Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Селиверстовой Н.А., Бажана П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никоновой Т.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "АвтоТЭК" - Шишкина И.И., доверенность от 10 сентября 2013 г.,
от администрации города Ульяновска - Аладина Д.П., доверенность N 130-01-12 от 10 ноября 2013 г.,
от Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска - Аладина Д.П., доверенность N 01-13/28 от 13 января 2014 г.,
от Комитета по охране окружающей среды администрации города Ульяновска - извещен, не явился,
от Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области - извещен, не явился,
от Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 мая 2014 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу
администрации города Ульяновска, Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 января 2014 г. по делу N А72-12788/2013, судья Каданцев Ю.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АвтоТЭК", г. Ульяновск,
к администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
Комитету архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
третьи лица:
Комитет по охране окружающей среды администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области,
Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, г. Волгоград,
о признании незаконным отказа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АвтоТЭК" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным отказа от 09.09.2013 г. N 01-13/5617 в предоставлении земельного участка площадью 400,0 кв. м, расположенного южнее дома N 83 по ул. Аблукова в Засвияжском районе г. Ульяновска под строительство объекта социального и бытового обслуживания населения, и об обязании выполнить действия по рассмотрению заявления о предоставлении указанного земельного участка с обеспечением выбора и публикации сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка.
Решением суда первой инстанции от 29 января 2014 года отказ в выборе земельного участка, выраженный в письме Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 09.09.2013 г. N 01-13/5617, признан недействительным.
Суд обязал администрацию города Ульяновска в порядке части 4 статьи 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 г. N 90, обеспечить публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 400 кв. м, расположенного южнее дома N 83 по ул. Аблукова в Засвияжском районе г. Ульяновска, согласно заявлению общества с ограниченной ответственностью "АвтоТЭК" без даты и номера, поступившее в администрацию города Ульяновска 05.04.2013 г., в срок не более двух недель, с даты вступления в силу настоящего решения.
Суд обязал администрацию города Ульяновска в установленные сроки в соответствии с частями 5 - 7 статьи 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 г. N 90, принять одно из решений (с учетом обстоятельств, наступивших к дате опубликования вышеуказанного информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, с учетом существующей застройки и иных имеющих правовое значение обстоятельств): решение о предварительном согласовании места размещения объекта, или решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, или решение о предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения (л.д. 95-98).
В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска, Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, в котором заявленные требования оставить без удовлетворения, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Податели жалобы считают необоснованным вывод суда о несостоятельности довода администрации и Комитета архитектуры и градостроительства связанный с тем, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах водоохранной зоны реки Свияги.
Согласно карте зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", в редакции решения Ульяновской Городской Думы от 29.06.2011 г. N 69, испрашиваемый земельный участок находится в границах водоохранной зоны реки Свияги.
Размещение, проектирование, строительство и эксплуатация хозяйственных и других объектов на территориях водоохранных зон и прибрежных защитных полос всех водных объектов города должны производиться в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчиков поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве (вх. от 14.04.2014 г.).
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Согласно распоряжению председателя третьего судебного состава коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 12 мая 2014 года в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело N А72-12788/2013 перераспределено от судьи Марчик Н.Ю. судье Холодной С.Т., и в составе суда в судебном заседании под председательством судьи Холодной С.Т., назначенном к слушанию на 14 мая 2014 г. по настоящему делу, произведена замена судей Рогалевой Е.М. и Кузнецова В.В. на судей Бажана П.В и Селиверстову Н.А.
После замены судей дело рассматривалось сначала.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчиков, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Общество с ограниченной ответственностью "АвтоТЭК" в соответствии со статьями 30 - 31 Земельного кодекса РФ обратилось в Администрацию г. Ульяновска с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 400 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, южнее жилого дома N 83 по ул. Аблукова, для строительства объекта социального и бытового обслуживания населения, которое получено ответчиком 05.04.2013 г. (л.д. 31).
Письмом от 09.09.2013 г. N 01-13/5617 Комитет архитектуры сообщил, что по карте зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", в редакции решения Ульяновской Городской Думы от 29.06.2011 г. N 69, испрашиваемый земельный участок находится в границах водоохранной зоны реки Свияги.
Размещение, проектирование, строительство и эксплуатация хозяйственных и других объектов на территориях водоохранных зон и прибрежных защитных полос всех водных объектов города должны производиться в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации. Земельные участки в водоохранных зонах водных объектов предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, по согласованию с уполномоченным Правительством РФ государственным органом исполнительной власти (л.д. 30).
Заявитель, не согласившись с данным отказом Комитета архитектуры, обратился в арбитражный суд Ульяновской области за защитой своих нарушенных прав и законных интересов.
29 января 2014 года Арбитражный суд Ульяновской области принял обжалуемое решение.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд правомерно руководствовался и обоснованно исходил из следующего.
Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок рассмотрения заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
В соответствии с частью 2 этой же статьи орган местного самоуправления должен обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Данный вопрос также урегулирован статьей 12 Правил землепользования, которым установлен порядок принятия решений о предоставлении разрешения на основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Частями 1 и 2 статьи 12 Правил землепользования предусмотрено, что граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для использования в соответствии с основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (далее заявители) обращаются с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на имя Главы города Ульяновска, указанное заявление должно отвечать требованиям пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Правил землепользования после поступления заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, мэрия г. Ульяновска обеспечивает в течение двух недель с момента поступления заявления публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка.
В случаях, если до опубликования информационного сообщения подано два или более заявлений, земельный участок предоставляется без предварительного согласования места размещения (ч. 5 ст. 12 Правил землепользования).
Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска готовит проект постановления мэрии города Ульяновска об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, проект постановления мэрии города Ульяновска о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в этом (ч. 6 ст. 12 Правил землепользования). При рассмотрении заявления в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии проводятся согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в Комитет архитектуры и градостроительства мэрии.
В утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и (или) предварительном согласовании места размещения объекта в соответствии с частью 7 статьи 12 Правил землепользования может быть отказано в следующих случаях: 1) испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует градостроительным регламентам, установленным для данной территориальной зоны; 2) планируемая застройка не соответствует строительным, санитарным, пожарным, экологическим и другим нормам и правилам, требованиям технических регламентов; 3) планируемая застройка не соответствует Генеральному плану города Ульяновска, документации по планировке территории, градостроительным регламентам для зон охраны объектов культурного наследия.
Приведенный перечень оснований является закрытым и не подлежит расширительному толкованию, исходя из системного толкования вышеприведенных норм.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Частью 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации установлен закрытый перечень запретов в границах водоохранных зон: 1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; 5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; 6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; 7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод; 8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").
Заявитель испрашивает спорный земельный участок с целью строительства на нем объекта социального и бытового обслуживания населения.
При этом предполагаемый вид использования земельного участка не входит в приведенный выше перечень запрещенных видов.
Более того, в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (часть 16 статьи 65 ВК РФ).
Суд апелляционной инстанции не принимает довод подателя жалобы о том, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах водоохранной зоны реки Свияги.
Более того ответчиком не исполнена установленная частью 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность органа местного самоуправления обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Поскольку какие-либо иные варианты размещения земельного участка ответчиком заявителю не предлагались.
Таким образом, отказ в выборе земельного участка, выраженный в письме Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 09.09.2013 г. N 01-13/5617, принят с нарушением требований статьи 31 Земельного кодекса РФ и статьи 12 Правил землепользования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований общества с ограниченной ответственностью "АвтоТЭК".
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе администрации города Ульяновска, Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 января 2014 г. по делу N А72-12788/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
Н.А.СЕЛИВЕРСТОВА
П.В.БАЖАН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.05.2014 ПО ДЕЛУ N А72-12788/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2014 г. по делу N А72-12788/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Селиверстовой Н.А., Бажана П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никоновой Т.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "АвтоТЭК" - Шишкина И.И., доверенность от 10 сентября 2013 г.,
от администрации города Ульяновска - Аладина Д.П., доверенность N 130-01-12 от 10 ноября 2013 г.,
от Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска - Аладина Д.П., доверенность N 01-13/28 от 13 января 2014 г.,
от Комитета по охране окружающей среды администрации города Ульяновска - извещен, не явился,
от Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области - извещен, не явился,
от Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 мая 2014 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу
администрации города Ульяновска, Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 января 2014 г. по делу N А72-12788/2013, судья Каданцев Ю.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АвтоТЭК", г. Ульяновск,
к администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
Комитету архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
третьи лица:
Комитет по охране окружающей среды администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области,
Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, г. Волгоград,
о признании незаконным отказа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АвтоТЭК" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным отказа от 09.09.2013 г. N 01-13/5617 в предоставлении земельного участка площадью 400,0 кв. м, расположенного южнее дома N 83 по ул. Аблукова в Засвияжском районе г. Ульяновска под строительство объекта социального и бытового обслуживания населения, и об обязании выполнить действия по рассмотрению заявления о предоставлении указанного земельного участка с обеспечением выбора и публикации сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка.
Решением суда первой инстанции от 29 января 2014 года отказ в выборе земельного участка, выраженный в письме Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 09.09.2013 г. N 01-13/5617, признан недействительным.
Суд обязал администрацию города Ульяновска в порядке части 4 статьи 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 г. N 90, обеспечить публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 400 кв. м, расположенного южнее дома N 83 по ул. Аблукова в Засвияжском районе г. Ульяновска, согласно заявлению общества с ограниченной ответственностью "АвтоТЭК" без даты и номера, поступившее в администрацию города Ульяновска 05.04.2013 г., в срок не более двух недель, с даты вступления в силу настоящего решения.
Суд обязал администрацию города Ульяновска в установленные сроки в соответствии с частями 5 - 7 статьи 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 г. N 90, принять одно из решений (с учетом обстоятельств, наступивших к дате опубликования вышеуказанного информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, с учетом существующей застройки и иных имеющих правовое значение обстоятельств): решение о предварительном согласовании места размещения объекта, или решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, или решение о предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения (л.д. 95-98).
В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска, Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, в котором заявленные требования оставить без удовлетворения, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Податели жалобы считают необоснованным вывод суда о несостоятельности довода администрации и Комитета архитектуры и градостроительства связанный с тем, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах водоохранной зоны реки Свияги.
Согласно карте зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", в редакции решения Ульяновской Городской Думы от 29.06.2011 г. N 69, испрашиваемый земельный участок находится в границах водоохранной зоны реки Свияги.
Размещение, проектирование, строительство и эксплуатация хозяйственных и других объектов на территориях водоохранных зон и прибрежных защитных полос всех водных объектов города должны производиться в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчиков поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве (вх. от 14.04.2014 г.).
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Согласно распоряжению председателя третьего судебного состава коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 12 мая 2014 года в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело N А72-12788/2013 перераспределено от судьи Марчик Н.Ю. судье Холодной С.Т., и в составе суда в судебном заседании под председательством судьи Холодной С.Т., назначенном к слушанию на 14 мая 2014 г. по настоящему делу, произведена замена судей Рогалевой Е.М. и Кузнецова В.В. на судей Бажана П.В и Селиверстову Н.А.
После замены судей дело рассматривалось сначала.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчиков, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Общество с ограниченной ответственностью "АвтоТЭК" в соответствии со статьями 30 - 31 Земельного кодекса РФ обратилось в Администрацию г. Ульяновска с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 400 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, южнее жилого дома N 83 по ул. Аблукова, для строительства объекта социального и бытового обслуживания населения, которое получено ответчиком 05.04.2013 г. (л.д. 31).
Письмом от 09.09.2013 г. N 01-13/5617 Комитет архитектуры сообщил, что по карте зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", в редакции решения Ульяновской Городской Думы от 29.06.2011 г. N 69, испрашиваемый земельный участок находится в границах водоохранной зоны реки Свияги.
Размещение, проектирование, строительство и эксплуатация хозяйственных и других объектов на территориях водоохранных зон и прибрежных защитных полос всех водных объектов города должны производиться в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации. Земельные участки в водоохранных зонах водных объектов предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, по согласованию с уполномоченным Правительством РФ государственным органом исполнительной власти (л.д. 30).
Заявитель, не согласившись с данным отказом Комитета архитектуры, обратился в арбитражный суд Ульяновской области за защитой своих нарушенных прав и законных интересов.
29 января 2014 года Арбитражный суд Ульяновской области принял обжалуемое решение.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд правомерно руководствовался и обоснованно исходил из следующего.
Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок рассмотрения заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
В соответствии с частью 2 этой же статьи орган местного самоуправления должен обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Данный вопрос также урегулирован статьей 12 Правил землепользования, которым установлен порядок принятия решений о предоставлении разрешения на основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Частями 1 и 2 статьи 12 Правил землепользования предусмотрено, что граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для использования в соответствии с основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (далее заявители) обращаются с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на имя Главы города Ульяновска, указанное заявление должно отвечать требованиям пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Правил землепользования после поступления заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, мэрия г. Ульяновска обеспечивает в течение двух недель с момента поступления заявления публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка.
В случаях, если до опубликования информационного сообщения подано два или более заявлений, земельный участок предоставляется без предварительного согласования места размещения (ч. 5 ст. 12 Правил землепользования).
Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска готовит проект постановления мэрии города Ульяновска об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, проект постановления мэрии города Ульяновска о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в этом (ч. 6 ст. 12 Правил землепользования). При рассмотрении заявления в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии проводятся согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в Комитет архитектуры и градостроительства мэрии.
В утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и (или) предварительном согласовании места размещения объекта в соответствии с частью 7 статьи 12 Правил землепользования может быть отказано в следующих случаях: 1) испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует градостроительным регламентам, установленным для данной территориальной зоны; 2) планируемая застройка не соответствует строительным, санитарным, пожарным, экологическим и другим нормам и правилам, требованиям технических регламентов; 3) планируемая застройка не соответствует Генеральному плану города Ульяновска, документации по планировке территории, градостроительным регламентам для зон охраны объектов культурного наследия.
Приведенный перечень оснований является закрытым и не подлежит расширительному толкованию, исходя из системного толкования вышеприведенных норм.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Частью 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации установлен закрытый перечень запретов в границах водоохранных зон: 1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; 5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; 6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; 7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод; 8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").
Заявитель испрашивает спорный земельный участок с целью строительства на нем объекта социального и бытового обслуживания населения.
При этом предполагаемый вид использования земельного участка не входит в приведенный выше перечень запрещенных видов.
Более того, в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (часть 16 статьи 65 ВК РФ).
Суд апелляционной инстанции не принимает довод подателя жалобы о том, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах водоохранной зоны реки Свияги.
Более того ответчиком не исполнена установленная частью 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность органа местного самоуправления обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Поскольку какие-либо иные варианты размещения земельного участка ответчиком заявителю не предлагались.
Таким образом, отказ в выборе земельного участка, выраженный в письме Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 09.09.2013 г. N 01-13/5617, принят с нарушением требований статьи 31 Земельного кодекса РФ и статьи 12 Правил землепользования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований общества с ограниченной ответственностью "АвтоТЭК".
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе администрации города Ульяновска, Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 января 2014 г. по делу N А72-12788/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
Н.А.СЕЛИВЕРСТОВА
П.В.БАЖАН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)