Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.02.2015 ПО ДЕЛУ N 3-40/2015

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец считает, что кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, в связи с чем истцу пришлось уплачивать завышенный земельный налог.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 февраля 2015 г. по делу N 3-40/2015


Ростовский областной суд
в составе председательствующего судьи Порутчикова И.В.,
при секретаре С.,
с участием представителей истца ООО "Управляющая компания "Сокол" П. и Х., представителя Правительства Ростовской области Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда гражданское дело по иску ООО "Управляющая компания "Сокол" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ростовской области, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: Правительство Ростовской области, Администрация г. Ростова-на-Дону, об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,

установил:

ООО "Управляющая компания "Сокол" (далее по тексту - ООО "УК "Сокол") обратилось в суд с иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ростовской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), сославшись на следующие обстоятельства. Истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью... квадратных метров из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу:... (кадастровый номер...). Установленная по состоянию на 1 января 2007 года кадастровая стоимость... рублей (налоговая база по земельному налогу) значительно выше его рыночной стоимости, рыночная стоимость согласно полученному истцом отчету оценщика составляет... рублей. В целях снижения налогового платежа, ссылаясь на положения статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, истец просил суд установить кадастровую стоимость упомянутого земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2007 года в сумме... рублей.
Уточнив требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 140), истец со ссылкой на часть пятую ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ) просил суд установить кадастровую стоимость указанного выше земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2007 года согласно отчету независимого оценщика в сумме... рублей на период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Ростовской области, как правопреемник Администрации Ростовской области - государственного органа, являвшегося заказчиком кадастровой оценки и утвердившего результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, и Администрация г. Ростова-на-Дону, как орган местного самоуправления, выступающий от имени муниципального образования, в бюджет которого подлежит зачислению земельный налог.
В судебное заседание явились представители истца ООО "УК "Сокол" П. и Х., поддержали исковые требования в уточненной редакции.
Представитель Правительства Ростовской области Г., действующий по доверенности, в суд явился.
Представители ФГБУ "ФКП Росреестра" и Администрации г. Ростова-на-Дону, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, не представивших доказательства уважительности причин своего отсутствия и не ходатайствовавших об отложении судебного разбирательства.
Выслушав объяснения представителей ООО "УК "Сокол", представителя Правительства Ростовской области, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от... года N... (л.д. 22) ООО "УК "Сокол" на основании договора купли-продажи N... от... года принадлежит земельный участок площадью... квадратных метров из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу:... (кадастровый номер...).
Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано 30 июля 2013 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19 декабря 2014 года N... (л.д. 20-21).
Кадастровая стоимость земельного участка, согласно кадастровому паспорту от 17 октября 2014 года N..., составляла... рублей (л.д. 10). Данный размер кадастровой стоимости определен по состоянию на 1 января 2007 года.
В подтверждение доводов о несоответствии кадастровой и рыночной стоимости земельного участка истцом представлен отчет об оценке N... от 12 декабря 2014 года, выполненного оценщиком ООО "..." (л.д. 45-132). Согласно отчету, по состоянию на 1 января 2007 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... общей площадью... кв. метров составляла... рублей. На отчет представлено положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков (л.д. 141-161).
Оценивая обоснованность предъявленного иска, суд отмечает следующее.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области по состоянию на 1 января 2007 года (удельные показатели по кадастровым кварталам и группам видов разрешенного использования) были утверждены постановлением Администрации Ростовской области от 28 апреля 2008 года N 212, вступившим в силу с 1 января 2009 года.
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Ростовской области, результаты которой утверждены указанным постановлением, проводилась в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316.
В силу пункта 12 названных Правил споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Федеральным законом от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка" (статьи 24.11 - 24.22), установившей новые правила проведения государственной кадастровой оценки и оспаривания ее результатов. Однако положения этой главы, действующей в настоящее время в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ, не применяются к результатам государственной кадастровой оценки земель поселений Ростовской области, утвержденной по состоянию на 1 января 2007 года, и оспариванию этих результатов согласно статье 5 Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ, поскольку договоры на проведение этой оценки были заключены до истечения срока, указанного в Законе.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в действующей ныне редакции Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Вместе с тем, данная редакция пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации на основании статьи 5 Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ, не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям по тем же причинам, что и положения главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Действовавшая на момент проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области по состоянию на 1 января 2007 года и утверждения ее результатов редакция пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривала, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Названная норма, закрепляя использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методов массовой оценки в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, не исключала в некоторых случаях использование индивидуально определенной рыночной стоимости.
Таким образом, ранее действовавшее законодательство, как и действующие в настоящее время нормы, не содержат запрета на пересмотр кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении этого участка его рыночной стоимости на дату, на которую была установлена кадастровая стоимость.
Защита прав собственника путем установления кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка в размере рыночной стоимости возможна, в том числе и в случаях, когда результаты государственной кадастровой оценки земель поселений были утверждены до принятия Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ. Однако для удовлетворения иска должно быть доказано, что нарушение прав истца имеет место на день разрешения спора судом и правовые нормы, применимые к конкретным правоотношениям позволяют использовать тот или иной механизм защиты права.
В данном случае исковые требования ООО "УК "Сокол" не подлежат удовлетворению, поскольку на день рассмотрения дела судом их удовлетворение не может повлечь наступление желаемого истцом правового результата в виде внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2007 года и применения установленной судом кадастровой стоимости по состоянию на эту дату для целей налогообложения за период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года.
Постановлением Правительства Ростовской области от 25 ноября 2014 года N 778 "Об утверждении средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов по кадастровым кварталам, населенным пунктам, муниципальным районам (городским округам) Ростовской области и групп видов разрешенного использования земельных участков" (пункт 2) признано утратившим силу постановление Администрации Ростовской области от 28 апреля 2008 года N 212, по которому рассчитывалась кадастровая стоимость земель упомянутой категории по состоянию на 1 января 2007 года.
Постановлением Правительства Ростовской области от 25 ноября 2014 года N 776 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов в границах городских округов Ростовской области по состоянию на 1 января 2014 года.
Названные постановления официально опубликованы 26 и 27 ноября 2014 года соответственно и вступили в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, и на день рассмотрения дела судом являются действующими.
Утвержденные постановлением от 25 ноября 2014 года N 776 результаты определения кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2014 года после вступления постановлений в законную силу в установленном порядке внесены в государственный кадастр недвижимости.
В связи с тем, что на начало очередного налогового периода действует новая утвержденная кадастровая стоимость, прежняя кадастровая стоимость, которая была определена по состоянию на 1 января 2007 года, для целей налогообложения в текущем и будущих налоговых периодах применяться не будет.
Правовые основания для применения кадастровой стоимости в случае установления ее судом в размере рыночной по состоянию на 1 января 2007 года для целей налогообложения за прошлые налоговые периоды, в том числе за 2014 год, в рассматриваемом случае также отсутствуют.
При пересмотре кадастровой стоимости в связи с установлением рыночной стоимости объекта недвижимости достоверность кадастровой оценки земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, как не оспаривается и законность действий или бездействия соответствующих государственных и муниципальных органов. Обращение с заявлением в суд о таком пересмотре зависит исключительно от волеизъявления заинтересованного лица. Поэтому за прошлое время установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной не может применяться, за исключением случаев, предусмотренных законом.
По общему правилу, решение суда может быть реализовано не ранее даты вступления его в законную силу. Законодательством, применимым к рассматриваемым правоотношениям, возможность использования установленной судом кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости ранее даты вступления решения суда в законную силу для целей, предусмотренных законодательством, в том числе, для целей налогообложения, не предусмотрено.
Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ глава III.1 (статьи 24.11 - 24.21) Федерального закона 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" изложена в новой редакции.
В редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ часть пятая статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (часть 6 статьи 24.20 в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года).
На рассматриваемые правоотношения положения статьи 24.20 ни в прежней, ни в действующей редакции не распространяются. Предусмотренный ими порядок применяется, в силу прямого указания закона, только в случаях изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 упомянутого Федерального закона.
В настоящем деле спор рассматривается и разрешается судом не в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона, а согласно пункту 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, и по общим правилам гражданского судопроизводства.
Статьи 24.18, 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", как и иные статьи, входящие в главу III.1 этого Федерального закона, как указано выше, не распространяют свое действие на результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Ростовской области по состоянию на 1 января 2007 года и оспаривание этих результатов согласно статье 5 Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ, поскольку названная кадастровая оценка проводилась в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
Таким образом, к моменту разрешения спора судом правовой интерес в приведении кадастровой стоимости земельных участков в соответствие с рыночной стоимостью по состоянию на 1 января 2007 года истцом утрачен. Несоответствие этих величин на сегодняшний день прав истца не нарушает.
При изложенных обстоятельствах в удовлетворении иска должно быть отказано.
Вновь утвержденные результаты кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2014 года предметом оспаривания в рамках настоящего дела не являются. Они могут быть оспорены заинтересованными лицами в соответствии с правилами, установленными статьей 24.18 и иными статьями главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (для юридических лиц - с соблюдением обязательного досудебного порядка).
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении требований ООО "Управляющая компания "Сокол" об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью... квадратных метров из категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу:... (кадастровый номер...) в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2007 года в сумме... рублей на период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 6 февраля 2015 года

Судья
И.В.ПОРУТЧИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)