Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Во внесении изменений в кадастр недвижимости отказано со ссылкой на непринятие органом местного самоуправления акта об изменении категории земель.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Беляевой Н.Г., Семеновой З.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Администрации Копейского городского округа Челябинской области и филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Челябинской области (далее - кадастровая палата, ответчик) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.12.2014 по делу N А76-24456/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2015 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель кадастровой палаты - Жидкова А.Ю. (доверенность от 03.09.2013 N 74/2013-80).
Представители других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Дачное некоммерческое товарищество "Новое время" (далее - товарищество, истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к кадастровой палате о признании незаконным бездействия, выразившегося в невнесении в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении категории земельных участков с кадастровыми номерами 74:12:1408006:2736, 74:12:1408006:2734, 74:12:1408006:601, 74:12:1408006:598, 74:12:1408006:2570, 74:12:1408006:584, 74:12:1408006:2728, 74:12:1408006:2650, 74:12:1408006:2727, 74:12:1408006:2726, 74:12:1408006:2660, 74:12:1408006:393, 74:12:1408006:409, 74:12:1408006:385, 74:12:1408006:386, 74:12:1408006:387, 74:12:1408006:389, 74:12:1408006:390, 74:12:1408006:391, 74:12:1408006:443, 74:12:1408006:448, 74:12:1408006:450, 74:12:1408006:470, 74:12:1408006:469, 74:12:1408006:468, 74:12:1408006:467, 74:12:1408006:476, 74:12:1408006:477, 74:12:1408006:484, 74:12:1408006:2667, 74:12:1408006:2564, 74:12:1408006:438, 74:12:1408006:2563, 74:12:1408006:2565, 74:12:1408006:2567, 4:12:1408006:2566, 74:12:1408006:381, 74:12:1408006:193, 74:12:1408006:454, 74:12:1408006:455, 74:12:1408006:149, 74:12:1408006:148, 74:12:1408006:150, 74:12:1408006:186 с категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", на "земли населенных пунктов" и обязании в десятидневный срок со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу внести в государственный кадастр недвижимости сведения об изменении категории земельных участков с категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Копейского городского округа Челябинской области (далее - администрация, третье лицо).
Решением суда от 05.12.2014 (судья Бастен Д.А.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2015 (судьи Карпачева М.И., Ермолаева Л.П., Пивоварова Л.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе кадастровая палата просит судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм процессуального права, и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. При этом заявитель полагает неверными выводы судов о том, что для дополнительного перевода земельного участка из существующей категории в категорию "земли населенных пунктов" при отсутствии разногласий сторон спора относительно включения спорных земельных участков в состав городской черты не требуется предоставление дополнительных документов. Кроме того, кадастровая палата, ссылаясь на ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), указывает на то, что часть земельных участков имеет статус "архивный", присвоенный до вступления в законную силу решения Копейского городского округа Челябинской области "Об утверждении проекта генерального плана города Копейска. Корректировка" от 30.05.2007, в связи с регистрацией вещных прав на образованные из них земельные участки, и полагает, что изменить сведения государственного кадастра недвижимости о спорных земельных участках на основании решения Арбитражного суда Челябинской области от 05.12.2014 по делу N А76-24456/2014 не представляется возможным.
Администрация в кассационной жалобе приводит доводы, аналогичные доводам кадастровой палаты, просит также судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм процессуального права, и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В отзыве на кассационные жалобы кадастровой палаты и администрации представитель товарищества указывает, что с доводами, изложенными в них, не согласен, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а кассационные жалобы - не подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Как установлено судами, товариществу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 74:12:1408006:2736, 74:12:1408006:2734, 74:12:1408006:601, 74:12:1408006:598, 74:12:1408006:2570, 74:12:1408006:584, 74:12:1408006:2728, 74:12:1408006:2650, 74:12:1408006:2727, 74:12:1408006:2726, 74:12:1408006:2660, 74:12:1408006:393, 74:12:1408006:409, 74:12:1408006:385, 74:12:1408006:386, 74:12:1408006:387, 74:12:1408006:389, 74:12:1408006:390, 74:12:1408006:391, 74:12:1408006:443, 74:12:1408006:448, 74:12:1408006:450, 74:12:1408006:470, 74:12:1408006:469, 74:12:1408006:468, 74:12:1408006:467, 74:12:1408006:476, 74:12:1408006:477, 74:12:1408006:484, 74:12:1408006:2667, 74:12:1408006:2564, 74:12:1408006:438, 74:12:1408006:2563, 74:12:1408006:2565, 74:12:1408006:2567, 4:12:1408006:2566, 74:12:1408006:381, 74:12:1408006:193, 74:12:1408006:454, 74:12:1408006:455, 74:12:1408006:149, 74:12:1408006:148, 74:12:1408006:150, 74:12:1408006:186 из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства, местоположение - примерно в 7700 м по направлению на северо-запад от ориентира - п. Лугового, расположенного за пределами участка, адрес ориентира - Челябинская область, Красноармейский район, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права.
27.06.2014 товарищество обратилось в кадастровую палату с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости изменений в части категории указанных земельных участков с категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" на категорию "земли населенных пунктов".
Письмом от 05.08.2014 заинтересованное лицо со ссылкой на положения ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Закона N 172-ФЗ сообщило заявителю, что сведения в государственный кадастр недвижимости о границах населенного пункта "г. Копейск" внесены 12.08.2008 на основании решения органа кадастрового учета от 12.09.2008 N Ф30/08-2-1964 в соответствии с поступившими в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия документами: заявлением от 10.09.2008 N К30/08-2-2035, постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 30.12.2004 N 1609, постановлением собрания депутатов Копейского городского округа от 30.05.2007 N 520 "Об утверждении проекта Генерального плана города Копейска. Корректировка", протоколом публичных слушаний от 26.02.2007, описанием границ городской черты и списком координат характерных точек границ г. Копейска. Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенного пункта "г. Копейска", в кадастровую палату не направлялись, таким образом, основания для изменения категории земельных участков отсутствуют. Также сообщено, что согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельные участки, указанные в обращении, фактически располагаются в границах населенного пункта "г. Копейск". Кроме того, в результате рассмотрения обращения направлен межведомственный запрос в Администрацию Копейского городского округа о необходимости предоставления сведений об изменении категории земельных участков, указанных в обращении.
В ответе на указанный межведомственный запрос Администрация Копейского городского округа указала, что органом местного самоуправления акты об изменении категории земель не принимались.
Полагая, что со стороны кадастровой палаты имеется незаконное бездействие, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования товарищества, суды обеих инстанций исходили из следующего.
Из положений ст. 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого решения и действия (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту; нарушения таким решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды пришли к выводу о наличии в рассматриваемом деле совокупности условий для удовлетворения заявленных требований, в том числе доказанности факта нарушения оспариваемым решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя (ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами и следует из материалов дела, заявителем, по существу, обжалуется бездействие кадастровой палаты по невнесению соответствующих сведений о категории земель в отношении земельных участков, включенных в состав населенного пункта.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности на земли поселений (населенных пунктов), земли сельскохозяйственного назначения.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (ч. 2 ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает критерии отнесения земель к категориям, а также порядок перевода их из одной категории в другую.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Из приведенной выше нормы права следует, что утверждение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением границ населенных пунктов, что в свою очередь является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Проекты генеральных планов поселений, схемы территориального планирования муниципальных районов подлежат обязательному согласованию с уполномоченным федеральным органом, если планируется включение в границы населенных пунктов земельных участков из земель лесного фонда, и с высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, если в границы населенных пунктов планируется включить земли сельскохозяйственного назначения (ч. 1 и 2 ст. 21, ч. 1 и 2 ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Иначе говоря, при утверждении схем территориального планирования районов и генеральных планов поселений земли лесного фонда и сельскохозяйственного назначения не могут быть самостоятельно "переведены" органами местного самоуправления в земли населенных пунктов.
До утверждения генеральных планов и схем территориального планирования, но не позднее 31 декабря 2012 года (в Московской области - не позднее 31 декабря 2014 года), или после их утверждения включение конкретных земельных участков в границы населенных пунктов возможно ненормативными актами - решениями исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по заявлению правообладателя земельного участка (ч. 1 и 1.1 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильным выводам о том, что попадающие в пределы (состав) городской черты "г. Копейска" земли не требуют дополнительного прохождения процедуры перевода земельных участков из существующей категории в категорию "земли населенных пунктов" и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Поскольку как видно из материалов дела сведения о границах населенного пункта г. Копейск в государственный кадастр недвижимости были внесены 12.08.2008 на основании решения органа кадастрового учета от 12.09.2008 N Ф30/08-2-1964 в соответствии с поступившими в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия документами: заявлением от 10.09.2008 N К30/08-2-2035, постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 30.12.2004 N 1609, постановлением собрания депутатов Копейского городского округа от 30.05.2007 N 520 "Об утверждении проекта Генерального плана города Копейска. Корректировка", протоколом публичных слушаний от 26.02.2007, описанием границ городской черты и списком координат характерных точек границ "г. Копейска".
Кроме того, спорные земельные участки фактически располагаются в границах населенного пункта "г. Копейск". С момента утверждения в 2007 году проекта Генерального плана города Копейска каких-либо изменений границ этого населенного пункта, влияющих на категорию земель, включенных в городскую черту, принято не было.
Более того, указанная выше процедура была проведена путем утверждения соответствующих документов в 2007 году, и актуальные сведения об этих землях, попадающих под категорию "земли населенных пунктов" должны отражаться в государственном кадастре недвижимости.
Изложенные выводы судов соответствуют обстоятельствам, установленным вступившими в законную силу судебными актами по делам N А76-23665/2013 и N А76-23666/2013.
Судами также верно отмечено, что процедура включения конкретных земельных участков в границы населенных пунктов, регламентированная нормами права, не подлежит применению в данном случае, поскольку отнесение спорных участков к землям населенных пунктов было осуществлено в 2007 году в процессе утверждения проекта Генерального плана города Копейска.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что сведения о спорных земельных участках впервые были внесены в государственный кадастр недвижимости в 2011 - 2012 годах, то есть уже после того, как был утвержден Генеральный план города Копейска, в состав которого вошли земли, из которых впоследствии и были образованы спорные земельные участки, что исключало возможность направления сведений об этих участках в уполномоченный орган в установленном порядке для включения их в состав населенного пункта.
Доводы заявителей кассационных жалоб со ссылкой на ч. 3 ст. 8 Закона N 172-ФЗ, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.12.2014 по делу N А76-24456/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Администрации Копейского городского округа Челябинской области и филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
С.В.ЛАЗАРЕВ
Судьи
Н.Г.БЕЛЯЕВА
З.Г.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 14.05.2015 N Ф09-2726/15 ПО ДЕЛУ N А76-24456/2014
Требование: О признании незаконным бездействия уполномоченного органа, об обязании внести в кадастр недвижимости сведения об изменении категории земельных участков с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Во внесении изменений в кадастр недвижимости отказано со ссылкой на непринятие органом местного самоуправления акта об изменении категории земель.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2015 г. N Ф09-2726/15
Дело N А76-24456/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Беляевой Н.Г., Семеновой З.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Администрации Копейского городского округа Челябинской области и филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Челябинской области (далее - кадастровая палата, ответчик) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.12.2014 по делу N А76-24456/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2015 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель кадастровой палаты - Жидкова А.Ю. (доверенность от 03.09.2013 N 74/2013-80).
Представители других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Дачное некоммерческое товарищество "Новое время" (далее - товарищество, истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к кадастровой палате о признании незаконным бездействия, выразившегося в невнесении в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении категории земельных участков с кадастровыми номерами 74:12:1408006:2736, 74:12:1408006:2734, 74:12:1408006:601, 74:12:1408006:598, 74:12:1408006:2570, 74:12:1408006:584, 74:12:1408006:2728, 74:12:1408006:2650, 74:12:1408006:2727, 74:12:1408006:2726, 74:12:1408006:2660, 74:12:1408006:393, 74:12:1408006:409, 74:12:1408006:385, 74:12:1408006:386, 74:12:1408006:387, 74:12:1408006:389, 74:12:1408006:390, 74:12:1408006:391, 74:12:1408006:443, 74:12:1408006:448, 74:12:1408006:450, 74:12:1408006:470, 74:12:1408006:469, 74:12:1408006:468, 74:12:1408006:467, 74:12:1408006:476, 74:12:1408006:477, 74:12:1408006:484, 74:12:1408006:2667, 74:12:1408006:2564, 74:12:1408006:438, 74:12:1408006:2563, 74:12:1408006:2565, 74:12:1408006:2567, 4:12:1408006:2566, 74:12:1408006:381, 74:12:1408006:193, 74:12:1408006:454, 74:12:1408006:455, 74:12:1408006:149, 74:12:1408006:148, 74:12:1408006:150, 74:12:1408006:186 с категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", на "земли населенных пунктов" и обязании в десятидневный срок со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу внести в государственный кадастр недвижимости сведения об изменении категории земельных участков с категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Копейского городского округа Челябинской области (далее - администрация, третье лицо).
Решением суда от 05.12.2014 (судья Бастен Д.А.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2015 (судьи Карпачева М.И., Ермолаева Л.П., Пивоварова Л.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе кадастровая палата просит судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм процессуального права, и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. При этом заявитель полагает неверными выводы судов о том, что для дополнительного перевода земельного участка из существующей категории в категорию "земли населенных пунктов" при отсутствии разногласий сторон спора относительно включения спорных земельных участков в состав городской черты не требуется предоставление дополнительных документов. Кроме того, кадастровая палата, ссылаясь на ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), указывает на то, что часть земельных участков имеет статус "архивный", присвоенный до вступления в законную силу решения Копейского городского округа Челябинской области "Об утверждении проекта генерального плана города Копейска. Корректировка" от 30.05.2007, в связи с регистрацией вещных прав на образованные из них земельные участки, и полагает, что изменить сведения государственного кадастра недвижимости о спорных земельных участках на основании решения Арбитражного суда Челябинской области от 05.12.2014 по делу N А76-24456/2014 не представляется возможным.
Администрация в кассационной жалобе приводит доводы, аналогичные доводам кадастровой палаты, просит также судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм процессуального права, и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В отзыве на кассационные жалобы кадастровой палаты и администрации представитель товарищества указывает, что с доводами, изложенными в них, не согласен, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а кассационные жалобы - не подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Как установлено судами, товариществу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 74:12:1408006:2736, 74:12:1408006:2734, 74:12:1408006:601, 74:12:1408006:598, 74:12:1408006:2570, 74:12:1408006:584, 74:12:1408006:2728, 74:12:1408006:2650, 74:12:1408006:2727, 74:12:1408006:2726, 74:12:1408006:2660, 74:12:1408006:393, 74:12:1408006:409, 74:12:1408006:385, 74:12:1408006:386, 74:12:1408006:387, 74:12:1408006:389, 74:12:1408006:390, 74:12:1408006:391, 74:12:1408006:443, 74:12:1408006:448, 74:12:1408006:450, 74:12:1408006:470, 74:12:1408006:469, 74:12:1408006:468, 74:12:1408006:467, 74:12:1408006:476, 74:12:1408006:477, 74:12:1408006:484, 74:12:1408006:2667, 74:12:1408006:2564, 74:12:1408006:438, 74:12:1408006:2563, 74:12:1408006:2565, 74:12:1408006:2567, 4:12:1408006:2566, 74:12:1408006:381, 74:12:1408006:193, 74:12:1408006:454, 74:12:1408006:455, 74:12:1408006:149, 74:12:1408006:148, 74:12:1408006:150, 74:12:1408006:186 из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства, местоположение - примерно в 7700 м по направлению на северо-запад от ориентира - п. Лугового, расположенного за пределами участка, адрес ориентира - Челябинская область, Красноармейский район, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права.
27.06.2014 товарищество обратилось в кадастровую палату с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости изменений в части категории указанных земельных участков с категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" на категорию "земли населенных пунктов".
Письмом от 05.08.2014 заинтересованное лицо со ссылкой на положения ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Закона N 172-ФЗ сообщило заявителю, что сведения в государственный кадастр недвижимости о границах населенного пункта "г. Копейск" внесены 12.08.2008 на основании решения органа кадастрового учета от 12.09.2008 N Ф30/08-2-1964 в соответствии с поступившими в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия документами: заявлением от 10.09.2008 N К30/08-2-2035, постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 30.12.2004 N 1609, постановлением собрания депутатов Копейского городского округа от 30.05.2007 N 520 "Об утверждении проекта Генерального плана города Копейска. Корректировка", протоколом публичных слушаний от 26.02.2007, описанием границ городской черты и списком координат характерных точек границ г. Копейска. Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенного пункта "г. Копейска", в кадастровую палату не направлялись, таким образом, основания для изменения категории земельных участков отсутствуют. Также сообщено, что согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельные участки, указанные в обращении, фактически располагаются в границах населенного пункта "г. Копейск". Кроме того, в результате рассмотрения обращения направлен межведомственный запрос в Администрацию Копейского городского округа о необходимости предоставления сведений об изменении категории земельных участков, указанных в обращении.
В ответе на указанный межведомственный запрос Администрация Копейского городского округа указала, что органом местного самоуправления акты об изменении категории земель не принимались.
Полагая, что со стороны кадастровой палаты имеется незаконное бездействие, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования товарищества, суды обеих инстанций исходили из следующего.
Из положений ст. 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого решения и действия (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту; нарушения таким решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды пришли к выводу о наличии в рассматриваемом деле совокупности условий для удовлетворения заявленных требований, в том числе доказанности факта нарушения оспариваемым решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя (ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами и следует из материалов дела, заявителем, по существу, обжалуется бездействие кадастровой палаты по невнесению соответствующих сведений о категории земель в отношении земельных участков, включенных в состав населенного пункта.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности на земли поселений (населенных пунктов), земли сельскохозяйственного назначения.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (ч. 2 ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает критерии отнесения земель к категориям, а также порядок перевода их из одной категории в другую.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Из приведенной выше нормы права следует, что утверждение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением границ населенных пунктов, что в свою очередь является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Проекты генеральных планов поселений, схемы территориального планирования муниципальных районов подлежат обязательному согласованию с уполномоченным федеральным органом, если планируется включение в границы населенных пунктов земельных участков из земель лесного фонда, и с высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, если в границы населенных пунктов планируется включить земли сельскохозяйственного назначения (ч. 1 и 2 ст. 21, ч. 1 и 2 ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Иначе говоря, при утверждении схем территориального планирования районов и генеральных планов поселений земли лесного фонда и сельскохозяйственного назначения не могут быть самостоятельно "переведены" органами местного самоуправления в земли населенных пунктов.
До утверждения генеральных планов и схем территориального планирования, но не позднее 31 декабря 2012 года (в Московской области - не позднее 31 декабря 2014 года), или после их утверждения включение конкретных земельных участков в границы населенных пунктов возможно ненормативными актами - решениями исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по заявлению правообладателя земельного участка (ч. 1 и 1.1 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильным выводам о том, что попадающие в пределы (состав) городской черты "г. Копейска" земли не требуют дополнительного прохождения процедуры перевода земельных участков из существующей категории в категорию "земли населенных пунктов" и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Поскольку как видно из материалов дела сведения о границах населенного пункта г. Копейск в государственный кадастр недвижимости были внесены 12.08.2008 на основании решения органа кадастрового учета от 12.09.2008 N Ф30/08-2-1964 в соответствии с поступившими в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия документами: заявлением от 10.09.2008 N К30/08-2-2035, постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 30.12.2004 N 1609, постановлением собрания депутатов Копейского городского округа от 30.05.2007 N 520 "Об утверждении проекта Генерального плана города Копейска. Корректировка", протоколом публичных слушаний от 26.02.2007, описанием границ городской черты и списком координат характерных точек границ "г. Копейска".
Кроме того, спорные земельные участки фактически располагаются в границах населенного пункта "г. Копейск". С момента утверждения в 2007 году проекта Генерального плана города Копейска каких-либо изменений границ этого населенного пункта, влияющих на категорию земель, включенных в городскую черту, принято не было.
Более того, указанная выше процедура была проведена путем утверждения соответствующих документов в 2007 году, и актуальные сведения об этих землях, попадающих под категорию "земли населенных пунктов" должны отражаться в государственном кадастре недвижимости.
Изложенные выводы судов соответствуют обстоятельствам, установленным вступившими в законную силу судебными актами по делам N А76-23665/2013 и N А76-23666/2013.
Судами также верно отмечено, что процедура включения конкретных земельных участков в границы населенных пунктов, регламентированная нормами права, не подлежит применению в данном случае, поскольку отнесение спорных участков к землям населенных пунктов было осуществлено в 2007 году в процессе утверждения проекта Генерального плана города Копейска.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что сведения о спорных земельных участках впервые были внесены в государственный кадастр недвижимости в 2011 - 2012 годах, то есть уже после того, как был утвержден Генеральный план города Копейска, в состав которого вошли земли, из которых впоследствии и были образованы спорные земельные участки, что исключало возможность направления сведений об этих участках в уполномоченный орган в установленном порядке для включения их в состав населенного пункта.
Доводы заявителей кассационных жалоб со ссылкой на ч. 3 ст. 8 Закона N 172-ФЗ, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.12.2014 по делу N А76-24456/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Администрации Копейского городского округа Челябинской области и филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
С.В.ЛАЗАРЕВ
Судьи
Н.Г.БЕЛЯЕВА
З.Г.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)