Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Мисника Н.Н., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бережным А.А.,
при участии:
- от истца - представителя Диченской А.В. по доверенности N 23АА2859158 от 10.10.2013, N 23АА3371455 от 10.01.2014;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Литвинова Александра Андреевича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24.03.2014 по делу N А32-35047/2013
по иску Литвинова Александра Андреевича
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
принятое судьей Данько М.М.,
установил:
Литвинов Александр Андреевич (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю и просил:
- признать недействительными результаты определения кадастровой стоимости Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю в отношении земельного участка площадью 4560 кв. м, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, город-курорт Анапа, проезд Джеметинский, 8а, с кадастровым номером 23:37:0107002:1338, в размере 83 247 816 рублей.
- установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 4560 кв. м, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, город-курорт Анапа, проезд Джеметинский, 8а, с кадастровым номером 23:37:0107002:1338 по состоянию на 01.01.2011 в размере его рыночной стоимости, равной 31 318 262 (тридцать один миллион триста восемнадцать тысяч двести шестьдесят два) рубля, указав, что решение является основанием для внесения изменений в государственный земельный кадастр в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107002:1338, площадью 4560, расположенного на землях населенных пунктов по адресу: РФ, Краснодарский край, город-курорт Анапа, проезд Джеметинский, 8а, с разрешенным использованием - "строительство комплекса общественного питания".
Истец изменил предмет иска и просил:
- - установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 4560 кв. м, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, город-курорт Анапа, проезд Джеметинский, 8а, с кадастровым номером 23:37:0107002:1338 по состоянию на 01.01.2011 в размере его рыночной стоимости, равной 31 034 000 (тридцать один миллион тридцать четыре тысячи рублей) рублей;
- - обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю в течение 5 дней со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости: земельного участка расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, город-курорт Анапа, проезд Джеметинский, 8а, площадью 4560 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - строительство комплекса общественного питания, кадастровый номер 23:37:0107002:1338 - по состоянию на 1 января 2011 года равной его рыночной стоимости в размере 31 034 000 (тридцать один миллион тридцать четыре тысячи рублей) рублей;
- - указать, что кадастровая стоимость земельного участка в размере 31 034 000 (тридцать один миллион тридцать четыре тысячи рублей) рублей, устанавливается для целей налогообложения и иных случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01.01.2011 года.
Решением от 24.03.2014 исковые требования удовлетворены в части установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости. В части требования указать в решении, что кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости устанавливается с 01.01.2011, в удовлетворении иска отказано.
Истец обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил отменить решение в части отказа в удовлетворении требования об указании, что кадастровая стоимость земельного участка в размере 31 034 000 рублей устанавливается для целей налогообложения и иных случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01.01.2011. В указанной части просил принять по делу новый судебный акт, удовлетворить требования истца в полном объеме. Апелляционная жалоба истца мотивирована тем, что истец, действуя добросовестно и разумно, не мог узнать о нарушении своих прав с даты фактического установления кадастровой стоимости, новая кадастровая стоимость будет установлена с момента вступления в силу решения суда, однако истец сможет восстановить нарушенные права только на будущие периоды, а именно с 01.01.2015.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, апелляционный суд проверил законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Литвинов Александр Андреевич не имеет статуса индивидуального предпринимателя, однако в силу пункта 1 статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Кроме того, истец предпринимал попытку обращения в суд общей юрисдикции, однако определением Анапского городского суда от 16.09.2013 ему было отказано в принятии иска (л.д. 89). Ввиду указанного обстоятельства его иск в любом случае надлежит рассматривать по существу арбитражному суду, поскольку в противном случае истцу не будет обеспечено конституционное право на доступ к правосудию (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.07.2012 по делу N А17-2596/2011; постановление Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 17095/09).
Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 4560 кв. м с кадастровым номером 23:37:0107002:1338, имеющий адрес: РФ, Краснодарский край, город-курорт Анапа, проезд Джеметинский, 8а с разрешенным использованием "строительство комплекса общественного питания" и категорией земель "земли населенных пунктов", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 23-АК N 473037.
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края" от 22.11.2011 N 1756 утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков, проведенной методом массовой оценки, в том числе и спорного земельного участка.
При принятии решения суд руководствовался позицией ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11.
Суд первой инстанции отметил, что учитывая обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Апелляционный суд находит указанные выводы суда первой инстанции заслуживающими поддержки как соответствующие сложившейся практике рассмотрения споров об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной.
В постановлении от 25.06.2013 N 10761/11 Президиум ВАС РФ привел следующую правовую позицию по вопросу установления кадастровой стоимости земельных участков. "При решении вопроса о надлежащей дате, на которую обществу следует доказать рыночную стоимость объекта недвижимости при заявлении требования о ее внесении в качестве кадастровой, необходимо учитывать следующее. В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности. При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату. Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости"). В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки. На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков.
Согласно действующим нормативным актам кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка определяется самостоятельно кадастровым органом при постановке вновь образуемого земельного участка на кадастровый учет на основании имеющихся результатов проведенной государственной кадастровой оценки, утвержденных до образования такого участка. Поскольку при определении кадастровой стоимости вновь образуемого земельного участка применяется удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка, который был рассчитан в соответствии с теми данными, которые использовались при проведении государственной кадастровой оценки земель до существования нового участка, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость преобразуемого участка. При этом, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости".
Таким образом, доводы апелляционной жалобы прямо противоречат указанным разъяснениям, данным в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Кодекса, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, и понесенные по ней судебные расходы распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2014 по делу N А32-35047/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ
Судьи
Н.Н.МИСНИК
О.Х.ТИМЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.06.2014 N 15АП-8274/2014 ПО ДЕЛУ N А32-35047/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2014 г. N 15АП-8274/2014
Дело N А32-35047/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Мисника Н.Н., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бережным А.А.,
при участии:
- от истца - представителя Диченской А.В. по доверенности N 23АА2859158 от 10.10.2013, N 23АА3371455 от 10.01.2014;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Литвинова Александра Андреевича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24.03.2014 по делу N А32-35047/2013
по иску Литвинова Александра Андреевича
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
принятое судьей Данько М.М.,
установил:
Литвинов Александр Андреевич (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю и просил:
- признать недействительными результаты определения кадастровой стоимости Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю в отношении земельного участка площадью 4560 кв. м, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, город-курорт Анапа, проезд Джеметинский, 8а, с кадастровым номером 23:37:0107002:1338, в размере 83 247 816 рублей.
- установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 4560 кв. м, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, город-курорт Анапа, проезд Джеметинский, 8а, с кадастровым номером 23:37:0107002:1338 по состоянию на 01.01.2011 в размере его рыночной стоимости, равной 31 318 262 (тридцать один миллион триста восемнадцать тысяч двести шестьдесят два) рубля, указав, что решение является основанием для внесения изменений в государственный земельный кадастр в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107002:1338, площадью 4560, расположенного на землях населенных пунктов по адресу: РФ, Краснодарский край, город-курорт Анапа, проезд Джеметинский, 8а, с разрешенным использованием - "строительство комплекса общественного питания".
Истец изменил предмет иска и просил:
- - установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 4560 кв. м, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, город-курорт Анапа, проезд Джеметинский, 8а, с кадастровым номером 23:37:0107002:1338 по состоянию на 01.01.2011 в размере его рыночной стоимости, равной 31 034 000 (тридцать один миллион тридцать четыре тысячи рублей) рублей;
- - обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю в течение 5 дней со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости: земельного участка расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, город-курорт Анапа, проезд Джеметинский, 8а, площадью 4560 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - строительство комплекса общественного питания, кадастровый номер 23:37:0107002:1338 - по состоянию на 1 января 2011 года равной его рыночной стоимости в размере 31 034 000 (тридцать один миллион тридцать четыре тысячи рублей) рублей;
- - указать, что кадастровая стоимость земельного участка в размере 31 034 000 (тридцать один миллион тридцать четыре тысячи рублей) рублей, устанавливается для целей налогообложения и иных случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01.01.2011 года.
Решением от 24.03.2014 исковые требования удовлетворены в части установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости. В части требования указать в решении, что кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости устанавливается с 01.01.2011, в удовлетворении иска отказано.
Истец обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил отменить решение в части отказа в удовлетворении требования об указании, что кадастровая стоимость земельного участка в размере 31 034 000 рублей устанавливается для целей налогообложения и иных случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01.01.2011. В указанной части просил принять по делу новый судебный акт, удовлетворить требования истца в полном объеме. Апелляционная жалоба истца мотивирована тем, что истец, действуя добросовестно и разумно, не мог узнать о нарушении своих прав с даты фактического установления кадастровой стоимости, новая кадастровая стоимость будет установлена с момента вступления в силу решения суда, однако истец сможет восстановить нарушенные права только на будущие периоды, а именно с 01.01.2015.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, апелляционный суд проверил законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Литвинов Александр Андреевич не имеет статуса индивидуального предпринимателя, однако в силу пункта 1 статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Кроме того, истец предпринимал попытку обращения в суд общей юрисдикции, однако определением Анапского городского суда от 16.09.2013 ему было отказано в принятии иска (л.д. 89). Ввиду указанного обстоятельства его иск в любом случае надлежит рассматривать по существу арбитражному суду, поскольку в противном случае истцу не будет обеспечено конституционное право на доступ к правосудию (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.07.2012 по делу N А17-2596/2011; постановление Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 17095/09).
Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 4560 кв. м с кадастровым номером 23:37:0107002:1338, имеющий адрес: РФ, Краснодарский край, город-курорт Анапа, проезд Джеметинский, 8а с разрешенным использованием "строительство комплекса общественного питания" и категорией земель "земли населенных пунктов", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 23-АК N 473037.
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края" от 22.11.2011 N 1756 утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков, проведенной методом массовой оценки, в том числе и спорного земельного участка.
При принятии решения суд руководствовался позицией ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11.
Суд первой инстанции отметил, что учитывая обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Апелляционный суд находит указанные выводы суда первой инстанции заслуживающими поддержки как соответствующие сложившейся практике рассмотрения споров об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной.
В постановлении от 25.06.2013 N 10761/11 Президиум ВАС РФ привел следующую правовую позицию по вопросу установления кадастровой стоимости земельных участков. "При решении вопроса о надлежащей дате, на которую обществу следует доказать рыночную стоимость объекта недвижимости при заявлении требования о ее внесении в качестве кадастровой, необходимо учитывать следующее. В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности. При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату. Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости"). В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки. На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков.
Согласно действующим нормативным актам кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка определяется самостоятельно кадастровым органом при постановке вновь образуемого земельного участка на кадастровый учет на основании имеющихся результатов проведенной государственной кадастровой оценки, утвержденных до образования такого участка. Поскольку при определении кадастровой стоимости вновь образуемого земельного участка применяется удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка, который был рассчитан в соответствии с теми данными, которые использовались при проведении государственной кадастровой оценки земель до существования нового участка, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость преобразуемого участка. При этом, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости".
Таким образом, доводы апелляционной жалобы прямо противоречат указанным разъяснениям, данным в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Кодекса, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, и понесенные по ней судебные расходы распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2014 по делу N А32-35047/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ
Судьи
Н.Н.МИСНИК
О.Х.ТИМЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)