Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Балакиревой Е.М.,
судей Николаевой С.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аванесовой М.А.,
при участии в судебном заседании:
от истца - представитель Миннутдинов Р.Х.. по доверенности от 01.04.2012,
от заявителя апелляционной жалобы - представитель Шайхиев Р.Р. по доверенности от 06.08.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 августа 2013 года в зале N 6 апелляционную жалобу Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.05.2013 по делу N А65-27241/2012, принятое судьей Коротенко С.И.,
по иску закрытого акционерного общества "Заинский крекер", г. Заинск (ОГРН 1021601900099, ИНН 1647008640),
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва (ОГРН 1027700485757), в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань,
при участии третьих лиц: Кабинет Министров Республики Татарстан, Исполнительный комитет Заинского муниципального района Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан,
об обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:48:030104:16,
установил:
закрытое акционерное общество "Заинский крекер" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (далее - ответчик) об обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:48:030104:16, общей площадью 41 435 кв. м, расположенного по адресу: г. Заинск, ул. Нариманова, д. 16, указав ее равной рыночной стоимости в размере 15 649 585 руб.
Определением от 20.11.2012 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ, г. Казань; Кабинет Министров Республики Татарстан, г. Казань; Исполнительный комитет Муниципального образования Заинский муниципальный район, г. Заинск (далее - третьи лица).
Определением суда от 24.01.2013 по ходатайству истца в рамках дела назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 г. Согласно экспертному заключению рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 14 350 000 руб.
В связи с этим, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнил исковые требования, просил обязать ответчика внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости в размере 14 350 000 руб. Уточнение исковых требований судом принято в порядке статьи 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.05.2013 г. исковые требования удовлетворены.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Суд первой инстанции руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011.
Не согласившись с принятым судебным актом, Исполнительный комитет Заинского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком, заявитель) обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель апелляционной жалобы также исходит из того, что отчет оценщика, результаты судебной экспертизы составлен в нарушение норм статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности", согласно которой в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. В соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)" кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки. Датой формирования перечня объектов недвижимости для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков является 01.01.2010, что подтверждается Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" и распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан N 783-р от 18.05.2010.
Кроме этого, Исполком считает, что дата в отчете по делу не соответствует дате формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки земельных участков истца.
В судебном заседании 08.08.2013 представитель Исполкома доводы апелляционной жалобы поддержал и просил ее удовлетворить.
Представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в суд не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав участников процесса, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истцу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:48:030104:16, общей площадью 41435 кв. м, расположенный по адресу: г. Заинск, ул. Нариманова, д. 16 (далее - спорный земельный участок), что подтверждается договором аренды N 42 от 02.2002 (т. 1, л.д. 11-16), выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23.04.2013 N 21/002/2013-220 на спорный земельный участок (т. 2, л.д. 2).
На основании государственного контракта от 26.07.2010 N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25.08.2011 составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. На основании этого постановления ФБУ "Кадастровая палата" внесла результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в кадастр недвижимости.
Решениями Верховного Суда Республики Татарстан от 25.05.2010 г. по делу N 3-31/11, от 24.05.2011 г. по делу N 3-32/11, от 26.05.2011 г. N 3-33/11 в удовлетворении заявлений ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры", ОАО "Камснаб", ООО "Маршал" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" отказано, отчет кадастрового центра об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан признан соответствующим методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов.
В результате переоценки земель, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:48:030104:16, общей площадью 41 435 кв. м, расположенного по адресу: г. Заинск, ул. Нариманова, д. 16, определен в размере 2 469,65 руб. за 1 кв. метр, кадастровая стоимость исчислена в сумме 102 329 947,75 руб.
Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости с 01 января 2011. Полагая кадастровую стоимость спорных земельных участков завышенной, истцом была проведена независимая оценка рыночной стоимости земельного участка, и указанный отчет N 301 представлен в обоснование размера иска. Согласно отчету N 301, составленного оценщиком - ООО "Экспертное бюро "РУБИН" (далее - оценщик), рыночная стоимость спорного земельного участка составила 15 649 585 руб. (т. 1, л.д. 26-59).
Согласно условиям договора аренды земельного участка N 42 от 02.09.2002, размер арендной платы по договору не является фиксированным и изменяется в случае изменения нормативных правовых актов, регулирующих исчисление арендной платы, и устанавливается с момента получения арендатором уведомления о внесении соответствующих изменений в договор.
Истец, заявив требования по настоящему делу, ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок исчисления арендной платы на основании кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с действующим законодательством, является нарушение прав общества как арендатора этого земельного участка и плательщика арендной платы.
Истец указывает, что его права, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с требованием о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости согласно отчету оценщика.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, а также внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако частью 1 статьи 5 Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что положения данного Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в данной части срок.
Принимая во внимание, что государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки заключен 26.07.2010 и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24.12.2010, то есть по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", к отношениям сторон нормы указанного Федерального закона не применяются.
Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к отношениям сторон) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, установлено, что споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Истцом заявлены требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость. Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
В силу части 4 статьи 82 АПК РФ о назначении экспертизы или об отклонении ходатайства о назначении экспертизы арбитражный суд выносит определение.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по ходатайству истца, в рамках дела назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010.
Согласно экспертному заключению N 15/Э-132, подготовленному обществом с ограниченной ответственностью "Правовые антикризисные и консалтинговые технологии", г. Казань, рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 14 350 000 руб.
Данное заключение судебной экспертизы является относимым и допустимым доказательством по делу, в соответствии со ст. 64 АПК РФ подлежит оценке наравне с другими доказательствами, предоставленными участниками процесса.
Как разъяснено в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 66 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" экспертиза может проводиться как в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной экспертной организации, либо к экспертизе могут привлекаться лица, обладающие специальными знаниями.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что в соответствии с требованиями статьи 82 АПК РФ выбор экспертной организации, определение круга и содержания вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза, является правом суда.
Нарушений прав участников процесса при назначении судебной экспертизы, а также нарушение требований ст. 21, 23 АПК РФ не установлено. С ходатайством о назначении по делу дополнительной, либо повторной экспертизы Исполком не обращался.
С учетом результатов судебной экспертизы истцом было произведено уточнение исковых требований в части рыночной стоимости спорного земельного участка.
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права, а именно в части применение закона, не подлежащего применению, судебной коллегией отклоняются. Поскольку законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Довод апелляционной жалобы о том, что дата, на которую определена рыночная цена земельных участков в отчете, представленном истцом, и в заключении эксперта не соответствует дате формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки земельных участков заявителя и исследование проводилось только по определению стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2011, является необоснованным.
В соответствии с решением суда в государственный кадастр недвижимости подлежит внесению рыночная цена, установленная в заключении экспертизы, назначенной судом. Согласно выводам, отраженным в заключение эксперта 04-02-2013, рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки, то есть на 01.01.2010, на дату введения в действие постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010, которым были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Таким образом, нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы. Исполком освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.05.2013 по делу N А65-27241/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.М.БАЛАКИРЕВА
Судьи
С.Ю.НИКОЛАЕВА
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.08.2013 ПО ДЕЛУ N А65-27241/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2013 г. по делу N А65-27241/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Балакиревой Е.М.,
судей Николаевой С.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аванесовой М.А.,
при участии в судебном заседании:
от истца - представитель Миннутдинов Р.Х.. по доверенности от 01.04.2012,
от заявителя апелляционной жалобы - представитель Шайхиев Р.Р. по доверенности от 06.08.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 августа 2013 года в зале N 6 апелляционную жалобу Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.05.2013 по делу N А65-27241/2012, принятое судьей Коротенко С.И.,
по иску закрытого акционерного общества "Заинский крекер", г. Заинск (ОГРН 1021601900099, ИНН 1647008640),
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва (ОГРН 1027700485757), в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань,
при участии третьих лиц: Кабинет Министров Республики Татарстан, Исполнительный комитет Заинского муниципального района Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан,
об обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:48:030104:16,
установил:
закрытое акционерное общество "Заинский крекер" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (далее - ответчик) об обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:48:030104:16, общей площадью 41 435 кв. м, расположенного по адресу: г. Заинск, ул. Нариманова, д. 16, указав ее равной рыночной стоимости в размере 15 649 585 руб.
Определением от 20.11.2012 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ, г. Казань; Кабинет Министров Республики Татарстан, г. Казань; Исполнительный комитет Муниципального образования Заинский муниципальный район, г. Заинск (далее - третьи лица).
Определением суда от 24.01.2013 по ходатайству истца в рамках дела назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 г. Согласно экспертному заключению рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 14 350 000 руб.
В связи с этим, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнил исковые требования, просил обязать ответчика внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости в размере 14 350 000 руб. Уточнение исковых требований судом принято в порядке статьи 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.05.2013 г. исковые требования удовлетворены.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Суд первой инстанции руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011.
Не согласившись с принятым судебным актом, Исполнительный комитет Заинского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком, заявитель) обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель апелляционной жалобы также исходит из того, что отчет оценщика, результаты судебной экспертизы составлен в нарушение норм статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности", согласно которой в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. В соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)" кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки. Датой формирования перечня объектов недвижимости для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков является 01.01.2010, что подтверждается Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" и распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан N 783-р от 18.05.2010.
Кроме этого, Исполком считает, что дата в отчете по делу не соответствует дате формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки земельных участков истца.
В судебном заседании 08.08.2013 представитель Исполкома доводы апелляционной жалобы поддержал и просил ее удовлетворить.
Представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в суд не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав участников процесса, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истцу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:48:030104:16, общей площадью 41435 кв. м, расположенный по адресу: г. Заинск, ул. Нариманова, д. 16 (далее - спорный земельный участок), что подтверждается договором аренды N 42 от 02.2002 (т. 1, л.д. 11-16), выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23.04.2013 N 21/002/2013-220 на спорный земельный участок (т. 2, л.д. 2).
На основании государственного контракта от 26.07.2010 N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25.08.2011 составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. На основании этого постановления ФБУ "Кадастровая палата" внесла результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в кадастр недвижимости.
Решениями Верховного Суда Республики Татарстан от 25.05.2010 г. по делу N 3-31/11, от 24.05.2011 г. по делу N 3-32/11, от 26.05.2011 г. N 3-33/11 в удовлетворении заявлений ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры", ОАО "Камснаб", ООО "Маршал" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" отказано, отчет кадастрового центра об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан признан соответствующим методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов.
В результате переоценки земель, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:48:030104:16, общей площадью 41 435 кв. м, расположенного по адресу: г. Заинск, ул. Нариманова, д. 16, определен в размере 2 469,65 руб. за 1 кв. метр, кадастровая стоимость исчислена в сумме 102 329 947,75 руб.
Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости с 01 января 2011. Полагая кадастровую стоимость спорных земельных участков завышенной, истцом была проведена независимая оценка рыночной стоимости земельного участка, и указанный отчет N 301 представлен в обоснование размера иска. Согласно отчету N 301, составленного оценщиком - ООО "Экспертное бюро "РУБИН" (далее - оценщик), рыночная стоимость спорного земельного участка составила 15 649 585 руб. (т. 1, л.д. 26-59).
Согласно условиям договора аренды земельного участка N 42 от 02.09.2002, размер арендной платы по договору не является фиксированным и изменяется в случае изменения нормативных правовых актов, регулирующих исчисление арендной платы, и устанавливается с момента получения арендатором уведомления о внесении соответствующих изменений в договор.
Истец, заявив требования по настоящему делу, ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок исчисления арендной платы на основании кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с действующим законодательством, является нарушение прав общества как арендатора этого земельного участка и плательщика арендной платы.
Истец указывает, что его права, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с требованием о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости согласно отчету оценщика.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, а также внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако частью 1 статьи 5 Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что положения данного Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в данной части срок.
Принимая во внимание, что государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки заключен 26.07.2010 и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24.12.2010, то есть по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", к отношениям сторон нормы указанного Федерального закона не применяются.
Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к отношениям сторон) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, установлено, что споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Истцом заявлены требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость. Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
В силу части 4 статьи 82 АПК РФ о назначении экспертизы или об отклонении ходатайства о назначении экспертизы арбитражный суд выносит определение.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по ходатайству истца, в рамках дела назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010.
Согласно экспертному заключению N 15/Э-132, подготовленному обществом с ограниченной ответственностью "Правовые антикризисные и консалтинговые технологии", г. Казань, рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 14 350 000 руб.
Данное заключение судебной экспертизы является относимым и допустимым доказательством по делу, в соответствии со ст. 64 АПК РФ подлежит оценке наравне с другими доказательствами, предоставленными участниками процесса.
Как разъяснено в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 66 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" экспертиза может проводиться как в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной экспертной организации, либо к экспертизе могут привлекаться лица, обладающие специальными знаниями.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что в соответствии с требованиями статьи 82 АПК РФ выбор экспертной организации, определение круга и содержания вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза, является правом суда.
Нарушений прав участников процесса при назначении судебной экспертизы, а также нарушение требований ст. 21, 23 АПК РФ не установлено. С ходатайством о назначении по делу дополнительной, либо повторной экспертизы Исполком не обращался.
С учетом результатов судебной экспертизы истцом было произведено уточнение исковых требований в части рыночной стоимости спорного земельного участка.
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права, а именно в части применение закона, не подлежащего применению, судебной коллегией отклоняются. Поскольку законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Довод апелляционной жалобы о том, что дата, на которую определена рыночная цена земельных участков в отчете, представленном истцом, и в заключении эксперта не соответствует дате формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки земельных участков заявителя и исследование проводилось только по определению стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2011, является необоснованным.
В соответствии с решением суда в государственный кадастр недвижимости подлежит внесению рыночная цена, установленная в заключении экспертизы, назначенной судом. Согласно выводам, отраженным в заключение эксперта 04-02-2013, рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки, то есть на 01.01.2010, на дату введения в действие постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010, которым были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Таким образом, нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы. Исполком освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.05.2013 по делу N А65-27241/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.М.БАЛАКИРЕВА
Судьи
С.Ю.НИКОЛАЕВА
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)