Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.02.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1034/2015

Требование: Об оспаривании решения об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истцу было отказано в заявлении о предоставлении в собственность за плату земельного участка без торгов во внеочередном порядке и предложено получить земельный участок на общих основаниях посредством участия в аукционе.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 февраля 2015 г. по делу N 33-1034/2015


Председательствующий: Вагнер Е.А.

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Иволгиной Н.В., Ершовой Л.А.,
при секретаре М.,
рассмотрела в судебном заседании 18 февраля 2015 года дело по апелляционной жалобе С. на решение Центрального районного суда г. Омска от 08 декабря 2014 года, которым в удовлетворении требований об оспаривании решения департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка под индивидуальное жилищное строительство С. отказано.
Заслушав доклад судьи областного суда Латышенко Н.Ф., судебная коллегия

установила:

С. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью <...> кв. м под индивидуальное жилищное строительство в ЦАО г. Омска.
В обоснование требований указал, что является инвалидом детства. <...> года подал заявление о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка без торгов во внеочередном порядке согласно ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Между тем, <...> года в указанном ему было отказано и предложено получить земельный участок на общих основаниях, предусмотренных ст. 30.1 ЗК Российской Федерации посредством участия в аукционе.
Просил признать незаконным оспариваемый им отказ, обязать департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска принять решение о предоставлении ему в собственность за плату без проведения аукциона земельного участка площадью не менее <...> кв. м под индивидуальное жилищное строительства в ЦАО г. Омска.
В судебном заседании С., его представитель Р. требования поддержали.
Представитель департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска <...> пояснила, что порядка платного предоставления земельного участка без аукциона ни на федеральном, ни на региональном уровне не предусмотрено. Также указала, что порядок предоставления инвалидам земельного участка во внеочередном порядке бесплатно ни ЗК Российской Федерации, ни специальным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не регламентирован, а ст. 7.1. Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-03 "О регулировании земельных отношений в Омской области" в категории граждан, имеющие право на бесплатное предоставление в собственность отдельных земельных участков, инвалиды, в том числе инвалиды с детства, не поименованы.
Представитель Администрации г. Омска в судебном заседании участия не принимал.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе С. просит решение суда отменить, принять новое. Указывает, что является <...>. Им было подано заявление в порядке ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусматривающей право предоставления инвалиду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство по договору купли-продажи за плату без торгов, что согласуется и с выводами, отраженными в решении, где суд указывает два порядка по обеспечению инвалидов земельными участками: бесплатное при условии их нуждаемости и постановки на учет и первоочередное за плату без проведения торгов. На основании указанного орган местного самоуправления обязан при обращении гражданина с соответствующим заявлением обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости по изложенным в заявлении гражданина характеристикам. Также указывает, что действующим законодательством не предусмотрено в качестве условия получения земельного участка обязанности совершить выбор такого участка и его постановки на кадастровый учет. Кроме того суд не учел, что ввиду инвалидности по зрению указанный им выбор земельного участка посредством сети Интернет, либо ввиду изучения плана городской застройки невозможно.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. <...>).
Представитель С. - Р., представитель департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска <...> приняли участие в судебном заседании. Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 327 ГПК Российской Федерации, сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав участвующих лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, С. имеет статус <...>, <...> <...> (справка СМЭ от <...> года л.д. <...>).
<...> года С. обратился в Администрацию г. Омска с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка без торгов, площадью <...> кв. м под индивидуальное жилищное строительство в Центральном АО г. Омска в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (л.д. <...>).
Указанное обращение было передано для рассмотрения в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска.
Ответом департамента от <...> года N N <...> С. в предоставлении участка на указанных условиях было отказано и сообщено, что для приобретения права собственности на земельный участок для индивидуального жилищного строительства он вправе принять участие в торгах по продаже такого права (л.д. <...>).
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в суд.
Статья 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закрепляет право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК Российской Федерации продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК Российской Федерации (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).
Исходя из обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17.09.2008 года), следует, что аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.
Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи торги не проводятся.
Применительно к изложенному, мотив отказа, изложенный департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в ответе от <...> года N <...>, не предусматривая льготного обеспечения земельным участком инвалидов (без проведения торгов), является неправомерным.
Решение суда в указанной части является правильным.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о том, что С. в нарушение положений действующего законодательства обратился с заявлением в компетентный орган о предоставлении индивидуально неопределенного земельного участка, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления органом местного самоуправления.
Правила, изложенные в статьях 11.1 и 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, а также положения ФЗ от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", на которые сослался суд в решении, возникшие правоотношения не регламентируют.
Из положений земельного законодательства не следует, что в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка гражданину может быть отказано по мотиву отсутствия в заявлении данных о его индивидуализации (данных кадастрового учета и т.п.).
В заявлении, поданном С. в Администрацию г. Омска, имеются данные относительно местоположения земельного участка (в Центральном административном округе г. Омска) и размере (<...> кв. м).
Таким образом, орган местного самоуправления при обращении гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка, в котором отражены характеристики, предъявляемые им к земельному участку правомочен обеспечить гражданину выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости, соответствующего данным характеристикам.
Вместе с тем, заявление С., направленное на оспаривание отказа департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска и возложении обязанности по предоставлению земельного участка на основании заявления от <...> года, удовлетворено быть не может исходя из следующего.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
На момент обращения С. в Администрацию г. Омска о предоставлении земельного участка как инвалиду, и отказа в его предоставлении, он не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Супруге заявителя, <...>, на праве собственности принадлежала по праву собственности двухкомнатная квартира общей площадью <...> кв. м, расположенная по адресу <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N <...> от <...> года (л.д. <...>), которая была продана <...> года.
Из копии лицевого счета квартиросъемщика N <...> от <...> года следует, что в указанном жилом помещении были зарегистрированы <...> человека: С., <...> (жена заявителя) и <...> (сын заявителя).
Исходя из пропорционального соотношения общей площади указанного жилого помещения и количества проживающих в нем лиц можно сделать вывод о том, что на каждого члена семьи заявителя приходилось по <...> кв. м жилой площади, что является больше учетной нормы на человека (15 кв. м) в соответствии с Постановлением Мэра г. Омска от 06.05.2005 года N 251-п.
Ссылки представителя заявителя на наличие договора займа от <...> года, заключенного между <...> и третьим лицом, предмет договора - денежные средства в размере <...> рублей (л.д. <...>), равно как указание на принятие мер по продаже жилого помещения, свидетельствовать о нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий не могут, поскольку сами по себе факт указанной нуждаемости не устанавливают.
Судебная коллегия отмечает, что С., при установлении факта нуждаемости в улучшении жилищных условий и постановки в соответствии с законом на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не лишен права обращения с заявлением о предоставлении ему земельного участка в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с приложением документов, подтверждающих его статус.
Содержащиеся в апелляционной жалобе доводы на законность и обоснованность вынесенного по делу судебного постановления не влияют, поскольку не содержат оснований для принятия иного решения по делу.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Омска от 08 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)