 29:16:064702:72. Управление считает, что решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 29:16:064702:72 могло быть принято и во внесудебном порядке. На земельных участках с кадастровыми номерами 29:16:064702:1707 площадью 750 кв. м и 29:16:064702:1706 площадью 11904 кв. м отсутствуют объекты недвижимости, находящиеся в хозяйственном ведении истца, истцу данные участки на каких-либо правах не предоставлены. Соответственно, истец не обладает никакими правами на данные земельные участки. После проведения процедуры раздела данного земельного участка предоставление вновь образованных земельных участков возможно путем проведения торгов.
В силу части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) независимо от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 названного Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В судебном заседании, состоявшемся 23.03.2015, при применении апелляционным судом части 6.1 статьи 268 АПК РФ установлено основание, предусмотренное пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, связанное с не привлечением к участию в деле Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) и Министерства обороны Российской Федерации.
Поскольку указанные нарушения норм процессуального права являются безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, апелляционный суд определением от 23.03.2015 перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) и Министерство обороны Российской Федерации.
Определением суда от 18.05.2015 Министерство обороны Российской Федерации исключено из числа третьих лиц и привлечено к участию в деле в качестве ответчика.
В судебном заседании представители истца поддержали заявленный иск в полном объеме.
Представитель Управления полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Остальные участники процесса надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2008 N 652 "Об утверждении федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2020 годы)" (далее - Программа) Предприятие является национальным поставщиком аэронавигационных услуг.
Государственным заказчиком Программы в отношении объектов Единой системы и объектов единой системы поиска и спасания является Росавиация.
Мероприятиями Программы по совершенствованию аэронавигационного обслуживания полетов в районе аэродромов и на воздушных трассах запланировано выполнение реконструкции и технического перевооружения комплекса средств управления воздушным движением, радиотехнического обеспечения полетов и электросвязи, в том числе, аэропорта Талаги (Архангельск).
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.08.2007 N 1034-р "Об утверждении перечня аэродромов совместного базирования Российской Федерации" аэродром Талаги является государственным, находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации и входит в перечень аэродромов совместного базирования.
В настоящий момент в отношении земельного участка с кадастровым номером 29:16:064702:72, имеющего разрешенное использование: для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации и расположенного по адресу: Архангельская обл., Приморский р-н, в районе пос. Талаги зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.10.2013.
По состоянию на 09.10.2013 земельный участок имел площадь 8 350 830 кв. м.
Согласно выписке из ЕГРП по состоянию на 04.09.2014 земельный участок имеет площадь 8 178 166 кв. м.
Предприятие 21.11.2012 обратилось в Управление с заявлением N АЦ 2187 о согласовании места под размещение здания "Высокого КДП" (командно-диспетчерского пункта) на аэродроме Архангельск (Талаги) в границах земельного участка с кадастровым номером 29:16:064702:72 ориентировочной площадью 16 000 кв. м.
Управление переадресовало заявление Предприятия в Департамент градостроительства мэрии г. Архангельска (от 04.12.2012 N 10547) с просьбой подготовить акт выбора земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта под строительство здания высокого КДП.
Департамент градостроительства мэрии г. Архангельска письмом от 13.12.2012 N 154/46/9099 выдал Предприятию задание получить согласования на размещение планируемого для строительства объекта, технические условия его подключения, согласие собственника земельного участка с кадастровым номером 29:16:064702:72 на его раздел.
Письмом от 04.02.2013 N 709 Управление согласовало раздел земельного участка с кадастровым номером 29:16:064702:72 с целью строительства на образованном при разделе земельном участке ориентировочной площадью 16 000 кв. м здания высокого КДП. В указанном письме Управление также сообщило Предприятию о том, что решение о разделе земельного участка принимается исключительно по согласованию с Росимуществом.
Впоследствии Предприятием было принято решение о строительстве на аэродроме г. Архангельска здания высокого КДП и размещения аэродромного локатора Лира-10, в связи с чем Предприятие в декабре 2013 года обратилось в Управление с заявлением разделе земельного участка с кадастровым номером 29:16:064702:72 путем образования из него двух земельных участков: земельного участка площадью 750 кв. м для размещения аэродромного локатора Лира-10 и земельного участка площадью 13 000 кв. м для строительства на нем здания высокого КДП. С заявлением от 09.12.2013 N АЦ 2428 был представлен пакет документов: схема раздела земельного участках, справки БТИ об отсутствии на испрашиваемых земельных участках объектов недвижимости иных лиц, обоснование запрашиваемых площадей земельных участков.
Из письма Управления от 13.02.2014 N 1079 следует, что пакет документов Предприятия о разделе земельного участка направлен для принятия решения в Росимущество (л.д. 24).
Росимущество в ответе от 18.04.2014 N ВВ-10/16662 запросило дополнительные пояснения и обоснования, в частности, пояснения на предмет вида разрешенного использования земельного участка "для нужд Министерства обороны Российской Федерации", об отсутствии информации о лице, которое будет осуществлять строительство, о правах Предприятия на земельный участок (л.д. 25).
Далее, 10.07.2014 Управление направило в Росимущество письмо N 408 с пояснениями и приложением документов, полученных от Предприятия, в частности письма от 23.06.2014 N 1.17-07052 о строительстве запланированных объектов в соответствии с федеральной целевой программой "Модернизация единой системы организации воздушного движения в Российской Федерации" (2009 - 2020 годы) и о предоставлении испрашиваемых земельных участков на условиях аренды.
Письмом от 20.08.2014 N ВВ-10/35967 Росимущество отказалось принять решение о разделе земельного участка, мотивируя его отсутствием механизма дальнейшего предоставления вновь образованных земельных участков (л.д. 28 - 29).
Непринятие Управлением длительное время решения о разделе земельного участка для строительства на нем объектов, необходимых для обеспечения безопасности полетов, послужило причиной обращения в суд с настоящим иском.
В ходе судебного разбирательства по заявке Предприятия вновь проведены межевые работы по выделению необходимых для строительства и размещения объектов земельных участков, по результатам которых составлен межевой план от 14.11.2014.
На основании заявления Предприятия от 15.11.2014 и межевого плана 24.11.2014 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о постановке на временный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 29:16:064702:1707 площадью 750 кв. м и с кадастровым номером 29:16:064702:1706 площадью 11 904 кв. м с разрешенным использованием: для размещения объектов воздушного транспорта, расположенным по адресу: Архангельской обл., Приморский р-н, пос. Талаги.
Предприятие представило кадастровые паспорта от 24.11.2014 на временные земельные участки, на которые просит разделить земельный участок с кадастровым номером 29:16:064702:72.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, апелляционный суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентировался статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), согласно которой предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось с проведением работ по их формированию.
При этом, по смыслу пункта 4 статьи 30 ЗК РФ формирование земельного участка включало в себя выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Следовательно, выполнение кадастровых работ и осуществление кадастрового учета испрашиваемого земельного участка являются частью процедуры предоставления земельного участка, в целом.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1131 "О полномочиях Федерального агентства воздушного транспорта по изъятию, предоставлению земельных участков и резервированию земель" в целях повышения эффективности оказания государственных услуг и управления федеральным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), развития действующих и строительства новых аэропортовых комплексов, совершенствования инфраструктуры аэропортов, Росавиация наделена полномочиями по принятию решений об образовании и предоставлении земельных участков из земельных участков, которые находятся в федеральной собственности, в целях размещения объектов воздушного транспорта федеральной собственности, в том числе аэродромов, аэропортов, объектов единой системы организации воздушного движения, объектов систем связи, иных зданий и сооружений, обеспечивающих использование объектов воздушного транспорта.
Исходный земельный участок с кадастровым номером 29:16:064702:72 имеет вид разрешенного использования для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, при разделе исходного земельного участка вновь образованные земельные участки должны иметь тот же вид разрешенного использования, а именно: для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации.
По информации, отображаемой на публичной кадастровой карте, границы земельного участка с кадастровым номером 29:16:064702:72 соответствуют границам земельного участка с кадастровым номером 29:16:064702:0049.
Земельный участок с кадастровым номером 29:16:064702:0049, площадью 8 494 617 кв. м передан на баланс ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России в соответствии с передаточным актом ФГУ "Архангельская КЭЧ" Минобороны России от 31.05.2011 (л.д. 180 - 185).
Следовательно, земельный участок с кадастровым номером 29:16:064702:72 в настоящее время предоставлен в пользование ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России.
В соответствии с пунктами 1, 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования у подведомственных ему федеральных государственных учреждений, осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Следовательно, земельный участок с кадастровым номером 29:16:064702:72 находится в ведении Минобороны России.
Раздел земельного участка является одним из способов образования земельных участков.
Как установлено пунктом 7 статьи 11.4 ЗК РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной собственности лицо, заинтересованное в разделе земельного участка, обращается в уполномоченный орган государственной власти с соответствующим заявлением, к которому прилагает схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории и копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в ЕГРП.
Истец в исковом заявлении указывает, что обращался с заявлением о разделе спорного земельного участка в ТУ Росимущества.
В Министерство обороны с соответствующим заявлением в досудебном порядке истец не обращался.
Кроме того, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2008 N 234 "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности" до 01.01.2016 установлен запрет для федеральных органов исполнительной власти на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
Данный запрет не распространяется на случаи предоставления земельных участков, указанных в пункте 4 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2008 N 234 "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности", а именно, продажи, предоставления в аренду и совершения иных установленных федеральными законами действий по распоряжению земельными участками, на которых расположены здания строения и сооружения, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц.
Документов, подтверждающих случай строительства, запрет на который Постановления N 234 не распространяется, в материалах дела не имеется.
Порядок предоставления юридическим лицам в аренду земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, для различных видов использования, не связанных со строительством, установлен статьей 93 ЗК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2006 N 176 "Об утверждении правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования".
Сведения о земельных участках, временно неиспользуемых для нужд Вооруженных сил России, которые планируются для предоставления в аренду для целей, не связанных со строительством, публикуются на сайте Минобороны России mil.ru в разделе: "Главная < Департамент имущественных отношений < Аренда имущества", и на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет - www.torgi.gov.ru.
В настоящее время земельный участок с кадастровым номером 29:16:064702:72 к землям временно неиспользуемым для нужд Вооруженных сил России не отнесен.
Поскольку с заявлением о согласовании схемы раздела спорного земельного участка под установку "Лира А-10" и КДП Предприятие обратилось в адрес ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России только в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции (заявление от 26.05.2015 N 5.3.1-2211), сроки рассмотрения указанного заявления на момент рассмотрения дела (17.06.2015) не истекли, суд апелляционной инстанции полагает, что иск Предприятием заявлен преждевременно, вследствие чего не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 9 декабря 2014 года по делу N А05-12348/2014 отменить.
В удовлетворении исковых требований Федеральному государственному унитарному предприятию "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в лице филиала "Аэронавигация Северо-Запада" Архангельский центр ОВД отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий два месяца со дня его принятия.
Председательствующий
А.Н.ШАДРИНА
Судьи
Ю.В.ЗОРИНА
А.В.РОМАНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)