Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена: 19.05.2015,
постановление изготовлено в полном объеме: 22.05.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Нарусова М.М.
судей Гриднева А.Н., Леоновой Л.В.
при участии в заседании:
от истца:
Общество с ограниченной ответственностью "Группа промышленных предприятий Литий" Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще
от ответчика:
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Брянской области Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще
от третьих лиц:
Управление имущественных отношений Брянской области Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще
Правительство Брянской области Представитель не явился, извещен надлежаще
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Представитель не явился, извещен надлежаще
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 06.11.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015 по делу N А09-7318/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Группа промышленных предприятий Литий" (ОГРН 1023201287372) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Брянской области (далее - кадастровая палата), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (ОГРН 1043244052092) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:28:0042709:27, площадью 2 716 кв. метров, расположенного по адресу: г. Брянск, пр. Московский, д. 106 равной его рыночной стоимости в размере 2 070 000 руб. (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует управление имущественных отношений Брянской области.
Определением суда области от 13.08.2014 Управление исключено из числа ответчиков и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица. Одновременно к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено правительство Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 06.11.2014 (судья Дюбо Ю.И.) оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015 (судьи Капустина Л.А., Рыжова Е.В., Волкова Ю.А.) исковые требования удовлетворены.
Ссылаясь на нарушение судом норм материального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, Правительство Брянской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, своих представителей в суд округа не направили. Дело рассмотрено в их отсутствие, в порядке, установленном ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 32:28:0042709:27, площадью 2 716 кв. метров, расположенного по адресу: г. Брянск, пр. Московский, д. 106 на основании заключенного с комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Брянской городской администрации договора аренды от 18.01.2007 N 37726.
В настоящее время полномочия арендодателя осуществляет управление имущественных отношений Брянской области (пункты 1.3, 2.3 Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом губернатора Брянской области от 29.01.2013 N 66), которое привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2012.
Кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в государственный кадастр недвижимости, составила - 3 199 339 руб. 36 коп.
Поскольку указанная стоимость завышена по сравнению с рыночной, истец обратился в ООО "Деловое партнерство", которое составило отчет, согласно которому рыночная стоимость земельного участка на дату проведения актуализированной кадастровой оценки - 01.01.2012 - равна 2 180 000 руб.
Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельного участка, отраженная в сведениях государственного кадастра недвижимости, превышает его рыночную стоимость, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
По мнению кассационной инстанции, удовлетворяя заявленные исковые требования суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время, вышеуказанная норма действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, указанная норма, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Из положений постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 следует, что права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
Оценивая по результатам проведенной экспертизы в порядке ст. ст. 86, 64, 67, 68 АПК РФ, представленное заключение ООО "Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки" от 24.09.2014 N 32414 ОЦ, по определению рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2012, судебные инстанции пришли к верному выводу об отсутствии противоречий в выводах эксперта и сомнений в их обоснованности и правомерно принят судом в качестве надлежащих доказательств по делу.
С учетом изложенного, судебные инстанции обоснованно установили по состоянию на 01.01.2012 кадастровую стоимость спорного земельного участка в соответствии с заключением экспертизы.
Таким образом, разрешая спор по существу, суды обеих инстанций обоснованно руководствовались положениями п. 3 ст. 66 ЗК РФ, что согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11.
Руководствуясь п. 5 Положения о Росреестре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" суды верно указали на то, что кадастровая палата является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости.
При этом восстановление нарушенного права заявителя возможно только путем внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
При таких обстоятельствах, судебные инстанции пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы заявителя не опровергают выводы судов, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 06.11.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015 по делу N А09-7318/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.М.НАРУСОВ
Судьи
А.Н.ГРИДНЕВ
Л.В.ЛЕОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 22.05.2015 N Ф10-1229/2015 ПО ДЕЛУ N А09-7318/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2015 г. N Ф10-1229/2015
Дело N А09-7318/2014
Резолютивная часть постановления оглашена: 19.05.2015,
постановление изготовлено в полном объеме: 22.05.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Нарусова М.М.
судей Гриднева А.Н., Леоновой Л.В.
при участии в заседании:
от истца:
Общество с ограниченной ответственностью "Группа промышленных предприятий Литий" Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще
от ответчика:
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Брянской области Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще
от третьих лиц:
Управление имущественных отношений Брянской области Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще
Правительство Брянской области Представитель не явился, извещен надлежаще
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Представитель не явился, извещен надлежаще
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 06.11.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015 по делу N А09-7318/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Группа промышленных предприятий Литий" (ОГРН 1023201287372) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Брянской области (далее - кадастровая палата), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (ОГРН 1043244052092) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:28:0042709:27, площадью 2 716 кв. метров, расположенного по адресу: г. Брянск, пр. Московский, д. 106 равной его рыночной стоимости в размере 2 070 000 руб. (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует управление имущественных отношений Брянской области.
Определением суда области от 13.08.2014 Управление исключено из числа ответчиков и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица. Одновременно к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено правительство Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 06.11.2014 (судья Дюбо Ю.И.) оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015 (судьи Капустина Л.А., Рыжова Е.В., Волкова Ю.А.) исковые требования удовлетворены.
Ссылаясь на нарушение судом норм материального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, Правительство Брянской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, своих представителей в суд округа не направили. Дело рассмотрено в их отсутствие, в порядке, установленном ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 32:28:0042709:27, площадью 2 716 кв. метров, расположенного по адресу: г. Брянск, пр. Московский, д. 106 на основании заключенного с комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Брянской городской администрации договора аренды от 18.01.2007 N 37726.
В настоящее время полномочия арендодателя осуществляет управление имущественных отношений Брянской области (пункты 1.3, 2.3 Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом губернатора Брянской области от 29.01.2013 N 66), которое привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2012.
Кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в государственный кадастр недвижимости, составила - 3 199 339 руб. 36 коп.
Поскольку указанная стоимость завышена по сравнению с рыночной, истец обратился в ООО "Деловое партнерство", которое составило отчет, согласно которому рыночная стоимость земельного участка на дату проведения актуализированной кадастровой оценки - 01.01.2012 - равна 2 180 000 руб.
Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельного участка, отраженная в сведениях государственного кадастра недвижимости, превышает его рыночную стоимость, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
По мнению кассационной инстанции, удовлетворяя заявленные исковые требования суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время, вышеуказанная норма действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, указанная норма, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Из положений постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 следует, что права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
Оценивая по результатам проведенной экспертизы в порядке ст. ст. 86, 64, 67, 68 АПК РФ, представленное заключение ООО "Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки" от 24.09.2014 N 32414 ОЦ, по определению рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2012, судебные инстанции пришли к верному выводу об отсутствии противоречий в выводах эксперта и сомнений в их обоснованности и правомерно принят судом в качестве надлежащих доказательств по делу.
С учетом изложенного, судебные инстанции обоснованно установили по состоянию на 01.01.2012 кадастровую стоимость спорного земельного участка в соответствии с заключением экспертизы.
Таким образом, разрешая спор по существу, суды обеих инстанций обоснованно руководствовались положениями п. 3 ст. 66 ЗК РФ, что согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11.
Руководствуясь п. 5 Положения о Росреестре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" суды верно указали на то, что кадастровая палата является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости.
При этом восстановление нарушенного права заявителя возможно только путем внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
При таких обстоятельствах, судебные инстанции пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы заявителя не опровергают выводы судов, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 06.11.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015 по делу N А09-7318/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.М.НАРУСОВ
Судьи
А.Н.ГРИДНЕВ
Л.В.ЛЕОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)