Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-17816/2015

Требование: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, обязании вынести решение о предоставлении в аренду земельного участка.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявитель указал, что обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка, однако решение о предоставлении земельного участка в аренду не принято.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июля 2015 г. по делу N 33-17816/2015


Судья Солодова А.А.

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Терещенко А.А.,
судей Вороновой М.Н., Редченко Е.В.,
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 июля 2015 года апелляционную жалобу Р. на решение Звенигородского городского суда Московской области от 28 апреля 2015 года по делу по заявлению Р. <данные изъяты> о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Звенигород, обязании вынести решение о предоставлении в аренду земельного участка.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителя Р. - Л.,

установила:

Р. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Звенигород, выразившегося в непринятии в установленные законом сроки решения о предоставлении заявителю в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв. м, категория - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения объектов торговли, расположенного по адресу: <данные изъяты> в качестве способа восстановления нарушенного права просил суд обязать Администрацию городского округа Звенигород вынести решение о предоставлении заявителю в аренду сроком на 7 лет вышеуказанного земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что в ноябре 2014 года обратился в Администрацию городского округа Звенигород с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта торговли по адресу: <данные изъяты>. 27.11.2014 был оформлен Акт выбора земельного участка, 29.11.2014 в СМИ размещена информация о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. 31.12.2014 заинтересованное лицо своим постановлением предварительно согласовало место размещения объекта, утвердило Акт выбора и схему расположения земельного участка, 10.02.2015 участок был поставлен на кадастровый учет. 12.02.2015 заявитель обратился в администрацию городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка, однако, в нарушение положений ст. 32 Земельного кодекса РФ, решение о предоставлении земельного участка в аренду до настоящего времени не принято.
По утверждению заявителя, бездействие органа местного самоуправления является незаконным, нарушает его права и интересы.
В судебном заседании представитель Р. поддержал доводы заявления, настаивал на удовлетворении требований доверителя.
Представитель Администрации городского округа Звенигород требования заявителя не признал, указав, что с января 2015 года изменилась процедура предоставления земельных участков в аренду.
Решением Звенигородского городского суда Московской области от 28 апреля 2015 года требования Р. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Р. просит об отмене данного решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Разрешая возникший спор, суд установил, что в ноябре 2014 года Р. обратился в Администрацию городского округа Звенигород с заявлением о выборе земельного участка и о предварительном согласовании места размещения объекта торговли по адресу: <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РФ (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент обращения Р. с заявлением о выборе земельного участка) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
При этом предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.
В соответствии со ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 32 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Материалами дела подтверждается, что 27.11.2014 был оформлен Акт выбора земельного участка площадью <данные изъяты> га по адресу: <данные изъяты>.
Постановлением Главы городского округа Звенигород от 31.12.2014 N 1511 согласовано место размещения земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м по вышеуказанному адресу, утвержден Акт выбора от 27.11.2014, согласовано предварительное место размещения объекта на земельном участке, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории, участок отнесен к категории "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для размещения объектов торговли"; кроме того, постановлено сформировать земельный участок, осуществить его кадастровый учет, опубликовать информационное сообщение о предоставлении в аренду земельного участка (л.д. 9). Из буквального содержания постановления не следует, что предварительное место размещения объекта на земельном участке и схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории согласованы именно Р.; наоборот, решение опубликовать информационное сообщение о предоставлении в аренду земельного участка свидетельствует, что орган местного самоуправления намерен выявить иных лиц, заинтересованных в предоставлении испрашиваемого заявителем в аренду участка.
Вместе с тем, данное постановление в установленном порядке заявителем не оспорено, представитель заявителя подтвердил судебной коллегии, что Р. полностью согласен с данным постановлением.
10.02.2015 участок был поставлен на кадастровый учет; 12.02.2015 Р. обратился в администрацию городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
Пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Вместе с тем, в силу п. 4 ст. 2 указанного Федерального закона полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Законом Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" предусмотрено (п. 10 ч. 4 ст. 2), что Правительство Московской области или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских округов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В то же время, Законом Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" регламентировано (п. 3 ч. 2 ст. 2), что органы местного самоуправления городских округов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
При этом реализация данного полномочия, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа Московской области, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области.
Порядок согласования проектов решений по распоряжению земельными участками и проектов договоров аренды земельных участков предусмотрен распоряжением Минмособлимущества от 25.11.2014 N 12ВР-1305.
До настоящего времени приведенные выше нормативные акты субъекта РФ не отменены, не признаны недействующими.
Как на момент обращения в суд с заявлением, так и на момент разрешения спора по существу согласование проекта распорядительного акта в отношении земельного участка, испрашиваемого заявителем, от уполномоченного органа исполнительной власти Московской области, не последовало, в связи с чем неправомерное бездействие Администрации городского округа Звенигород в вопросе принятия решения о предоставлении заявителю в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> отсутствовало.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об отказе в удовлетворении заявленных Р. требований.
Доводы апелляционной жалобы Р. не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на иную, нежели у суда, оценку фактических обстоятельств дела и иное толкование норм материального права, подлежащих применению к возникшим правоотношениям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Звенигородского городского суда Московской области от 28 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Р. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)