Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Шамшутдинова Г.К.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Шустовой Т.П.,
судей областного суда Обносовой М.В., Хаировой Д.Р.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хаировой Д.Р.,
дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Астрахань" на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 18 марта 2014 года по гражданскому делу по иску Д.К.И. к администрации муниципального образования "Город Астрахань" о предоставлении земельного участка,
установила:
Д.К.И. обратилась в суд с иском о предоставлении земельного участка, указав, что в 2012 году по вопросу предоставления земельного участка для строительства индивидуального жилого дома обратилась с заявлением в управление земельными ресурсами администрации города Астрахани. По результатам рассмотрения заявления включена в реестр учета граждан, нуждающихся в бесплатном предоставлении земельных участков, с номером очередности 1839. Ввиду бездействия должностных лиц администрации г. Астрахани вопрос обеспечения земельным участком ветерана Великой Отечественной войны Д.К.И. в целях получения гарантированных государством мер социальной поддержки до настоящего времени не решен.
Просит обязать администрацию муниципального образования "Город Астрахань" предоставить Д.К.И. в собственность бесплатно земельный участок для строительства индивидуального жилого дома.
В судебном заседании истец Д.К.И. участие не принимала, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, представитель истца по доверенности Х. исковые требования поддержала.
Представитель администрации г. Астрахани по доверенности З. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требования.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 18 марта 2014 года суд обязал администрацию муниципального образования "Город Астрахань" предоставить Д.К.И. в собственность бесплатно земельный участок в черте г. Астрахани, для строительства индивидуального жилого дома.
В апелляционной жалобе администрацией города Астрахани ставится вопрос об отмене решения суда ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела. Считает, что со стороны муниципального образования отсутствуют признаки бездействия, о чем свидетельствуют принятые меры. Предоставление земельного участка возможно только после утверждения проекта планировки территории, установление очередности в получении земельного участка является одной из мер по упорядочению предоставления участков.
Администрация МО "Город Астрахань", надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечила, в апелляционной жалобе имеется ссылка о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Д.К.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Учитывая надлежащее извещение сторон и в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав докладчика, представителя Д.К.И. по доверенности Х., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7 часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при определении механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, и вправе определять круг получателей, порядок и условия их предоставления.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод, человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации как в социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд, здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом. Защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, являются предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 2, 7 и 39, пункты "б, в, ж, к", части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 20 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" в собственность граждан земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 18 настоящего Закона), предоставляются бесплатно лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, - для индивидуального жилищного строительства по месту проживания.
Администрацией г. Астрахани в целях реализации указанного Закона Астраханской области принято Постановление администрации города Астрахани от 4 декабря 2012 года N 10486, утвердившее Порядок организации работ по учету граждан, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков и Порядок организации работ по формированию и предоставлению земельных участков гражданам, обратившимся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков.
В суде первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Д.К.И. является ветераном Великой Отечественной войны, имеет льготы, предусмотренные статьей 20 Федерального закона "О ветеранах". Проживает на территории города Астрахани, относится к числу лиц, которым в силу пункта 7 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" предоставлено право на получение в собственность земельных участков бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
28 сентября 2012 года Д.К.И. обратилась в администрацию МО "Город Астрахань" с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для строительства индивидуального жилого дома. До настоящего времени земельный участок ей не представлен.
Не оспаривая право Д.К.И. на предоставление земельного участка, управление в письме от 18 октября 2013 года сообщило о проводимой разработке и формировании земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов по ул. <адрес> в <адрес>, в мкр. "<адрес> в <адрес>, в <адрес>.
Согласно представленным документам и доводам представителя ответчика администрацией города проводится работа по подготовке документации по проекту планировки территории, в том числе по проведению требуемых законом публичных слушаний.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований и обязал администрацию муниципального образования "Город Астрахань" предоставить Д.К.И. в собственность бесплатно земельный участок в черте г. Астрахани, для строительства индивидуального жилого дома.
В апелляционной жалобе администрация г. Астрахани указывает на несостоятельность доводов заявления в части права истца на внеочередное представление земельного участка, поскольку в рамках реализации Закона Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-03 администрацией города Астрахани принят Порядок организации работ по учету граждан, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, который предусматривает постановку на учет гражданина, обратившегося с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность и последующее (в случае постановки гражданина на учет) внесение в реестр учета граждан, нуждающихся в бесплатном предоставлении земельных участков. Указанный Порядок основан на принципах добровольности, гласности, социальной справедливости, бесплатности, очередности.
Между тем, указанный выше Закон Астраханской области и Порядок организации работ по учету граждан, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, Порядок организации работ по формированию и предоставлению земельных участков гражданам, обратившимся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков не предусматривает необоснованно длительный период рассмотрения заявления.
Федеральный закон "О ветеранах", исходя из целей социального государства, закрепленных в статье 7 Конституции Российской Федерации, предусматривает систему мер социальной защиты, которые направлены, как указано в его преамбуле, на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе ветеранов, в том числе ветеранов Великой Отечественной войны, а также на предоставление им дополнительных прав и льгот.
Реализация установленных законодателем для отдельной категории граждан дополнительных прав и льгот должны осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано.
Учитывая установленные обстоятельства и требования закона, суд правомерно пришел к выводу о необходимости обязать администрацию г. Астрахани предоставить Д.К.И. в собственность, бесплатно земельный участок в черте г. Астрахани для строительства индивидуального жилого дома, исходя из принципов разумности сроков, которые включают в себя период со дня поступления заявления в администрацию города, эффективность действий администрации города по формированию свободных земельных участков, требования своевременного рассмотрения заявления и приходит к выводу, что за период с момента подачи заявления - 28 сентября 2012 года до момента обращения в суд прошло более 1 года; до настоящего времени вопрос предоставления земельного участка истцу, относящейся к льготной категории граждан, не разрешен.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит, так как суд с достаточной полнотой исследовал материалы дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, установил обстоятельства, имеющие значение для дела, свои выводы мотивировал, правильно определил материальный закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям и правильно его применил. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 18 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Астрахани - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.05.2014 N 33-1555/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 мая 2014 г. N 33-1555/2014
Судья: Шамшутдинова Г.К.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Шустовой Т.П.,
судей областного суда Обносовой М.В., Хаировой Д.Р.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хаировой Д.Р.,
дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Астрахань" на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 18 марта 2014 года по гражданскому делу по иску Д.К.И. к администрации муниципального образования "Город Астрахань" о предоставлении земельного участка,
установила:
Д.К.И. обратилась в суд с иском о предоставлении земельного участка, указав, что в 2012 году по вопросу предоставления земельного участка для строительства индивидуального жилого дома обратилась с заявлением в управление земельными ресурсами администрации города Астрахани. По результатам рассмотрения заявления включена в реестр учета граждан, нуждающихся в бесплатном предоставлении земельных участков, с номером очередности 1839. Ввиду бездействия должностных лиц администрации г. Астрахани вопрос обеспечения земельным участком ветерана Великой Отечественной войны Д.К.И. в целях получения гарантированных государством мер социальной поддержки до настоящего времени не решен.
Просит обязать администрацию муниципального образования "Город Астрахань" предоставить Д.К.И. в собственность бесплатно земельный участок для строительства индивидуального жилого дома.
В судебном заседании истец Д.К.И. участие не принимала, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, представитель истца по доверенности Х. исковые требования поддержала.
Представитель администрации г. Астрахани по доверенности З. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требования.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 18 марта 2014 года суд обязал администрацию муниципального образования "Город Астрахань" предоставить Д.К.И. в собственность бесплатно земельный участок в черте г. Астрахани, для строительства индивидуального жилого дома.
В апелляционной жалобе администрацией города Астрахани ставится вопрос об отмене решения суда ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела. Считает, что со стороны муниципального образования отсутствуют признаки бездействия, о чем свидетельствуют принятые меры. Предоставление земельного участка возможно только после утверждения проекта планировки территории, установление очередности в получении земельного участка является одной из мер по упорядочению предоставления участков.
Администрация МО "Город Астрахань", надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечила, в апелляционной жалобе имеется ссылка о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Д.К.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Учитывая надлежащее извещение сторон и в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав докладчика, представителя Д.К.И. по доверенности Х., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7 часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при определении механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, и вправе определять круг получателей, порядок и условия их предоставления.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод, человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации как в социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд, здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом. Защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, являются предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 2, 7 и 39, пункты "б, в, ж, к", части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 20 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" в собственность граждан земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 18 настоящего Закона), предоставляются бесплатно лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, - для индивидуального жилищного строительства по месту проживания.
Администрацией г. Астрахани в целях реализации указанного Закона Астраханской области принято Постановление администрации города Астрахани от 4 декабря 2012 года N 10486, утвердившее Порядок организации работ по учету граждан, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков и Порядок организации работ по формированию и предоставлению земельных участков гражданам, обратившимся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков.
В суде первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Д.К.И. является ветераном Великой Отечественной войны, имеет льготы, предусмотренные статьей 20 Федерального закона "О ветеранах". Проживает на территории города Астрахани, относится к числу лиц, которым в силу пункта 7 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" предоставлено право на получение в собственность земельных участков бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
28 сентября 2012 года Д.К.И. обратилась в администрацию МО "Город Астрахань" с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для строительства индивидуального жилого дома. До настоящего времени земельный участок ей не представлен.
Не оспаривая право Д.К.И. на предоставление земельного участка, управление в письме от 18 октября 2013 года сообщило о проводимой разработке и формировании земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов по ул. <адрес> в <адрес>, в мкр. "<адрес> в <адрес>, в <адрес>.
Согласно представленным документам и доводам представителя ответчика администрацией города проводится работа по подготовке документации по проекту планировки территории, в том числе по проведению требуемых законом публичных слушаний.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований и обязал администрацию муниципального образования "Город Астрахань" предоставить Д.К.И. в собственность бесплатно земельный участок в черте г. Астрахани, для строительства индивидуального жилого дома.
В апелляционной жалобе администрация г. Астрахани указывает на несостоятельность доводов заявления в части права истца на внеочередное представление земельного участка, поскольку в рамках реализации Закона Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-03 администрацией города Астрахани принят Порядок организации работ по учету граждан, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, который предусматривает постановку на учет гражданина, обратившегося с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность и последующее (в случае постановки гражданина на учет) внесение в реестр учета граждан, нуждающихся в бесплатном предоставлении земельных участков. Указанный Порядок основан на принципах добровольности, гласности, социальной справедливости, бесплатности, очередности.
Между тем, указанный выше Закон Астраханской области и Порядок организации работ по учету граждан, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, Порядок организации работ по формированию и предоставлению земельных участков гражданам, обратившимся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков не предусматривает необоснованно длительный период рассмотрения заявления.
Федеральный закон "О ветеранах", исходя из целей социального государства, закрепленных в статье 7 Конституции Российской Федерации, предусматривает систему мер социальной защиты, которые направлены, как указано в его преамбуле, на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе ветеранов, в том числе ветеранов Великой Отечественной войны, а также на предоставление им дополнительных прав и льгот.
Реализация установленных законодателем для отдельной категории граждан дополнительных прав и льгот должны осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано.
Учитывая установленные обстоятельства и требования закона, суд правомерно пришел к выводу о необходимости обязать администрацию г. Астрахани предоставить Д.К.И. в собственность, бесплатно земельный участок в черте г. Астрахани для строительства индивидуального жилого дома, исходя из принципов разумности сроков, которые включают в себя период со дня поступления заявления в администрацию города, эффективность действий администрации города по формированию свободных земельных участков, требования своевременного рассмотрения заявления и приходит к выводу, что за период с момента подачи заявления - 28 сентября 2012 года до момента обращения в суд прошло более 1 года; до настоящего времени вопрос предоставления земельного участка истцу, относящейся к льготной категории граждан, не разрешен.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит, так как суд с достаточной полнотой исследовал материалы дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, установил обстоятельства, имеющие значение для дела, свои выводы мотивировал, правильно определил материальный закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям и правильно его применил. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 18 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Астрахани - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)