Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.05.2009 N 06АП-1299/2009 ПО ДЕЛУ N А04-8817/2008

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2009 г. N 06АП-1299/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 21.05.2009
В полном объеме постановление изготовлено 28.05.2009
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Головниной Е.Н.
судей Козловой Т.Д., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Ракиновой Е.Н.
при участии в судебном заседании:
представители не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы
администрации Бурейского района Амурской области, муниципального учреждения Комитет по управлению муниципальным имуществом
Бурейского района
на решение от 25 февраля 2009 года
по делу N А04-8817/2008
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Китаевым В.В.
по иску Министерства имущественных отношений Амурской области
к администрации Бурейского района Амурской области
о признании недействительным зарегистрированного права
собственности
и по встречному иску администрации Бурейского района Амурской области
к Министерству имущественных отношений Амурской области
о признании недействительным зарегистрированного права
собственности
третьи лица: Управление Федеральной регистрационной службы по Амурской области, Управление Роснедвижимости по Амурской области, муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом Бурейского района

Министерство имущественных отношений Амурской области (далее - Минимущество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области к администрации Бурейского района Амурской области (далее - Администрация района) с иском о признании недействительным зарегистрированного права собственности муниципального образования Бурейский район на земельный участок с кадастровым номером 28:11:010602:0001, площадью 15 331 га, назначение земли запаса, адрес (местоположение) Бурейский район, западная часть кадастрового квартала 28:11:010602, граница которого проходит по естественным угодьям, зона затопления Нижнебурейской ГЭС, запись в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) N 28-28-03/013/2007-011.
Исковое заявление принято к производству арбитражного суда определением от 22.12.2008; этим же определением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной регистрационной службы по Амурской области, Управление Роснедвижимости по Амурской области.
Определением от 20.01.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом Бурейского района (далее - КУМИ).
Определением от 03.02.2009 в порядке ст. 132 АПК РФ к совместному рассмотрению с первоначальным иском приняты встречные исковые требования Администрации района к Минимуществу о признании недействительным зарегистрированного права Амурской области на два земельных участка:
- - земельный участок с кадастровым номером 28:11:010527:0023, площадью 187,00 га, земли сельхозназначения, с местоположением Бурейский район, с.Николаевка, примерно в 16 км от ориентира по направлению на северо-восток, запись в ЕГРП N 28-28-03/003/2006-320;
- - земельный участок с кадастровым номером 28:11:010527:0022, площадью 67,00 га, земли сельхозназначения, с местоположением Бурейский район, с.Николаевка, примерно в 12.3 км от ориентира по направлению на северо-восток, запись в ЕГРП N 28-28-03/003/2006-320.
Решением арбитражного суда от 25.02.2009 иск Минимущества удовлетворен; в удовлетворении встречного иска отказано.
На решение поданы две апелляционные жалобы - от Администрации района и от КУМИ.
Администрация района в своей апелляционной жалобе просит решение отменить и направить дело на новое рассмотрение. Указывает на то, что границы земельных участков, право собственности на которые зарегистрировано за Амурской областью, не определены, в связи с чем считает безосновательным вывод суда о том, что эти участки входят в границы принадлежащего муниципальному образованию земельного участка. По мнению заявителя бремя доказывания факта того, что земельные участки области входят в состав земельного участка муниципального образования, лежит на Минимуществе как на стороне, ссылающейся на эти обстоятельства. Полагает недопустимым принятие пояснений Управления Роснедвижимости по Амурской области в качестве доказательства, подтверждающего факт вхождения областных земельных участков в зону затопления ГЭС. Не соглашается с выводом о законности регистрации права собственности за областью на соответствующие земельные участки, основанным на постановлении Главы администрации Бурейского района от 07.10.2005 N 802 об утверждении фонда перераспределения земель, поскольку данное постановление издано позже регистрации прав. Отмечает отсутствие оценки постановлений Главы администрации Бурейского района от 21.03.2002 N 96 и от 07.10.2005 N 802, в которых одни и те же участки отнесены к разным категориям - земли запаса и земли сельскохозяйственного назначения.
КУМИ в апелляционной жалобе просит решение в части удовлетворения иска Минимущества отменить и вынести новое решение об отказе в иске. Ссылаясь на нормы земельного законодательства и на содержание представленных истцом кадастровых карт, полагает необоснованным вывод суда о доказанности факта вхождения земельных участков, зарегистрированных за областью, в состав земельного участка муниципального образования. Также необоснованным считает вывод о непредставлении Администрацией района доказательств отнесения соответствующего земельного участка к собственности муниципального образования на законных основаниях; в этой связи указывает на отнесение земельного участка к землям запаса, п. 3 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и ст. 103 Земельного кодекса РФ. Учитывая, что все спорные земельные участки (зарегистрированные за истцом и ответчиком) прошли кадастровый учет, суду для вывода о том, что стороны претендуют на один и тот же земельный участок, следовало назначить землеустроительную экспертизу, соответствующая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.03.2006 N 13329/05.
Минимущество в отзыве на апелляционную жалобу Администрации района просит отказать в ее удовлетворении, решение оставить без изменения. Считает, что при разрешении спора суд обоснованно исходил из норм права, регламентирующих основания возникновения права муниципальной собственности, права собственности субъекта РФ на земельные участки. Настаивает на том, что согласно ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и с п. 1 ст. 19 Земельного кодекса РФ у администрации района отсутствовали основания для регистрации права собственности муниципального образования на соответствующий земельный участок. Приведенные в жалобе доводы (постановка земельных участков на кадастровый учет, наличие спора о границах земельных участков) считает новыми требованиями, которые не заявлялись в суде первой инстанции и которые в этой связи не должны приниматься и рассматриваться апелляционным судом.
В дополнительно представленных пояснениях Минимущество настаивает на том, что вся зона затопления входит в земельный участок с кадастровым номером 28:11:010602:0001. Факт существования такого участка не оспаривается, спор касается зарегистрированного на этот участок права собственности муниципального образования. Поясняет, что в зону затопления входят земельные участки разных категорий (земли сельхозназначения, земли лесного фонда, земли населенных пунктов), поэтому установление для зоны затопления одной категории - земли запаса постановлением от 21.03.2002 N 96 противоречит законодательству, которым исключена возможность отнесения одного участка к разным категория (ст. ст. 83, 101, 102 Земельного кодекса РФ).
Управление Роснедвижимости по Амурской области представило письменные пояснения, согласно которым зарегистрированные за Амурской областью земельные участки полностью попадают в зону затопления Нижнебурейской ГЭС; земельный участок, право собственности на который зарегистрировано за муниципальным образованием, фактически расположен в зоне затопления Нижнебурейской ГЭС, при этом границы данного участка не установлены в соответствии с действующим земельным законодательством.
В заседании суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте слушания дела, не присутствовали.
Проверив законность решения от 25.02.2009, с учетом доводов апелляционных жалоб, отзыва на жалобу и представленных пояснений, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из представленных в деле документов следует, что на земельный участок с кадастровым номером 28:11:010602:0001 зарегистрировано право собственности муниципального образования Бурейский район, о чем в ЕГРП сделана запись и выдано свидетельство о государственной регистрации прав от 15.02.2007.
В качестве документов-оснований возникновения права собственности на это имущество указано постановление Главы администрации Бурейского района от 21.02.2002 N 96.
На земельные участки с кадастровыми номерами 28:11:010527:0022 и 28:11:010527:0023 зарегистрировано право собственности Амурской области, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав от 27.06.2006.
В этом случае основанием возникновения прав указаны Закон Амурской области от 11.12.2003 N 278-ОЗ, п. 2 ст. 18 Земельного кодекса РФ 2001 года.
Минимущество, ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства и картографические материалы в подтверждение того, что зарегистрированные за Амурской областью земельные участки полностью входят в состав земельного участка с кадастровым номером 28:11:010602:0001, считая при этом незаконным основание регистрации права собственности муниципального образования Бурейский район на указанный земельный участок, обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
В свою очередь Администрация района, полагая незаконным регистрацию прав на земельные участки за областью, поскольку вся территория, включая спорные участки, распоряжением Совмина РСФСР от 13.12.1990 N 1403-р предоставлена для под строительство гидроузла, включая зону затопления, а по акту на право пользования эти земли предоставлены для несельскохозяйственного назначения, что исключает возможность регистрации права на спорные участки как на земли сельхозназначения; отмечая также нарушение своих прав ввиду нахождения спорных участков в границах участка, являющегося собственностью муниципального образования, обратилась в арбитражный суд с встречным иском.
В силу п. 1 ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
При оспаривании в суде зарегистрированного права истцу надлежит доказать наличие у него прав на спорное и имущество, после чего доказать отсутствие оснований для возникновения оспариваемого права у ответчика.
При выяснении вопроса относительно прав сторон на спорные участки, а именно - имеет ли место фактическое наложение друг на друга участков разного уровня собственности, установлено следующее.
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 13.12.1990 N 1403-р дирекции строящейся Бурейской ГЭС предоставлен земельный участок площадью 15 726 га под строительство Нижнебурейского гидроузла и зону затопления.
Землепользователю - Нижнебурейской ГЭС в 1991 году выдан государственный акт о закреплении за ним на праве бессрочного и бесплатного пользования 15 331 га земли в границах согласно прилагаемому плану, для несельскохозяйственного назначения.
Постановлением Главы администрации Бурейского района от 21.03.2002 N 96 земельный участок площадью 15 331 га, ложе водохранилища Нижнебурейской ГЭС изъят у ОАО "ЗеяГЭСстрой" за минованием надобности; постановлено передать участок указанной площади в фонд запаса района.
Данное постановление послужило основанием для регистрации права муниципальной собственности на земельный участок площадью 15 331 га с кадастровым номером 28:11:010602:0001.
Далее установлено, что постановлением главы администрации Бурейского района от 07.10.2005 N 802 утвержден фонд перераспределения земель на территории Бурейского района общей площадью 66 516 га, сформированных из земельных участков сельскохозяйственного назначения, согласно приложению. В приложении, в числе прочих, указаны земельные участки с кадастровыми номерами 28:11:010527:0022 и 28:11:010527:0023.
Законом Амурской области от 11.12.2003 N 278-ОЗ регулируются отношения владения, пользования и распоряжения земельными участками и долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на территории области.
В силу п. 2 ст. 18 Земельного кодекса РФ (действовал на момент проведения регистрации права собственности на земельные участки за Амурской областью) в собственности субъектов Российской Федерации могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки, в том числе отнесенные к землям фонда перераспределения земель.
Как указывалось выше, названный Закон и норма Земельного кодекса послужили основанием для регистрации права собственности Амурской области на земельные участки с кадастровыми номерами 28:11:010527:0022 и 28:11:010527:0023 площадью соответственно 67 га и 187 га.
В деле представлены кадастровые планы, составленные в отношении трех спорных участков.
В соответствии с таким планом земельный участок с кадастровым номером 28:11:010602:0001 весь отнесен к категории - земли запаса. В графе 16 в качестве особых отметок указано - в Государственном земельном кадастре отсутствуют сведения, позволяющие однозначно определить земельный участок как объект недвижимого имущества, подлежащий передаче по сделке; границы и площадь земельного участка подлежат определению в установленном порядке.
В кадастровых планах относительно земельных участков с кадастровыми номерами 28:11:010527:0022 и 28:11:010527:0023 отражено, что они отнесены к категории -земли сельскохозяйственного назначения. Отмечено, что площадь каждого из участков ориентировочная.
Таким образом, спорные участки имеют различные кадастровые номера, отнесены к различным категориям.
При этом не представлено доказательств того, что при формировании земельного участка с кадастровым номером 28:11:010602:0001 имело место объединение с другими спорными участками, которые прошли кадастровый учет ранее (ст. 11.6 Земельного кодекса РФ), в кадастровом плане отсутствуют данные о номерах ликвидируемых участков.
В силу ст. 8 Земельного кодекса РФ земельный участок может относиться к одной категории, перевод из одной категории в другую осуществляется в установленном порядке. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию (п. 2 ст. 103 Земельного кодекса РФ). В данном случае не представлено доказательств изменения категорий спорных земельных участков.
Таким образом, землеустроительная документация и документы, обосновывающие возникновение прав на спорные земельные участки, не подтверждают сами по себе факт вхождения земельных участков с кадастровыми номерами 28:11:010527:0022 и 28:11:010527:0023 в границы земельного участка с кадастровым номером 28:11:010602:0001.
Графические материалы (карты, схемы, чертежи), имеющие отношение к спорным территориям, также не подтверждают довод о нахождении одних земельных участков на территории другого участка.
Так, Управлением Роснедвижимости по Амурской области представлена схема фактического расположения земельных участков в зоне затопления Нижнебурейской ГЭС. Из данной схемы и из пояснений Управления (письмо от 06.05.2009 N 2144) видно, что все три участка, относительно которых рассматривается спор, находятся в зоне затопления Нижнебурейской ГЭС. Из этого утверждения не следует, что земельный участок с кадастровым номером 28:11:010602:0001 полностью дублирует границы зоны затопления. Следовательно, перечисленные участки, находясь в одной зоне, могут территориально не пересекаться между собой. Необходимо в этой связи отметить, что на схеме выделены земельные участки, право собственности на которые зарегистрировано за Амурской областью; земельный участок с кадастровым номером 28:11:010602:0001 (зарегистрирован за муниципальным образованием) на схеме не отмечен, хотя апелляционным судом соответствующая информация запрашивалась (запрос от 23.04.2009 N ОД-08-6/850).
Также в кадастровых планах вышеназванных участков имеются схемы их границ. При визуальном соотнесении соответствующих чертежей со схемой земельных участков в зоне затопления, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований считать безусловно доказанным тот факт, что спорные участки территориально совпадают - полностью или в части. В этой связи суд учитывает, что одна сторона границ земельного участка с кадастровым номером 28:11:010602:0001 отображена посредством плавной линии без выступов; при этом отмеченная на схеме красной линией зона затопления по всему периметру имеет неровности в виде явно выраженных ответвлений; не исключено нахождение спорных участков по разную сторону от р. Бурея.
Кроме того, имеющиеся в кадастровых планах особые отметки не позволяют признать участок с кадастровым номером 28:11:010602:0001 земельным участком в смысле ст. 11.1 Земельного кодекса РФ.
Минимущество не привело доводов о том, что земли запаса (участок с кадастровым номером 28:11:010602:0001) переведены в земли сельскохозяйственного назначения и потому соответствующими землями распоряжается субъект РФ. В свою очередь Администрацией района также не представлено претензий относительно земель сельскохозяйственного назначения (земельные участки с кадастровыми номерами 28:11:010527:0022 и 28:11:010527:0023). Истцы не привели аргументов и, соответственно, доказательств в пользу неверного определения категории спорных участков земли.
Следовательно, истцами не представлено доказательств того, что спорная регистрация прав на земельные участки привела к нарушению их прав и законных интересов.
Данное обстоятельство является достаточным для отклонения как основного, так и встречного исков, что исключает необходимость оценки оснований, по которым осуществлена спорная регистрация прав.
В этой связи апелляционные жалобы подлежат удовлетворению. Решение следует изменить.
Государственная пошлина, уплаченная при подаче апелляционных жалоб Администрацией района и КУМИ, подлежит возврату на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ плательщикам, освобожденным от ее уплаты на момент заявления жалобы в силу пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение от 25 февраля 2009 года по делу N А04-8817/2008 Арбитражного суда Амурской области изменить, заменив абзацы первый и второй резолютивной части на предложение следующего содержания:
"Исковые требования Министерства имущественных отношений Амурской области оставить без удовлетворения."
В остальном решение оставить без изменения.
Возвратить из федерального бюджета администрации Бурейского района Амурской области 1 000 рублей - государственную пошлину, уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 12.03.2009 N 3476.
Возвратить из федерального бюджета муниципальному учреждению Комитет по управлению муниципальным имуществом Бурейского района 1 000 рублей - государственную пошлину, уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 16.03.2009 N 3603.
Выдать справки на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.

Председательствующий
Е.Н.ГОЛОВНИНА

Судьи
Т.Д.КОЗЛОВА
С.Б.РОТАРЬ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)