Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 01.04.2014 ПО ДЕЛУ N А12-20329/2013

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2014 г. по делу N А12-20329/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Ананьева Р.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31.10.2013 (судья Романов С.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу N А12-20329/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тамерлан", г. Волгоград (ОГРН 1023402635783, ИНН 3442050010) к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, г. Волгоград (ОГРН 1093444002684, ИНН 3444168900) о признании бездействия незаконным, обязать совершить действия,
заинтересованные лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Тамерлан" (далее - общество, ООО "Тамерлан", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконными бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, выразившиеся в:
- - нарушении сроков принятия решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 34:34:030022:56 площадью 19 663 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, п. Разгуляевка, и образовании двух земельных участков: земельного участка площадью 15 670 +/- 44 кв. м, с кадастровым номером 34:34:030022:318, расположенного по адресу: г. Волгоград, пос. Разгуляевка, и земельного участка площадью 3993 +/- 22 кв. м, с кадастровым номером 34:34:030022:317, расположенного по адресу: г. Волгоград, шоссе Авиаторов, д. 17г;
- - нарушении срока подготовки проекта договора аренды земельного участка и направлении его заявителю с предложением о заключении, и
обязании Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области:
- - принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 34:34:030022:56, площадью 19 663 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, п. Разгуляевка, и образовании двух указанных земельных участков, созданных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 34:34:030022:56;
- - принять решение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 34:34:030022:317, площадью 3993 +/- 22 кв. м;
- - направить в адрес ООО "Тамерлан" проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 34:34:030022:317, площадью 3993 +/- 22 кв. м.
К участию в деле в заинтересованных лиц привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - Управление Росимущества в Волгоградской области), филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 31.10.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что обществом представлены все документы, предусмотренные перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", кроме того, Управление Росимущества в Волгоградской области уполномочено по рассмотрению заявления собственника объекта недвижимости по вопросу приобретения права на земельный участок, в том числе по принятию решений об образовании земельных участков, а также непосредственно по вопросу об их предоставлении.
В кассационной жалобе Управление Росимущества в Волгоградской области, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что общество претендует на земельный участок, образованный в границах земельного участка с кадастровым номером 34:34:030022:56, без принятия собственником решения о выделении участков, которое Управление Росимущества в Волгоградской области как уполномоченный исполнительный орган государственной власти не принимало; поскольку на земельный участок с кадастровым номером 34:34:030022:317 право собственности Российской Федерации не зарегистрировано, у Управления Росимущества в Волгоградской области отсутствуют полномочия по распоряжению им.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Тамерлан" возражает против отмены судебных актов.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, ООО "Тамерлан" приобрело в собственность по договору купли-продажи недвижимого имущества от 26.09.2012, заключенному с ООО "Евробилд", здание бытового корпуса общей площадью 2281,6 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, шоссе Авиаторов, д. 17б. Право собственности на данное здание подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 34-АА N 925357.
Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 34:34:030022:56, площадью 19 072 кв. м, по адресу: г. Волгоград, п. Разгуляевка. Право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 31.08.2012.
В целях оформления прав на земельный участок, обществом проведены работы по уточнению его границ и межеванию, что подтверждается Распоряжением Управление Росимущества в Волгоградской области от 18.01.2013 N 31-р.
На основании обращения общества филиалом Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области произведена постановка на кадастровый учет двух земельных участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 34:34:030022:56 на земельные участки:
- - площадью 15 670 +/- 44 кв. м, кадастровый номер 34:34:030022:318, расположенный по адресу: г. Волгоград, пос. Разгуляевка (кадастровый паспорт земельного участка от 19.12.2012 N 3434/300/12-188916);
- - площадью 3993 +/- 22 кв. м, кадастровый номер 34:34:030022:317, расположенный по адресу: г. Волгоград, шоссе Авиаторов, д. 17г (кадастровый паспорт земельного участка от 19.12.2012 г. N 3434/300/12-188917).
Впоследствии общество обратилось в Управление Росимущества в Волгоградской области с заявлением от 24.12.2012 N 275 о согласовании образования указанных земельных участков посредством раздела федерального земельного участка с кадастровым номером 34:34:030022:56, с последующим предоставлением вновь образованного земельного участка площадью 3993 кв. м в аренду общества.
Сообщением от 25.01.2013 N 09/800 Управление Росимущества в Волгоградской области отказало в связи с необходимостью представить: документы, свидетельствующие о расположении (отсутствии) объектов недвижимости на вновь образованных земельных участках, с указанием их правообладателей; межевой план по образованию двух земельных участков; согласие правообладателей объектов недвижимого имущества, расположенных в границах вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 34:34:030022:318.
ООО "Тамерлан" письмом от 12.02.2013 N 49юн в Управление Росимущества в Волгоградской области представило межевой план, в отношении остальных документов сообщило, что 28.01.2013 представителем Управление Росимущества в Волгоградской области был проведен осмотр земельных участков, в результате которого были установлены все здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках; ОАО "Завод Нефтегазмаш", указанное в качестве правообладателя земельного участка с кадастровым номером 34:34:030022:56, ликвидировано 25.12.2006, в связи с чем представить испрашиваемый документ не представляется возможным.
Сообщением от 14.03.2013 N 09/4226 Управление Росимущества в Волгоградской области возвратило комплект представленных обществом документов, указав, что в границах земельного участка с кадастровым номером 34:34:030022:56 расположены объекты недвижимости, принадлежащие иным лицам, следовательно, необходимо предоставление согласия правообладателя на указанный объект недвижимости, кроме того, в границах земельного участка с кадастровым номером 34:34:030022:317 расположено асфальтобетонное замощение, по которому отсутствуют документы, свидетельствующие о государственной регистрации права собственности за обществом либо заключение, что данный объект не обладает признаками объекта недвижимого имущества.
ООО "Тамерлан" повторно обратилось в Управление Росимущества в Волгоградской области с заявлением от 28.05.2013 N 09/7908 о разделе федерального земельного участка с кадастровым номером 34:34:030022:56 с приложением документов, в том числе запрашиваемых ранее.
Сообщением от 28.05.2013 N 09/7908 Управление Росимущества в Волгоградской области указало, что письмом от 22.05.2013 N 09/7592 комплект документов направлен в Росимущества для рассмотрения и принятия соответствующего решения, по результатам которого уведомит.
Полагая, что вышеуказанные сообщения Управления Росимущества в Волгоградской области являются незаконными и нарушают его права, общество обратились в суд с настоящими требованиями.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей судебно-арбитражной практике.
Согласно статье 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации у собственника здания, строения, сооружения возникает право на земельный участок, занятый объектом недвижимости и необходимый для ее использования. В пунктах 13 и 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью.
Из анализа материалов дела следует, что общество на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 26.09.2012 приобрело в собственность 4-х этажное здание бытового корпуса, расположенное по адресу: г. Волгоград, шоссе Авиаторов, д. 17б, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером кадастровым 34:34:030022:56, общей площадью 19 072 кв. м, имеющий адресный ориентир: г. Волгоград, п. Разгуляевка.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 31.08.2012 N 01/548/2012-40 земельный участок общей площадью 19 072 кв. м, кадастровый номер 34:34:030022:56, принадлежит Российской Федерации.
Для оформления прав на земельный участок, на котором расположено здание, обществом проведены ряд мероприятий, в том числе работы по уточнению местоположения границы земельного участка и его площади, материалы межевания направлены в адрес Управление Росимущества в Волгоградской области.
В связи с чем на основании распоряжения Управление Росимущества в Волгоградской области от 18.01.2013 N 31-р, принятого по результатам землеустроительных работ по межеванию, была уточнена площадь земельного участка (кадастровый номер 34:34:030022:56) - 19 663 кв. м.
Вместе с тем по заказу ООО "Тамерлан" в связи с образованием двух земельных участков путем разделения земельного участка (кадастровый номер 34:34:030022:56), расположенного по адресу: г. Волгоград, п. Разгуляевка, был подготовлен межевой план, в котором отражены сведения об образуемых земельных участках и их частях и сведения о характерных точках границ образуемых объектов, а также утвержден акт раздела существующего участка.
В соответствии с кадастровыми паспортами образованных земельных участках им присвоены кадастровые номера 34:34:030022:317 общей площадью 3993 кв. м и 34:34:030022:318 общей площадью 15 670 кв. м.
В ответе от 24.12.2012 N 275 на обращение общества о согласовании образованных посредством раздела земельных участков Управление Росимущества в Волгоградской области сообщило о необходимости предоставления межевого плана и согласии правообладателей иных объектов недвижимости, расположенных в границах вновь образованного земельного участка.
Общество в письме от 24.12.2012 указало, что на земельном участке (кадастровый номер 34:34:030022:317) иные здания и сооружения отсутствуют.
Управлением Росимущества в Волгоградской области были направлены сообщения от 25.01.2013 N 09/800, от 14.03.2013 N 09/4226, от 28.05.2013 N 09/7908, в которых вновь предлагалось представить межевой план, документы о расположении (отсутствии) объектов, а впоследствии обществу было отказано в предоставлении испрашиваемого участка (кадастровый номер 34:34:030022:317) в аренду.
Правила части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Однако в нарушение требований названной процессуальной нормы Управление Росимущества в Волгоградской области не представило аргументированных доказательств, подтверждающих законность бездействия по принятию решении о разделе земельного участка и предоставления в аренду одного из них (кадастровый номер 34:34:030022:317) лицу обладающего исключительным правом в силу пункта 1 статьи 36 земельного кодекса Российской Федерации.
В частности доводы Управление Росимущества в Волгоградской области об отсутствии у него полномочий по распоряжению земельным участком, находящимся в федеральной собственности, сделаны без учета пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432.
В пункте 4 названного Положения предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
Судом установлено, что в целях реализации исключительного права на аренду земельного участка обществом предоставлены все документы, предусмотренные Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", данный факт подтверждается материалами дела и не оспаривается Управление Росимущества в Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
Положения пункта 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривают, что обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку. Объединение земельных участков в один земельный участок допускается только при условии, если образованный земельный участок будет находиться в границах одной территориальной зоны.
Общество осуществило работы по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 34:34:030022:56 в процессе межевания, поскольку изначально границы данного участка не были установлены, а площадь земельного участка декларирована по правоустанавливающим документам.
Из анализа представленных межевых планов, акта раздела земельного участка (кадастровый номер 34:34:030022:56) и кадастровых паспортов следует, что образованные участки были сформированы и поставлены на кадастровый учет в установленном законом порядке, требования указанных норм земельным законодательством нарушены не были.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 19 072 кв. м зарегистрировано 31.12.2009, о чем выдано соответствующее свидетельство, в связи с чем ссылки Управления Росимущества в Волгоградской области в указанной части противоречат имеющимся в деле доказательствам.
Специфической особенностью земельных участков является то, что они относятся к природным объектам, частью поверхности земли, формирование границ осуществлялся посредством землеустройства. В последующем в отношении таких участков производится государственный кадастровый учет.
Следовательно, при образовании новых земельных участков путем деления прежнего единого земельного участка, природный объект не исчезает, меняется лишь описание границ.
В силу пункта 2 статьи 11.2, пункта 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки с учетом правил пункта 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", при этом образуемые участки прекращают существование с его даты государственной регистрации.
Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений при постановке на учет образованного объекта недвижимости, не могут носить временный характер, если право собственности на эти объекты возникли в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Произведенный раздел не нарушает интересы публичного собственника, поскольку согласно имеющегося заключения площадь вновь образованного земельного участка, предоставляемого в аренду обществу в порядке пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, определена для необходимого обслуживания и эксплуатации здания, данный факт сторонами не оспаривается.
Исходный земельный участок с кадастровым номером 34:34:030022:56 являлся делимым, этот факт подтвержден документально и не оспаривается заинтересованными лицами, наличие у общества заинтересованности по его разделу также подтверждено документально.
Кроме того, на вновь образованных земельных участках не имеется объектов недвижимости, принадлежащих иным правообладателям, что исключает необходимость согласия на раздел федерального земельного участка.
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 1, 9, 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что бездействия уполномоченного государственного органа по принятию решения о разделе земельного участка и предоставлению в аренду противоречат действующему законодательству, правомерно удовлетворили требования.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы, не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31.10.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013 по делу N А12-20329/2013 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
В.А.ПЕТРУШКИН

Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Р.В.АНАНЬЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)