Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Триля А.В.,
судей Орловой Н.В.,
Тамашакина С.Н.,
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Новосибирского района Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 09.10.2014 (судья Абаимова Т.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 (судьи: Бородулина И.И., Журавлева В.А., Марченко Н.В.) по делу N А45-13286/2013.
В заседании принял участие представитель администрации Новосибирского района Новосибирской области - Глоба Р.Ю. по доверенности N 74 от 10.12.2014.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Игалан" (630027, город Новосибирск, ул. Объединения, 25, ИНН 5410017374, ОГРН 1085410001148, далее - ООО "Игалан", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области к администрации Новосибирского района Новосибирской области (630007, г. Новосибирск, ул. Свердловская, д. 14, далее - администрация) с заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, оформленного письмом N 5682/01-12 от 18.06.2013, и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта по заявлению общества от 24.03.2011.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Такси Сибирь" (далее - ООО "Такси Сибирь").
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 14.11.2013, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.07.2014 указанные судебные акты отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.
При новом рассмотрении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечена администрация Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 09.10.2014, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014, заявление удовлетворено.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу, что отказ администрации, выраженный в письме N 5682/01-12 от 18.06.2013, противоречит требованиям статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы ООО "Игалан".
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске.
Заявитель жалобы указывает на применение судом подпункта 17 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, не подлежащего применению.
По мнению заявителя жалобы, заявление ООО "Такси Сибирь" соответствует требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Также ответчик ссылается на то, что удовлетворение заявленных обществом требований не повлечет восстановление прав ООО "Игалан" ввиду невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, 24.03.2011 ООО "Игалан" обратилось в администрацию с заявлением о выборе земельного участка площадью 0,7-0,9 га в д. п. Мочище и предварительном согласовании места размещения объекта: теплично-парникового хозяйства.
Письмом N 3536/01-12 от 27.04.2011 администрация отказала обществу в выдаче акта о выборе земельного участка со ссылкой на протокол заседания комиссии по вопросам предоставления земельных участков на территории Новосибирского района N 5 от 21.04.2011, указав в качестве основания отказа на использование испрашиваемого земельного участка под огородничество жителями д. п. Мочище.
Общество в судебном порядке обжаловало данный отказ администрации.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2011 отказ администрации в выборе ООО "Игалан" земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, оформленный письмом N 3536/01-12 от 27.04.2011, признан незаконным. Суд обязал администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения по заявлению N 32-з от 24.03.2011 в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Администрация 15.06.2012 сообщила обществу о принятии комиссией по вопросам предоставления земельных участков на территории Новосибирского района решения, согласно протоколу заседания N 10 от 07.06.2012, об оформлении ООО "Игалан" акта о выборе земельного участка для размещения теплично-парникового хозяйства для прохождения процедуры предварительного согласования.
В связи с длительным отсутствием сведений по принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка, общество 16.04.2013 обратилось в администрацию с жалобой.
Администрация письмом N 5682/01-12 от 18.06.2013 известила общество о прекращении процедуры предоставления земельного участка в связи с поступлением второго заявления от лица, претендующего на испрашиваемый земельный участок, указав на приостановление подготовки к проведению процедуры торгов в связи с невозможностью определения разрешенного вида использования земельного участка.
ООО "Игалан", считая данное письмо отказом администрации в предоставлении земельного участка, находя его несоответствующим закону, нарушающим его права в осуществлении предпринимательской деятельности, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Положениями пункта 5 статьи 30, статей 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации детально регламентирована последовательность действий уполномоченного публичного органа, который по заявлению заинтересованного лица:
- обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра недвижимости и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения соответствующих процедур согласования (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации);
- информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации);
- оформляет результаты выбора актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации);
- принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации);
- в случае принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта оно является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что оформление обществу акта о выборе земельного участка для размещения теплично-парникового хозяйства 15.06.2012 произведено с нарушением предусмотренной статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации процедуры выбора земельного участка, в отсутствие публичного информирования населения о возможном предоставлении земельного участка под строительство. Информация о возможном предоставлении испрашиваемого земельного участка под строительство опубликована в средствах массовой информации 11.07.2012, то есть после выдачи акта выбора земельного участка.
20.07.2012 ООО "Такси Сибирь" обратилось с заявлением о предоставлении испрашиваемого ООО "Игалан" земельного участка в аренду для строительства торгово-выставочного комплекса.
В связи с этим администрацией издано распоряжение от 20.07.2012 N 236-р "О проведении работ по формированию земельного участка и проведении торгов в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для строительства теплично-парникового хозяйства".
Письмом N 678-ЗУ от 21.09.2012 администрация обратилась к главе администрации Мочищенского сельсовета об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка "для огородничества" на вид разрешенного использования "для строительства теплично-парникового хозяйства".
Письмом N 631 от 17.10.2012 администрация Мочищенского сельсовета сообщила о невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка в связи с тем, что его территория представляет собой пройму реки, являющейся притоком реки Обь; посредством данной территории осуществляется естественный отвод воды из лесного массива; в весенний период его территория подвержена затоплению, в связи с чем земельный участок с кадастровым номером 54:10:10010:657 является непригодным для капитального строительства.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из того, что заявление ООО "Такси Сибирь" не соответствовало требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (отсутствовало обоснование примерного размера земельного участка, земельный участок испрашивался для строительства торгово-выставочного комплекса), поступило после принятия комиссией решения об оформлении акта выбора земельного участка для предварительного согласования места размещения объекта в отношении иного лица - ООО "Игалан", суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у администрации законных оснований для прекращения процедуры выбора земельного участка по заявлению общества "Игалан".
Судом дана оценка доводам администрации о невозможности использования испрашиваемого обществом земельного участка по назначению "для размещения теплично-парникового хозяйства".
Как установлено судом, в соответствии с нормативными документами агропромышленного комплекса Минсельхоза Российской Федерации - нормами технологического проектирования, СНиП 30-02-97 и СНиП 2.10.04-85 "Теплицы и парники" основным назначением тепличных сооружений является поддержание защищенного микроклимата для круглогодичного взращивания ценных культур в тех регионах, в которых урожай в открытом грунте, возможно, получить всего единожды за сезон, по причине климатических условий.
Довод заявителя жалобы о том, что ООО "Игалан" испрашивает земельный участок для целей, предусматривающих капитальное строительство, не подтвержден документально.
Применение судом подпункта 17 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации не привело к принятию незаконного судебного акта.
С учетом изложенного суд пришел к обоснованному выводу о незаконности отказа администрации в предоставлении земельного участка и о нарушении прав и законных интересов заявителя. Оснований для иных выводов у кассационной инстанции не имеется. Судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 09.10.2014 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 по делу N А45-13286/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.В.ТРИЛЬ
Судьи
Н.В.ОРЛОВА
С.Н.ТАМАШАКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 20.03.2015 N Ф04-4030/2014 ПО ДЕЛУ N А45-13286/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2015 г. по делу N А45-13286/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Триля А.В.,
судей Орловой Н.В.,
Тамашакина С.Н.,
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Новосибирского района Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 09.10.2014 (судья Абаимова Т.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 (судьи: Бородулина И.И., Журавлева В.А., Марченко Н.В.) по делу N А45-13286/2013.
В заседании принял участие представитель администрации Новосибирского района Новосибирской области - Глоба Р.Ю. по доверенности N 74 от 10.12.2014.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Игалан" (630027, город Новосибирск, ул. Объединения, 25, ИНН 5410017374, ОГРН 1085410001148, далее - ООО "Игалан", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области к администрации Новосибирского района Новосибирской области (630007, г. Новосибирск, ул. Свердловская, д. 14, далее - администрация) с заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, оформленного письмом N 5682/01-12 от 18.06.2013, и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта по заявлению общества от 24.03.2011.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Такси Сибирь" (далее - ООО "Такси Сибирь").
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 14.11.2013, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.07.2014 указанные судебные акты отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.
При новом рассмотрении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечена администрация Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 09.10.2014, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014, заявление удовлетворено.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу, что отказ администрации, выраженный в письме N 5682/01-12 от 18.06.2013, противоречит требованиям статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы ООО "Игалан".
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске.
Заявитель жалобы указывает на применение судом подпункта 17 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, не подлежащего применению.
По мнению заявителя жалобы, заявление ООО "Такси Сибирь" соответствует требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Также ответчик ссылается на то, что удовлетворение заявленных обществом требований не повлечет восстановление прав ООО "Игалан" ввиду невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, 24.03.2011 ООО "Игалан" обратилось в администрацию с заявлением о выборе земельного участка площадью 0,7-0,9 га в д. п. Мочище и предварительном согласовании места размещения объекта: теплично-парникового хозяйства.
Письмом N 3536/01-12 от 27.04.2011 администрация отказала обществу в выдаче акта о выборе земельного участка со ссылкой на протокол заседания комиссии по вопросам предоставления земельных участков на территории Новосибирского района N 5 от 21.04.2011, указав в качестве основания отказа на использование испрашиваемого земельного участка под огородничество жителями д. п. Мочище.
Общество в судебном порядке обжаловало данный отказ администрации.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2011 отказ администрации в выборе ООО "Игалан" земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, оформленный письмом N 3536/01-12 от 27.04.2011, признан незаконным. Суд обязал администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения по заявлению N 32-з от 24.03.2011 в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Администрация 15.06.2012 сообщила обществу о принятии комиссией по вопросам предоставления земельных участков на территории Новосибирского района решения, согласно протоколу заседания N 10 от 07.06.2012, об оформлении ООО "Игалан" акта о выборе земельного участка для размещения теплично-парникового хозяйства для прохождения процедуры предварительного согласования.
В связи с длительным отсутствием сведений по принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка, общество 16.04.2013 обратилось в администрацию с жалобой.
Администрация письмом N 5682/01-12 от 18.06.2013 известила общество о прекращении процедуры предоставления земельного участка в связи с поступлением второго заявления от лица, претендующего на испрашиваемый земельный участок, указав на приостановление подготовки к проведению процедуры торгов в связи с невозможностью определения разрешенного вида использования земельного участка.
ООО "Игалан", считая данное письмо отказом администрации в предоставлении земельного участка, находя его несоответствующим закону, нарушающим его права в осуществлении предпринимательской деятельности, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Положениями пункта 5 статьи 30, статей 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации детально регламентирована последовательность действий уполномоченного публичного органа, который по заявлению заинтересованного лица:
- обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра недвижимости и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения соответствующих процедур согласования (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации);
- информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации);
- оформляет результаты выбора актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации);
- принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации);
- в случае принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта оно является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что оформление обществу акта о выборе земельного участка для размещения теплично-парникового хозяйства 15.06.2012 произведено с нарушением предусмотренной статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации процедуры выбора земельного участка, в отсутствие публичного информирования населения о возможном предоставлении земельного участка под строительство. Информация о возможном предоставлении испрашиваемого земельного участка под строительство опубликована в средствах массовой информации 11.07.2012, то есть после выдачи акта выбора земельного участка.
20.07.2012 ООО "Такси Сибирь" обратилось с заявлением о предоставлении испрашиваемого ООО "Игалан" земельного участка в аренду для строительства торгово-выставочного комплекса.
В связи с этим администрацией издано распоряжение от 20.07.2012 N 236-р "О проведении работ по формированию земельного участка и проведении торгов в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для строительства теплично-парникового хозяйства".
Письмом N 678-ЗУ от 21.09.2012 администрация обратилась к главе администрации Мочищенского сельсовета об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка "для огородничества" на вид разрешенного использования "для строительства теплично-парникового хозяйства".
Письмом N 631 от 17.10.2012 администрация Мочищенского сельсовета сообщила о невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка в связи с тем, что его территория представляет собой пройму реки, являющейся притоком реки Обь; посредством данной территории осуществляется естественный отвод воды из лесного массива; в весенний период его территория подвержена затоплению, в связи с чем земельный участок с кадастровым номером 54:10:10010:657 является непригодным для капитального строительства.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из того, что заявление ООО "Такси Сибирь" не соответствовало требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (отсутствовало обоснование примерного размера земельного участка, земельный участок испрашивался для строительства торгово-выставочного комплекса), поступило после принятия комиссией решения об оформлении акта выбора земельного участка для предварительного согласования места размещения объекта в отношении иного лица - ООО "Игалан", суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у администрации законных оснований для прекращения процедуры выбора земельного участка по заявлению общества "Игалан".
Судом дана оценка доводам администрации о невозможности использования испрашиваемого обществом земельного участка по назначению "для размещения теплично-парникового хозяйства".
Как установлено судом, в соответствии с нормативными документами агропромышленного комплекса Минсельхоза Российской Федерации - нормами технологического проектирования, СНиП 30-02-97 и СНиП 2.10.04-85 "Теплицы и парники" основным назначением тепличных сооружений является поддержание защищенного микроклимата для круглогодичного взращивания ценных культур в тех регионах, в которых урожай в открытом грунте, возможно, получить всего единожды за сезон, по причине климатических условий.
Довод заявителя жалобы о том, что ООО "Игалан" испрашивает земельный участок для целей, предусматривающих капитальное строительство, не подтвержден документально.
Применение судом подпункта 17 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации не привело к принятию незаконного судебного акта.
С учетом изложенного суд пришел к обоснованному выводу о незаконности отказа администрации в предоставлении земельного участка и о нарушении прав и законных интересов заявителя. Оснований для иных выводов у кассационной инстанции не имеется. Судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 09.10.2014 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 по делу N А45-13286/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.В.ТРИЛЬ
Судьи
Н.В.ОРЛОВА
С.Н.ТАМАШАКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)