Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.06.2015 N 15АП-6710/2015 ПО ДЕЛУ N А53-27986/2014

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2015 г. N 15АП-6710/2015

Дело N А53-27986/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Восточно - обуховский Карьер" - Колесниковой Н.П. по доверенности от 12.01.2015 N ВОК/ЮП/9/01/15, Семерникова Р.Б. по доверенности от 12.01.2015 N ВОК/ЮП/10/01/15,
от Правительства Ростовской области - Пилипеевой Н.Л. по доверенности от 20.04.2015 N 4/511,
от общества с ограниченной ответственностью "Промметалл" - Леонова А.П. по доверенности от 25.05.2015 N ПММ/ЮП/42/05/15,
от министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области - Ковалевской Ю.А. по доверенности от 12.01.2015 N 19.2/5,
от министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области - Абрамова В.В. по доверенности от 26.09.2014 N 28-01.6/45,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восточно - обуховский Карьер"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 04.03.2015 по делу N А53-27986/2014, принятое судьей Прокопчук С.П.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восточно - обуховский Карьер"
к Правительству Ростовской области,
при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Промметалл", министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области, министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, администрации Красносулинского района Ростовской области,
о признании недействующим распоряжения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Восточно-обуховский карьер" (далее - ООО "Восточно-обуховский карьер", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к правительству Ростовской области о признании недействительным распоряжения от 25.09.2014 N 456 "Об отказе в переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в другую категорию в Красносулинском районе, об обязании Правительства Ростовской области принять акт о переводе земельного участка с кадастровым номером 61:18:0600009:732, расположенного по адресу: Ростовская область, Красносулинский район, площадью 280 тыс. кв. м, из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 04.03.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован несоответствием площади спорного земельного участка площади земельного участка, указанной в лицензии на право пользования недрами, а также положениям рабочего проекта рекультивации земельного участка. Кроме того, суд указал, что заинтересованным лицом правомерно учтены положения статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", предусматривающие, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило отменить решение и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы общество указало, что осуществляет геологическое изучение, разведку и добычу песчаников в пределах горного отвода, расположенного на арендованном им у третьего лица спорном земельном участке. Судом не запрошены и не изучены заключения уполномоченных органов о возможности перевода спорного земельного участка в другую категорию, указанных в Порядке рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую. Таким образом, не может быть достоверно установлено отсутствие признака исключительности рассматриваемого вопроса о переводе спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения в другую категорию. По мнению заявителя, заинтересованным лицом не доказано, что спорный земельный участок является сельскохозяйственным угодьем, имеет продуктивную ценность и используется в сельскохозяйственном производстве.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация Красносулинского района не согласилась с доводами общества, просила решение суда оставить без изменения, сославшись на особый порядок охраны земель сельскохозяйственного назначения.
Правительство Ростовской области в своем отзыве не согласилось с доводами общества, просило решение суда оставить без изменения. В обоснование своих доводов правительство указывает, что техническим заданием и рабочим проектом предусмотрена рекультивация нарушенных земель внутренним отвалообразованием на площади карьера 10 га, и рекультивация под возмещение дробильно-сортировочного завода на площади 18 га. В ходатайстве о переводе земельного участка в качестве обоснования указано только геологическое изучение, разведка и добыча песчаников, что не соответствует условиям лицензии. При отказе в переводе спорного земельного участка в другую категорию учитывалось заключение минприроды Ростовской области от 22.07.2014 N 28-0202.1.10/603. Исследовать заключения иных органов не имело смысла, поскольку такие заключения не были положены в основу отказа.
В судебном заседании представители ООО "Восточно - обуховский Карьер" и общества с ограниченной ответственностью "Промметалл" (далее - ООО "Промметалл") поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители Правительства Ростовской области, министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области, министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области с доводами апелляционной жалобы не согласились.
Представитель администрации Красносулинского района Ростовской области не явился, извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, собственником спорного земельного участка является ООО "Промметалл". Право собственности обременено арендой в пользу недропользователя - ООО "Восточно-Обуховский Карьер", на основании договора аренды земельного участка от 21.07.2011 N ПММ/ЮП/27/4/11.
В соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" ООО "Восточно-Обуховский карьер" получена лицензия на право пользования недрами PCT80162TP от 29.12.2010 и заключено лицензионное соглашение с администрацией Ростовской области на проведение работ по геологическому изучению, разведке и добыче песчаников в пределах горного отвода, расположенного на арендованном земельном участке.
В соответствии с лицензионным соглашением на земельном участке ООО "Восточно-Обуховский карьер" в 2012 году были произведены геологическое изучение и разведка запасов песчаников. Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области (Ростоблкомприрода) протоколом от 19.09.2012 N 21 утверждены запасы песчаников в объеме 3 610,3 тыс. куб. м, подлежащие добыче открытым способом.
ООО "Восточно-обуховский карьер" обратилось с ходатайством о переводе спорного земельного участка с кадастровым номером 61:18:0600009:732, расположенного по адресу: Ростовская область, Красносулинский район, площадью 280 000 кв. м, из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" для добычи песчаника открытым способом.
По результатам рассмотрения данного ходатайства Правительством Ростовской области принято распоряжение от 25.09.2014 N 456 "Об отказе в переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в другую категорию в Красносулинском районе".
Причиной отказа в удовлетворении ходатайства послужили следующие обстоятельства. В соответствии с генеральным планом Владимировского сельского поселения Красносулинского района, утвержденным Решением собрания депутатов Владимировского сельского поселения от 26.12.2012 N 8, рассматриваемый земельный участок расположен в зоне специального назначения, предусмотренной для размещения карьера. Однако, в соответствии с мотивированным заключением министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 22.07.2014 N 28-0202.1.10/603, ООО "ВОК" выдана лицензия на право пользования недрами от 29.12.2010 РСТ 80162 TP с целевым назначением и видами работ "Геологическое изучение, разведка и добыча песчаников на участке Восточно-Обуховском" в предварительных границах горного отвода 10 га.
При совмещении площади переводимого земельного участка (28 га) и территории в границах предварительного горного отвода (10 га) установлено их несоответствие.
Общество, считая данный отказ необоснованным и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель из одной категорию в другую, осуществляется согласно Федеральному закону от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель).
Статьей 2 Закона о переводе земель регламентирован состав и порядок подготовки документов для перевода земельных участков, которые подаются заинтересованным лицом вместе с ходатайством в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о переводе земель по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Акт о переводе или акт об отказе в переводе может быть обжалован в суд (пункт 8 указанной статьи).
В статье 4 Закона о переводе земель указано, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии со статьей 78 ЗК РФ и пунктом 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" основным принципом оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение их целевого использования.
Согласно статье 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (пункт 8 статьи 7).
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 61:18:0600009:732, расположенный по адресу: Ростовская область, Красносулинский район, площадью 280 000 кв. м отнесен к категории - земли сельскохозяйственного назначения. Собственником данного земельного участка является ООО "Промметалл". Обществу с ограниченной ответственностью "Восточно-Обуховский карьер" земельный участок принадлежит на праве аренды на основании договора аренды земельного участка от 21.07.2011 N ПММ/ЮП/27/4/11.
Обществу 29.12.2010 комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Ростовской области предоставлена лицензия серии РСТ N 80162 сроком действия до 29.12.2035 в целях геологического изучения, разведки и добычи песчаников на участке горного отвода, расположенного в пределах спорного земельного участка (том 1, л.д. 50).
Отказывая в удовлетворении ходатайства общества, заинтересованное лицо руководствовалось мотивированным заключением министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 22.07.2014 N 28-0202.1.10/603), которым установлено, что обществу выдана лицензия на право пользования недрами от 29.12.2010 РСТ 80162 TP с целевым назначением и видами работ "Геологическое изучение, разведка и добыча песчаников на участке Восточно-Обуховском" в предварительных границах горного отвода площадью 10 га. При совмещении площади переводимого земельного участка (28 га) и территории в границах предварительного горного отвода (10 га) установлено их несоответствие.
Согласно пункту 2.2 лицензионного соглашения, являющегося неотъемлемой частью лицензии (том 2, л.д. 61-69) площадь горного отвода составляет 10 га.
Статьей 7 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предусмотрено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 N 429.
В свою очередь, порядок оформления горных отводов установлен Инструкцией по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденной МПР России 07.02.1998 N 56, Госгортехнадзором России 31.12.1997 N 58 (далее - Инструкция).
Согласно п. 13 Инструкции границы горного отвода устанавливаются в целях обеспечения рационального использования и охраны недр при разработке месторождений полезных ископаемых, охраны окружающей среды от вредного влияния горных работ при добыче полезных ископаемых, обеспечения безопасности при ведении горных работ, защиты интересов недропользователя и государства.
Вместе с тем законодательство о недрах допускает проведение работ пользователем недр строго в границах участка недр. Согласно ч. 4 ст. 7 Закона Российской Федерации "О недрах" пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
В случае, если пользователю недр предоставлен горный отвод, выходящий за пределы лицензионного участка, у него не возникает права на проведение работ за указанными в лицензии границами участка недр. Осуществление пользования недрами за пределами лицензионного участка недр не допускается.
Процедура уточнения границ горного отвода не является изменением границ участка недр и не влечет за собой расширения границ лицензионного участка
Техническим заданием на составление рабочего проекта рекультивации по объекту "Разработка и переработка песчаников на участке Восточно-Обуховском в Красносулинском районе Ростовской области" (том 2, л.д. 56-57) предусмотрена общая площадь рекультивации равная 28 га, в том числе рекультивация нарушенных земель внутренним отвалообразованием на площади карьера (10 га) и рекультивация под размещение дробильно-сортировочного завода (18 га).
Положениями рабочего проекта рекультивации по объекту "Разработка и переработка песчаников на участке Восточно-Обуховском в Красносулинском районе Ростовской области" (пояснительная записка 030/13-ТР) (том 2, л.д. 2-55) предусмотрено, что общество планирует на площади 28 га: разрабатывать песчаник на площади 10 га и размещать технологическую схему переработки песчаника с конусами готовой продукции (щебень), временные отвалы вскрышных пород, площадки для размещения горной техники, вспомогательное хозяйство, административно-бытовой комплекс на 18 га.
Из ходатайства общества (том 1, л.д. 85) следует, что заявитель просил Правительство Ростовской области осуществить перевод земельного участка в другую категорию для добычи песчаника открытым способом, что не соответствует площади горного отвода, предоставленного недропользователю.
При этом суд учитывает, что согласно подпункту "г" пункту 3.7 лицензионного соглашения в случае необходимости изменения условий пользования недрами, таковые оформляются с согласия сторон дополнением к лицензии.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица пояснил, что недропользователь вправе обратиться с заявлением об изменении условий недропользования, в том числе в части уточнения площади земельного участка.
Как следует из пояснений представителя заявителя, с таким заявлением недропользователь не обращался.
Согласно абз. 3 п. 37 "Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр", утвержденного Приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315 (далее - Административный регламент) внесение изменений и дополнении в лицензии на пользование участками недр осуществляется по взаимному согласию пользователя недр и Роснедр или его территориального органа осуществляется при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Согласно абз. 2 п. 38 вышеназванного Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензию на пользование участками недр является заявка пользователя недр с просьбой о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами.
Иного порядка для внесения изменений или дополнений в лицензию на право пользования недрами законодательством не предусмотрено. В связи с этим для включения документов, удостоверяющих границы уточненного горного отвода, в качестве неотъемлемой составной части лицензии пользователю недр необходимо подать заявку в порядке, установленном Административным регламентом.
Таким образом, рассматривая возможность применения пункта 8 части 1 статьи 7 Закона о переводе земель, суд первой инстанции правомерно и обоснованно учитывал несоответствие площади разрабатываемого горного отвода согласно лицензионному соглашению площади земельного участка, который заявитель просил перевести в другую категорию для добычи песчаника.
Месторождение занимает по площади территорию меньшую, чем площадь испрашиваемого к переводу земельного участка, на что также было указано в заключении министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 22.07.2014 N 28-0202.1.10/603.
В качестве обоснования изменения категории всего земельного участка площадью 28 га указано только на цели добычи песчаника. Вместе с тем, в рабочем проекте рекультивации предусмотрено, что на 18 га планируется размещать технологическую схему переработки песчаника с конусами готовой продукции (щебень), временные отвалы вскрышных пород, площадки для размещения горной техники, вспомогательное хозяйство, административно-бытовой комплекс. В техническом задании на его разработку указано на рекультивацию земельного участка площадью 18 га под размещение дробильно-сортировочного завода.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания рассматриваемого случая исключительным и позволяющим осуществить перевод всего спорного земельного участка площадью 28 га в порядке пункта 8 части 1 статьи 7 Закона о переводе земель для добычи песчаника, поскольку лицензионным соглашением площадь горного отвода, предназначенного для добычи полезных ископаемых, определена в размере 10 га.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.03.2015 по делу N А53-27986/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА

Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Р.Р.ИЛЮШИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)