Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Хайбулова А.А., Филимонова С.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" Ульяновский район филиала "Пензенский", г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27.08.2014 (судья Крамаренко Т.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Балакирева Е.М., Терентьев Е.А.)
по делу N А72-3212/2014
по исковому заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал", г. Ульяновск (ОГРН 1027301172458, ИНН 7303005240) к открытому акционерному обществу "Славянка", г. Москва (ОГРН 1097746264219, ИНН 7702707386), к Министерству обороны Российской Федерации, г. Москва (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261) о взыскании 2 860 046,27 руб., с участием третьих лиц: Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1086671005838, ИНН 6671257260), Министерства экономического развития Ульяновской области (ОГРН 1047301019776, ИНН 7325050230),
установил:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" (далее - УМУП ВКХ "Ульяновскводоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Славянка" (далее - ОАО "Славянка", Общество, ответчик) о взыскании задолженности по договору на отпуск воды и прием сточных вод от 10.10.2011 N 20120/1 в сумме 2 860 046,27 руб.
Определением от 20.06.2014 Арбитражный суд Ульяновской области по ходатайству истца привлек к участию в деле в качестве соответчика Министерство обороны Российской Федерации.
В судебном заседании 25.08.2014 представитель истца заявил ходатайство об уточнении исковых требований, которым просил взыскать с ОАО "Славянка" задолженность за услуги по приему загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах в размере 2 504 198,53 руб. и с надлежащего ответчика задолженность за прием поверхностных сточных вод в размере 355 847,74 руб.
Руководствуясь статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд принял данное уточнение исковых требований истца.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.08.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014, исковые требования удовлетворены частично. С ОАО "Славянка" в пользу УМУП ВКХ "Ульяновскводоканал" взысканы 2 860 046,27 руб. - основной долг за 2013 год и 37 622,62 руб. - государственная пошлина.
В удовлетворении исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ОАО "Славянка" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты в части взыскания с ОАО "Славянка" 2 860 046,27 руб., а именно задолженности за сброс загрязняющих веществ в размере 2 504 198,53 руб. и задолженности за прием поверхностных сточных вод в размере 355 847,74 руб., отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.
До принятия постановления по кассационной жалобе в судебном заседании 05.02.2015 был объявлен перерыв до 11 часов 10 минут 10.02.2015. Соответствующая информация была размещена на официальном сайте в Информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность решения Арбитражного суда Ульяновской области от 28.08.2014 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 10.10.2011 между УМУП ВКХ "Ульяновскводоканал" и ОАО "Славянка" был заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод N 20120/1 (далее - договор).
Предметом указанного договора является отпуск воды на нужды абонента и его субабонентов из централизованной системы коммунального водоснабжения и прием сточных вод и загрязняющих веществ от объектов абонента и его субабонентов в централизованную систему коммунальной канализации.
В спорный период времени (2013 год) указанный договор являлся действующим.
Согласно пункту 4.1 договора учет количества израсходованной воды производится по показаниям средств измерений, установленных в соответствии с технической документацией, в местах, согласованных с УМУП ВКХ "Ульяновскводоканал", прошедших госповерку и принятых комиссией с участием представителя УМУП ВКХ "Ульяновскводоканал" по акту.
В соответствии с пунктом 4.2 договора объем водоотведения абонента устанавливается равным суммарному объему водопотребления из всех источников водоснабжения (городской водопровод, скважина, сторонний источник, пар, ГВС и т.д.).
Во исполнение принятых на себя обязательств по договору, истец в период с апреля 2013 года по май 2013 года оказал ответчику услуги по водоснабжению и водоотведению на общую сумму 5 517 428,53 руб., что подтверждается актами об оказании услуг, счетами-фактурами за спорный период, сведениями о показаниях приборов учета.
Согласно пункту 3.2.1 договора абонент обязан своевременно производить оплату оказанных услуг в полном объеме.
Пунктом 5.2 договора установлено, что оплата полученных услуг производится ежемесячно, в 7-дневный срок с момента получения абонентом счета, счета-фактуры и акта выполненных работ.
Ненадлежащее исполнением ответчиком договорных обязательств по своевременной оплате оказанных ему услуг по водоснабжению и водоотведению, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Поскольку в процессе рассмотрения спора в суде первой инстанции сумма задолженности в размере 75 785,60 руб. была ответчиком оплачена, истец уменьшил исковые требования, в связи с чем просил взыскать с ОАО "Славянка" задолженность за услуги по приему загрязняющих веществ за 1, 2, 3, 4 кварталы 2013 года в размере 2 504 198,53 руб. и с надлежащего ответчика задолженность за прием поверхностных сточных вод за 1, 2, 3, 4 кварталы 2013 года в размере 355 847,74 руб.
Удовлетворяя исковые требования, суды предыдущих инстанций исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 5.3 договора размер платы за сброс загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах, определяется в соответствии с Порядком взимания платы и Правилами приема.
Согласно пункту 5.3.1 договора для абонента и объектов абонента с объемом водоотведения менее 50 куб. м в сутки и не имеющих специфических промышленных загрязнений размер платы за сброс загрязняющих веществ определяется исходя из среднегодовой концентрации загрязняющих веществ в хозяйственно-бытовых стоках жилых районов за предшествующий год, определяемых предприятием ВКХ и объемов сточных вод, сброшенных абонентом.
Расчет платы и начисление за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в систему канализации производится предприятием ВКХ один раз в квартал (пункт 5.3.2 договора).
Судами установлено, что в спорный период отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулировались Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
Согласно указанным Правилам абонент (заказчик) обязан обеспечивать выполнение условий договора и требований данных Правил; осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, и предоставлять организации водопроводно-канализационного хозяйства сведения о результатах такого контроля; соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, своевременно производить оплату организации водопроводно-канализационного хозяйства за полученную питьевую воду, сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества. Абонент должен обеспечить соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
В пункте 70 Правил N 167 установлено, что расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за спрос сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с пунктом 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ.
Во исполнение данного Постановления Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Ульяновской области от 06.06.2006 N 180 был утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов на территории Ульяновской области в соответствии с пунктом 2.8 которого абоненты с объемом водоотведения до 50 куб. м в сутки обязаны оплачивать сброс общезагрязняющих веществ в систему канализации исходя из среднегодовой концентрации загрязняющих веществ в хозяйственно-бытовых стоках жилых районов за предшествующий год, определяемых предприятием водопроводно-канализационного хозяйства.
Плата за сброс специфических загрязняющих веществ рассчитывается отдельно на основании специальных лабораторных исследований и сведений о расходе химических реагентов или нефтепродуктов.
Предприятие ВКХ обеспечивает ежемесячный контроль за содержанием загрязняющих веществ в сточных водах жилых районов с отбором проб в 2 - 5 точках.
Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации производится исходя из фактических концентраций загрязняющих веществ и фактических показателей общих свойств сточных вод абонента, определяемых путем выполнения аналитических измерений состава сточных вод по аттестованным методикам силами собственных аттестованных (аккредитованных) лабораторий предприятия водопроводно-канализационного хозяйства или сторонних аккредитованных лабораторий в контрольных пробах сточных вод, отбираемых при проведении лабораторного контроля предприятием водопроводно-канализационного хозяйства в контрольных колодцах абонентов на выпусках в системы канализации.
При отсутствии у абонента средств измерений по учету объемов фактически сброшенных сточных вод на выпусках в системы канализации и согласованных с предприятием водопроводно-канализационного хозяйства водохозяйственных балансов за величину фактической концентрации по одноименному загрязняющему веществу или фактическому одноименному показателю общих свойств сточных вод на различных выпусках в систему канализации принимаются усредненные величины по данным аналитических измерений предприятий водопроводно-канализационного хозяйства в пробах сточных вод абонента в отчетном периоде (пункт 2.9).
Размер платы за сброс загрязняющих веществ, содержащихся в хозяйственно-бытовых стоках жилых районов, в систему канализации по состоянию на 01.01.2013 по правобережной части составлял - 3,93 руб./куб. м, по левобережной части - 3,95 руб./куб. м; по состоянию на 01.07.2013 по правобережной части составлял - 4,33 руб./куб. м, по левобережной части - 4,30 руб./куб. м.
Проверив представленные истцом расчеты платы за сброс загрязняющих веществ, признав их правильными, суды пришли к выводу, что ответчик, как абонент УМУП ВКХ "Ульяновскводоканал", обязан внести плату за сброс загрязняющих веществ за сброшенный в рассматриваемый период объем сточных вод в размере 2 504 198,53 руб.
Кроме того, как уже было указано выше, истец просил также взыскать задолженность за прием поверхностных сточных вод за 1, 2, 3, 4 кварталы 2013 года в размере 355 847,74 руб. с надлежащего ответчика: с ОАО "Славянка" либо с Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с условиями спорного договора УМУП ВКХ "Ульяновскводоканал" обязано принять в систему канализации поверхностные сточные воды, сброшенные через присоединенную сеть ливневой канализации или по естественному уклону местности.
Объем сброшенных поверхностных вод определяется в соответствии с методикой 6 расчета объемов поверхностного стока Приложение N 2 к постановлению главы города Ульяновска от 28.08.2007 N 7641 (Приложение N 5 к настоящему договору) (пункт 3.1.1).
Подписав Приложение N 5 к договору, стороны согласовали порядок расчета объема поверхностного стока в ливневую канализацию ОАО "Славянка", согласно которому удельный объем стока дождевых вод, куб. м/га определяется по формуле: Wд = 2,5 х Нд х К х Квн, где: показатель Нд - слой осадков за теплый период (по данным Гидрометслужбы), мм.
Стороны согласовали, что данный показатель равен 347 мм.
В соответствии с условиями спорного договора истец обязался принять от ОАО "Славянка" поверхностные сточные воды, сброшенные через присоединенную сеть ливневой канализации с территории 20 Га в объеме 23 735,0 куб. м (пункт 3.1.1).
Согласно Приложению N 5 сброс поверхностных сточных вод в систему канализации производится по адресу: г. Ульяновск, 1 проезд Инженерный, 1.
Согласно Приложению N 1 к договору ливневая канализация Д600, принадлежащая ОАО "Славянка" (в/ч 73612) присоединена к канализации Д1000 по 1 проезду Инженерный.
Имея такое присоединение, абоненты обязаны оплачивать сброс поверхностных сточных вод, собираемых с их территории.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 645-р ОАО "Славянка" определено единственным поставщиком холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд Минобороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации N 1074-р от 29.07.2011 на Министерство обороны России возложена обязанность обеспечить в установленном порядке передачу на праве безвозмездного пользования на срок действия государственных контрактов ОАО "Славянка" объектов водоснабжения и канализования, соответствующих сетей и иного имущества Министерства обороны России, необходимого для осуществления функций единственного поставщика холодной воды и услуг по водоотведению и очистке сточных вод для нужд Министерства обороны России и организаций, подведомственных Министерству обороны России.
В связи с вышеуказанным Распоряжением 05.11.2011 был издан Приказ Министерства обороны Российской Федерации N 2113, согласно которому организации, подведомственные Министерству обороны Российской Федерации, балансодержатели недвижимого имущества должны предоставить в безвозмездное пользование на основании заключенных договоров недвижимое имущество, указанное в Приложениях к Приказу, ОАО "Славянка".
Во исполнение указанного Приказа между Федеральным государственным учреждением "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны Российской Федерации (в настоящее время Федеральное государственное бюджетное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны Российской Федерации) и ОАО "Славянка" был заключен договор безвозмездного пользования N БП-23, по которому переданы 8 объектов недвижимого имущества, указанные в Приказе N 2113 и находящиеся на балансе Учреждения. В частности, в безвозмездное пользование ОАО "Славянка" были переданы водонасосная станция N 67, сети холодного водоснабжения и сети водоотведения военного городка N 32 (в/ч N 73612).
14 июля 2011 года между Министерством обороны России (государственный заказчик) и ОАО "Славянка" (исполнитель) был заключен государственный контракт N 1-ВКХ на поставку холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны России организаций, согласно условиям которого ответчик обязался оказать услуги водоснабжения и услуги водоотведения воинским частям, учреждениям и организациям, подведомственным Минобороны России.
Действие настоящего контракта распространяется на правоотношения, возникшие с 01.07.2011 до 31.12.2012.
14 декабря 2012 года между Министерством обороны России (государственный заказчик) и ОАО "Славянка" (исполнитель) был заключен аналогичный государственный контракт N 2-ВКХ (действующий до 31.08.2015), согласно условиям которого ОАО "Славянка" обязуется оказать услуги водоснабжения и водоотведения, в том числе водоотведение сточных вод (дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных, дренажных).
С учетом изложенного, суды пришли к выводу, что ОАО "Славянка" является единственным поставщиком холодной воды и исполнителем услуг по водоотведению для нужд Министерства обороны Российской Федерации и осуществляет расчеты за водоснабжение и водоотведение (в том числе: водоотведение при помощи ливневой канализации) за счет средств заказчика (Министерства обороны Российской Федерации).
Именно во исполнение вышеуказанных контрактов ОАО "Славянка" с УМУП ВКХ "Ульяновскводоканал" был заключен спорный договор на отпуск воды и прием сточных вод от 10.10.2011 N 20120/1, в рамках которого абонент (ответчик по делу) принял на себя обязательства оплачивать услуги за сброс в систему канализации поверхностных сточных вод.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции признали исковые требования истца о взыскании задолженности за сброс поверхностных сточных вод подлежащим удовлетворению в отношении ОАО "Славянка".
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судами были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы, сделанные судами, основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены принятых по делу судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27.08.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 законными и не подлежащими отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27.08.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 по делу N А72-3212/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА
Судьи
А.А.ХАЙБУЛОВ
С.А.ФИЛИМОНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 11.02.2015 N Ф06-19834/2013 ПО ДЕЛУ N А72-3212/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2015 г. N Ф06-19834/2013
Дело N А72-3212/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Хайбулова А.А., Филимонова С.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" Ульяновский район филиала "Пензенский", г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27.08.2014 (судья Крамаренко Т.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Балакирева Е.М., Терентьев Е.А.)
по делу N А72-3212/2014
по исковому заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал", г. Ульяновск (ОГРН 1027301172458, ИНН 7303005240) к открытому акционерному обществу "Славянка", г. Москва (ОГРН 1097746264219, ИНН 7702707386), к Министерству обороны Российской Федерации, г. Москва (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261) о взыскании 2 860 046,27 руб., с участием третьих лиц: Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1086671005838, ИНН 6671257260), Министерства экономического развития Ульяновской области (ОГРН 1047301019776, ИНН 7325050230),
установил:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" (далее - УМУП ВКХ "Ульяновскводоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Славянка" (далее - ОАО "Славянка", Общество, ответчик) о взыскании задолженности по договору на отпуск воды и прием сточных вод от 10.10.2011 N 20120/1 в сумме 2 860 046,27 руб.
Определением от 20.06.2014 Арбитражный суд Ульяновской области по ходатайству истца привлек к участию в деле в качестве соответчика Министерство обороны Российской Федерации.
В судебном заседании 25.08.2014 представитель истца заявил ходатайство об уточнении исковых требований, которым просил взыскать с ОАО "Славянка" задолженность за услуги по приему загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах в размере 2 504 198,53 руб. и с надлежащего ответчика задолженность за прием поверхностных сточных вод в размере 355 847,74 руб.
Руководствуясь статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд принял данное уточнение исковых требований истца.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.08.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014, исковые требования удовлетворены частично. С ОАО "Славянка" в пользу УМУП ВКХ "Ульяновскводоканал" взысканы 2 860 046,27 руб. - основной долг за 2013 год и 37 622,62 руб. - государственная пошлина.
В удовлетворении исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ОАО "Славянка" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты в части взыскания с ОАО "Славянка" 2 860 046,27 руб., а именно задолженности за сброс загрязняющих веществ в размере 2 504 198,53 руб. и задолженности за прием поверхностных сточных вод в размере 355 847,74 руб., отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.
До принятия постановления по кассационной жалобе в судебном заседании 05.02.2015 был объявлен перерыв до 11 часов 10 минут 10.02.2015. Соответствующая информация была размещена на официальном сайте в Информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность решения Арбитражного суда Ульяновской области от 28.08.2014 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 10.10.2011 между УМУП ВКХ "Ульяновскводоканал" и ОАО "Славянка" был заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод N 20120/1 (далее - договор).
Предметом указанного договора является отпуск воды на нужды абонента и его субабонентов из централизованной системы коммунального водоснабжения и прием сточных вод и загрязняющих веществ от объектов абонента и его субабонентов в централизованную систему коммунальной канализации.
В спорный период времени (2013 год) указанный договор являлся действующим.
Согласно пункту 4.1 договора учет количества израсходованной воды производится по показаниям средств измерений, установленных в соответствии с технической документацией, в местах, согласованных с УМУП ВКХ "Ульяновскводоканал", прошедших госповерку и принятых комиссией с участием представителя УМУП ВКХ "Ульяновскводоканал" по акту.
В соответствии с пунктом 4.2 договора объем водоотведения абонента устанавливается равным суммарному объему водопотребления из всех источников водоснабжения (городской водопровод, скважина, сторонний источник, пар, ГВС и т.д.).
Во исполнение принятых на себя обязательств по договору, истец в период с апреля 2013 года по май 2013 года оказал ответчику услуги по водоснабжению и водоотведению на общую сумму 5 517 428,53 руб., что подтверждается актами об оказании услуг, счетами-фактурами за спорный период, сведениями о показаниях приборов учета.
Согласно пункту 3.2.1 договора абонент обязан своевременно производить оплату оказанных услуг в полном объеме.
Пунктом 5.2 договора установлено, что оплата полученных услуг производится ежемесячно, в 7-дневный срок с момента получения абонентом счета, счета-фактуры и акта выполненных работ.
Ненадлежащее исполнением ответчиком договорных обязательств по своевременной оплате оказанных ему услуг по водоснабжению и водоотведению, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Поскольку в процессе рассмотрения спора в суде первой инстанции сумма задолженности в размере 75 785,60 руб. была ответчиком оплачена, истец уменьшил исковые требования, в связи с чем просил взыскать с ОАО "Славянка" задолженность за услуги по приему загрязняющих веществ за 1, 2, 3, 4 кварталы 2013 года в размере 2 504 198,53 руб. и с надлежащего ответчика задолженность за прием поверхностных сточных вод за 1, 2, 3, 4 кварталы 2013 года в размере 355 847,74 руб.
Удовлетворяя исковые требования, суды предыдущих инстанций исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 5.3 договора размер платы за сброс загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах, определяется в соответствии с Порядком взимания платы и Правилами приема.
Согласно пункту 5.3.1 договора для абонента и объектов абонента с объемом водоотведения менее 50 куб. м в сутки и не имеющих специфических промышленных загрязнений размер платы за сброс загрязняющих веществ определяется исходя из среднегодовой концентрации загрязняющих веществ в хозяйственно-бытовых стоках жилых районов за предшествующий год, определяемых предприятием ВКХ и объемов сточных вод, сброшенных абонентом.
Расчет платы и начисление за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в систему канализации производится предприятием ВКХ один раз в квартал (пункт 5.3.2 договора).
Судами установлено, что в спорный период отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулировались Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
Согласно указанным Правилам абонент (заказчик) обязан обеспечивать выполнение условий договора и требований данных Правил; осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, и предоставлять организации водопроводно-канализационного хозяйства сведения о результатах такого контроля; соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, своевременно производить оплату организации водопроводно-канализационного хозяйства за полученную питьевую воду, сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества. Абонент должен обеспечить соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
В пункте 70 Правил N 167 установлено, что расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за спрос сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с пунктом 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ.
Во исполнение данного Постановления Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Ульяновской области от 06.06.2006 N 180 был утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов на территории Ульяновской области в соответствии с пунктом 2.8 которого абоненты с объемом водоотведения до 50 куб. м в сутки обязаны оплачивать сброс общезагрязняющих веществ в систему канализации исходя из среднегодовой концентрации загрязняющих веществ в хозяйственно-бытовых стоках жилых районов за предшествующий год, определяемых предприятием водопроводно-канализационного хозяйства.
Плата за сброс специфических загрязняющих веществ рассчитывается отдельно на основании специальных лабораторных исследований и сведений о расходе химических реагентов или нефтепродуктов.
Предприятие ВКХ обеспечивает ежемесячный контроль за содержанием загрязняющих веществ в сточных водах жилых районов с отбором проб в 2 - 5 точках.
Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации производится исходя из фактических концентраций загрязняющих веществ и фактических показателей общих свойств сточных вод абонента, определяемых путем выполнения аналитических измерений состава сточных вод по аттестованным методикам силами собственных аттестованных (аккредитованных) лабораторий предприятия водопроводно-канализационного хозяйства или сторонних аккредитованных лабораторий в контрольных пробах сточных вод, отбираемых при проведении лабораторного контроля предприятием водопроводно-канализационного хозяйства в контрольных колодцах абонентов на выпусках в системы канализации.
При отсутствии у абонента средств измерений по учету объемов фактически сброшенных сточных вод на выпусках в системы канализации и согласованных с предприятием водопроводно-канализационного хозяйства водохозяйственных балансов за величину фактической концентрации по одноименному загрязняющему веществу или фактическому одноименному показателю общих свойств сточных вод на различных выпусках в систему канализации принимаются усредненные величины по данным аналитических измерений предприятий водопроводно-канализационного хозяйства в пробах сточных вод абонента в отчетном периоде (пункт 2.9).
Размер платы за сброс загрязняющих веществ, содержащихся в хозяйственно-бытовых стоках жилых районов, в систему канализации по состоянию на 01.01.2013 по правобережной части составлял - 3,93 руб./куб. м, по левобережной части - 3,95 руб./куб. м; по состоянию на 01.07.2013 по правобережной части составлял - 4,33 руб./куб. м, по левобережной части - 4,30 руб./куб. м.
Проверив представленные истцом расчеты платы за сброс загрязняющих веществ, признав их правильными, суды пришли к выводу, что ответчик, как абонент УМУП ВКХ "Ульяновскводоканал", обязан внести плату за сброс загрязняющих веществ за сброшенный в рассматриваемый период объем сточных вод в размере 2 504 198,53 руб.
Кроме того, как уже было указано выше, истец просил также взыскать задолженность за прием поверхностных сточных вод за 1, 2, 3, 4 кварталы 2013 года в размере 355 847,74 руб. с надлежащего ответчика: с ОАО "Славянка" либо с Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с условиями спорного договора УМУП ВКХ "Ульяновскводоканал" обязано принять в систему канализации поверхностные сточные воды, сброшенные через присоединенную сеть ливневой канализации или по естественному уклону местности.
Объем сброшенных поверхностных вод определяется в соответствии с методикой 6 расчета объемов поверхностного стока Приложение N 2 к постановлению главы города Ульяновска от 28.08.2007 N 7641 (Приложение N 5 к настоящему договору) (пункт 3.1.1).
Подписав Приложение N 5 к договору, стороны согласовали порядок расчета объема поверхностного стока в ливневую канализацию ОАО "Славянка", согласно которому удельный объем стока дождевых вод, куб. м/га определяется по формуле: Wд = 2,5 х Нд х К х Квн, где: показатель Нд - слой осадков за теплый период (по данным Гидрометслужбы), мм.
Стороны согласовали, что данный показатель равен 347 мм.
В соответствии с условиями спорного договора истец обязался принять от ОАО "Славянка" поверхностные сточные воды, сброшенные через присоединенную сеть ливневой канализации с территории 20 Га в объеме 23 735,0 куб. м (пункт 3.1.1).
Согласно Приложению N 5 сброс поверхностных сточных вод в систему канализации производится по адресу: г. Ульяновск, 1 проезд Инженерный, 1.
Согласно Приложению N 1 к договору ливневая канализация Д600, принадлежащая ОАО "Славянка" (в/ч 73612) присоединена к канализации Д1000 по 1 проезду Инженерный.
Имея такое присоединение, абоненты обязаны оплачивать сброс поверхностных сточных вод, собираемых с их территории.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 645-р ОАО "Славянка" определено единственным поставщиком холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд Минобороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации N 1074-р от 29.07.2011 на Министерство обороны России возложена обязанность обеспечить в установленном порядке передачу на праве безвозмездного пользования на срок действия государственных контрактов ОАО "Славянка" объектов водоснабжения и канализования, соответствующих сетей и иного имущества Министерства обороны России, необходимого для осуществления функций единственного поставщика холодной воды и услуг по водоотведению и очистке сточных вод для нужд Министерства обороны России и организаций, подведомственных Министерству обороны России.
В связи с вышеуказанным Распоряжением 05.11.2011 был издан Приказ Министерства обороны Российской Федерации N 2113, согласно которому организации, подведомственные Министерству обороны Российской Федерации, балансодержатели недвижимого имущества должны предоставить в безвозмездное пользование на основании заключенных договоров недвижимое имущество, указанное в Приложениях к Приказу, ОАО "Славянка".
Во исполнение указанного Приказа между Федеральным государственным учреждением "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны Российской Федерации (в настоящее время Федеральное государственное бюджетное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны Российской Федерации) и ОАО "Славянка" был заключен договор безвозмездного пользования N БП-23, по которому переданы 8 объектов недвижимого имущества, указанные в Приказе N 2113 и находящиеся на балансе Учреждения. В частности, в безвозмездное пользование ОАО "Славянка" были переданы водонасосная станция N 67, сети холодного водоснабжения и сети водоотведения военного городка N 32 (в/ч N 73612).
14 июля 2011 года между Министерством обороны России (государственный заказчик) и ОАО "Славянка" (исполнитель) был заключен государственный контракт N 1-ВКХ на поставку холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны России организаций, согласно условиям которого ответчик обязался оказать услуги водоснабжения и услуги водоотведения воинским частям, учреждениям и организациям, подведомственным Минобороны России.
Действие настоящего контракта распространяется на правоотношения, возникшие с 01.07.2011 до 31.12.2012.
14 декабря 2012 года между Министерством обороны России (государственный заказчик) и ОАО "Славянка" (исполнитель) был заключен аналогичный государственный контракт N 2-ВКХ (действующий до 31.08.2015), согласно условиям которого ОАО "Славянка" обязуется оказать услуги водоснабжения и водоотведения, в том числе водоотведение сточных вод (дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных, дренажных).
С учетом изложенного, суды пришли к выводу, что ОАО "Славянка" является единственным поставщиком холодной воды и исполнителем услуг по водоотведению для нужд Министерства обороны Российской Федерации и осуществляет расчеты за водоснабжение и водоотведение (в том числе: водоотведение при помощи ливневой канализации) за счет средств заказчика (Министерства обороны Российской Федерации).
Именно во исполнение вышеуказанных контрактов ОАО "Славянка" с УМУП ВКХ "Ульяновскводоканал" был заключен спорный договор на отпуск воды и прием сточных вод от 10.10.2011 N 20120/1, в рамках которого абонент (ответчик по делу) принял на себя обязательства оплачивать услуги за сброс в систему канализации поверхностных сточных вод.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции признали исковые требования истца о взыскании задолженности за сброс поверхностных сточных вод подлежащим удовлетворению в отношении ОАО "Славянка".
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судами были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы, сделанные судами, основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены принятых по делу судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27.08.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 законными и не подлежащими отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27.08.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 по делу N А72-3212/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА
Судьи
А.А.ХАЙБУЛОВ
С.А.ФИЛИМОНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)