Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Стебунова Е.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Ивановой Т.И.,
судей Чиченевой Н.А., Наумова А.А.,
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 марта 2014 года апелляционную жалобу Б.М. на решение Одинцовского городского суда Московской области от 30 сентября 2013 года по делу по заявлению Б.М. о признании незаконным решения Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения представителя Б.М. - К.,
установила:
Б.М. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным решение Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 27.03.2013 N МО-13/РКФ-127402 об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости и обязать Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке, площадью 400 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенном по адресу: <данные изъяты>.
Свои требования заявитель мотивировала тем, что оспариваемое решение является незаконным, нарушает ее права, как наследника Б.С., в состав наследства после смерти которого входит спорный земельный участок.
В судебное заседание заявитель и заинтересованное лицо не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 30 сентября 2013 года в удовлетворении заявления Б.М. отказано.
В апелляционной жалобе Б.М. просит об отмене данного решения, как незаконного и необоснованного.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Б.М., представитель Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в установленном законом порядке. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя заявителя К., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ч. 1). Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4).
Из материалов дела следует, что заявитель Б.М. является наследником по закону Б.С., умершего 01.05.2005; в состав наследства входит земельный участок, площадью 400 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <данные изъяты>.
27.02.2013 Б.М. обратилась в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, к которому приложила постановления Главы Администрации Ершовского сельского округа Одинцовского района Московской области от 24.05.2004 N 193 и от 20.04.2005 N 159 (л.д. 9 - 10).
Решением Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 27.03.2013 N МО-13/РКФ-127402 заявителю отказано во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости по тем основаниям, что в постановлении от 24.05.2004 N 193 отсутствует кадастровый номер, предусмотренный ст. 30 Земельного кодекса РФ (л.д. 14).
Оставляя без удовлетворения заявление Б.М., суд первой инстанции исходил из того, что предоставление земельного участка Б.С. в 2004 году было произведено с нарушением установленного порядка, в связи с чем, решение Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 27.03.2013 N МО-13/РКФ-127402 является законным и обоснованным.
С такими выводами суда согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. п. 7 - 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В силу ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. ч. 1, 6, 7 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (ч. 1).
Если на день получения предусмотренного статьей 14 настоящего Федерального закона запроса сведения и документы о ранее учтенном земельном участке, сведения о котором запрашиваются, не включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости, орган кадастрового учета в установленный частью 8 статьи 14 настоящего Федерального закона срок обеспечивает включение таких сведений и документов и не позднее данного срока предоставляет запрашиваемые сведения в установленном указанной статьей порядке (ч. 6).
Если сведения и документы о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом (ч. 7).
В соответствии с п. 21 "Порядка ведения государственного кадастра недвижимости", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления правообладателя и следующих документов:
- документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания;
- выписки из похозяйственной книги, оформленной в соответствии с Приказом Федеральной регистрационной службы от 29 августа 2006 г. N 146 "Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок;
- договора аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в орган кадастрового учета;
- иных документов, устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок.
Из материалов дела следует, что постановлением Главы Администрации Ершовского сельского округа Одинцовского района Московской области от 24.05.2004 N 193 Б.С., как ветерану военной службы, передан в собственность бесплатно земельный участок, площадью 400 кв. м, в <данные изъяты> для сельскохозяйственного использования (л.д. 9).
Постановлением Главы Администрации Ершовского сельского округа Одинцовского района Московской области от 20.04.2005 N 159 в постановление от 24.05.2004 N 193 внесены изменения, а именно указано, что вместо слов "сельскохозяйственного использования" следует читать "земли поселений, для ведения личного подсобного хозяйства", и дополнения: после слов "как ветерану военной службы" следует читать "согласно Федеральному закону "О ветеранах" ст. ст. 22, 23" (л.д. 10).
Таким образом, спорный земельный участок считается ранее учтенным; был предоставлен Б.С., как ветерану военной службы, в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", предусматривавшим льготное предоставление земельных участков указанной категории граждан.
При изложенных обстоятельствах решение Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 27.03.2013 N МО-13/РКФ-127402 об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем, постановленное по делу решение подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных Б.М. требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Одинцовского городского суда Московской области от 30 сентября 2013 года отменить, постановить по делу новое решение, которым заявление Б.М. удовлетворить.
Признать незаконным решение Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 27.03.2013 N МО-13/РКФ-127402 об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Обязать Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке, площадью 400 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенном по адресу: <данные изъяты>.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3648/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 марта 2014 г. по делу N 33-3648/2014
Судья: Стебунова Е.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Ивановой Т.И.,
судей Чиченевой Н.А., Наумова А.А.,
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 марта 2014 года апелляционную жалобу Б.М. на решение Одинцовского городского суда Московской области от 30 сентября 2013 года по делу по заявлению Б.М. о признании незаконным решения Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения представителя Б.М. - К.,
установила:
Б.М. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным решение Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 27.03.2013 N МО-13/РКФ-127402 об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости и обязать Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке, площадью 400 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенном по адресу: <данные изъяты>.
Свои требования заявитель мотивировала тем, что оспариваемое решение является незаконным, нарушает ее права, как наследника Б.С., в состав наследства после смерти которого входит спорный земельный участок.
В судебное заседание заявитель и заинтересованное лицо не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 30 сентября 2013 года в удовлетворении заявления Б.М. отказано.
В апелляционной жалобе Б.М. просит об отмене данного решения, как незаконного и необоснованного.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Б.М., представитель Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в установленном законом порядке. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя заявителя К., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ч. 1). Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4).
Из материалов дела следует, что заявитель Б.М. является наследником по закону Б.С., умершего 01.05.2005; в состав наследства входит земельный участок, площадью 400 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <данные изъяты>.
27.02.2013 Б.М. обратилась в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, к которому приложила постановления Главы Администрации Ершовского сельского округа Одинцовского района Московской области от 24.05.2004 N 193 и от 20.04.2005 N 159 (л.д. 9 - 10).
Решением Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 27.03.2013 N МО-13/РКФ-127402 заявителю отказано во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости по тем основаниям, что в постановлении от 24.05.2004 N 193 отсутствует кадастровый номер, предусмотренный ст. 30 Земельного кодекса РФ (л.д. 14).
Оставляя без удовлетворения заявление Б.М., суд первой инстанции исходил из того, что предоставление земельного участка Б.С. в 2004 году было произведено с нарушением установленного порядка, в связи с чем, решение Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 27.03.2013 N МО-13/РКФ-127402 является законным и обоснованным.
С такими выводами суда согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. п. 7 - 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В силу ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. ч. 1, 6, 7 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (ч. 1).
Если на день получения предусмотренного статьей 14 настоящего Федерального закона запроса сведения и документы о ранее учтенном земельном участке, сведения о котором запрашиваются, не включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости, орган кадастрового учета в установленный частью 8 статьи 14 настоящего Федерального закона срок обеспечивает включение таких сведений и документов и не позднее данного срока предоставляет запрашиваемые сведения в установленном указанной статьей порядке (ч. 6).
Если сведения и документы о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом (ч. 7).
В соответствии с п. 21 "Порядка ведения государственного кадастра недвижимости", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления правообладателя и следующих документов:
- документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания;
- выписки из похозяйственной книги, оформленной в соответствии с Приказом Федеральной регистрационной службы от 29 августа 2006 г. N 146 "Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок;
- договора аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в орган кадастрового учета;
- иных документов, устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок.
Из материалов дела следует, что постановлением Главы Администрации Ершовского сельского округа Одинцовского района Московской области от 24.05.2004 N 193 Б.С., как ветерану военной службы, передан в собственность бесплатно земельный участок, площадью 400 кв. м, в <данные изъяты> для сельскохозяйственного использования (л.д. 9).
Постановлением Главы Администрации Ершовского сельского округа Одинцовского района Московской области от 20.04.2005 N 159 в постановление от 24.05.2004 N 193 внесены изменения, а именно указано, что вместо слов "сельскохозяйственного использования" следует читать "земли поселений, для ведения личного подсобного хозяйства", и дополнения: после слов "как ветерану военной службы" следует читать "согласно Федеральному закону "О ветеранах" ст. ст. 22, 23" (л.д. 10).
Таким образом, спорный земельный участок считается ранее учтенным; был предоставлен Б.С., как ветерану военной службы, в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", предусматривавшим льготное предоставление земельных участков указанной категории граждан.
При изложенных обстоятельствах решение Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 27.03.2013 N МО-13/РКФ-127402 об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем, постановленное по делу решение подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных Б.М. требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Одинцовского городского суда Московской области от 30 сентября 2013 года отменить, постановить по делу новое решение, которым заявление Б.М. удовлетворить.
Признать незаконным решение Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 27.03.2013 N МО-13/РКФ-127402 об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Обязать Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке, площадью 400 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенном по адресу: <данные изъяты>.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)