Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Махмутовой Г.Н.,
при участии представителей:
истца - Шатохиной Е.Г. (доверенность от 24.06.2014 N 15-85),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Астрводоканал", г. Астрахань
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.03.2014 (судья Богатыренко С.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 (председательствующий судья Шалкин В.Б., судьи Борисова Т.С., Жевак И.И.)
по делу N А06-9847/2013
по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Астрводоканал", г. Астрахань (ИНН 3017037981, ОГРН 1033002812050) к открытому акционерному обществу "Аэропорт Астрахань", г. Астрахань (ИНН 3017004560, ОГРН 1023000819379) о взыскании задолженности за превышение допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах в сумме 457 937,16 руб.,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие г. Астрахани "Астрводоканал" (далее - истец, МУП "Астрводоканал") обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к открытому акционерному обществу "Аэропорт Астрахань" (далее - ответчик, ОАО "Аэропорт Астрахань") о взыскании суммы задолженности за превышение допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах в сумме 756 752,28 руб.
Представитель истца в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в суде первой инстанции заявил об уменьшении исковых требований до 457 937,16 руб., а также уточнил период взыскания задолженности с января по октябрь 2013 года.
Судом первой инстанции уменьшение иска и уточнение периода взыскания задолженности принято.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 18.03.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014, с ОАО "Аэропорт-Астрахань" в пользу МУП г. Астрахани "Астрводоканал" взыскана задолженность за превышение допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах в сумме 386 824,58 руб. В остальной части иска отказано.
С ОАО "Аэропорт-Астрахань" в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскана государственная пошлина в сумме 10 270,63 руб.
С МУП г. Астрахани "Астрводоканал" в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскана государственная пошлина в сумме 1888,12 руб.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, МУП "Астрводоканал" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.03.2014 изменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности за период сентябрь, октябрь 2013 года, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 отменить. Взыскать с ОАО "Аэропорт Астрахань" плату за превышение предельно допустимых концентраций в составе сточных вод в сумме 457 937,16 руб.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 09.10.2014 был объявлен перерыв до 16.10.2014 до 17 часов 00 минут, после которого судебное заседание продолжено в том же составе судей.
Определением от 16.10.2014 судебное разбирательство по делу было отложено на 13.11.2014 на 16 часов 00 минут.
Ответчик в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (путем направления почтовых извещений и размещением информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, заслушав явившегося в судебное заседание представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, а также дополнения и отзывы на нее, коллегия находит, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований и распределении судебных расходов, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, и правильно установлено судами, между Муниципальным предприятием Производственное объединение "Водоканал" (поставщик) и ОАО "Аэропорт Астрахань" (абонент) заключен договор" от 15.09.1999 N 56 "а" на отпуск питьевой воды и прием сточных вод.
Согласно пунктам 4.1.1, 4.1.3 поставщик обязуется обеспечить абонента водой питьевого качества. Принять сточные воды в систему канализации поставщика от абонента.
В пункте 7.1 договора предусмотрено, что абонент рассчитывается за питьевую воду и сброс сточных вод в соответствии с данными учета или расчетными данными по III группе потребителей, согласно "Перечню потребителей".
В соответствии с пунктом 4.2.9 договора ответчик обязан осуществлять лабораторный контроль за качественным составом сбрасываемых в систему канализации Истца сточных вод, включая сточные воды субабонентов, а также обязан обеспечивать соблюдение условий сброса и нормативов содержания загрязняющих веществ (водоотведения) в сточных водах, отводимых в систему канализации истца, в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством и решением органа местного самоуправления.
Пунктом 7.7 настоящего договора предусмотрено, что оплата ответчиком фактического количества загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации, производится в соответствии с данными учета химанализа, полученными на основании лабораторного контроля.
В пункте 13.1 договора стороны указали, что договор заключен до 31.12.2000 и считается пролонгированным, если за месяц до окончания его срока действия ни одна из сторон не заявит об отказе от настоящего договора.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участниками процесса, действие договора пролонгировано сторонами и распространяется на заявленный истцом период.
Муниципальное предприятие Производственное объединение "Водоканал" реорганизовано в Муниципальное унитарное предприятие "Астрводоканал".
В порядке, установленном договором, в целях контроля качества сточных вод ответчика истцом были произведены отборы проб за период: январь, февраль, март, апрель, июнь, июль, сентябрь и октябрь 2013 года, о чем составлены акты отбора проб сточной воды для лабораторного анализа, представленные в материалы настоящего дела.
Протоколами испытаний проб установлено превышение допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах (л.д. 84 - 91).
Истцом произведены расчеты платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных абоненту нормативов: за январь 2013 года - 63 645,87 руб., за февраль 2013 года - 72 472,23 руб., за март 2013 года - 66 750,86 руб., за апрель 2013 года - 48 027,28 руб., за июнь 2013 года - 61 861,96 руб., за июль 2013 года - 74 066,38 руб., за сентябрь 2013 года - 23 266,04 руб. и за октябрь 2013 года - 47 846,54 руб.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате за превышение допустимой концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод, явилось основанием обращения истца в суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя заявленные требования в части взыскания 386 824,58 руб., суды правомерно сочли доказанным факт превышения допустимой концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод за январь, февраль, март, апрель, июнь, июль 2013 года и обоснованно руководствовались положениями пунктов 11, 61, 64, 65, 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), статьями 309, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлениями Правительства Астраханской области от 07.10.2005 N 370-П и от 30.12.2010 N 621-П, постановлением мэра города Астрахани от 20.04.2011 N 3040-м "Об условиях приема сточных вод в системы канализации г. Астрахани".
Судебные акты в указанной части участниками процесса не оспариваются.
Вместе с тем, Арбитражный суд Астраханской области отказал в удовлетворении заявленных требований в части взыскания платы за превышение допустимой концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод за сентябрь, октябрь 2013 года в размере 71 112,58 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в указанной части, Арбитражный суд Астраханской области сослался на пункт 114 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), в соответствии с которым состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
В приложении N 3 указаны нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
Сравнив, значения показателей загрязняющих веществ в сточных водах, указанные в протоколах испытания проб и расчетах платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации, установленные в приложении N 3 к Правилам N 644, суд первой инстанции установил, что нормативные показатели сточных вод за сентябрь и октябрь 2013 года не превышают допустимых концентраций, установленных в указанных Правилах.
Правила N 644 за исключением раздела VII действуют с 14.08.2013.
Между тем, судами первой и апелляционной инстанции не принято во внимание следующее.
В пункте 1 Правил N 167 дано определение применяемых в этом нормативном правовом акте понятий, в том числе понятия "нормативы водоотведения или нормативы сброса" - установленные органами местного самоуправления показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование.
Пунктом 61 Правил N 167 предусмотрено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:
- соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;
- обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;
- техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ;
- защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под нормативами допустимого воздействия на окружающую среду понимаются нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.
Перечень таких нормативов раскрыт в статье 22 упомянутого Федерального закона.
Из содержания оспариваемого положения пункта 1 и пункта 61 Правил N 167 в их взаимосвязи видно, что органы местного самоуправления уполномочены устанавливать абоненту те нормативы, которые определяют допустимое воздействие не на окружающую среду, а на системы коммунального водоснабжения и канализации, находящиеся в муниципальной собственности, в целях обеспечения нормального функционирования системы канализации. Эти нормативы учитывают проектные параметры очистки сточных вод на очистных сооружениях, техническую и технологическую возможность очистных сооружений, защиту сетей и сооружений системы коммунальной канализации. При этом нормативы устанавливаются не произвольно, а должны основываться на нормах предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами.
Указанное соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24.03.2005 N КАС05-83.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" Постановлениями Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", Постановлением Правительства Астраханской области от 30.12.2010 N 621-П утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов на территории Астраханской области (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1 указанного Порядка, порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов на территории Астраханской области, регулирует механизм взимания платы организациями водопроводно-канализационного хозяйства Астраханской области (далее - организации ВКХ) за фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ абонентов в системы коммунальной канализации населенных пунктов на территории Астраханской области. Фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации населенных пунктов на территории Астраханской области включает в себя: услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ; сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ.
Согласно пункту 3 Порядка нормативами водоотведения являются:
- по качеству - нормативы состава и свойств сточных вод, установленные абонентам органами местного самоуправления или уполномоченными организациями ВКХ в составе условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы коммунальной канализации населенных пунктов на территории Астраханской области, и закрепленные в установленном порядке допустимыми сбросами загрязняющих веществ в сточных водах абонентов.
В пункте 7 Порядка указано, что плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных абоненту нормативов сбросов определяется путем умножения соответствующих нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы сбросов загрязняющих веществ, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент и на коэффициент, учитывающий экологический фактор состояния водных объектов по Астраханской области.
На основании постановления Правительства Астраханской области от 30.12.2010 N 621-П мэром города Астрахани принято постановление от 20.04.2011 N 3040-м "Об условиях приема сточных вод в системы канализации г. Астрахани".
Согласно пункту 1.2. указанных Условий, условия устанавливают нормативы водоотведения по качеству сточных вод абонентов, принимаемых в системы коммунальной канализации г. Астрахани в целях:
- предупреждения загрязнения окружающей природной среды;
- обеспечения безаварийной работы сетей и сооружений систем коммунальной канализации, а также защиты систем канализации от вредного воздействия загрязняющих веществ.
Указанное постановление не отменено, не признано недействующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила N 644).
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 пункты 1 - 8, 10 - 18, 32 - 60, 63, 66 и 72 - 94 Правил N 167 признаны утратившими силу.
Согласно пункту 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным Приложением N 3.
Пункт 114 Правил N 644 содержится в разделе VI Правил N 644 "Предотвращение негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения".
Приложение N 3 к Правилам N 644 озаглавлено как "Нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения".
Таким образом, Приложением N 3 к Правилам N 644 установлены максимально допустимые значения показателя и (или) концентрации в натуральной пробе сточных вод в целях предотвращение негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.
Исходя из изложенного, судам следовало дать оценку доводам истца о возможности применения к спорным правоотношениям постановления мэра города Астрахани от 20.04.2011 N 3040-м "Об условиях приема сточных вод в системы канализации г. Астрахани", которым установлены нормативы водоотведения по качеству сточных вод абонентов, принимаемых в системы коммунальной канализации г. Астрахани, как в целях обеспечения безаварийной работы сетей и сооружений систем коммунальной канализации, а также защиты систем канализации от вредного воздействия загрязняющих веществ, так и в целях предупреждения загрязнения окружающей природной среды и с учетом установленного разрешить вопрос о наличии факта превышения допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонента в сентябре и октябре 2013 года.
Согласно положениям статей 168, 268 АПК РФ полномочиями по оценке и переоценке фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Компетенция суда кассационной инстанции определена статьями 286, 287 АПК РФ, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.
Таким образом, учитывая компетенцию суда кассационной инстанции, а также принимая во внимание, что обжалуемые судебные акты приняты судами по неполно исследованным обстоятельствам в нарушение правил статьи 71, части 1 статьи 168 АПК РФ, решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.03.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 по делу N А06-9847/2013 в части отказа в удовлетворении исковых требований и распределении судебных расходов подлежат отмене с направлением дела новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора, и с учетом установленных обстоятельств принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Кроме того, при новом рассмотрении дела в соответствии с частью 3 статьи 289 АПК РФ суду следует рассмотреть вопрос о распределении судебных расходов, в том числе связанных с подачей кассационной жалобы.
При этом суд кассационной инстанции не исследует и не оценивает представленные истцом дополнительные документы, поскольку в силу статей 286, 287 АПК РФ процессуальный закон относит это к прерогативе судов первой и апелляционной инстанций.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.03.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 по делу N А06-9847/2013 в части отказа в удовлетворении исковых требований и распределении судебных расходов отменить.
В указанной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области.
В остальной части решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.03.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 по делу N А06-9847/2013 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА
Судьи
И.В.АРУКАЕВА
Г.Н.МАХМУТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 20.11.2014 N Ф06-15440/2013 ПО ДЕЛУ N А06-9847/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2014 г. по делу N А06-9847/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Махмутовой Г.Н.,
при участии представителей:
истца - Шатохиной Е.Г. (доверенность от 24.06.2014 N 15-85),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Астрводоканал", г. Астрахань
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.03.2014 (судья Богатыренко С.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 (председательствующий судья Шалкин В.Б., судьи Борисова Т.С., Жевак И.И.)
по делу N А06-9847/2013
по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Астрводоканал", г. Астрахань (ИНН 3017037981, ОГРН 1033002812050) к открытому акционерному обществу "Аэропорт Астрахань", г. Астрахань (ИНН 3017004560, ОГРН 1023000819379) о взыскании задолженности за превышение допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах в сумме 457 937,16 руб.,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие г. Астрахани "Астрводоканал" (далее - истец, МУП "Астрводоканал") обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к открытому акционерному обществу "Аэропорт Астрахань" (далее - ответчик, ОАО "Аэропорт Астрахань") о взыскании суммы задолженности за превышение допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах в сумме 756 752,28 руб.
Представитель истца в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в суде первой инстанции заявил об уменьшении исковых требований до 457 937,16 руб., а также уточнил период взыскания задолженности с января по октябрь 2013 года.
Судом первой инстанции уменьшение иска и уточнение периода взыскания задолженности принято.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 18.03.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014, с ОАО "Аэропорт-Астрахань" в пользу МУП г. Астрахани "Астрводоканал" взыскана задолженность за превышение допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах в сумме 386 824,58 руб. В остальной части иска отказано.
С ОАО "Аэропорт-Астрахань" в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскана государственная пошлина в сумме 10 270,63 руб.
С МУП г. Астрахани "Астрводоканал" в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскана государственная пошлина в сумме 1888,12 руб.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, МУП "Астрводоканал" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.03.2014 изменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности за период сентябрь, октябрь 2013 года, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 отменить. Взыскать с ОАО "Аэропорт Астрахань" плату за превышение предельно допустимых концентраций в составе сточных вод в сумме 457 937,16 руб.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 09.10.2014 был объявлен перерыв до 16.10.2014 до 17 часов 00 минут, после которого судебное заседание продолжено в том же составе судей.
Определением от 16.10.2014 судебное разбирательство по делу было отложено на 13.11.2014 на 16 часов 00 минут.
Ответчик в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (путем направления почтовых извещений и размещением информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, заслушав явившегося в судебное заседание представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, а также дополнения и отзывы на нее, коллегия находит, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований и распределении судебных расходов, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, и правильно установлено судами, между Муниципальным предприятием Производственное объединение "Водоканал" (поставщик) и ОАО "Аэропорт Астрахань" (абонент) заключен договор" от 15.09.1999 N 56 "а" на отпуск питьевой воды и прием сточных вод.
Согласно пунктам 4.1.1, 4.1.3 поставщик обязуется обеспечить абонента водой питьевого качества. Принять сточные воды в систему канализации поставщика от абонента.
В пункте 7.1 договора предусмотрено, что абонент рассчитывается за питьевую воду и сброс сточных вод в соответствии с данными учета или расчетными данными по III группе потребителей, согласно "Перечню потребителей".
В соответствии с пунктом 4.2.9 договора ответчик обязан осуществлять лабораторный контроль за качественным составом сбрасываемых в систему канализации Истца сточных вод, включая сточные воды субабонентов, а также обязан обеспечивать соблюдение условий сброса и нормативов содержания загрязняющих веществ (водоотведения) в сточных водах, отводимых в систему канализации истца, в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством и решением органа местного самоуправления.
Пунктом 7.7 настоящего договора предусмотрено, что оплата ответчиком фактического количества загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации, производится в соответствии с данными учета химанализа, полученными на основании лабораторного контроля.
В пункте 13.1 договора стороны указали, что договор заключен до 31.12.2000 и считается пролонгированным, если за месяц до окончания его срока действия ни одна из сторон не заявит об отказе от настоящего договора.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участниками процесса, действие договора пролонгировано сторонами и распространяется на заявленный истцом период.
Муниципальное предприятие Производственное объединение "Водоканал" реорганизовано в Муниципальное унитарное предприятие "Астрводоканал".
В порядке, установленном договором, в целях контроля качества сточных вод ответчика истцом были произведены отборы проб за период: январь, февраль, март, апрель, июнь, июль, сентябрь и октябрь 2013 года, о чем составлены акты отбора проб сточной воды для лабораторного анализа, представленные в материалы настоящего дела.
Протоколами испытаний проб установлено превышение допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах (л.д. 84 - 91).
Истцом произведены расчеты платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных абоненту нормативов: за январь 2013 года - 63 645,87 руб., за февраль 2013 года - 72 472,23 руб., за март 2013 года - 66 750,86 руб., за апрель 2013 года - 48 027,28 руб., за июнь 2013 года - 61 861,96 руб., за июль 2013 года - 74 066,38 руб., за сентябрь 2013 года - 23 266,04 руб. и за октябрь 2013 года - 47 846,54 руб.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате за превышение допустимой концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод, явилось основанием обращения истца в суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя заявленные требования в части взыскания 386 824,58 руб., суды правомерно сочли доказанным факт превышения допустимой концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод за январь, февраль, март, апрель, июнь, июль 2013 года и обоснованно руководствовались положениями пунктов 11, 61, 64, 65, 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), статьями 309, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлениями Правительства Астраханской области от 07.10.2005 N 370-П и от 30.12.2010 N 621-П, постановлением мэра города Астрахани от 20.04.2011 N 3040-м "Об условиях приема сточных вод в системы канализации г. Астрахани".
Судебные акты в указанной части участниками процесса не оспариваются.
Вместе с тем, Арбитражный суд Астраханской области отказал в удовлетворении заявленных требований в части взыскания платы за превышение допустимой концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод за сентябрь, октябрь 2013 года в размере 71 112,58 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в указанной части, Арбитражный суд Астраханской области сослался на пункт 114 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), в соответствии с которым состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
В приложении N 3 указаны нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
Сравнив, значения показателей загрязняющих веществ в сточных водах, указанные в протоколах испытания проб и расчетах платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации, установленные в приложении N 3 к Правилам N 644, суд первой инстанции установил, что нормативные показатели сточных вод за сентябрь и октябрь 2013 года не превышают допустимых концентраций, установленных в указанных Правилах.
Правила N 644 за исключением раздела VII действуют с 14.08.2013.
Между тем, судами первой и апелляционной инстанции не принято во внимание следующее.
В пункте 1 Правил N 167 дано определение применяемых в этом нормативном правовом акте понятий, в том числе понятия "нормативы водоотведения или нормативы сброса" - установленные органами местного самоуправления показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование.
Пунктом 61 Правил N 167 предусмотрено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:
- соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;
- обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;
- техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ;
- защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под нормативами допустимого воздействия на окружающую среду понимаются нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.
Перечень таких нормативов раскрыт в статье 22 упомянутого Федерального закона.
Из содержания оспариваемого положения пункта 1 и пункта 61 Правил N 167 в их взаимосвязи видно, что органы местного самоуправления уполномочены устанавливать абоненту те нормативы, которые определяют допустимое воздействие не на окружающую среду, а на системы коммунального водоснабжения и канализации, находящиеся в муниципальной собственности, в целях обеспечения нормального функционирования системы канализации. Эти нормативы учитывают проектные параметры очистки сточных вод на очистных сооружениях, техническую и технологическую возможность очистных сооружений, защиту сетей и сооружений системы коммунальной канализации. При этом нормативы устанавливаются не произвольно, а должны основываться на нормах предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами.
Указанное соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24.03.2005 N КАС05-83.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" Постановлениями Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", Постановлением Правительства Астраханской области от 30.12.2010 N 621-П утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов на территории Астраханской области (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1 указанного Порядка, порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов на территории Астраханской области, регулирует механизм взимания платы организациями водопроводно-канализационного хозяйства Астраханской области (далее - организации ВКХ) за фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ абонентов в системы коммунальной канализации населенных пунктов на территории Астраханской области. Фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации населенных пунктов на территории Астраханской области включает в себя: услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ; сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ.
Согласно пункту 3 Порядка нормативами водоотведения являются:
- по качеству - нормативы состава и свойств сточных вод, установленные абонентам органами местного самоуправления или уполномоченными организациями ВКХ в составе условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы коммунальной канализации населенных пунктов на территории Астраханской области, и закрепленные в установленном порядке допустимыми сбросами загрязняющих веществ в сточных водах абонентов.
В пункте 7 Порядка указано, что плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных абоненту нормативов сбросов определяется путем умножения соответствующих нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы сбросов загрязняющих веществ, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент и на коэффициент, учитывающий экологический фактор состояния водных объектов по Астраханской области.
На основании постановления Правительства Астраханской области от 30.12.2010 N 621-П мэром города Астрахани принято постановление от 20.04.2011 N 3040-м "Об условиях приема сточных вод в системы канализации г. Астрахани".
Согласно пункту 1.2. указанных Условий, условия устанавливают нормативы водоотведения по качеству сточных вод абонентов, принимаемых в системы коммунальной канализации г. Астрахани в целях:
- предупреждения загрязнения окружающей природной среды;
- обеспечения безаварийной работы сетей и сооружений систем коммунальной канализации, а также защиты систем канализации от вредного воздействия загрязняющих веществ.
Указанное постановление не отменено, не признано недействующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила N 644).
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 пункты 1 - 8, 10 - 18, 32 - 60, 63, 66 и 72 - 94 Правил N 167 признаны утратившими силу.
Согласно пункту 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным Приложением N 3.
Пункт 114 Правил N 644 содержится в разделе VI Правил N 644 "Предотвращение негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения".
Приложение N 3 к Правилам N 644 озаглавлено как "Нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения".
Таким образом, Приложением N 3 к Правилам N 644 установлены максимально допустимые значения показателя и (или) концентрации в натуральной пробе сточных вод в целях предотвращение негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.
Исходя из изложенного, судам следовало дать оценку доводам истца о возможности применения к спорным правоотношениям постановления мэра города Астрахани от 20.04.2011 N 3040-м "Об условиях приема сточных вод в системы канализации г. Астрахани", которым установлены нормативы водоотведения по качеству сточных вод абонентов, принимаемых в системы коммунальной канализации г. Астрахани, как в целях обеспечения безаварийной работы сетей и сооружений систем коммунальной канализации, а также защиты систем канализации от вредного воздействия загрязняющих веществ, так и в целях предупреждения загрязнения окружающей природной среды и с учетом установленного разрешить вопрос о наличии факта превышения допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонента в сентябре и октябре 2013 года.
Согласно положениям статей 168, 268 АПК РФ полномочиями по оценке и переоценке фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Компетенция суда кассационной инстанции определена статьями 286, 287 АПК РФ, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.
Таким образом, учитывая компетенцию суда кассационной инстанции, а также принимая во внимание, что обжалуемые судебные акты приняты судами по неполно исследованным обстоятельствам в нарушение правил статьи 71, части 1 статьи 168 АПК РФ, решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.03.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 по делу N А06-9847/2013 в части отказа в удовлетворении исковых требований и распределении судебных расходов подлежат отмене с направлением дела новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора, и с учетом установленных обстоятельств принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Кроме того, при новом рассмотрении дела в соответствии с частью 3 статьи 289 АПК РФ суду следует рассмотреть вопрос о распределении судебных расходов, в том числе связанных с подачей кассационной жалобы.
При этом суд кассационной инстанции не исследует и не оценивает представленные истцом дополнительные документы, поскольку в силу статей 286, 287 АПК РФ процессуальный закон относит это к прерогативе судов первой и апелляционной инстанций.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.03.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 по делу N А06-9847/2013 в части отказа в удовлетворении исковых требований и распределении судебных расходов отменить.
В указанной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области.
В остальной части решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.03.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 по делу N А06-9847/2013 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА
Судьи
И.В.АРУКАЕВА
Г.Н.МАХМУТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)