Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ему незаконно отказали во включении в список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Алексеенко О.В.
судей Абубакировой Р.Р.
Нурисламовой Э.Р.
при секретаре Р.Р.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Р.Р.М. на решение Уфимского районного суда РБ от 05 февраля 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Р.Р.М. к администрации MP Уфимский район РБ об обязании включить в список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения, и предоставить земельную долю (пай) в размере 3,7 га из земель сельскохозяйственного назначения отказать.
Заслушав доклад судьи Абубакировой Р.Р., судебная коллегия
установила:
Р.Р.М. обратился в суд с иском к администрации MP Уфимский район РБ об обязании включить в список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения, и предоставить земельную долю (пай) в размере 3,7 га из земель сельскохозяйственного назначения, указав, что работники птицефабрики "Башкирская" имеют право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения ДП "Птицефабрика "Башкирская" ГУСП "Башптицепрома" подразделение "Дружба" (бывший колхоз "Дружба"). В газете "Уфимские Нивы" N 14 (9654) от <...> года было опубликовано информационное сообщение о приеме заявлений о бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по ДП "Птицефабрика "Башкирская" ГУСП "Башптицепром" подразделение "Дружба" (бывший колхоз "Дружба"). Дата начала приема заявлений - <...> года, окончания - <...> года адрес приема заявлений - <...>. Истец обратился в ОАО "Птицефабрика "Башкирская", где ему сообщили, что внутрихозяйственная комиссия в ОАО "Птицефабрика "Башкирская" не создана, а Р.Р.М. следует обратиться в ДП "Птицефабрика "Башкирская" по указанному в сообщении адресу. Заявление по этому адресу истец направил почтой. В связи с открытием конкурсного производства и процедурой банкротства внутрихозяйственная комиссия создана не была, общее собрание работников не проводилось, список лиц, имеющих право на получение земельного пая, не создавался. Администрация MP Уфимский район РБ не приняла своевременных мер для организации общего собрания граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), не сформировала и не утвердила списки на получение земельной доли (пая). Р.Р.М. проработал на Птицефабрике "Башкирская" с <...> года по <...> года Во включении Р.Р.М. в список пайщиков было отказано. Просил обязать ответчика включить его в список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельхозназначения, и предоставить земельную долю (пай) в размере 3,7 га.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит Р.Р.М., приводя те же доводы, что и в суде первой инстанции, а также указывая, что Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в отличие от Закона РБ "О регулировании земельных отношений в РБ" не предусматривает срока окончания бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Считает, что в данном случае подлежат применению положения указанного Федерального закона, имеющего большую юридическую силу.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Р.Р.М. - С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя администрации MP Уфимский район Республики Башкортостан Н., согласившуюся с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно абзацу 1 пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со ст. 28 ЗК РФ могут предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ. Перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта РФ.
В соответствии со ст. 21 Закона РБ от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" бесплатная однократная приватизация гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с настоящим Законом осуществляется до 1 января 2012 года.
Списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утвержденные с 1 января 2006 года до 1 января 2012 года решениями общих собраний, указанных в ч. 5 ст. 21.2 настоящего Закона, являются основанием для принятия уполномоченными органами решений о бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков.
Решения о бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на основании списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утвержденных до 1 января 2012 года решениями общих собраний, указанных в ч. 5 ст. 21.2 настоящего Закона, принимаются уполномоченными органами после 1 января 2012 года, но не позднее 1 июля 2012 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 21.2 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) имеют граждане, имевшие по состоянию на 01 января 1992 года право на получение земельной доли (пая) при реорганизации колхозов, совхозов и иных сельскохозяйственных предприятий в соответствии с решениями трудовых коллективов.
Частью 5 указанной статьи установлено, что списки граждан имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утверждаются решением общего собрания сельскохозяйственной организации (предприятия). Общее собрание сельскохозяйственной организации (предприятия) считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов всех его членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на собрании членов сельскохозяйственной организации (предприятия).
В случае, если сельскохозяйственная организация (предприятие) ликвидирована, то общее собрание граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), организуется органом местного самоуправления, на территории которого расположены земли ликвидированной организации (предприятия).
В целях реализации прав граждан на земельные участки и обеспечения единого подхода и механизма бесплатного однократного предоставления гражданам на праве общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, постановлением Правительства РБ от 15 марта 2006 года за N 60 утвержден Порядок работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности.
Согласно п. п. 1.3., 1.4. и 2.3 Порядка в целях организации работ по поэтапной и планомерной бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения создаются внутрихозяйственные и районные комиссии по бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Внутрихозяйственные комиссии проводят общие собрания сельскохозяйственных организаций (предприятий), общие собрания граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) на территории сельских поселений, где расположены земли ликвидированных сельскохозяйственных организаций (предприятий).
К основным полномочиям внутрихозяйственной комиссии относятся: принятие заявлений граждан на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; составление (уточнение) списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая); определение площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации, и размера земельной доли (пая) в сельскохозяйственной организации.
Согласно п. 5.5 Порядка заявление на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения подается заявителем во внутрихозяйственную комиссию по местонахождению сельскохозяйственной организации.
В силу п. 6.1 Порядка утвержденные общим собранием сельскохозяйственной организации или граждан, имеющих право на получение земельной доли, и согласованные районной комиссией списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), а также заявления граждан на предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в общую собственность в двухнедельный срок с момента получения списка рассматриваются уполномоченным органом.
При отсутствии замечаний уполномоченный орган принимает решение о бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен определенный порядок предоставления земель для приватизации сельскохозяйственных угодий.
Как следует из материалов дела истец с <...> года по <...> года работал на птицефабрике "Башкирская", затем переведен в ЖКО птицефабрики "Башкирская", которое было преобразовано в МУП ЖКХ "Авдон".
В материалах дела имеется заявление истца от <...> года, адресованное во внутрихозяйственную комиссию по перераспределению земель ДП птицефабрика "Башкирская ГУСП "Башптицепром", подразделение "Дружба", о бесплатном предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
В администрацию MP Уфимский район РБ с аналогичным заявлением представитель истца обратился <...> года
В материалах дела имеется письмо от <...> года Управления земельных и имущественных отношений администрации MP Уфимский район РБ, из которого следует, что отказано в бесплатном однократном предоставлении земельного участка в собственность истца, ссылаясь на истечение сроков приватизации, установленных Законом РБ "О регулировании земельных отношений в РБ".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом не представлено доказательств обращения до <...> года в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного пая и включении в списки пайщиков.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции, поскольку доказательств, подтверждающих факт обращения истца в соответствии с вышеприведенным порядком с заявлением о предоставлении ей в порядке приватизации земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, в материалы дела не представлено.
Представленное в обоснование иска заявление от <...> года адресованное во внутрихозяйственную комиссию по перераспределению земель ДП птицефабрика "Башкирская" ГУСП "Башптицепром" (подразделение "Дружба"), о бесплатном предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, не позволяет сделать вывод о соблюдении истцом установленного законом порядка обращения с заявлением, поскольку допустимых и достоверных доказательств создания в ДП птицефабрика "Башкирская" ГУСП "Башптицепром" внутрихозяйственной комиссии по бесплатной приватизации земельных участков в силу требований ст. 56 ГПК РФ суду первой инстанции представлено не было.
Кроме того, доказательств о направлении данного письма адресату также суду не представлено.
Представленный стороной истца приказ о создании комиссии по сельскохозяйственному предприятию для составления списков земельных долей (паев) не может быть принят в качестве допустимого и достоверного доказательства, поскольку данный приказ не содержит таких обязательных для локальных нормативных актов реквизитов, как дата, место его издания и номер.
По данным Архивного отдела администрации MP Уфимский район РБ приказы по основной деятельности ДП "Птицефабрика "Башкирская" за 2006-2007 годы на хранение в архив не поступали.
Учитывая, что установленный вышеприведенными правовыми нормами порядок обращения с заявлением о бесплатном предоставлении в собственность земель сельскохозяйственных угодий истцом соблюден не был, право на бесплатное получение земли сельскохозяйственного назначения в надлежащей форме им не реализовано, и доказательств обратного суду не представлено, судом принято обоснованное решение об отказе в удовлетворении его исковых требований.
Доводы истца о том, что обязанность по созданию внутрихозяйственной комиссии и ее финансированию возложена на администрацию района, которая указанные обязанности не исполнила, не могут быть признаны состоятельными, поскольку в соответствии с положениями Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" такая обязанность возлагается на орган местного самоуправления лишь в случае ликвидации сельскохозяйственной организации (предприятия).
Из материалов дела следует, что конкурсное производство в отношении ДП птицефабрика "Башкирская" ГУСП "Башптицепром" завершено и предприятие ликвидировано согласно определению Арбитражного суда РБ от <...> года (л.д. 33-34).
Доводы апелляционной жалобы о необходимости применения к спорным правоотношениям положений Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", имеющего большую юридическую силу по сравнению с Законом РБ "О регулировании земельных отношений в РБ" и не предусматривающего срока окончания бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что предоставление таких земельных участков осуществляется в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы решения суда, направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права также не установлено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 05 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Р.Р.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
О.В.АЛЕКСЕЕНКО
Судьи
Р.Р.АБУБАКИРОВА
Э.Р.НУРИСЛАМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 15.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-6627/2014
Требование: Об обязании включить в список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли.Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ему незаконно отказали во включении в список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 мая 2014 г. по делу N 33-6627/2014
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Алексеенко О.В.
судей Абубакировой Р.Р.
Нурисламовой Э.Р.
при секретаре Р.Р.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Р.Р.М. на решение Уфимского районного суда РБ от 05 февраля 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Р.Р.М. к администрации MP Уфимский район РБ об обязании включить в список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения, и предоставить земельную долю (пай) в размере 3,7 га из земель сельскохозяйственного назначения отказать.
Заслушав доклад судьи Абубакировой Р.Р., судебная коллегия
установила:
Р.Р.М. обратился в суд с иском к администрации MP Уфимский район РБ об обязании включить в список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения, и предоставить земельную долю (пай) в размере 3,7 га из земель сельскохозяйственного назначения, указав, что работники птицефабрики "Башкирская" имеют право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения ДП "Птицефабрика "Башкирская" ГУСП "Башптицепрома" подразделение "Дружба" (бывший колхоз "Дружба"). В газете "Уфимские Нивы" N 14 (9654) от <...> года было опубликовано информационное сообщение о приеме заявлений о бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по ДП "Птицефабрика "Башкирская" ГУСП "Башптицепром" подразделение "Дружба" (бывший колхоз "Дружба"). Дата начала приема заявлений - <...> года, окончания - <...> года адрес приема заявлений - <...>. Истец обратился в ОАО "Птицефабрика "Башкирская", где ему сообщили, что внутрихозяйственная комиссия в ОАО "Птицефабрика "Башкирская" не создана, а Р.Р.М. следует обратиться в ДП "Птицефабрика "Башкирская" по указанному в сообщении адресу. Заявление по этому адресу истец направил почтой. В связи с открытием конкурсного производства и процедурой банкротства внутрихозяйственная комиссия создана не была, общее собрание работников не проводилось, список лиц, имеющих право на получение земельного пая, не создавался. Администрация MP Уфимский район РБ не приняла своевременных мер для организации общего собрания граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), не сформировала и не утвердила списки на получение земельной доли (пая). Р.Р.М. проработал на Птицефабрике "Башкирская" с <...> года по <...> года Во включении Р.Р.М. в список пайщиков было отказано. Просил обязать ответчика включить его в список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельхозназначения, и предоставить земельную долю (пай) в размере 3,7 га.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит Р.Р.М., приводя те же доводы, что и в суде первой инстанции, а также указывая, что Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в отличие от Закона РБ "О регулировании земельных отношений в РБ" не предусматривает срока окончания бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Считает, что в данном случае подлежат применению положения указанного Федерального закона, имеющего большую юридическую силу.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Р.Р.М. - С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя администрации MP Уфимский район Республики Башкортостан Н., согласившуюся с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно абзацу 1 пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со ст. 28 ЗК РФ могут предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ. Перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта РФ.
В соответствии со ст. 21 Закона РБ от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" бесплатная однократная приватизация гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с настоящим Законом осуществляется до 1 января 2012 года.
Списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утвержденные с 1 января 2006 года до 1 января 2012 года решениями общих собраний, указанных в ч. 5 ст. 21.2 настоящего Закона, являются основанием для принятия уполномоченными органами решений о бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков.
Решения о бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на основании списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утвержденных до 1 января 2012 года решениями общих собраний, указанных в ч. 5 ст. 21.2 настоящего Закона, принимаются уполномоченными органами после 1 января 2012 года, но не позднее 1 июля 2012 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 21.2 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) имеют граждане, имевшие по состоянию на 01 января 1992 года право на получение земельной доли (пая) при реорганизации колхозов, совхозов и иных сельскохозяйственных предприятий в соответствии с решениями трудовых коллективов.
Частью 5 указанной статьи установлено, что списки граждан имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утверждаются решением общего собрания сельскохозяйственной организации (предприятия). Общее собрание сельскохозяйственной организации (предприятия) считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов всех его членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на собрании членов сельскохозяйственной организации (предприятия).
В случае, если сельскохозяйственная организация (предприятие) ликвидирована, то общее собрание граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), организуется органом местного самоуправления, на территории которого расположены земли ликвидированной организации (предприятия).
В целях реализации прав граждан на земельные участки и обеспечения единого подхода и механизма бесплатного однократного предоставления гражданам на праве общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, постановлением Правительства РБ от 15 марта 2006 года за N 60 утвержден Порядок работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности.
Согласно п. п. 1.3., 1.4. и 2.3 Порядка в целях организации работ по поэтапной и планомерной бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения создаются внутрихозяйственные и районные комиссии по бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Внутрихозяйственные комиссии проводят общие собрания сельскохозяйственных организаций (предприятий), общие собрания граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) на территории сельских поселений, где расположены земли ликвидированных сельскохозяйственных организаций (предприятий).
К основным полномочиям внутрихозяйственной комиссии относятся: принятие заявлений граждан на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; составление (уточнение) списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая); определение площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации, и размера земельной доли (пая) в сельскохозяйственной организации.
Согласно п. 5.5 Порядка заявление на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения подается заявителем во внутрихозяйственную комиссию по местонахождению сельскохозяйственной организации.
В силу п. 6.1 Порядка утвержденные общим собранием сельскохозяйственной организации или граждан, имеющих право на получение земельной доли, и согласованные районной комиссией списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), а также заявления граждан на предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в общую собственность в двухнедельный срок с момента получения списка рассматриваются уполномоченным органом.
При отсутствии замечаний уполномоченный орган принимает решение о бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен определенный порядок предоставления земель для приватизации сельскохозяйственных угодий.
Как следует из материалов дела истец с <...> года по <...> года работал на птицефабрике "Башкирская", затем переведен в ЖКО птицефабрики "Башкирская", которое было преобразовано в МУП ЖКХ "Авдон".
В материалах дела имеется заявление истца от <...> года, адресованное во внутрихозяйственную комиссию по перераспределению земель ДП птицефабрика "Башкирская ГУСП "Башптицепром", подразделение "Дружба", о бесплатном предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
В администрацию MP Уфимский район РБ с аналогичным заявлением представитель истца обратился <...> года
В материалах дела имеется письмо от <...> года Управления земельных и имущественных отношений администрации MP Уфимский район РБ, из которого следует, что отказано в бесплатном однократном предоставлении земельного участка в собственность истца, ссылаясь на истечение сроков приватизации, установленных Законом РБ "О регулировании земельных отношений в РБ".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом не представлено доказательств обращения до <...> года в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного пая и включении в списки пайщиков.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции, поскольку доказательств, подтверждающих факт обращения истца в соответствии с вышеприведенным порядком с заявлением о предоставлении ей в порядке приватизации земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, в материалы дела не представлено.
Представленное в обоснование иска заявление от <...> года адресованное во внутрихозяйственную комиссию по перераспределению земель ДП птицефабрика "Башкирская" ГУСП "Башптицепром" (подразделение "Дружба"), о бесплатном предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, не позволяет сделать вывод о соблюдении истцом установленного законом порядка обращения с заявлением, поскольку допустимых и достоверных доказательств создания в ДП птицефабрика "Башкирская" ГУСП "Башптицепром" внутрихозяйственной комиссии по бесплатной приватизации земельных участков в силу требований ст. 56 ГПК РФ суду первой инстанции представлено не было.
Кроме того, доказательств о направлении данного письма адресату также суду не представлено.
Представленный стороной истца приказ о создании комиссии по сельскохозяйственному предприятию для составления списков земельных долей (паев) не может быть принят в качестве допустимого и достоверного доказательства, поскольку данный приказ не содержит таких обязательных для локальных нормативных актов реквизитов, как дата, место его издания и номер.
По данным Архивного отдела администрации MP Уфимский район РБ приказы по основной деятельности ДП "Птицефабрика "Башкирская" за 2006-2007 годы на хранение в архив не поступали.
Учитывая, что установленный вышеприведенными правовыми нормами порядок обращения с заявлением о бесплатном предоставлении в собственность земель сельскохозяйственных угодий истцом соблюден не был, право на бесплатное получение земли сельскохозяйственного назначения в надлежащей форме им не реализовано, и доказательств обратного суду не представлено, судом принято обоснованное решение об отказе в удовлетворении его исковых требований.
Доводы истца о том, что обязанность по созданию внутрихозяйственной комиссии и ее финансированию возложена на администрацию района, которая указанные обязанности не исполнила, не могут быть признаны состоятельными, поскольку в соответствии с положениями Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" такая обязанность возлагается на орган местного самоуправления лишь в случае ликвидации сельскохозяйственной организации (предприятия).
Из материалов дела следует, что конкурсное производство в отношении ДП птицефабрика "Башкирская" ГУСП "Башптицепром" завершено и предприятие ликвидировано согласно определению Арбитражного суда РБ от <...> года (л.д. 33-34).
Доводы апелляционной жалобы о необходимости применения к спорным правоотношениям положений Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", имеющего большую юридическую силу по сравнению с Законом РБ "О регулировании земельных отношений в РБ" и не предусматривающего срока окончания бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что предоставление таких земельных участков осуществляется в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы решения суда, направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права также не установлено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 05 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Р.Р.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
О.В.АЛЕКСЕЕНКО
Судьи
Р.Р.АБУБАКИРОВА
Э.Р.НУРИСЛАМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)