Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 30.10.2013 ПО ДЕЛУ N А32-424/2013

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2013 г. по делу N А32-424/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мазуровой Н.С. и Назаренко И.П., при участии в судебном заседании от истца - Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года (ИНН 2308139560, ОГРН 1072308013800) - Мартиросова В.А. (доверенность от 27.12.2012), в отсутствие ответчика - гаражно-строительного кооператива N 121 (ИНН 2320100174, ОГРН 1022302960283) и третьих лиц: администрации муниципального образования город-курорт Сочи, Федерального казенного учреждения "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства", извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу гаражно-строительного кооператива N 121 на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 по делу N А32-424/2013 (судьи Авдонина О.Г., Галов В.В., Малыхина М.Н.), установил следующее.
Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (далее - департамент) обратился в арбитражный суд к гаражно-строительному кооперативу N 121 (далее - кооператив) со следующими требованиями:
- - изъять земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202003:33 площадью 153 кв. м, расположенный по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Санаторная, у дома 23 А, для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения "Центральная автомагистраль г. Сочи "Дублер Курортного проспекта" от км 172 федеральной автомобильной дороги М-27 Джубга - Сочи (р. Псахе) до начала обхода г. Сочи ПК0 (р. Агура) с реконструкцией участка автомобильной дороги от ул. Земляничной до Курортного проспекта (проектные и изыскательские работы, строительство)" в собственность Российской Федерации путем выкупа посредством перечисления ФКУ "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства" (далее - учреждение) на банковский счет кооператива либо на депозитный счет суда 897 278 рублей;
- - прекратить право постоянного (бессрочного) пользования кооператива на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202003:33 площадью 153 кв. м;
- - обязать кооператив освободить указанный земельный участок.
Иск мотивирован следующим. Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202003:33, принадлежащий кооперативу на праве постоянного (бессрочного) пользования, попадает в границы размещения олимпийского объекта федерального значения (автомагистраль) и подлежит изъятию в собственность Российской Федерации путем выкупа в соответствии с положениями Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Закон N 310-ФЗ). Проект соглашения о выкупе земельного участка ответчик не подписал, что препятствует строительству олимпийского объекта федерального значения.
Определением от 14.01.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования г. Сочи (далее - администрация) и учреждение (т. 1, л.д. 1).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2013 (судья Сумин Д.П.) требование департамента об обязании кооператива освободить земельный участок выделено в отдельное производство. Оставшиеся требования удовлетворены частично. У кооператива изъят земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202003:33 площадью 153 кв. м для федеральных нужд в собственность Российской Федерации путем перечисления учреждением на банковский счет кооператива выкупной стоимости земельного участка в сумме 897 278 рублей. Право постоянного (бессрочного) пользования кооператива на земельный участок прекращено. С кооператива в доход федерального бюджета взыскано 4 тыс. рублей государственной пошлины.
Суд установил, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202003:33 площадью 153 кв. м (г. Сочи, Центральный район, ул. Санаторная, у дома 23 А), принадлежит кооперативу на праве постоянного (бессрочного) пользования и попадает в границы размещения олимпийского объекта федерального значения. Указанный участок изъят у правообладателя распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.09.2012 N 812-р, о чем последний проинформирован (уведомление от 27.09.2012). Проект соглашения об изъятии кооператив не подписал. Рыночная стоимость земельного участка и размер убытков, подлежащих возмещению в связи с прекращением права постоянного (бессрочного) пользования кооператива (в сумме 897 278 рублей), определены отчетом об оценке от 17.10.2012 N 409. Со ссылкой на нормы специального закона (Закон N 310-ФЗ) суд пришел к выводу об обоснованности требований департамента об изъятии земельного участка и прекращении права постоянного (бессрочного) пользования кооператива с выплатой последнему компенсации за счет учреждения. Перечисление денежной компенсации на депозитный счет суда Законом N 310-ФЗ не предусмотрено, поэтому в указанной части требования истца отклонены. Требование об обязании ответчика освободить земельный участок выделено в отдельное производство на основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Суд учел особенности правового статуса потребительского кооператива (объединение граждан и юридических лиц, которые с выплатой паевого взноса приобретают право собственности на предоставленное кооперативом имущество), а также отсутствие в деле доказательств принадлежности кооперативу объектов (строений), расположенных на спорном земельном участке. Государственная пошлина по правилам статьи 110 Кодекса отнесена на ответчика (т. 1, л.д. 96).
В связи с допущенными судом первой инстанции процессуальными нарушениями (рассмотрение дела в отсутствие не извещенного надлежащим образом ответчика) определением от 28.05.2013 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела (в части требований департамента об изъятии земельного участка и прекращении права постоянного (бессрочного) пользования кооператива) по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции (т. 1, л.д. 168).
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 решение от 25.02.2013 отменено в части требований об изъятии земельного участка и прекращении права постоянного (бессрочного) пользования кооператива. В указанной части требований принят новый судебный акт. Земельный участок изъят у кооператива для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения путем выкупа (посредством перечисления учреждением на банковский счет кооператива 897 278 рублей выкупной стоимости). Право постоянного (бессрочного) пользования кооператива в отношении земельного участка прекращено. С кооператива в доход федерального бюджета взыскано 4 тыс. рублей государственной пошлины.
Апелляционный суд исходил из норм Закона N 310-ФЗ, допускающих изъятие земельных участков для государственных нужд в целях размещения олимпийских объектов с соблюдением специальной процедуры (включающей принятие решения об изъятии, уведомление об этом заинтересованных лиц, заключение соглашения, обращение в суд с иском об изъятии) и с выплатой соответствующей компенсации лицу, участок которого изымается. Спорный участок принадлежит кооперативу на праве постоянного (бессрочного) пользования. Департамент является уполномоченным органом по реализации полномочий по подготовке Олимпийских игр (постановление главы администрации Краснодарского края от 05.06.2008 N 497). В соответствии с Программой строительства Олимпийских объектов земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202003:33 площадью 153 кв. м, попадает в границы размещения олимпийского объекта федерального значения (центральная автомагистраль г. Сочи); ответственным исполнителем по указанному объекту определено учреждение. Поскольку кооператив об изъятии участка на основании распоряжения от 20.09.2012 N 812-р проинформирован, однако проект соглашения, заключаемого по правилам Закона N 310-ФЗ в связи с изъятием земельного участка, не подписал, требования департамента апелляционный суд признал обоснованными (статья 15 Закона N 310-ФЗ). Рыночная стоимость участка и размер убытков, подлежащих возмещению в связи с прекращением права постоянного (бессрочного) пользования кооператива (897 278 рублей), определены отчетом об оценке от 17.10.2012 N 409 и заключением N 409. Отчет и заключение ответчиком не оспорены, возражения относительно неверного установления рыночной стоимости участка, а также размера подлежащих возмещению убытков в ходе судебного разбирательства не заявлены. Довод кооператива о том, что олимпийский объект (автомагистраль) проходит в тоннелях, а не на изымаемом у кооператива земельном участке, апелляционный суд отклонил. Распоряжение от 20.09.2012 N 812-р (об изъятии участка) является действующим (кооперативом не оспорено) и подлежит исполнению. При наличии действующего распоряжения об изъятии спорного земельного участка исследование обстоятельств размещения на нем олимпийского объекта федерального значения в предмет доказывания по делу не входит. Кроме того, доводы кооператива опровергаются материалами дела (схема размещения олимпийского объекта федерального значения). Решение от 25.02.2013 отменено апелляционным судом (в обжалуемой части) в связи с допущенным судом первой инстанции существенным нарушением норм процессуального права (т. 2, л.д. 26).
Кооператив обжаловал апелляционное постановление от 14.06.2013 в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанный акт отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального и процессуального права. Жалоба мотивирована следующим. Апелляционный суд установил, что кооператив, не согласный с изъятием у него земельного участка и прекращением права пользования им, акт об изъятии (распоряжение от 20.09.2012 N 812-р) не оспорил. При этом суд не учел, что в распоряжении указано на прекращение права постоянного (бессрочного) пользования кооператива путем выкупа расположенных на нем объектов недвижимости, принадлежащих гражданам Лаптевой В.Н. и Новикову В.Я., не имеющим отношения как к спорному земельному участку, так и к кооперативу. Кроме того, ответчик не мог воспользоваться правом на оспаривание распоряжения при рассмотрении данного спора вследствие допущенных судом первой инстанции процессуальных нарушений. В частности, не располагая сведениями о надлежащем извещении ответчика о возбуждении производства по делу, суд первой инстанции в нарушение части 4 статьи 137 Кодекса перешел из предварительного судебного заседания в основное и в этот же день огласил резолютивную часть решения. В нарушение требований Кодекса кооператив о начавшемся процессе не извещался и не был ознакомлен с материалами, доказывающими необходимость изъятия у него земельного участка. Апелляционный суд неправомерно не включил в предмет доказывания по делу обстоятельства размещения на земельном участке ответчика олимпийского объекта федерального значения. Кроме того, судами не рассмотрен вопрос о выделении кооперативу земельного участка взамен изъятого (для размещения гаражных боксов двух членов кооператива).
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель департамента возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие выводов апелляционного суда нормам действующего законодательства и материалам дела.
От кооператива поступило ходатайство (телеграмма) об отложении судебного разбирательства на более поздний (после 12.11.2013) срок в связи с невозможностью явки представителя ответчика (Говшовт Л.В.) в суд кассационной инстанции.
Представитель департамента не смог выразить свою процессуальную позицию по ходатайству кооператива, оставив разрешение данного вопроса на усмотрение суда.
Обсудив поступившее ходатайство, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для его удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Кодекса судебное разбирательство откладывается в случаях, предусмотренных Кодексом, а также в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его о времени и месте судебного разбирательства.
Если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными (части 3, 5 статьи 158 Кодекса).
В силу части 3 статьи 284 Кодекса неявка в судебное заседание кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Отложение судебного разбирательства является правом суда, а не его обязанностью. Невозможность присутствия представителя кооператива в судебном заседании кассационной инстанции не препятствует рассмотрению жалобы.
Поскольку нормы Кодекса не требуют обязательного присутствия участвующих в деле лиц в кассационной инстанции, суд вправе отклонить ходатайство, если сочтет возможным рассмотреть кассационную жалобу по существу в отсутствие представителя одной из сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Иные участники процесса, извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в суд кассационной инстанции не направили.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителя департамента, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Как видно из материалов дела и установил апелляционный суд, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования кооператива на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202003:33 площадью 153 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Санаторная, у дома 23 А. Указанное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.07.2001 и выпиской из ЕГРП от 02.08.2012 (т. 1, л.д. 19, 141).
В соответствии с пунктом 43 подпрограммы "Строительство и реконструкция объектов для развития города Сочи как горноклиматического курорта" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 991) и приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 12.07.2012 N 95-ОИ (т. 1, л.д. 56, 57; т. 2, л.д. 1) земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202003:33 площадью 153 кв. м попадает в границы размещения олимпийского объекта федерального значения "Центральная автомагистраль г. Сочи "Дублер Курортного проспекта" от км 172 федеральной автомобильной дороги М-27 Джубга - Сочи (р. Псахе) до начала обхода г. Сочи ПК0 (р. Агура) с реконструкцией участка автомобильной дороги от ул. Земляничной до Курортного проспекта (проектные и изыскательские работы, строительство)". Ответственным исполнителем по указанному объекту определено Федеральное дорожное агентство, полномочия которого осуществляет учреждение.
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.09.2012 N 812-р (в редакции распоряжения от 24.10.2012 N 964-р) земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202003:33 изъят в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа и прекращения права постоянного (бессрочного) пользования кооператива (т. 1, л.д. 13-15).
Уведомлением от 27.09.2012 N 81-10334/12-05.2 департамент сообщил кооперативу о принятии распоряжения от 20.09.2012 N 812-р об изъятии земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202003:33 площадью 153 кв. м для федеральных нужд путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования кооператива (т. 1, л.д. 16, 17).
В целях определения выкупной стоимости земельного участка и размера убытков, подлежащих возмещению в связи с прекращением права постоянного (бессрочного) пользования кооператива, ООО "Центр экономических и правовых экспертиз" проведены исследования, по результатам которых подготовлены отчет N 409 (т. 1, л.д. 25-28) и заключение N 409 (т. 1, л.д. 32-34).
23 ноября 2012 года департамент направил в адрес кооператива проект соглашения в связи с изъятием земельного участка в целях размещения олимпийского объекта федерального значения (т. 1, л.д. 47-54). По условиям проекта соглашения размер убытков, подлежащих возмещению в связи с прекращением права постоянного (бессрочного) пользования кооператива на земельный участок и прочих убытков, составил 897 278 рублей (статья 2). Проект соглашения кооперативом получен (т. 1, л.д. 55).
Ссылаясь на неподписание соглашения кооперативом и руководствуясь положениями Закона N 310-ФЗ, департамент обратился с иском в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 310-ФЗ в период с 01.01.2008 до 01.01.2014 на территории Краснодарского края допускается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов.
Часть 2 статьи 15 Закона N 310-ФЗ определяет, что в случае, если земельные участки, предназначенные для размещения олимпийских объектов, находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам или юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования (за исключением государственных или муниципальных унитарных предприятий и государственных или муниципальных учреждений) их изъятие для размещения олимпийских объектов осуществляется путем прекращения прав.
Исходя из содержания статьи 15 Закона N 310-ФЗ изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества производится в следующем порядке: принятие решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов (часть 16); уведомление заинтересованных лиц о принятом решении (часть 18); проведение оценки земельного участка и (или) иного объекта недвижимости и убытков, причиненных таких изъятием (часть 21); подготовка проекта соглашения, заключаемого в связи с изъятием земельного участка и (или) иного объекта недвижимости и ознакомление с ним лиц, у которых изымаются земельные участки (часть 24); заключение соглашения, содержащего в том числе условия о выкупной цене земельного участка и (или) иного объекта недвижимости, размере убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием (части 25 и 28).
Таким образом, Закон N 310-ФЗ предусматривает, что решение об изъятии земельного участка является основанием для проведения оценки и последующего заключения с лицом, у которого изымается имущество, соглашения об изъятии земельного участка и (или) иного объекта недвижимости. Фактическое изъятие земельного участка и (или) иного объекта недвижимости производится только после заключения соглашения, а в случае, если соглашение не заключено в установленный срок - в судебном порядке на основании решения (часть 31 статьи 15 Закона N 310-ФЗ).
Полномочия по изъятию земельных участков для федеральных нужд переданы Российской Федерацией на период с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года Краснодарскому краю (часть 6 статьи 15 Закона N 310-ФЗ). В соответствии с пунктом 1.1 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.06.2008 N 497 уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации в рамках Закона N 310-ФЗ является департамент.
При разрешении спора апелляционный суд установил, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202003:33 площадью 153 кв. м попадает в границы размещения олимпийского объекта федерального значения (центральная автомагистраль г. Сочи). С требованиями об изъятии участка для федеральных нужд и прекращении права постоянного (бессрочного) пользования кооператива обратилось надлежащее лицо (департамент). Решение об изъятии земельного участка (распоряжение от 20.09.2012 N 812-р) принято уполномоченным органом и кооперативом не оспорено. Установленная статьей 15 Закона N 310-ФЗ процедура изъятия земельного участка для федеральных нужд соблюдена. С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований департамента.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Доводы жалобы кооператива о допущенных судом первой инстанции процессуальных нарушениях кассационной инстанцией не принимаются. Установив, что дело рассмотрено в отсутствие ответчика, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, апелляционный суд рассмотрел спор по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции (часть 6.1 статьи 268, часть 4 статьи 270 Кодекса). Тем самым, в отношении ответчика было обеспечено соблюдение принципов равноправия и состязательности сторон (статьи 8, 9 Кодекса).
Ссылки заявителя на неотносимость распоряжения от 20.09.2012 N 812-р к участку кооператива несостоятельны. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.09.2012 N 812-р действует в редакции распоряжения от 24.10.2012 N 964-р, которым из подпункта 2 пункта 1 исключены ссылки на изъятие путем выкупа расположенных на спорном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности гражданам.
Установленная статьей 15 Закона N 310-ФЗ процедура изъятия земельного участка для федеральных нужд не предусматривает возможность замены выкупной цены земельного участка и убытков, подлежащих возмещению в связи с его изъятием, компенсацией в натуральном выражении. Поэтому довод жалобы о нерассмотрении судом вопроса о выделении кооперативу земельного участка взамен изъятого подлежит отклонению. Отклоняется (как необоснованный) и довод заявителя о неисследованности апелляционным судом доводов кооператива о размещении спорного участка в границах размещения олимпийского объекта федерального значения. К противоположному выводу суд апелляционной инстанции пришел по результатам оценки имеющихся в деле доказательств, в том числе документации по планировке территории для размещения олимпийского объекта (1, л.д. 56, 57; т. 2, л.д. 1-9).
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Государственная пошлина (в размере 2 тыс. рублей) оплачена заявителем при подаче кассационной жалобы (чек-ордер от 10.08.2013).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

в удовлетворении ходатайства гаражно-строительного кооператива N 121 об отложении судебного разбирательства по делу N А32-424/2013 отказать.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 по делу N А32-424/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.Е.ЕПИФАНОВ
Судьи
Н.С.МАЗУРОВА
И.П.НАЗАРЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)