Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 21.04.2015 N Ф05-3637/2015 ПО ДЕЛУ N А41-57254/14

Требование: Об обязании изложить пункт договора купли-продажи земельных участков в другой редакции.

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Ответ по результатам рассмотрения проектов договоров от уполномоченного органа получен не был, общество обратилось в суд для урегулирования возникших разногласий по договору.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2015 г. по делу N А41-57254/14


Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Ананьиной Е.А., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: ОАО "Жуковское ППЖТ" - Васильев А.Е. доверенность от 29 января 2015 года,
от заинтересованного лица: КУИ Раменского м.р. - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 16 апреля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального р-на МО
на решение Арбитражного суда Московской области
от 24 ноября 2014 года,
принятое судьей Богатиной Ю.Г.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 10 февраля 2015 года,
принятое судьями Огурцовым Н.А., Епифанцевой С.Ю., Коноваловым С.А.,
по заявлению ОАО "Жуковское ППЖТ"
к Комитету по управлению имуществом Раменского муниципального р-на МО

установил:

ОАО "Жуковское ППЖТ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом Раменского м.р. Московской области (далее - комитет) об обязании комитет изложить пункт 2.1 договора купли-продажи от 12 мая 2014 года земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0000000:278 50:23:0000000:279 50:23:0000000:280 50:23:0000000:281 в следующей редакции "Цена Участка установлена в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и составляет 26 291,33 руб.; 735,09 руб.; 346,58; 6 556,28 руб." соответственно.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 ноября 2014 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2015 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, комитет обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. В обоснование приводит доводы о том, что расчет выкупной цены земельных участков сделан на основании их кадастровой стоимости и полностью соответствует действующему законодательству. Комитет по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области указывает, что расчет выкупной цены земельных участков произведен на основании кадастровой стоимости, отраженной в справках по состоянию на 11 февраля 2014 года, поскольку распорядительные акты органа местного самоуправления были изданы 27 декабря 2013 года.
В судебном заседании представитель общества, как и в представленном отзыве, возражал по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Комитет по управлению имуществом Раменского муниципального р-на МО, извещенный о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направил. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лица, не явившегося в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно них, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, ОАО "Жуковское ППЖТ" обратилось 30 октября 2013 года в Администрацию Раменского муниципального района с заявлениями о передаче в собственность (продаже) 4 земельных участков, на которых находятся объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности (копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на железнодорожный подъездной путь с кадастровым (условным) номером: 50:23:02:03311:001, серия 50АД, N 979370, копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на железнодорожный подъездной путь с кадастровым (условным) номером: 50:23:02:03313:001, серия 50АД, N 979371, копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на железнодорожный путь с кадастровым (условным) номером: 50:23:02:03314:001), с приложением всех необходимых документов, в соответствии с Перечнем, утв. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 сентября 2011 года N 475 (далее - Перечень).
Постановлениями Администрации Раменского муниципального района от 27 декабря 2013 года N 1340, 1339, 1358, 1338 в собственность ОАО "Жуковское ППЖТ" за плату предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами: 50:23:0000000:278, участок расположен по адресу: Московская область, Раменский район. Общая площадь земельного участка 119 100 кв. м. Категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: под полосу отвода подъездного железнодорожного пути. На земельном участке находятся следующие объекты - соединительный путь - приблизительно 77 метров; ветвь N IV - приблизительно 3 670 метров; железнодорожный путь N 6 - 100 метров; подъездной путь N 3 - 4 164,5 метров; подъездной путь N 2 - 5 111,5 метров.
- - 50:23:0000000:279, участок расположен по адресу: Московская область, Раменский район. Общая площадь земельного участка 3 330 кв. м. Категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: под полосу отвода подъездного железнодорожного пути. На земельном участке находятся следующие объекты - соединительный путь - приблизительно 120 метров; железнодорожный подъездной путь N 1 - приблизительно 170 метров;
- - 50:23:0000000:280, участок расположен по адресу: Московская область, Раменский район. Общая площадь земельного участка 1 570 кв. м. Категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: под полосу отвода подъездного железнодорожного пути. На земельном участке находятся следующие - соединительный путь - приблизительно 188 метров;
- - 50:23:0000000:281, участок расположен по адресу: Московская область, Раменский район. Общая площадь земельного участка 29 700 кв. м. Категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: под полосу отвода подъездного железнодорожного пути. На земельном участке находятся следующие объекты - часть железнодорожного подъездного пути N 1 - приблизительно 2900 метров.
Во исполнение указанных постановлений Комитетом по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области были подготовлены 4 проекта договора купли-продажи земельных участков от 12 мая 2014 года.
При рассмотрении указанных проектов договоров у общества возникли разногласия по пунктам 2.1 в части установления выкупной стоимости участков. Общество считает, что выкупная стоимость земельных участков должна рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, установленной на дату подачи заявлений о предоставлении в собственность указанных земельных участков, а именно на 30 октября 2013 года. В связи с этим обществом комитету с сопроводительным письмом от 26 мая 2014 года N 227 (вх. N 1204 от 03 июня 2014 года) были направлены проекты договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0000000:278, 50:23:0000000:279, 50:23:0000000:280, 50:23:0000000:281., в которых общество указало иную выкупную стоимость.
Поскольку ответ по результатам рассмотрения проектов договоров от комитета обществом получен не был, оно обратилось суд для урегулирования возникших разногласий по договорам купли-продажи земельных участков.
Удовлетворяя заявленные требования суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о законности заявленных требований.
Выводы суда о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлено исключительное право на приватизацию данных земельных участков в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 сентября 2011 года N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ установлено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 указанного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с частью 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. При этом существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договора данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 555 Гражданского кодекса Российской Федерации цена в договоре купли-продажи недвижимости является его существенным условием.
Исходя из пункта 7 Указа Президента Российской Федерации N 478 от 11 мая 1995 года "О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации" выкупная цена земли должна определяться на дату подачи в компетентный орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям, установленным для него законом. Указанный нормативный акт применялся после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации в силу статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", поскольку не противоречил Земельному кодексу Российской Федерации, не регулирующему указанный вопрос. Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 года N 370 Указ Президента Российской Федерации от 11 мая 1995 года N 478 был отменен.
Судебной практикой в целях устранения правовой неопределенности при разрешении споров о цене выкупа земельных участков и обеспечения гарантии определенности прав лиц, имеющих право на выкуп земельного участка, выработан подход, при котором при определении выкупной цены необходимо исходить из даты подачи заявки в уполномоченный орган.
На основании изложенного, выводы судов о том, что выкупная цена земельных участков должна рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, установленной на дату подачи обществом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а не на момент заключения договора купли-продажи земельных участков, обоснованы.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться основанием для отмены состоявшихся судебных актов.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 24 ноября 2014 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2015 года по делу N А41-57254/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА

Судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судья
В.А.ДОЛГАШЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)