Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 07.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2831/2015

Требование: Об оспаривании решения об отказе в осуществлении кадастрового учета.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Оспариваемое решение мотивировано тем, что согласно решению собрания депутатов городского округа предельные (минимальные и максимальные) размеры образуемых участков для индивидуального жилищного строительства составляют от 300 кв. м, а согласно представленному межевому плану площадь образуемых участков путем раздела меньше предельного минимального размера участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 июля 2015 г. по делу N 33-2831/2015


Кировский районный суд г. Махачкалы
судья Вагабова М.Г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Джарулаева А.К.,
судей - Хираева Ш.М., Ибрагимовой А.М.,
при секретаре - М.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. апелляционную жалобу Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Дагестан (далее Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан) на решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 20 апреля 2015 года по делу по заявлению И. в интересах Д. об оспаривании решения Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан об отказе в осуществлении кадастрового учета,

установила:

И. в интересах Д. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан от 28 января 2015 года N 005-301/15-14902 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, обязании устранить допущенное нарушение, указав, что его доверитель Д. является собственником земельного участка, площадью 461 кв. м с кадастровым номером <.>, категория земель: земли населенных пунктов - для индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: Россия, <...>.
21.01.2015 года он подал в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан заявление о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <.>, принадлежащего ему на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 13.03.2013 г. сделана запись регистрации N <.>.
28.01.2015 года Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан вынесено решение об отказе в осуществлении кадастрового учета ссылаясь на то, что в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 27 ФЗ N 221 "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 г. имеются основания для приостановления в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Россия, <...>, в связи с тем, что согласно Решению собрания депутатов городского округа "город Махачкала" N 6-7а от 29.07.2011 г. предельные (минимальные и максимальные) размеры образуемых ЗУ для индивидуального жилищного строительства составляют от 300 кв. м, а согласно представленному межевому плану площадь образуемых ЗУ путем раздела меньше предельного минимального размера ЗУ.
Д. считает данный отказ незаконным и необоснованным, полагая, что в указанном решении Собрания депутатов городского округа "город Махачкала" N 6-7а от 29.07.2011 г. идет речь о минимальных размерах земельных участков предоставляемых для индивидуального жилищного строительства находящихся в государственной, муниципальной собственности, а не в частной собственности, в данном случае, не идет речь о земельных участках уже предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Также согласно градостроительному законодательству г. Махачкалы минимальные и максимальные размеры земельных участков не установлены.
Согласно ст. 33 и п. 3 ст. 36 ЗК РФ, норма в 5 соток действует только в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В данном случае, земельный участок находится в его собственности, и он вправе им распоряжаться по своему усмотрению, если это не затрагивает законные права и интересы других граждан.
Решением Кировского районного суда г. Махачкала от 20 апреля 2015 года требования Д. удовлетворены и постановлено:
"Признать незаконным решение от 28.01.2015 года N 005-301/15-14902 филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РД об отказе в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: <...>.
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РД поставить на государственный кадастровый учет земельные участки, образованные при разделе земельного участка с кадастровым номером <.>, расположенного по адресу: РД, г. <адрес>."
Не согласившись с вышеуказанным решением суда первой инстанции, представитель Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан Г. обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с апелляционной жалобой, в которой просит отменить вынесенное по делу решение в связи с нарушением судом при его принятии норм материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания (ст. 167 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав объяснения И. - представителя Д., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права, Д. является собственником земельного участка, площадью 461 кв. м, кадастровый номер 05:40:000037:1762, расположенного по адресу: <адрес>.
По заявлению Д., кадастровым инженером И., имеющим квалификационный аттестат кадастрового инженера за N 05-14-227, 27 декабря 2014 года в результате кадастровых работ подготовлен межевой план в связи с образованием двух земельных участков из вышеуказанного земельного участка размерами 306 и 155 кв. м соответственно.
21 января 2015 года Д. обратился в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков как самостоятельных объектов недвижимости согласно межевому плану от 27 декабря 2014 года.
Решением Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан от 28 января 2015 года N 005-301/15-14902 в осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков отказано со ссылкой на то, что размер образуемых земельных участков не соответствует требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков, установленных Решением Собрания депутатов городского округа "город Махачкала" от 29 июля 2011 года N 6-7а, согласно которого предельный минимальный размер земельного участка, предоставляемого под индивидуальное жилищное строительство составляет 300 кв. м.
Признавая решение Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан от 28 января 2015 года незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в возникшем споре правило о минимальном размере земельного участка применению не подлежит, поскольку исходный земельный участок находится в собственности заявителя, которому принадлежит права владения, пользования и распоряжения этим земельным участком, и желающего произвести раздел своего имущества.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда по следующим обстоятельствам.
Согласно п. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 2 ст. 11.9 ЗК РФ).
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки (п. п. 8, 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ).
Частью 4 ст. 41 ГрК РФ (действовавшей в период возникновения спорных правоотношений), устанавливалось, что при разделении земельных участков на несколько земельных участков, размер образованного земельного участка не должен превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков (утратил силу с 01.03.2015 г. - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Зонирование территории регламентируется ГрК РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (ст. 30 ГрК РФ).
В силу п. 2 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, входящем согласно ч. 2 ст. 30 ГрК РФ в состав правил землепользования и застройки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 8 ст. 1, п. 3 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ).
Из содержания п. 9 ст. 1, п. 2 ч. 6 ст. 30, п. 1 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ следует, что орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено утверждение правил землепользования и застройки, обязан устанавливать предельные размеры земельных участков посредством их определения в следующих сочетаниях - минимальный и максимальный размер, минимальный или максимальный размер.
Согласно ст. 31 Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2003 года N 45 "О земле" предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Решением Махачкалинского городского Собрания от 14 июля 2009 года N 19-4а (ред. от 26.02.2014) утверждены Правила землепользования и застройки в городском округе "город Махачкала" (далее Правила).
Согласно п. 3 ст. 6 Правил, разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительным и земельным законодательством.
Таким образом, при разделении земельного участка на несколько земельных участков, размеры вновь образованных земельных участков не должны быть меньше нормы предоставления земельных участков, установленных муниципальными правовыми актами МО ГО "город Махачкала".
Пунктом 1 Решения Собрания депутатов городского округа "город Махачкала" от 29 июля 2011 года N 6-7а "Об установлении предельной нормы предоставления земельных участков в собственность гражданам из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства и для ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа "город Махачкала" установлен минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для индивидуального жилищного строительства в размере 300 кв. м.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 24 сентября 2012 года N 1598-О в соответствии с Конституцией Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36, ч. 2), условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36, ч. 3), к числу которых относятся Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации, предусматривающие соответственно в статьях 11.9 и 30 необходимость соблюдения при образовании и изменении земельных участков их предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров, установленных Правилами землепользования и застройки.
В соответствии с ч. 4 ст. 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
В силу пп. 2 п. 3 ст. 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Соответственно, при образовании нескольких земельных участков посредством раздела, то есть изменения существующего земельного участка заявителя их размеры не могут быть менее 300 кв. м, что в данном случае отсутствует и делает невозможным осуществление государственного кадастрового учета таких участков.
Учитывая вышеприведенные нормы права, и исходя из того обстоятельства, что в результате преобразования (изменения) исходного земельного участка размер одного из вновь образуемых земельных участков составит 155 кв. м, то есть меньше предельного минимального размера земельного участка, установленного органом местного самоуправления, решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан об отказе Д. в осуществлении государственного кадастрового учета является правомерным.
Вывод суда, что установленные органом местного самоуправления предельные размеры земельных участков не распространяются на вновь образованные земельные участки, поскольку занимаемый земельный участок находится в собственности заявителя, как правовое основание для раздела земельного участка на несколько без соблюдения минимального размера, является ошибочным, поскольку, из анализа приведенных выше правовых норм следует, что при образовании земельных участков, учету подлежат положения п. 1 Решения Собрания депутатов городского округа "город Махачкала" от 29 июля 2011 года N 6-7а. Нахождение исходного земельного участка в собственности заявителя не создает ему преимуществ при образовании земельных участков в части несоблюдения вышеуказанных положений законодательства. Земельный участок заявителя не относится к числу земельных участков, на которые действие градостроительного регламента не распространяется.
Ссылка заявителя на нарушения его прав как собственника несостоятельна, поскольку филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан препятствий заявителю к осуществлению правомочий собственника не созданы, заявитель не лишается права на земельный участок, и не ограничиваются его права владения, пользования и распоряжения им.
Судебная коллегия полагает, что в ходе рассмотрения настоящего дела, нарушений прав заявителя, как собственника земельного участка со стороны заинтересованного лица установлено не было, в связи с чем, требования Д. о признании незаконными действий филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан с возложением на него обязанности устранить допущенные нарушения, не подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, судебная коллегия считает необходимым отменить принятое по делу решение как постановленное с существенным нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Д. требований о признании незаконным решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан от 28.01.2015 г. N 005-301/15-14902 об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков и возложении обязанности поставить на государственный кадастровый учет земельные участки, образованные при разделе земельного участка, площадью 461 кв. м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Кировского районного суда г. Махачкала от 20 апреля 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления И. в интересах Д. о признании незаконным решения Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан об отказе в осуществлении кадастрового учета от 28 января 2015 года N 005-301/15-14902 и возложении на Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан обязанности поставить на государственный кадастровый учет земельные участки, образованные при разделе земельного участка площадью 461 кв. м, с кадастровым номером 05:40:000037:1762, расположенного по адресу: <адрес>, - отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)