Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 18.09.2015 N Ф04-22207/2015 ПО ДЕЛУ N А45-423/2015

Требование: Об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды земельного участка.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: При заключении договора между сторонами возникли разногласия в части определения размера годовой арендной платы. Муниципалитетом плата определена на основании отчета оценщика. Общество посчитало, что размер платы должен исчисляться согласно Постановлению Правительства РФ N 582 в размере двух процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2015 г. по делу N А45-423/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Тамашакина С.Н.
Шуйской С.И.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Володиной Ю.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Оби Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 04.03.2015 (судья Полякова В.А.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 (судьи Жданова Л.И., Кудряшова Е.В., Фролова Н.Н.) по делу N А45-423/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОбьТранс" (633102, Новосибирская область, г. Обь, Территория аэропорта "Толмачево", ИНН 5448451686, ОГРН 1075475004560)
к администрации города Оби Новосибирской области (633102, Новосибирская область, г. Обь, ул. Авиационная, 12, ИНН 5448107718, ОГРН 1025405628005)
об урегулировании разногласий при заключении договора аренды земельного участка.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Булахова Е.И.) в заседании участвовали представители:
- от общества с ограниченной ответственностью "ОбьТранс" - Кобзев В.Н. на основании доверенности от 23.09.2014;
- от администрации города Оби Новосибирской области - Зайцев А.С. на основании доверенности от 05.03.2015, Ботвинко П.А. на основании доверенности от 24.02.2015
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ОбьТранс" (далее - ООО "ОбьТранс", общество) обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к администрации города Оби Новосибирской области (далее - администрация) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 54:36:010801:817 в части определения размера годовой арендной платы.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 04.03.2015, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 исковые требования удовлетворены: возникшие между обществом и администрацией разногласия при заключении договора аренды спорного земельного участка в отношении размера годовой арендной платы (пункт 3.1 договора) урегулированы - установлен размер годовой арендной платы из расчета 2 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По утверждению администрации, судами не учтено, что при определении стоимости арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, неприменимы положения подпункта "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 582).
В представленном отзыве ООО "ОбьТранс" отклонило доводы кассационной жалобы, считая их основанными на неверном толковании норм права и порядка их применения.
В судебном заседании представители администрации поддержали доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ООО "ОбьТранс" высказался против удовлетворения кассационной жалобы, просил принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судами норм действующего законодательства, соответствие выводов судов обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене, исходя из следующего.
Судами по материалам дела установлено, что постановлением администрации от 02.12.2014 N 1300 обществу в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 54:36:010801:817 для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Во исполнение указанного постановления администрацией был направлен обществу для подписания проект договора аренды N 1/23-14.
В процессе заключения договора аренды земельного участка между сторонами возникли разногласия по размеру подлежащей внесению годовой арендной плате (пункт 3.1 договора).
В проекте договора, направленном администрацией в адрес общества, размер арендной платы определен на основании отчета оценщика и составляет 6 502 500 руб.
Общество, не согласившись с предлагаемым размером годовой арендной платы, направило возражения от 17.12.2014, указав на то, что размер годовой арендной платы должен быть определен согласно Постановлению Правительства N 582 в размере двух процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Администрация в письме от 23.12.2014 N 6536 отказала в пересмотре размера арендной платы, сославшись на решение Совета депутатов города Оби от 26.03.2008 N 288, в соответствии с которым размер годовой арендной платы за пользование земельными участками определяется на основании отчета независимого оценщика.
Поскольку возникшие при заключении договора аренды разногласия относительно определения размера арендной платы не были урегулированы сторонами, общество обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд исходил из того, что расчет арендной платы, составленный без учета требований федерального законодательства, не соответствует требованиям закона; поскольку спорный земельный участок относится к землям неразграниченной государственной собственности, предоставлен для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, то размер арендной платы за его пользование должен исчисляться в порядке, предусмотренном подпунктом "д" пункта 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 582.
Суд апелляционной инстанции, поддержав обоснованность выводов суда первой инстанции, отметил, что при определении размера арендной платы за пользование спорным земельным участком необходимо учитывать предусмотренное законом ограничение размера арендной платы в пределах 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка в год, а предложенная администрацией арендная плата установлена выше 2 процентов кадастровой стоимости.
Между тем при разрешении спора судами не учтено следующее.
Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей в спорный период) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) полномочия по установлению порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставлены органам государственной власти субъектов РФ (в редакции, действующей в спорный период).
Во исполнение требований статьи 65 Земельного кодекса РФ Правительством РФ принято Постановление N 582, которым утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также Правила определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила определения размера арендной платы).
Положениями пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ, пункта 10 статьи 3 Вводного закона, действующими в спорный период по делу, установлено разграничение компетенции по определению порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности между Правительством РФ, органами государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления.
В силу данного разграничения компетенции Правительство РФ уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности.
Как следует из пункта 1 Правил определения размера арендной платы, содержащиеся в них предписания распространяются исключительно на земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации.
Следовательно, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 582 указанные Правила определения размера арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Таким образом, действие Правил определения размера арендной платы не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Указанные обстоятельства следуют из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определениях от 24.12.2014 N 22-АПГ14-4, от 13.05.2015 N 306-ЭС14-6558, от 15.06.2015 N 310-ЭС15-1189, от 27.08.2015 N 309-ЭС14-7950.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Следует отметить, что Вводным законом в Земельный кодекс РФ внесена статья 39.7, предусматривающая, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством РФ (часть 1).
При этом в части 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ указано на то, что если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством РФ в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта РФ в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта РФ, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Приведенные положения Земельного кодекса РФ также основаны на разграничении компетенции по определению порядка определения размера арендной платы между публичными образованиями в отношении земельных участков, находящихся в их собственности или распоряжении.
В данном случае спор возник в отношении земельного участка, относящегося к землям, собственность на которые не разграничена.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего спора судами допущены нарушения норм материального права, регулирующих порядок определения платы за использование спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты признаются незаконными и подлежат отмене.
Суд кассационной инстанции считает необходимым направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует установить и исследовать все существенные для правильного рассмотрения дела обстоятельства относительно определения размера арендной платы с учетом правовой позиции Верховного Суда РФ.
По результатам рассмотрения спора распределить расходы по государственной пошлине.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Новосибирской области от 04.03.2015 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 по делу N А45-423/2015 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.В.БУШМЕЛЕВА

Судьи
С.Н.ТАМАШАКИН
С.И.ШУЙСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)