Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.07.2014 N 18АП-7039/2014 ПО ДЕЛУ N А76-839/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июля 2014 г. N 18АП-7039/2014

Дело N А76-839/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2014 года.
арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Ермолаевой Л.П., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Потребительского кооператива N 4 по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев на решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.05.2014 по делу N А76-839/2014 (судья Костылев И.В.).
В заседании приняли участие представители Администрации города Снежинска Челябинской области - Кузьмин А.В. (доверенность от 30.04.2014), Земляная С.Г. (доверенность от 25.10.2013).

Потребительский кооператив N 4 по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев (далее - кооператив, ПК N 4, заявитель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области к администрации города Снежинска (далее - Администрация, заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным решения Администрации N Г-04-11/1678 от 16.10.2013 об отказе в проведении процедуры формирования земельного участка для строительства гаражей; об обязании Администрации принять решение о проведении процедуры формирования испрашиваемого земельного участка для строительства гаражей.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 08.05.2014 (резолютивная часть от 06.05.2014) в удовлетворении требований отказано.
С указанным решением не согласился кооператив (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Апеллянт полагает, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что Правила землепользования и застройки города Снежинска, утвержденные решением Собрания депутатов города Снежинска от 14.07.2010 N 118, и схема генерального плана не опубликованы, в силу чего не подлежат применению как неопубликованные правовые акты.
Администрацией представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором Администрация указала, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заявителя не явились.
С учетом мнения представителей Администрации и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия заявителя.
В судебном заседании представители Администрации поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом первой инстанции, 16.09.2013 кооператив обратился к главе Администрации с ходатайством о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, в котором просил рассмотреть вопрос о выборе кооперативу земельного участка из одного из предложенных вариантов (площадью 2400 кв. м и 2800 кв. м соответственно) по адресу: Челябинская область, г. Снежинск, в районе ПК ГСК N 4 для расширения строительства кооператива под строительство гаражного бокса N 3 для легкового автотранспорта (л.д. 14).
К заявлению были приложены схемы предполагаемого места размещения испрашиваемого земельного участка (л.д. 57, 58).
Администрация в письме от 16.10.2013 N Г-04-11/1678 сообщила об отказе в проведении процедуры формирования испрашиваемого земельного участка (л.д. 12-13).
В обоснование отказа указано, что испрашиваемый земельный участок в соответствии со схемой градостроительного зонирования территории города Снежинска расположен в границах зоны рекреационного назначения (зона Р-2). Градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки города Снежинска, утвержденных решением Собрания депутатов города Снежинска от 14.07.2010 N 118 (с изменениями от 20.06.2013 N 55), не предусмотрено ни основными, ни дополнительными видами использования возможность предоставления земельных участков для строительства коллективных гаражей. Главное функциональное назначение рекреационной зоны - для размещения объектов и сооружений рекреационного назначения.
Полагая указанный отказ заинтересованного лица незаконным и нарушающим права кооператива в сфере осуществляемой им экономической деятельности, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных кооперативом требований, пришел к выводу, что испрашиваемый заявителем земельный участок не может быть использован для строительства гаражного блока для легкового автотранспорта, так как Правилами землепользования и застройки города Снежинска территория испрашиваемого земельного участка отнесена к рекреационной зоне.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционной суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 5 указанной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
Из вышеназванных норм следует, что уполномоченный на распоряжение земельными участками орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обязан обеспечить выбор земельного участка с учетом, в том числе, градостроительных условий использования соответствующей территории.
Кооператив обратился к главе Администрации с ходатайством о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, в котором просил рассмотреть вопрос о выборе ему конкретного земельного участка из одного из предложенных согласно схеме (л.д. 57, 58) вариантов по адресу: Челябинская область, г. Снежинск, в районе ПК ГСК N 4 для расширения строительства кооператива под строительство гаражного бокса N 3 для легкового автотранспорта (л.д. 14).
Согласно ответу заинтересованного лица, которым заявителю отказано в выборе испрашиваемого земельного участка, земельный участок в соответствии со схемой градостроительного зонирования территории города Снежинска расположен в границах зоны рекреационного назначения (зона Р-2). Градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки города Снежинска, утвержденных решением Собрания депутатов города Снежинска от 14.07.2010 N 118 (с изменениями от 20.06.2013 N 55), не предусмотрено ни основными, ни дополнительными видами использования возможность предоставления земельных участков для строительства коллективных гаражей. Главное функциональное назначение рекреационной зоны - для размещения объектов и сооружений рекреационного назначения (письмо Администрации от 16.10.2013 N Г-04-11/1678, л.д. 12-13).
Как указано ранее, выбор земельного участка производится уполномоченным органом с соблюдением требований градостроительного законодательства (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Согласно п. 1 ст. 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации схема территориального планирования муниципального района содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях; карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов).
Генеральный план содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа. Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (п. п. 3, 4 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как видно из материалов дела, в частности из фрагментов представленных Администрацией схемы градостроительного зонирования (л.д. 50), схемы генерального плана (л.д. 51), испрашиваемый кооперативом земельный участок относится к зоне рекреационного назначения (обозначен соответствующим цветом), на его территории планируется размещение парков, скверов, бульваров.
Доказательство обратного, в том числе нахождения испрашиваемого кооперативом земельного участка в иной территориальной зоне, заявителем суду представлено не было (ч. 1 ст. 65 АПК РФ).
В соответствии с п. п. 1, 9 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к рекреационной территориальной зоне. Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Согласно статье 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению (пункты 1, 5).
На основании ч. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
По смыслу приведенных правовых норм размещение на испрашиваемом кооперативом земельном участке коллективных гаражей противоречит документам территориального планирования, а именно функциональному назначению зоны рекреационного использования.
При таких обстоятельствах отказ Администрации, выраженный в письме от 16.10.2013 N Г-04-11/1678, является законным.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела, и обоснованно отказал заявителю в удовлетворении его требований.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что Правила землепользования и застройки города Снежинска, утвержденные решением Собрания депутатов города Снежинска от 14.07.2010 N 118, и схема генерального плана не опубликованы, в силу чего не подлежат применению как неопубликованные правовые акты, подлежат отклонению, поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Администрацией представлены в дело доказательства (в том числе в порядке абз. 2 ч. 2 ст. 268 АПК РФ в суд апелляционной инстанции), свидетельствующие об опубликовании схемы генерального плана ("Наша газета" от 30.07.2008 N 25, л.д. 55) и Правил землепользования и застройки города Снежинска ("Известия Собрания депутатов и администрации города Снежинска" от 21.07.2010 N 14 (144), л.д. 56), а также об их публичном размещении в сети Интернет.
На основании изложенного, доводы апеллянта об отсутствии правовых оснований для отказа заявителю в удовлетворении его требований о предоставлении земельного участка являются необоснованными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере для организаций - 2 000 рублей.
Таким образом, при подаче апелляционной жалобы на обжалуемое решение кооперативу надлежало уплатить государственную пошлину в размере 1000 руб.
Определением о принятии жалобы к производству апеллянту была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.
Таким образом, с учетом результатов рассмотрения апелляционным судом жалобы кооператива с апеллянта подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.05.2014 по делу N А76-839/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Потребительского кооператива N 4 по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев - без удовлетворения.
Взыскать с Потребительского кооператива N 4 по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ

Судьи
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Л.А.СУСПИЦИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)