Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.06.2015 N 07АП-8549/2013 ПО ДЕЛУ N А67-430/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2015 г. по делу N А67-430/2013


резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 года
текст постановления изготовлен в полном объеме 02 июня 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Н. Хайкиной
судей Т.В. Павлюк, Л.А. Колупаевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.М. Гальчук с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Аржанникова О.В. - доверенность от 24.11.14
от заинтересованного лица: Чиков С.С. - доверенность от 19.02.15
от третьего лица: без участия, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Томска на решение Арбитражного суда Томской области от 19.03.2015 по делу N А67-430/2013
по заявлению закрытого акционерного общества "Томский автоцентр" (ОГРН 1027000765010, ИНН 7014037109) к администрации города Томска (ОГРН 1037000087706, ИНН 7017004461) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Томска,

установил:

Закрытое акционерное общество "Томский автоцентр" (далее - заявитель, ЗАО "Томский автоцентр", общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области к администрации Города Томска (далее - заинтересованное лицо, Администрация) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа Администрации, изложенного в письме N 01-01-19/97 от 11.01.2013, в предоставлении в собственность ЗАО "Томский автоцентр" земельного участка, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Айвазовского, 29, общей площадью 23 728,4 кв. м, кадастровый номер 70:21:0100008:68, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации зданий предприятия автосервиса. В качестве способа устранения нарушенного права заявитель просил обязать Администрацию в месячный срок со дня вступления решения в законную силу подготовить и направить ЗАО "Томский автоцентр" проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Айвазовского, 29, общей площадью 23 728,4 кв. м, кадастровый номер 70:21:0100008:68, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации зданий предприятия автосервиса.
Определением арбитражного суда от 11.03.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска (далее - третье лицо, Департамент).
Решением Арбитражного суда Томской области от 06.09.2013, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013, в удовлетворении требований ЗАО "Томский автоцентр" отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.04.2014 решение Арбитражного суда Томской области от 06.09.2013 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013 по делу N А67-430/2013 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Томской области.
По результатам нового рассмотрения дела решением Арбитражного суда Томской области от 19.03.2015 по делу N А67-430/2013 признан незаконным отказ администрации Города Томска, изложенный в письме от 11.01.2013 N 01-01-19/97, в предоставлении в собственность ЗАО "Томский автоцентр" земельного участка, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Айвазовского, 29, общей площадью 23 728,4 кв. м, кадастровый номер 70:21:0100008:68, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации зданий предприятия транспорта, проверенный на соответствие положениям Земельного кодекса Российской Федерации. На администрацию Города Томска возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу подготовить и направить ЗАО "Томский автоцентр" проект договора купли-продажи указанного земельного участка; с администрации Города Томска в пользу ЗАО "Томский автоцентр" взыскано в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины 2 000 (две тысячи) руб., по оплате судебной экспертизы 150 000 (сто пятьдесят тысяч) руб.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 19.03.2015 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении ЗАО "Томский автоцентр" заявленных требований.
В обоснование к отмене судебного акта заинтересованное лицо указывает на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. По мнению заявителя жалобы, вывод суда первой инстанции о том, что земельный участок по улице Айвазовского, 29, площадью 23728,4 кв. м сформирован для предприятия транспорта и использования зданий в процессе единого технологического процесса противоречит нормам права и материалам дела, поскольку последняя землеустроительная документация в отношении спорного земельного участка утверждена постановлением от 28.03.2005 N 1185з, согласно которому земельный участок площадью 23728,4 кв. м с кадастровым номером 70:21:020813:86 образован для эксплуатации зданий и сооружений предприятий транспорта, объектов коммунального хозяйства и благоустройства; в свою очередь заявителем не обоснована необходимость предоставления ему в собственность всего земельного участка площадью 23 728,4 кв. м, так как материалы дела не содержат сведений, подтверждающих наличие единого технологического процесса на предприятии и в постановлениях мэра г. Томск от 02.02.2004 N 242з, от 28.03.2005 N 1185з, от 06.07.2005 N 2471з, договоре аренды от 12.08.2005 N ТО-21-15558 не указано на формирование всего земельного участка именно для целей эксплуатации предприятия и наличие единого технологического процесса. Администрация полагает, что судебными актами Арбитражного суда Томской области по делам N А67-4357/2009, N А67-4702/2010, N А67-8393/2012, N А67-351/2013, N А67-7108/2014 были установлены обстоятельства того, что земельный участок по адресу: г. Томск, ул. Айвазовского, 29, площадью 23 728,4 кв. м сформирован и предоставлен, в том числе для эксплуатации зданий предприятия транспорта 8575 кв. м, эксплуатации и обслуживания инженерных коммуникаций 6485,1 кв. м, под благоустройство 8668,3 кв. м, имеющие в силу части 2 статьи 69 АПК РФ преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела. Вместе с тем, Администрация приводит доводы о том, что экспертное заключение ООО "СибБизнесГрупп" не соответствует строительным нормам и правилам, поскольку экспертами применена неверная методика при расчете площадей открытых стоянок автомобилей, машин и механизмов и открытых складов различного назначения, а также имеет ряд недостатков. Дополнительно Администрация указывает на нарушение экспертами и судом первой инстанции норм постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (далее - Постановление N 160); из расчета УМП "ГАПБ" следует, что по нормам технологического проектирования с учетом назначения зданий ЗАО "Томский автоцентр" необходимость размещения открытых стоянок и складов отсутствует, однако суд первой инстанции пришел к противоположным выводам.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
ЗАО "Томский автоцентр" в порядке статьи 262 АПК РФ представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции представитель не явился.
В порядке части 1 статьи 266, части 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя третьего лица.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Томский автоцентр" зарегистрировано в качестве юридического лица муниципальным учреждением "Регистрационная палата Томского района" 03.04.2002 за регистрационным номером 638 (ОГРН 1027000765010), целью деятельности является осуществление автотранспортных, автообслуживающих (автосервисных) услуг.
При образовании общества в оплату акций в соответствии с протоколом совещания совета директоров ОАО "Автоколонна 1235" от 25.02.2002 было передано 5 объектов недвижимого имущества: нежилое здание по адресу: г. Томск, Айвазовского улица, 29 (административное) и прилегающий к нему земельный участок; нежилое здание по адресу: г. Томск, Айвазовского улица, 29, стр. 3 (гараж-стоянка) и прилегающий к нему земельный участок; нежилое здание по адресу: г. Томск, Айвазовского улица, 29, стр. 9 (склад) и прилегающий к нему земельный участок; нежилое строение по адресу: г. Томск, Айвазовского улица, 29, стр. 4 (диспетчерская) и прилегающий к нему земельный участок; нежилое строение по адресу: г. Томск, Айвазовского улица, 29, стр. 5 (авторемонтная мастерская) и прилегающий к нему земельный участок (т. 3, л.д. 58-64).
ЗАО "Томский автоцентр" принадлежит на праве собственности вышеуказанные 5 объектов недвижимого имущества: нежилое здание по адресу: г. Томск, Айвазовского улица, 29 (административное); нежилое здание по адресу: г. Томск, Айвазовского улица, 29, стр. 3 (гараж-стоянка); нежилое здание по адресу: г. Томск, Айвазовского улица, 29, стр. 9 (склад); нежилое строение по адресу: г. Томск, Айвазовского улица, 29, стр. 4 (диспетчерская); нежилое строение по адресу: г. Томск, Айвазовского улица, 29, стр. 5 (авторемонтная мастерская), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 29.10.2002 N N 70АА 149071, 70АА 149074, от 03.11.2006 N N 70 АБ 026973, 70АБ 026974, от 11.02.2010 N 70 АБ 425430 (т. 1, л.д. 28-32).
Постановлением мэра Города Томска от 19.10.1994 N 1015-з земельный участок по адресу: ул. Айвазовского, 29 площадью 38 764 кв. м был предоставлен акционерному обществу открытого типа "Автоколонна N 1235" в бессрочное (постоянное) пользование для эксплуатации производственных зданий (т. 3, л.д. 56-57).
Постановлением мэра Города Томска от 02.02.2004 N 242-з образован земельный участок по адресу: ул. Айвазовского, 29 (учетный номер 70:21:020813:86) площадью 24 643 кв. м для эксплуатации зданий предприятия транспорта с предоставлением его в аренду ЗАО "Томский автоцентр" сроком на 7 лет.
Постановлением мэра Города Томска от 28.03.2005 N 1185з в пункты 1, 3 постановления от 02.02.2004 N 242-з внесены изменения в следующей редакции: образовать земельный участок по адресу: ул. Айвазовского, 29 (учетный номер 70:21:020813:86) площадью 23 728,4 кв. м для эксплуатации зданий и сооружений предприятия транспорта, объектов коммунального хозяйства и благоустройства; предоставить ЗАО "Томский автоцентр" в аренду сроком на 7 лет земельный участок по адресу: ул. Айвазовского, 29 (учетный номер 70:21:020813:86) площадью 23 728,4 кв. м для эксплуатации зданий и сооружений предприятия транспорта, объектов коммунального хозяйства и благоустройства, определив облагаемую платой площадь для эксплуатации зданий и сооружений предприятия транспорта 9 997 кв. м, для эксплуатации объектов коммунального хозяйства 5 857,1 кв. м, для благоустройства территории 7 874,3 кв. м.
Постановлением мэра Города Томска от 06.07.2005 N 2471з внесены изменения в постановление от 28.03.2005 N 1185з, согласно которым: образован земельный участок из земель поселений по адресу: г. Томск, ул. Айвазовского, 29 (учетный номер 70:21:020813:86) площадью 23 728,4 кв. м для эксплуатации зданий и сооружений предприятия транспорта, который предоставляется ЗАО "Томский автоцентр" в аренду сроком на 7 лет для эксплуатации зданий предприятия транспорта.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Айвазовского, 29 с кадастровым номером 70:21:0100008:68 определен вид разрешенного использование - для эксплуатации зданий предприятия транспорта (т. 1, л.д. 44).
12.08.2005 между Департаментом недвижимости администрации Города Томска (арендодатель) и ЗАО "Томский автоцентр" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N ТО-21-15558, в соответствии с условиями которого, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 70:21:0100008:0068 общей площадью 23 728,4 кв. м, в том числе: для эксплуатации зданий предприятия транспорта площадью 8 575 кв. м, для эксплуатации и обслуживания инженерных коммуникаций площадью 6 485,1 кв. м, под благоустройство площадью 8 668,3 кв. м, находящийся по адресу: г. Томск, ул. Айвазовского, 29 (п. 1.1 договора); участок предоставляется для эксплуатации зданий и предприятия транспорта (п. 1.2 договора).
04.09.2012 ЗАО "Томский автоцентр" обратилось в администрацию Города Томска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100008:68 по адресу: г. Томск, ул. Айвазовского, 29, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации зданий предприятия автосервиса, общей площадью 23 728,4 кв. м, указав, что нежилые здания, расположенные на испрашиваемом земельном участке, находятся в частной собственности ЗАО "Томский автоцентр".
По результатам рассмотрения обращения заявителя, письмом Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска от 11.01.2013 N 01-01-19/97 ЗАО "Томский автоцентр" отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, мотивированное несогласованием проекта постановления департаментом правового обеспечения администрации Города Томска. Согласно заключению департамента правового обеспечения, приложенного к указанному письму, причиной отказа в предоставлении земельного участка в собственность заявителя явилось существенное превышение размера испрашиваемого земельного участка размеру земельного участка, необходимому для эксплуатации зданий предприятия автосервиса, находящихся в собственности ЗАО "Томский автоцентр" (т. 1, л.д. 26, 27).
Считая отказ в предоставлении в собственность заявителю земельного участка, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Айвазовского, 29, общей площадью 23 728,4 кв. м, кадастровый номер 70:21:0100008:68, изложенный в письме от 11.01.2013 N 01-01-19/97, незаконным, ЗАО "Томский автоцентр" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Повторно рассматривая заявление общества и удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что площадь испрашиваемого земельного участка в размере 23 728,4 кв. м соответствует фактическому землепользованию и с учетом функционального назначения объектов недвижимости, принадлежащих обществу, является необходимой для их размещения и эксплуатации ЗАО "Томский автоцентр" в качестве предприятия автосервиса, и пришел к выводу об отсутствии у Администрации оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в заявленном размере.
Арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся собственником зданий, строений, сооружений, имеет исключительное право на приобретение в собственность или в аренду земельного участка, на котором расположены данные объекты недвижимости.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства; границы устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", исходя из положений пункта 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Таким образом, предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию с учетом возможности его функционального использования по назначению, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
Судом установлено, что земельный участок, испрашиваемый ЗАО "Томский автоцентр" в собственность, был сформирован (в редакции постановления мэра Города Томска от 06.07.2005 N 2471з) в целях передачи заявителю в аренду для эксплуатации зданий и сооружений предприятия транспорта и поставлен на кадастровый учет с разрешенным использованием - для эксплуатации зданий предприятия транспорта.
На проекте границ земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Айвазовского, 29 для эксплуатации зданий предприятия транспорта размещены объекты, конфигурация которых соответствует конфигурации зданий на топографической съемке ООО "ГеоТехКом", представленной заявителем (т. 1, л.д. 106).
Постановление мэра Города Томска от 06.07.2005 N 2471з и кадастровый паспорт не оспорены в установленном законом порядке, недействительными не признаны, с момента постановки спорного земельного участка на кадастровый учет его площадь, кадастровый номер, а также категория земель и вид разрешенного использования не изменялись, земельный участок с государственного кадастрового учета не снимался.
В кадастровом паспорте земельного участка от 13.12.2012 N 7000/301/12-95939 указано, что площадь и местоположение земельного участка 23 728,4 кв. м соответствуют материалам межевания; разрешенное использование - для эксплуатации зданий предприятия транспорта.
Таким образом, размер земельного участка 23 728,4 кв. м был определен с учетом расположения на нем зданий ЗАО "Томский автоцентр" именно как предприятия транспорта, исходя из того, что общая площадь земельного участка в размере 23 728,4 кв. м является необходимой для целей нормальной эксплуатации (использования) по назначению расположенных на нем зданий, а, следовательно, применительно к пункту 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации является размером, необходимым для использования расположенных на нем зданий в процессе единого технологического процесса по хранению, ремонту и обслуживанию специальной техники, большегрузного автотранспорта, и соответствует разрешенному использованию спорного земельного участка.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, факт внесения обществом арендной платы исходя из условий договора аренды от 12.08.2005 N ТО-21-15558, соответствующих постановлению мэра Города Томска от 28.03.2005 N 1185з и не соответствующих постановлению мэра Города Томска от 06.07.2005 N 2471з, непосредственного отношения к предмету настоящего спора не имеет, не опровергает формирование земельного участка именно для эксплуатации зданий предприятия транспорта и необходимости всего земельного участка для обеспечения нормального функционирования (обслуживания, эксплуатации) объектов недвижимости, принадлежащих ЗАО "Томский автоцентр", в заявленных целях - для эксплуатации зданий предприятия автосервиса, т.е. хранения, ремонта и обслуживания специальной техники, большегрузного автотранспорта.
ЗАО "Томский автоцентр" представлено обоснование площади земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Айвазовского, 29 для эксплуатации зданий предприятия транспорта, выполненное ООО "ГеоТехническая Компания", согласно которому в составе земельного участка выделяются участки, непосредственно занятые капитальными строениями, имеющие общую площадь застройки 6 220,6 кв. м, а также открытые площадки, необходимые для обслуживания объектов недвижимости, находящихся на земельном участке, а именно: площадка для складирования деталей узлов и агрегатов автотранспорта площадью 3 450 кв. м, площадка для стоянки грузового автотранспорта площадью 2 781 кв. м, площадка для стоянки грузового автотранспорта площадью 2 028 кв. м, площадка для размещения контейнеров площадью 428 кв. м, площадка для разворота и проезда грузового автотранспорта площадью 8 820,8 кв. м. Таким образом, весь земельный участок площадью 23 728,4 кв. м представляет собой единую технологическую площадку по хранению, ремонту и обслуживанию специальной техники, большегрузного автотранспорта, каждая из частей земельного участка неразрывно связана друг с другом, использование всего земельного участка возможно только во взаимосвязи с каждой из его частей. Площадь земельного участка 23 728,4 кв. не превышает максимальную нормативную площадь СНиП II-89-80* "Строительные правила и нормы. Генеральные планы промышленных предприятий" (т. 1, л.д. 114-115).
Во исполнение указания Арбитражного суда Западно-Сибирского округа при новом рассмотрении дела определением Арбитражного суда Томской области от 05.06.2014 назначена по делу N А67-430/2013 дополнительная строительно-техническая экспертиза.
Экспертным заключением от 22.10.2014 N 45-1/2014 установлен предельный (максимальный) размер (площадь) земельного участка необходимый для обслуживания (эксплуатации) принадлежащих заявителю объетов: нежилого здания по адресу: г. Томск, Айвазовского улица, 29, площадь жилого здания 556,6 кв. м, инв.: 069:401:001:002150490; нежилого здания по адресу: г. Томск, Айвазовского улица, 29, стр. 3, площадь нежилого здания 1 845,7 кв. м, условный номер: у70:21:0:0:5460; нежилого здания по адресу: г. Томск, Айвазовского улица, 29, стр. 9, площадь нежилого здания 690,3 кв. м, условный номер: у70:21:0:0:8075; нежилого строения по адресу: г. Томск, Айвазовского улица, 29, стр. 4, площадь нежилого строения 207,9 кв. м, условный номер: у70:21:0:0:5461; нежилого строения по адресу: г. Томск, Айвазовского улица, 29, стр. 5, площадь нежилого строения равна 3 063,2 кв. м, условный номер: у70:21:0:0:5462, используемых для автосервиса, расположенных на земельном участке по адресу: г. Томск, ул. Айвазовского, 29, кадастровый номер (70:21:0100008:68) в соответствии с нормами земельного, градостроительного законодательства, нормами технологического проектирования, в размере 28 225,55 кв. м (т. 5, л.д. 60-77).
Исследовав и оценив в порядке, установленном статьей 71 АПК РФ, экспертное заключение от 22.10.2014 N 45-1/2014 в совокупности с пояснениями эксперта Дашкова А.В., допрошенного в судебном заседании, предупрежденного об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение и отказ от дачи пояснений по статье 307 УК РФ, расчетом эксперта к экспертному заключению от 22.10.2014 N 45-1/2014, в котором содержатся пояснения относительно расчета общей площади, предназначенной для открытых стоянок, складских и контейнерных площадок, суд первой инстанции установил, что выводы экспертов не являются противоречивыми, основаны на фактических полученных в результате исследования данных, материалах дела и соответствуют требованиям действующего законодательства, на правильном применении СП 18.13330.2011. Свод правил. Генеральные планы промышленных предприятий. Актуализированная редакция СНиП II-89-80* и в соответствии с указаниями, изложенными в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.04.2014 по настоящему делу.
Апелляционный суд учитывает, что в ходе судебного разбирательства ни заинтересованное лицо, ни третье лицо не реализовало свои процессуальные возможности, предусмотренные АПК РФ, в том числе не заявили ходатайство о назначении повторной экспертизы, не представили самостоятельно в порядке статьи 65 АПК РФ доказательств, опровергающих выводы эксперта.
Ссылки Администрация на несоответствие экспертного заключения от 22.10.2014 N 45-1/2014 требованиям "ОНТП -01-91. РД 3107938-0176-91. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта" (далее - ОНТП), ввиду того, что размер автостоянок определен экспертом из необходимости расположить максимально большое количества объектов (складов, автостоянок) на территории земельного участка, а не исходя из технологии работ на предприятии и списочного количества подвижного состава в предприятии, что, по мнению заинтересованного лица, подтверждается расчетом УМП "Городское архитектурно-планировочное бюро", т.е. необходимость во включении в площадь застройки открытых автостоянок автомобилей, машин, механизмов и открытых складов различного назначения по нормам технологического проектирования предприятий отсутствует, приведены Администрацией без учета фактических обстоятельств дела, представленных ЗАО "Томский автоцентр" доказательства, подтверждающих право владения и пользования на основании соглашения, заключенного с ООО "СК "СибСтрансСтрой" двумя самосвалами КАМАЗ, двумя легковыми автомобилями TOYOTA Land Cruiser, двумя кранами Урал и КАМАЗ на шасси, двумя полуприцепами КЗАП, тремя седельными тягачами КА-МАЗ, одним грузовым УАЗ, одним краном манипулятором Mitsubishi Canter (всего 15 единиц техники); актов, подтверждающих ежемесячный значительный объем оказываемых услуг по ремонту и техническому обслуживанию грузовой и специализированной техники ООО "СК "СибСтрансСтрой", с которым согласован обслуживаемый парк автотранспортных средств, а также схемы размещения автотранспортных средств ООО "СК "СибСтрансСтрой" на территории ЗАО "Томской автоцентр" по адресу: г. Томск, ул. Айвазовского, 29, что подтверждает значительную транспортную нагрузку, размещение для ремонта большого количества автомобилей на территории ЗАО "Томский автоцентр" и согласуется с выводом экспертов о необходимости для обслуживания (эксплуатации) объектов недвижимости, используемых ЗАО "Томский автоцентр" для автосервиса, земельного участка размером 28 225,55 кв. м, который превышает размер земельного участка, чем фактически используется и испрашивается заявителем.
Судом первой инстанции не принят во внимание представленный Администрацией расчет УМП "Городское архитектурно-планировочное бюро" (т. 5, л.д. 126-128), содержащий указание, что площадь, занимаемая временными объектами, не включается в площадь застройки, применительно к открытым складам, площадкам для стоянки грузового автотранспорта и для хранения контейнеров, которые по сведениям из Единого государственного реестра прав и государственного кадастра недвижимости не числятся как объекты недвижимости, что правомерно расценено судом первой инстанции как несоответствующее строительным нормам и правилам, поскольку данные объекты рассмотрены как идентичные.
Поскольку расположенные на спорном земельном участке объекты недвижимости, а также открытые площадки для складирования деталей узлов и агрегатов автотранспорта, для стоянки грузового автотранспорта, для размещения контейнеров, для разворота и проезда грузового автотранспорта, представляют собой единый объект предприятия автотранспорта, что не опровергнуто заинтересованным лицом, их использование возможно только во взаимосвязи.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному к выводу о том, что площадь испрашиваемого земельного участка в размере 23 728,4 кв. м соответствует фактическому землепользованию и с учетом функционального назначения объектов недвижимости, принадлежащих обществу, является необходимой для их размещения и эксплуатации ЗАО "Томский автоцентр" в качестве предприятия автосервиса.
Доказательств чрезмерности площади испрашиваемого заявителем земельного участка, доказательств формирования спорного участка с нарушением установленных пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации норм предоставления земельных участков, а также доказательств, подтверждающих наличие возможности разделения участка на несколько частей для эксплуатации различных расположенных в его границах объектов, материалы дела не содержат и Администрацией не представлено.
При указанных обстоятельствах довод Администрации о несоразмерности площади испрашиваемого земельного участка площади для эксплуатации и обслуживания объектов недвижимости ЗАО "Томский автоцентр", правомерно отклонен судом первой инстанции, как противоречащий факту формированию и постановке на кадастровый учет ранее земельного участка площадью 23 728,4 кв. м именно для эксплуатации зданий и сооружений предприятия транспорта.
Обжалуемое решение в соответствии с требованиями части 7 статьи 71, пункта 2 части 4 статьи 170 АПК РФ содержит мотивированное обоснование отклонения заявленных Администрацией доводов, в том числе относительно доказательственной силы экспертного заключения от 22.10.2014 N 45-1/2014, с учетом дополнительного расчета эксперта к экспертному заключению от 22.10.2014 N 45-1/2014.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71, 200 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что администрацией г. Томска не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка, по изложенным в нем основаниям.
В силу положений части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Исходя из требований пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, суд должен выбрать способ восстановления нарушенных интересов заявителя.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции, с учетом разъяснений, изложенным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", отсутствия оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в заявленном размере, соблюдения порядка подачи заявления и наличия необходимых документов, приложенных к заявлению, длительности рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка в собственность заявителя, в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов ЗАО "Томский автоцентр" обоснованно возложил на администрацию Города Томска обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу подготовить и направить ЗАО "Томский автоцентр" проект договора купли-продажи указанного земельного участка, что соответствует положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
В целом доводы апелляционной жалобы, аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им была дана основанная на материалах дела надлежащая правовая оценка, оснований для пересмотра которой у апелляционного суда не имеется.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы, проверенные судом апелляционной инстанции не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для переоценки которых, у суда апелляционной инстанции не имеется, в силу чего, не являются основаниями для отмены по существу правильно принятого судом первой инстанции решения.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы, в связи с чем вопрос о распределении расходов об уплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 156, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Томской области от 19.03.2015 по делу N А67-430/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Томска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
С.Н.ХАЙКИНА

Судьи
Т.В.ПАВЛЮК
Л.А.КОЛУПАЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)