Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что завышенная кадастровая стоимость спорного участка влечет увеличение арендных платежей, что нарушает его права как арендатора участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Долгашевой В.А.
при участии в заседании:
- от истца (заявителя) ОАО "Моссельмаш": Боярской Ю.С. (дов. от 15.03.2013 г.);
- от ответчика (заинтересованного лица) ФГБУ "ФКП Росреестра": не явились, извещены;
- от ответчика (заинтересованного лица) Департамента городского имущества города Москвы: не явились, извещены;
- от третьего лица Управления Росреестра по Москве: не явились, извещены;
- от третьего лица Правительства Москвы: не явились, извещены;
- от третьего лица УФНС России по г. Москве: не явились, извещены;
- от третьего лица ОАО "Городской кадастр": не явились, извещены;
- рассмотрев 08 октября 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15 мая 2015 г.,
принятое судьей Иевлевым П.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2015 г.,
принятое судьями Захаровым С.Л., Цымбаренко И.Б., Свиридовым В.А.,
по делу N А40-49616/2013
по иску открытого акционерного общества "Моссельмаш" (ОГРН 1027700317501; 125413, город Москва, улица Солнечногорская, д. 4)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757; 107078, г. Москва, Орликов пер., 10, стр. 1), Департаменту городского имущества г. Москвы (ОГРН 1037739510423; 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
об установлении кадастровой стоимости и обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости,
- третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (ОГРН 1097746680822; 115191, г. Москва, ул. Б. Тульская, 15); Правительство Москвы (ОГРН 1027739813507; 125032, г. Москва, ул. Тверская, д. 13); Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве (ОГРН 1047710091758; 125284, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 12А); открытое акционерное общество "Городской кадастр" (ОГРН 1027739738729; 127006, г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 35);
- установил:
на основании заключенного с Московским земельным комитетом (арендодатель) договора краткосрочной аренды земельного участка N М-09-510685 от 29 мая 2003 г. открытое акционерное общество "Моссельмаш" (далее - ОАО "Моссельмаш", общество, истец, арендатор) является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64, общей площадью 4 672 кв. м, имеющий адресный ориентир: г. Москва, ул. Солнечногорская, вл. 4, для эксплуатации зданий и сооружений завода в производственных целях.
ОАО "Моссельмаш" также на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 55 445,19 кв. м с кадастровым номером 77:09:0001015:67, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Солнечногорская, вл. 4, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации прочих промышленных предприятий, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 77-АО 379688 от 24 сентября 2012 г.
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2012 г. N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" по состоянию на 01 января 2012 г. была установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64 в размере 41 222 364 руб. 16 коп. и с кадастровым номером 77:09:0001015:67 в размере 488 321 312 руб. 98 коп.
На основании Постановления Правительства Москвы N 751-ПП от 26 ноября 2013 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" с 01 января 2013 г. кадастровая стоимость указанных выше земельных участков была увеличена и внесена в государственный кадастр недвижимости.
Полагая, что кадастровая стоимость, содержащаяся в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости, является недостоверной, ОАО "Моссельмаш" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") и Департаменту городского имущества города Москвы о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64, установленной по состоянию на 01 января 2012 г. и применяемой в целях определения размера арендной платы с 01 января 2013 г., равной ее рыночной стоимости в размере 8 470 226 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости 1 812 руб. 98 коп. за 1 кв. м; о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:67, установленной по состоянию на 01 января 2012 г. и применяемой в целях определения размера земельного налога с 01 января 2013 г., равной ее рыночной стоимости в размере 157 791 243 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости - 2 845 руб. 90 коп. за 1 кв. м; об обязании кадастровой палаты внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав с 01 января 2013 г. по 31 декабря 2013 г. сведения о кадастровой стоимости посредством их замены: с 41 222 364 руб. 16 коп. на 8 470 226 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости 1 812 руб. 98 коп. за 1 кв. м по земельному участку с кадастровым номером 77:09:0001015:64; с 488 321 312 руб. 98 коп. на 157 791 243 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости 2 845 руб. 90 коп. за 1 кв. м по земельному участку с кадастровым номером 77:09:0001015:67; о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64, установленной по состоянию на 01 января 2013 г. и применяемой в целях определения размера арендной платы с 01 января 2014 г., равной ее рыночной стоимости в размере 9 029 758 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости 1 932 руб. 74 коп. за 1 кв. м; о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:67, установленной по состоянию на 01 января 2013 г. и применяемой в целях определения размера земельного налога с 01 января 2014 г., равной ее рыночной стоимости в размере 172 034 763 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости - 3 102 руб. 79 коп. за 1 кв. м; об обязании кадастровой палаты внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав с 01 января 2014 г. сведения о кадастровой стоимости посредством их замены: с 45 795 691 руб. 52 коп. на 9 029 758 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости 1 932 руб. 74 коп. за 1 кв. м по земельному участку с кадастровым номером 77:09:0001015:64; с 552 889 454 руб. 50 коп. на 172 034 763 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости 3 102 руб. 79 коп. за 1 кв. м по земельному участку с кадастровым номером 77:09:0001015:67 (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (далее - Управление Росреестра по г. Москве), Правительство Москвы, Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве и открытое акционерное общество "Городской кадастр" (далее - ОАО "Городской кадастр").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 июля 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 октября 2014 г., исковые требования удовлетворены в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:67 равной ее рыночной стоимости в размере 172 034 763 руб. Суд также обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:67 в размере 172 034 763 руб. В остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 03 февраля 2015 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 14 июля 2014 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 октября 2014 г. отменены в части отказа в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64 по состоянию на 01 января 2013 г., равной рыночной, и обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка. В указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы. В остальной части принятые по делу судебные акты оставлены без изменения.
Отменяя судебные акты в части, суд кассационной инстанции указал на необоснованность выводов судов об избрании обществом ненадлежащего способа защиты нарушенного права, невозможность установления в судебном порядке кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной и на наличие права общества обратиться с заявлением в комиссию о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, а в случае несогласия с решением комиссии - обжаловать ее выводы в суде. Также указано на необоснованность отклонения судами представленного обществом отчета об оценке рыночной стоимости со ссылкой на то, что общество не вправе выступать заказчиком оценки арендуемого земельного участка.
Судом кассационной инстанции также признаны несостоятельными выводы судов относительно правового регулирования вопросов выкупа земельного участка, а также действующего арендного соглашения, поскольку они не имеют отношения к предмету иска, так как обращение общества в суд за установлением кадастровой стоимости земельного участка не связано с приобретением права собственности и напрямую не направлено на изменение заключенного договора аренды земли.
При новом рассмотрении суду предложено учесть изложенное, рассмотреть по существу иск с учетом вышеизложенной позиции суда кассационной инстанции, оценить представленные в материалы дела доказательства с точки зрения их относимости и допустимости и принять законное и обоснованное решение.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда города Москвы от 15 мая 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2015 г., исковые требования в отмененной части удовлетворены. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64 равной ее рыночной стоимости в размере 8 470 226 руб. Суд обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64 в размере 8 470 226 руб.
В кассационной жалобе Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы просят об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ОАО "Моссельмаш" против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Представители ФГБУ "ФКП Росреестра", Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по г. Москве, Правительства Москвы, Управления Федеральной налоговой службы по городу Москве и ОАО "Городской кадастр" в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом N 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности в Российской Федерации).
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3).
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Удовлетворяя исковые требования, суды на основании данных, содержащихся в отчете ООО "НОК "Профит Лайн" N 02-ОЦ-13 от 20 марта 2013 г., пришли к выводу о том, что в государственный кадастр недвижимости внесены недостоверные сведения о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, что нарушает права и законные интересы истца.
При этом судами установлено, что рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01 января 2012 г. составляет 8 470 226 руб. 00 коп.
Указанный отчет выполнен на основании Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации и Федеральных стандартов оценки N 1-5, поскольку в представленном отчете отражены характеристики (описание) объектов оценки и их среды, анализ рынка объекта оценки, анализ наиболее эффективного использования, методика оценки, применительность подходов к определению рыночной стоимости.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
При повторном рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции установлены все существенные для дела обстоятельства, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15 мая 2015 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2015 г. по делу N А40-49616/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
М.Р.АГАПОВ
В.А.ДОЛГАШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 14.10.2015 N Ф05-15607/2014 ПО ДЕЛУ N А40-49616/2013
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка и обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что завышенная кадастровая стоимость спорного участка влечет увеличение арендных платежей, что нарушает его права как арендатора участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2015 г. по делу N А40-49616/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Долгашевой В.А.
при участии в заседании:
- от истца (заявителя) ОАО "Моссельмаш": Боярской Ю.С. (дов. от 15.03.2013 г.);
- от ответчика (заинтересованного лица) ФГБУ "ФКП Росреестра": не явились, извещены;
- от ответчика (заинтересованного лица) Департамента городского имущества города Москвы: не явились, извещены;
- от третьего лица Управления Росреестра по Москве: не явились, извещены;
- от третьего лица Правительства Москвы: не явились, извещены;
- от третьего лица УФНС России по г. Москве: не явились, извещены;
- от третьего лица ОАО "Городской кадастр": не явились, извещены;
- рассмотрев 08 октября 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15 мая 2015 г.,
принятое судьей Иевлевым П.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2015 г.,
принятое судьями Захаровым С.Л., Цымбаренко И.Б., Свиридовым В.А.,
по делу N А40-49616/2013
по иску открытого акционерного общества "Моссельмаш" (ОГРН 1027700317501; 125413, город Москва, улица Солнечногорская, д. 4)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757; 107078, г. Москва, Орликов пер., 10, стр. 1), Департаменту городского имущества г. Москвы (ОГРН 1037739510423; 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
об установлении кадастровой стоимости и обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости,
- третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (ОГРН 1097746680822; 115191, г. Москва, ул. Б. Тульская, 15); Правительство Москвы (ОГРН 1027739813507; 125032, г. Москва, ул. Тверская, д. 13); Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве (ОГРН 1047710091758; 125284, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 12А); открытое акционерное общество "Городской кадастр" (ОГРН 1027739738729; 127006, г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 35);
- установил:
на основании заключенного с Московским земельным комитетом (арендодатель) договора краткосрочной аренды земельного участка N М-09-510685 от 29 мая 2003 г. открытое акционерное общество "Моссельмаш" (далее - ОАО "Моссельмаш", общество, истец, арендатор) является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64, общей площадью 4 672 кв. м, имеющий адресный ориентир: г. Москва, ул. Солнечногорская, вл. 4, для эксплуатации зданий и сооружений завода в производственных целях.
ОАО "Моссельмаш" также на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 55 445,19 кв. м с кадастровым номером 77:09:0001015:67, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Солнечногорская, вл. 4, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации прочих промышленных предприятий, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 77-АО 379688 от 24 сентября 2012 г.
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2012 г. N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" по состоянию на 01 января 2012 г. была установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64 в размере 41 222 364 руб. 16 коп. и с кадастровым номером 77:09:0001015:67 в размере 488 321 312 руб. 98 коп.
На основании Постановления Правительства Москвы N 751-ПП от 26 ноября 2013 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" с 01 января 2013 г. кадастровая стоимость указанных выше земельных участков была увеличена и внесена в государственный кадастр недвижимости.
Полагая, что кадастровая стоимость, содержащаяся в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости, является недостоверной, ОАО "Моссельмаш" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") и Департаменту городского имущества города Москвы о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64, установленной по состоянию на 01 января 2012 г. и применяемой в целях определения размера арендной платы с 01 января 2013 г., равной ее рыночной стоимости в размере 8 470 226 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости 1 812 руб. 98 коп. за 1 кв. м; о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:67, установленной по состоянию на 01 января 2012 г. и применяемой в целях определения размера земельного налога с 01 января 2013 г., равной ее рыночной стоимости в размере 157 791 243 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости - 2 845 руб. 90 коп. за 1 кв. м; об обязании кадастровой палаты внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав с 01 января 2013 г. по 31 декабря 2013 г. сведения о кадастровой стоимости посредством их замены: с 41 222 364 руб. 16 коп. на 8 470 226 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости 1 812 руб. 98 коп. за 1 кв. м по земельному участку с кадастровым номером 77:09:0001015:64; с 488 321 312 руб. 98 коп. на 157 791 243 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости 2 845 руб. 90 коп. за 1 кв. м по земельному участку с кадастровым номером 77:09:0001015:67; о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64, установленной по состоянию на 01 января 2013 г. и применяемой в целях определения размера арендной платы с 01 января 2014 г., равной ее рыночной стоимости в размере 9 029 758 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости 1 932 руб. 74 коп. за 1 кв. м; о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:67, установленной по состоянию на 01 января 2013 г. и применяемой в целях определения размера земельного налога с 01 января 2014 г., равной ее рыночной стоимости в размере 172 034 763 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости - 3 102 руб. 79 коп. за 1 кв. м; об обязании кадастровой палаты внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав с 01 января 2014 г. сведения о кадастровой стоимости посредством их замены: с 45 795 691 руб. 52 коп. на 9 029 758 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости 1 932 руб. 74 коп. за 1 кв. м по земельному участку с кадастровым номером 77:09:0001015:64; с 552 889 454 руб. 50 коп. на 172 034 763 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости 3 102 руб. 79 коп. за 1 кв. м по земельному участку с кадастровым номером 77:09:0001015:67 (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (далее - Управление Росреестра по г. Москве), Правительство Москвы, Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве и открытое акционерное общество "Городской кадастр" (далее - ОАО "Городской кадастр").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 июля 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 октября 2014 г., исковые требования удовлетворены в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:67 равной ее рыночной стоимости в размере 172 034 763 руб. Суд также обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:67 в размере 172 034 763 руб. В остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 03 февраля 2015 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 14 июля 2014 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 октября 2014 г. отменены в части отказа в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64 по состоянию на 01 января 2013 г., равной рыночной, и обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка. В указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы. В остальной части принятые по делу судебные акты оставлены без изменения.
Отменяя судебные акты в части, суд кассационной инстанции указал на необоснованность выводов судов об избрании обществом ненадлежащего способа защиты нарушенного права, невозможность установления в судебном порядке кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной и на наличие права общества обратиться с заявлением в комиссию о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, а в случае несогласия с решением комиссии - обжаловать ее выводы в суде. Также указано на необоснованность отклонения судами представленного обществом отчета об оценке рыночной стоимости со ссылкой на то, что общество не вправе выступать заказчиком оценки арендуемого земельного участка.
Судом кассационной инстанции также признаны несостоятельными выводы судов относительно правового регулирования вопросов выкупа земельного участка, а также действующего арендного соглашения, поскольку они не имеют отношения к предмету иска, так как обращение общества в суд за установлением кадастровой стоимости земельного участка не связано с приобретением права собственности и напрямую не направлено на изменение заключенного договора аренды земли.
При новом рассмотрении суду предложено учесть изложенное, рассмотреть по существу иск с учетом вышеизложенной позиции суда кассационной инстанции, оценить представленные в материалы дела доказательства с точки зрения их относимости и допустимости и принять законное и обоснованное решение.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда города Москвы от 15 мая 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2015 г., исковые требования в отмененной части удовлетворены. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64 равной ее рыночной стоимости в размере 8 470 226 руб. Суд обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64 в размере 8 470 226 руб.
В кассационной жалобе Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы просят об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ОАО "Моссельмаш" против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Представители ФГБУ "ФКП Росреестра", Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по г. Москве, Правительства Москвы, Управления Федеральной налоговой службы по городу Москве и ОАО "Городской кадастр" в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом N 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности в Российской Федерации).
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3).
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Удовлетворяя исковые требования, суды на основании данных, содержащихся в отчете ООО "НОК "Профит Лайн" N 02-ОЦ-13 от 20 марта 2013 г., пришли к выводу о том, что в государственный кадастр недвижимости внесены недостоверные сведения о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, что нарушает права и законные интересы истца.
При этом судами установлено, что рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01 января 2012 г. составляет 8 470 226 руб. 00 коп.
Указанный отчет выполнен на основании Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации и Федеральных стандартов оценки N 1-5, поскольку в представленном отчете отражены характеристики (описание) объектов оценки и их среды, анализ рынка объекта оценки, анализ наиболее эффективного использования, методика оценки, применительность подходов к определению рыночной стоимости.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
При повторном рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции установлены все существенные для дела обстоятельства, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15 мая 2015 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2015 г. по делу N А40-49616/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
М.Р.АГАПОВ
В.А.ДОЛГАШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)