Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 13.08.2014 ПО ДЕЛУ N А32-39653/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2014 г. по делу N А32-39653/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Мещерина А.И. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Росинжиниринг Маунтин клаб" - Малышевой Е.В. (доверенность от 19.12.2013), в отсутствие представителей заинтересованных лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю", третьих лиц - администрации города Сочи, департамента имущественных отношений Краснодарского края, ФГУП "Госземкадастрсъемка" -ВИСХАГИ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.01.2014 (судья Гречко О.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-39653/2012, установил следующее.
ООО "Росинжиниринг Маунтин клаб" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю" (далее - кадастровая палата) и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - регистрационная служба) по исправлению ошибки в сведениях кадастрового учета при наличии документов, подтверждающих неправомерность применения при расчетах кадастровой стоимости вида разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для многоэтажной жилой застройки в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0420022:24, 23:49:0420022:23; 23:49:0420022:26; 23:49:0420022:25; возложении на заинтересованных лиц обязанности признать факт нахождения на дату проведения кадастровой оценки и на дату утверждения результатов кадастровой оценки земельных участков в зоне Ж-2 с разрешенным использованием - под малоэтажное жилое строительство, как предусмотрено правилами землепользования и застройки, утвержденными в 2009 году; возложении на заинтересованных лиц обязанности исправить ошибку в кадастровых сведениях на основании данных градостроительной базы и внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) в отношении указанных земельных участков об изменении кадастровой стоимости, а именно внести изменения в сведения о кадастровой стоимости, рассчитанной на основе удельного показателя в размере 12 418 рублей 76 копеек с даты утверждения приказом результатов кадастровой стоимости (с 01.01.2012).
Заявленные требования мотивированы неправомерным отнесением спорных земельных участков при расчете кадастровой стоимости к земельным участкам с видом разрешенного использования - для размещения домов многоэтажной жилой застройки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Сочи (далее - администрация), Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) и ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ.
Решением от 30.01.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.05.2014, заявленные требования удовлетворены в части. Суды определил на дату утверждения результатов кадастровой оценки нахождение земельных участков в зоне Ж-2 с разрешенным использованием - под малоэтажное жилое строительство; возложил на кадастровую палату обязанность внести в ГКН изменения в сведения о кадастровой стоимости в отношении земельных участков, установив кадастровую стоимость каждого из указанных участков в размере 18 628 140 рублей, с применением удельного показателя в размере 12 418 рублей 76 копеек с 01.01.2012. В удовлетворении остальной части требований отказано. Суды исходили из того, что правильное установление вида разрешенного использования (одного из шестнадцати возможных) является необходимым условием для верного определения кадастровой стоимости земельного участка. При этом перечень состава видов разрешенного использования земельного участка является закрытым. При определении номера вида разрешенного использования спорных земельных участков, лицо, осуществляющее государственную кадастровую оценку, обязано запросить орган кадастрового учета о виде разрешенного использования земельных участков. Орган кадастрового учета, в свою очередь, должен установить, в состав какой территориальной зоны участок входит, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования и для чего предназначены расположенные на участке объекты недвижимости. В материалы дела не представлены документы, свидетельствующие о существовании ограничений в выборе того вида разрешенного использования спорного земельного участка, на котором настаивает общество. Невыполнение органом, осуществляющим государственную кадастровую оценку, возложенных на него функций, повлекло за собой возникновение кадастровой ошибки в сведениях о кадастровой стоимости земельных участков. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков сформированы с нарушением норм действующего законодательства, что существенно нарушает экономические интересы общества как землепользователя.
В кассационной жалобе администрация просит состоявшиеся судебные акты в части удовлетворения заявленных требований отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что сведения о кадастровой стоимости внесены в ГКН обоснованно, на основании оценки, проведенной ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ и утвержденной приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края" (далее - приказ от 22.11.2011 N 1756). Общество не представило надлежащих доказательств того, что в результате действий заинтересованных лиц произошла кадастровая ошибка в сведениях о кадастровой стоимости земельных участков.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая выводы судебных инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы, приведенные в отзыве. Иные участвующие в деле лица, явку процессуальных представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены на основании статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 156 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, обществу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: 23:49:0420022:24, 23:49:0420022:23, 23:49:0420022:26, 23:49:0420022:25, категория земель - земли населенных пунктов - "Разработка проектной документации для строительства жилых домов многофункционального комплекса "Катерина-Резиденс", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 16-19).
При постановке земельных участков на кадастровый учет орган кадастрового учета перенес в ГКН из правоустанавливающих документов сведения о виде разрешенного использования "Разработка проектной документации для строительства жилых домов многофункционального комплекса "Катерина-Резиденс".
Результаты оценки утверждены приказом от 22.11.2011 N 1756 (т. 1, л.д. 71, 72).
На обращение общества о предоставлении разъяснений по кадастровой стоимости земельных участков департамент письмом от 01.11.2013 разъяснил, что по данным ГКН указанные земельные участки с видом разрешенного использования - "Разработка проектной документации для строительства жилых домов многофункционального комплекса "Катерина-Резиденс" относятся к категории земель населенных пунктов. Экономические характеристики земельных участков определены в 2011 году при проведении на территории Краснодарского края работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель, ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ, самостоятельно при проведении оценки кадастровой стоимости указанные земельные участки отнесены к 1 виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки (т. 1, л.д. 58, 59).
Наличие разногласий относительно соответствия в ГКН описания и присвоенного этому описанию номера вида разрешенного использования земельного участка послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из их доказанности и обоснованности.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело по доводам, изложенным в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в соответствии с Законом N 221-ФЗ.
Сведения вносятся в ГКН органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено Законом N 221-ФЗ (пункт 5 статьи 4).
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (часть 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ). Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости, вносятся в ГКН (пункт 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ).
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов (пункт 4 статьи 15 Закона N 221-ФЗ).
Согласно пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете.
Распоряжением главы администрации Краснодарского края N 1202-р, изданным во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N-945 "О государственной кадастровой оценке земель" в соответствии с Правилами, утверждены результаты государственной оценки земель населенных пунктов и средний уровень кадастровой стоимости на территории Краснодарского края по состоянию на 01.01.2007 согласно приложениям N 1 и 2.
Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" признано утратившим силу распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 N 57-р "О признании утратившим силу распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
С 01.01.2012 на территории Краснодарского края действуют результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденных приказом от 22.11.2011 N 1756.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков сформированы с нарушением норм действующего законодательства и в ГКН неправомерно внесены сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков на основании сведений, содержащихся в отчете об оценке, составленном ФГУП "Госземкадастрсъемка" при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов, которые повлекли экономические нарушения интересы истца как землепользователя, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования в части определения надлежащей кадастровой стоимости и возложения обязанности на орган кадастрового учета внести изменения в сведения ГКН о кадастровой стоимости спорных земельных участков, указав ее в размере 18 628 410 рублей, определенном, исходя из подлежащего применению удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков с разрешенным использованием - под малоэтажное жилищное строительство.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы суда первой инстанции по существу спора, отметив, что администрация не представила надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции.
В части требований к регистрационной службе истцу правомерно отказано в иске, поскольку указанный государственный орган не изменяет сведения в соответствующем реестре в силу своих полномочий.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Нормы права при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций применены правильно.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.01.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014 по делу N А32-39653/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
И.В.СИДОРОВА

Судьи
Н.С.МАЗУРОВА
А.И.МЕЩЕРИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)