Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Общество считало, что полномочия по изъятию, в том числе путем выкупа земель для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, включая принятие решений о таком изъятии, прямо отнесены к компетенции Росавтодора, а не департамента.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Алексеева Р.А. и Улько Е.В., при участии в судебном заседании от истца - Федерального дорожного агентства - Масенко Г.А. (доверенность от 24.03.2015), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Ида" - Лотниковой Н.П. (09.01.2015), от третьих лиц: Федерального агентства по управлению государственным имуществом - Петровой К.С. (доверенность от 11.12.2014), Департамента Олимпийского наследия Краснодарского края - Голуб А.С. (доверенность от 31.12.2014), федерального казенного учреждения "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" - Свиридкиной Е.А. (доверенность от 11.02.2015), в отсутствие третьих лиц: Осипова Артура Сергеевича и закрытого акционерного общества "Институт "Стройпроект", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Федерального дорожного агентства (Росавтодор) и федерального казенного учреждения "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2015 по делу N А32-11482/2013 (судьи Ломидзе О.Г., Авдонина О.Г., Малыхина М.Н.), установил следующее.
Департамент Олимпийского наследия Краснодарского края (ранее Департамент Краснодарского края по реализации и подготовке зимних олимпийских игр 2014 года) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО "Ида" (далее - общество) об изъятии для федеральных нужд путем выкупа в собственность Российской Федерации 6/10 доли общества в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202003:1295 площадью 2306 кв. м, посредством перечисления со стороны ФКУ "ДСД "Черноморье" на банковский счет общества суммы в размере 85 399 265 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены ФКУ "Упрдор "Черноморье" (далее - учреждение), Осипов А.С., ЗАО "Институт "Стройпроект" и Федеральное дорожное агентство (далее - Росавтодор).
В ходе рассмотрения дела Департамент Олимпийского наследия Краснодарского края заявил ходатайство о его замене на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Определением суда первой инстанции от 11.09.2014 (судья Сумин И.И.) ходатайство удовлетворено, истцом по делу определено Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Судебный акт мотивирован тем, что полномочия Департамента Краснодарского края по реализации и подготовке зимних олимпийских игр 2014 года возвращены Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (согласно положению об агентстве).
Решением суда первой инстанции от 06.11.2014 исковые требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.01.2015 определение суда первой инстанции от 11.09.2014 отменено в части истцом по делу вместо Департамента Олимпийского наследия Краснодарского края определен Росавтодор. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Суд пришел к выводу о том, что органом, уполномоченным представлять Российскую Федерацию в споре по рассматриваемому делу, должен выступать орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит принятие решений об изъятии земельных участков для размещения федеральных автомобильных дорог. Росавтодор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочих, функцию по управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
В кассационных жалобах Росавтодор и учреждение просят отменить постановление апелляционного суда от 25.01.2015. По мнению заявителей, выводы апелляционного суда не обоснованы. Росавтодор не является лицом, заинтересованным в изъятии земельного участка, который исключен из распоряжения о выкупе (с учетом решения Центрального районного суда г. Сочи). Полномочия Росавтодора не распространяются на изъятие земельных участков для размещения олимпийских объектов, права общества не нарушаются. Надлежащим истцом является Департамент олимпийского наследия Краснодарского края.
Отзывы на кассационные жалобы не поступили.
В судебном заседании представители Росавтодор и учреждения поддержали доводы жалоб, просили суд кассационной инстанции отменить оспариваемое постановление, представители департамента, общества, агентства возражали против удовлетворения жалоб, ссылаясь на соответствие сделанных апелляционным судом выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы кассационных жалоб, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что олимпийский объект федерального значения "Центральная автомагистраль г. Сочи - дублер Курортного проспекта" включен в Программу строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 991.
В соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.11.2012 N 1099-р для федеральных нужд в собственность Российской Федерации путем выкупа подлежит изъятию земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 23:49:0202003:1295 площадью 2306 кв. м, расположенный: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Санаторная, принадлежащий на праве общей долевой собственности обществу и Осипову А.С.
В соответствии с Программой строительства Олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 991 ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является администрация Краснодарского края и администрация города Сочи.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 310-ФЗ) определено, что в период с 01.01.2008 до 01.01.2014 на территории Краснодарского края допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов и предоставление в порядке, установленном данным федеральным законом, земельных участков и жилых помещений взамен изымаемых.
В соответствии с пунктом 1.1 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.06.2008 N 497 "Об утверждении Положения, структуры, штатного расписания департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года" уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края определен Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года.
Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии с пунктом 3 указанной статьи в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Обратившись в 2013 году в Арбитражный суд Краснодарского края с иском департамент действовал как орган исполнительной власти, осуществлявший полномочия Российской Федерацией, делегированные Краснодарскому краю на период с 01.01.2008 до 01.01.2014.
Соответственно, субъектом охраняемого законом интереса, на защиту которого направлен иск по делу, является публичное образование - Российская Федерация. Иск по делу предъявлен департаментом как органом, в силу закона реализующим материальную и процессуальную правоспособность Российской Федерации.
Истечение установленного частью 6 статьи 15 Закона N 310-ФЗ срока означает окончание периода делегирования Российской Федерацией Краснодарскому краю полномочий по изъятию земельных участков для федеральных нужд в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, включая полномочие по представлению Российской Федерации в арбитражных делах по спорам, возникшим из указанных правоотношений.
Соответственно, на день принятия оспариваемого определения суда первой инстанции департамент не является субъектом, в компетенцию которого входило осуществление указанных полномочий Российской Федерации.
Утрата департаментом полномочия представлять Российскую Федерацию при рассмотрении дела не означает выбытия последней из спорного правоотношения; при этом процессуальная правоспособность Российской Федерации может быть реализована посредством государственного органа в соответствии с его компетенцией, установленной актами, определяющими статус этих органов (статья 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При определении такого органа апелляционный суд правомерно установил следующее. Предметом иска по делу является требование об изъятии земельного участка для размещения олимпийского объекта федерального значения "Центральная автомагистраль г. Сочи - дублер Курортного проспекта". Данный объект представляет собой участок федеральной автомобильной дороги, что лицами, участвующими в деле не оспаривается.
В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
По смыслу статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации органом, уполномоченным представлять Российскую Федерацию в споре по требованию об изъятии земельного участка для федеральных нужд при не согласии собственника с решением об изъятии у него земельного участка либо при недостижении соглашения о выкупной цене или других условиях выкупа, является орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит принятие решения об изъятии земельного участка.
Исходя из изложенного, органом, уполномоченным представлять Российскую Федерацию в споре по рассматриваемому делу, должен выступать орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит принятие решений об изъятии земельных участков для размещения федеральных автомобильных дорог.
Из пункта 1 положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374 (далее - положение N 374) следует, что Росавтодор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочих, функцию по управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
В соответствии с пунктом 5 положения N 374 в компетенцию Росавтодора входят следующие полномочия: осуществление в установленном порядке работы по изъятию, в том числе путем выкупа, и закреплению земельных участков, а также резервированию земель для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты (пункт 5.3.1 положения N 374); принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервировании земель для указанных целей (пункт 5.4.1 (1) положения N 374); заключение договоров с собственниками земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества о выкупе таких земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения автомобильных дорог федерального значения и формирования полос отвода таких автомобильных дорог, предусматривающих возмещение убытков в связи с изъятием указанного недвижимого имущества, а также заключение договоров с правообладателями таких земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, предусматривающих возмещение убытков в связи с изъятием указанного недвижимого имущества (пункт 5.4.1 (3) положения N 374).
Таким образом, полномочия по изъятию, в том числе путем выкупа земель для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, включая принятие решений о таком изъятии, прямо отнесены к компетенции Росавтодора.
Определив в качестве органа, уполномоченного выступать на истцовой стороне, Росимущество, суд первой инстанции не принял во внимание, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти. В силу прямого указания закрепленной в данном пункте нормы Росимущество осуществляет полномочия собственника, за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти.
В области управления государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства данные полномочия осуществляет Росавтодор.
Как верно определил апелляционный суд органом, уполномоченным представлять Российскую Федерацию при рассмотрении дела в условиях прекращения делегирования соответствующих полномочий Краснодарскому краю, является Росавтодор.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Прекращение полномочий департамента выступать от имени Российской Федерации в споре по рассматриваемому делу без замены его на уполномоченный орган повлечет принятие решения о правах и обязанностях лица (Российской Федерации), которое не участвовало в деле в установленной законом правовой форме - посредством уполномоченного органа.
Установив названные обстоятельства, апелляционный суд обосновано сделал вывод о замене Департамента Олимпийского наследия Краснодарского края на Росавтодор.
Доводы заявителей жалоб о том, что действующее законодательство не предусмотрело полномочия судов определять нужды по рассматриваемым вопросам, надлежит отклонить. Апелляционный суд, учитывая правовые позиции, изложенные по делу N 801/2113/2014 отметил, что участие в арбитражном деле уполномоченного органа от имени и в интересах Российской Федерации не зависит от волеизъявления такого органа, поскольку опосредуется не гражданской правоспособностью последнего как юридического лица, а обусловлено осуществлением образующих компетенцию государственного органа публично-правовых полномочий.
Довод заявителей жалоб не опровергают выводы апелляционного суда о том, что Росимущество осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с действующим законодательством реализуют иные федеральные органы исполнительной власти, не обосновывают отсутствие полномочий Росавтодора по изъятию (в том числе путем выкупа, включая принятие решений о таком изъятии) земель для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Изложенные в кассационных жалобах доводы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не влияют на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2015 по делу N А32-11482/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 19.06.2015 N Ф08-3878/2015 ПО ДЕЛУ N А32-11482/2013
Требование: Об изъятии для федеральных нужд (путем выкупа) доли общества в праве общей долевой собственности на земельный участок.Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Общество считало, что полномочия по изъятию, в том числе путем выкупа земель для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, включая принятие решений о таком изъятии, прямо отнесены к компетенции Росавтодора, а не департамента.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2015 г. по делу N А32-11482/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Алексеева Р.А. и Улько Е.В., при участии в судебном заседании от истца - Федерального дорожного агентства - Масенко Г.А. (доверенность от 24.03.2015), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Ида" - Лотниковой Н.П. (09.01.2015), от третьих лиц: Федерального агентства по управлению государственным имуществом - Петровой К.С. (доверенность от 11.12.2014), Департамента Олимпийского наследия Краснодарского края - Голуб А.С. (доверенность от 31.12.2014), федерального казенного учреждения "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" - Свиридкиной Е.А. (доверенность от 11.02.2015), в отсутствие третьих лиц: Осипова Артура Сергеевича и закрытого акционерного общества "Институт "Стройпроект", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Федерального дорожного агентства (Росавтодор) и федерального казенного учреждения "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2015 по делу N А32-11482/2013 (судьи Ломидзе О.Г., Авдонина О.Г., Малыхина М.Н.), установил следующее.
Департамент Олимпийского наследия Краснодарского края (ранее Департамент Краснодарского края по реализации и подготовке зимних олимпийских игр 2014 года) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО "Ида" (далее - общество) об изъятии для федеральных нужд путем выкупа в собственность Российской Федерации 6/10 доли общества в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202003:1295 площадью 2306 кв. м, посредством перечисления со стороны ФКУ "ДСД "Черноморье" на банковский счет общества суммы в размере 85 399 265 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены ФКУ "Упрдор "Черноморье" (далее - учреждение), Осипов А.С., ЗАО "Институт "Стройпроект" и Федеральное дорожное агентство (далее - Росавтодор).
В ходе рассмотрения дела Департамент Олимпийского наследия Краснодарского края заявил ходатайство о его замене на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Определением суда первой инстанции от 11.09.2014 (судья Сумин И.И.) ходатайство удовлетворено, истцом по делу определено Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Судебный акт мотивирован тем, что полномочия Департамента Краснодарского края по реализации и подготовке зимних олимпийских игр 2014 года возвращены Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (согласно положению об агентстве).
Решением суда первой инстанции от 06.11.2014 исковые требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.01.2015 определение суда первой инстанции от 11.09.2014 отменено в части истцом по делу вместо Департамента Олимпийского наследия Краснодарского края определен Росавтодор. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Суд пришел к выводу о том, что органом, уполномоченным представлять Российскую Федерацию в споре по рассматриваемому делу, должен выступать орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит принятие решений об изъятии земельных участков для размещения федеральных автомобильных дорог. Росавтодор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочих, функцию по управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
В кассационных жалобах Росавтодор и учреждение просят отменить постановление апелляционного суда от 25.01.2015. По мнению заявителей, выводы апелляционного суда не обоснованы. Росавтодор не является лицом, заинтересованным в изъятии земельного участка, который исключен из распоряжения о выкупе (с учетом решения Центрального районного суда г. Сочи). Полномочия Росавтодора не распространяются на изъятие земельных участков для размещения олимпийских объектов, права общества не нарушаются. Надлежащим истцом является Департамент олимпийского наследия Краснодарского края.
Отзывы на кассационные жалобы не поступили.
В судебном заседании представители Росавтодор и учреждения поддержали доводы жалоб, просили суд кассационной инстанции отменить оспариваемое постановление, представители департамента, общества, агентства возражали против удовлетворения жалоб, ссылаясь на соответствие сделанных апелляционным судом выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы кассационных жалоб, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что олимпийский объект федерального значения "Центральная автомагистраль г. Сочи - дублер Курортного проспекта" включен в Программу строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 991.
В соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.11.2012 N 1099-р для федеральных нужд в собственность Российской Федерации путем выкупа подлежит изъятию земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 23:49:0202003:1295 площадью 2306 кв. м, расположенный: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Санаторная, принадлежащий на праве общей долевой собственности обществу и Осипову А.С.
В соответствии с Программой строительства Олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 991 ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является администрация Краснодарского края и администрация города Сочи.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 310-ФЗ) определено, что в период с 01.01.2008 до 01.01.2014 на территории Краснодарского края допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов и предоставление в порядке, установленном данным федеральным законом, земельных участков и жилых помещений взамен изымаемых.
В соответствии с пунктом 1.1 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.06.2008 N 497 "Об утверждении Положения, структуры, штатного расписания департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года" уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края определен Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года.
Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии с пунктом 3 указанной статьи в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Обратившись в 2013 году в Арбитражный суд Краснодарского края с иском департамент действовал как орган исполнительной власти, осуществлявший полномочия Российской Федерацией, делегированные Краснодарскому краю на период с 01.01.2008 до 01.01.2014.
Соответственно, субъектом охраняемого законом интереса, на защиту которого направлен иск по делу, является публичное образование - Российская Федерация. Иск по делу предъявлен департаментом как органом, в силу закона реализующим материальную и процессуальную правоспособность Российской Федерации.
Истечение установленного частью 6 статьи 15 Закона N 310-ФЗ срока означает окончание периода делегирования Российской Федерацией Краснодарскому краю полномочий по изъятию земельных участков для федеральных нужд в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, включая полномочие по представлению Российской Федерации в арбитражных делах по спорам, возникшим из указанных правоотношений.
Соответственно, на день принятия оспариваемого определения суда первой инстанции департамент не является субъектом, в компетенцию которого входило осуществление указанных полномочий Российской Федерации.
Утрата департаментом полномочия представлять Российскую Федерацию при рассмотрении дела не означает выбытия последней из спорного правоотношения; при этом процессуальная правоспособность Российской Федерации может быть реализована посредством государственного органа в соответствии с его компетенцией, установленной актами, определяющими статус этих органов (статья 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При определении такого органа апелляционный суд правомерно установил следующее. Предметом иска по делу является требование об изъятии земельного участка для размещения олимпийского объекта федерального значения "Центральная автомагистраль г. Сочи - дублер Курортного проспекта". Данный объект представляет собой участок федеральной автомобильной дороги, что лицами, участвующими в деле не оспаривается.
В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
По смыслу статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации органом, уполномоченным представлять Российскую Федерацию в споре по требованию об изъятии земельного участка для федеральных нужд при не согласии собственника с решением об изъятии у него земельного участка либо при недостижении соглашения о выкупной цене или других условиях выкупа, является орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит принятие решения об изъятии земельного участка.
Исходя из изложенного, органом, уполномоченным представлять Российскую Федерацию в споре по рассматриваемому делу, должен выступать орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит принятие решений об изъятии земельных участков для размещения федеральных автомобильных дорог.
Из пункта 1 положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374 (далее - положение N 374) следует, что Росавтодор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочих, функцию по управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
В соответствии с пунктом 5 положения N 374 в компетенцию Росавтодора входят следующие полномочия: осуществление в установленном порядке работы по изъятию, в том числе путем выкупа, и закреплению земельных участков, а также резервированию земель для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты (пункт 5.3.1 положения N 374); принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервировании земель для указанных целей (пункт 5.4.1 (1) положения N 374); заключение договоров с собственниками земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества о выкупе таких земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения автомобильных дорог федерального значения и формирования полос отвода таких автомобильных дорог, предусматривающих возмещение убытков в связи с изъятием указанного недвижимого имущества, а также заключение договоров с правообладателями таких земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, предусматривающих возмещение убытков в связи с изъятием указанного недвижимого имущества (пункт 5.4.1 (3) положения N 374).
Таким образом, полномочия по изъятию, в том числе путем выкупа земель для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, включая принятие решений о таком изъятии, прямо отнесены к компетенции Росавтодора.
Определив в качестве органа, уполномоченного выступать на истцовой стороне, Росимущество, суд первой инстанции не принял во внимание, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти. В силу прямого указания закрепленной в данном пункте нормы Росимущество осуществляет полномочия собственника, за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти.
В области управления государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства данные полномочия осуществляет Росавтодор.
Как верно определил апелляционный суд органом, уполномоченным представлять Российскую Федерацию при рассмотрении дела в условиях прекращения делегирования соответствующих полномочий Краснодарскому краю, является Росавтодор.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Прекращение полномочий департамента выступать от имени Российской Федерации в споре по рассматриваемому делу без замены его на уполномоченный орган повлечет принятие решения о правах и обязанностях лица (Российской Федерации), которое не участвовало в деле в установленной законом правовой форме - посредством уполномоченного органа.
Установив названные обстоятельства, апелляционный суд обосновано сделал вывод о замене Департамента Олимпийского наследия Краснодарского края на Росавтодор.
Доводы заявителей жалоб о том, что действующее законодательство не предусмотрело полномочия судов определять нужды по рассматриваемым вопросам, надлежит отклонить. Апелляционный суд, учитывая правовые позиции, изложенные по делу N 801/2113/2014 отметил, что участие в арбитражном деле уполномоченного органа от имени и в интересах Российской Федерации не зависит от волеизъявления такого органа, поскольку опосредуется не гражданской правоспособностью последнего как юридического лица, а обусловлено осуществлением образующих компетенцию государственного органа публично-правовых полномочий.
Довод заявителей жалоб не опровергают выводы апелляционного суда о том, что Росимущество осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с действующим законодательством реализуют иные федеральные органы исполнительной власти, не обосновывают отсутствие полномочий Росавтодора по изъятию (в том числе путем выкупа, включая принятие решений о таком изъятии) земель для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Изложенные в кассационных жалобах доводы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не влияют на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2015 по делу N А32-11482/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.Л.РАССКАЗОВ
О.Л.РАССКАЗОВ
Судьи
Р.А.АЛЕКСЕЕВ
Е.В.УЛЬКО
Р.А.АЛЕКСЕЕВ
Е.В.УЛЬКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)