Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нафиковой Р.А.,
судей Александрова В.В., Гарифуллиной К.Р.,
при участии представителя:
истца - Гатиятуллиной Л.Р. (доверенность от 12.02.2015),
в отсутствие ответчика, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного Комитета муниципального образования г. Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.09.2014 (судья Андреев К.П.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014 (председательствующий судья Терентьев Е.А., судьи Балакирева Е.М., Пышкина Н.Ю.)
по делу N А65-14526/2014
по исковому заявлению муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного Комитета муниципального образования г. Казани" к обществу с ограниченной ответственностью "Бета" о взыскании долга по арендной плате,
установил:
муниципальное казенное учреждение "Исполнительный комитет муниципального образования города Казани" (далее - истец, Комитет) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Бета" (далее - ответчик, ООО "Бета") о взыскании долга по арендной плате в размере 7 177 968,96 руб. за период с декабря 2011 года по март 2012 года и пени в размере 6 113 835,06 руб. по договору аренды от 05.05.2010 N 14485.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.09.2014, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014, иск удовлетворен частично. С ответчика в пользу истца взыскан долг в размере 1 868 116,40 руб. и неустойка в размере 135 645,60 руб. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, истец просит состоявшиеся судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направил, кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 08.02.2010 N 789 обществу с ограниченной ответственностью "ФСК "БАСКО" предоставлены в аренду земельные участки для строительства гостиничного комплекса по ул. Комсомольской - в том числе и земельный участок с кадастровым номером 16:50:090710:39 площадью 22 116 кв. м.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 04.04.2010 N 3115 в указанное постановление внесены изменения в части срока аренды.
Истец (арендодатель) и ООО "ФСК "БАСКО" (арендатор) 05.05.2010 заключили договор аренды земельного участка N 14485, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 22116,0 кв. м кадастровый номер 16:50:090710:39, категория земель земли населенных пунктов, адрес расположения земельного участка - г. Казань, Кировский район, ул. Комсомольская.
Разрешенное использование земельного участка - для строительства гостиничного комплекса.
Срок действия договора 49 лет до 07.02.2059.
В соответствии с пунктом 3.1 арендная плата исчисляется с 01.03.2010.
Пунктом 3.3 договора предусмотрена обязанность арендатора вносить арендную плату ежемесячно не позднее 15 числа каждого текущего месяца в размере, указанном в приложении к договору.
Согласно пункту 3.5 договора в случае несвоевременного внесения арендатором арендной платы арендатор обязался оплатить арендодателю неустойку (пеню) в размере 0,1% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 08.02.2012 г. спорный земельный участок предоставлен ООО "ФСК "БАСКО" в собственность за плату.
Между истцом и ООО "ФСК "БАСКО" 28.03.2012 был заключен договор купли-продажи спорного земельного участка.
Право собственности ООО "ФСК "БАСКО" в отношении спорного земельного участка зарегистрировано 02.04.2012.
ООО "ФСК "БАСКО" сменило свое наименование на ООО "Фролиум", которое прекратило деятельность 07.02.2013 путем присоединения к ООО "Бета".
Истец, считая, что в период с 01.12.2011 по 31.03.2012 у ответчика образовалась задолженность в размере 7 177 968,96 руб., обратился в арбитражный суд.
Частично удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Органы государственной власти и местного самоуправления вправе изменять ставки арендных платежей, которые используются при определении объема обязательств по оплате за пользование земельным участком.
В этой связи увеличение размера арендной платы в результате изменения таких ставок публичным собственником земельного участка в соответствии с предоставленными полномочиями не является с его стороны нарушением условий договора о согласованном размере арендной платы.
Условия формирования арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из разъяснений, данных в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, следует, что принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативно-правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы, влечет изменение условий договора арендной платы без внесения изменений в его текст.
При этом к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
На основании положений Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", вышеуказанные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом исключается возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
Из Постановления от 17.12.2013 N 10782/13 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует, что размер регулируемой арендной платы в указанных случаях за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных для земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности. Данное правило распространяется на случаи аренды земельных участков не только для жилищного строительства, но и для любого строительства, когда договор аренды земельного участка заключен с предварительным согласованием места размещения объекта.
Абзацем 2 подпункта "д" пункта 3 Правил определения арендной платы, утвержденных Постановлением N 582, установлено, что в случае если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, арендная ставка рассчитывается в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Пунктом 8 указанных Правил установлено, что при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком.
При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
Пунктом 9 Правил, установлено, что арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости.
Судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 16:50:090710:39, предоставлялся в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Таким образом, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о том, что в данном случае необходимо расчет размера арендной платы производить в соответствии с Правилами, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации N 582 (в размере 2% от кадастровой стоимости спорного земельного участка с применением индексов прогнозируемого уровня инфляции на соответствующий год).
Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 кадастровая стоимость арендуемого истцом земельного участка составляет 287 118 979,56 руб.
Как правильно указали суды, с учетом даты опубликования постановления N 1102, указанная кадастровая стоимость земельного участка подлежала применению для целей определения размера арендной платы с 01.01.2012.
В предшествующем периоде (с 01.12.2011 по 31.12.2011) размер кадастровой стоимости спорного земельного участка определяется на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951 - в размере 243 674 088 руб.
Таким образом, судебные инстанции верно рассчитали, что в спорном периоде ответчику надлежало оплатить арендную плату в размере 1 868 116,40 руб.
Неустойка в размере 135 645,60 руб. взыскана судами правомерно с учетом размера взысканного долга и на основании условий договора и статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, направлены на переоценку имеющихся доказательств и установленных судом обстоятельств, что недопустимо в кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.09.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014 по делу N А65-14526/2014 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Р.А.НАФИКОВА
Судьи
В.В.АЛЕКСАНДРОВ
К.Р.ГАРИФУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 04.03.2015 N Ф06-21419/2013 ПО ДЕЛУ N А65-14526/2014
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2015 г. N Ф06-21419/2013
Дело N А65-14526/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нафиковой Р.А.,
судей Александрова В.В., Гарифуллиной К.Р.,
при участии представителя:
истца - Гатиятуллиной Л.Р. (доверенность от 12.02.2015),
в отсутствие ответчика, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного Комитета муниципального образования г. Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.09.2014 (судья Андреев К.П.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014 (председательствующий судья Терентьев Е.А., судьи Балакирева Е.М., Пышкина Н.Ю.)
по делу N А65-14526/2014
по исковому заявлению муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного Комитета муниципального образования г. Казани" к обществу с ограниченной ответственностью "Бета" о взыскании долга по арендной плате,
установил:
муниципальное казенное учреждение "Исполнительный комитет муниципального образования города Казани" (далее - истец, Комитет) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Бета" (далее - ответчик, ООО "Бета") о взыскании долга по арендной плате в размере 7 177 968,96 руб. за период с декабря 2011 года по март 2012 года и пени в размере 6 113 835,06 руб. по договору аренды от 05.05.2010 N 14485.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.09.2014, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014, иск удовлетворен частично. С ответчика в пользу истца взыскан долг в размере 1 868 116,40 руб. и неустойка в размере 135 645,60 руб. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, истец просит состоявшиеся судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направил, кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 08.02.2010 N 789 обществу с ограниченной ответственностью "ФСК "БАСКО" предоставлены в аренду земельные участки для строительства гостиничного комплекса по ул. Комсомольской - в том числе и земельный участок с кадастровым номером 16:50:090710:39 площадью 22 116 кв. м.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 04.04.2010 N 3115 в указанное постановление внесены изменения в части срока аренды.
Истец (арендодатель) и ООО "ФСК "БАСКО" (арендатор) 05.05.2010 заключили договор аренды земельного участка N 14485, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 22116,0 кв. м кадастровый номер 16:50:090710:39, категория земель земли населенных пунктов, адрес расположения земельного участка - г. Казань, Кировский район, ул. Комсомольская.
Разрешенное использование земельного участка - для строительства гостиничного комплекса.
Срок действия договора 49 лет до 07.02.2059.
В соответствии с пунктом 3.1 арендная плата исчисляется с 01.03.2010.
Пунктом 3.3 договора предусмотрена обязанность арендатора вносить арендную плату ежемесячно не позднее 15 числа каждого текущего месяца в размере, указанном в приложении к договору.
Согласно пункту 3.5 договора в случае несвоевременного внесения арендатором арендной платы арендатор обязался оплатить арендодателю неустойку (пеню) в размере 0,1% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 08.02.2012 г. спорный земельный участок предоставлен ООО "ФСК "БАСКО" в собственность за плату.
Между истцом и ООО "ФСК "БАСКО" 28.03.2012 был заключен договор купли-продажи спорного земельного участка.
Право собственности ООО "ФСК "БАСКО" в отношении спорного земельного участка зарегистрировано 02.04.2012.
ООО "ФСК "БАСКО" сменило свое наименование на ООО "Фролиум", которое прекратило деятельность 07.02.2013 путем присоединения к ООО "Бета".
Истец, считая, что в период с 01.12.2011 по 31.03.2012 у ответчика образовалась задолженность в размере 7 177 968,96 руб., обратился в арбитражный суд.
Частично удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Органы государственной власти и местного самоуправления вправе изменять ставки арендных платежей, которые используются при определении объема обязательств по оплате за пользование земельным участком.
В этой связи увеличение размера арендной платы в результате изменения таких ставок публичным собственником земельного участка в соответствии с предоставленными полномочиями не является с его стороны нарушением условий договора о согласованном размере арендной платы.
Условия формирования арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из разъяснений, данных в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, следует, что принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативно-правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы, влечет изменение условий договора арендной платы без внесения изменений в его текст.
При этом к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
На основании положений Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", вышеуказанные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом исключается возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
Из Постановления от 17.12.2013 N 10782/13 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует, что размер регулируемой арендной платы в указанных случаях за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных для земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности. Данное правило распространяется на случаи аренды земельных участков не только для жилищного строительства, но и для любого строительства, когда договор аренды земельного участка заключен с предварительным согласованием места размещения объекта.
Абзацем 2 подпункта "д" пункта 3 Правил определения арендной платы, утвержденных Постановлением N 582, установлено, что в случае если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, арендная ставка рассчитывается в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Пунктом 8 указанных Правил установлено, что при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком.
При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
Пунктом 9 Правил, установлено, что арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости.
Судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 16:50:090710:39, предоставлялся в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Таким образом, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о том, что в данном случае необходимо расчет размера арендной платы производить в соответствии с Правилами, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации N 582 (в размере 2% от кадастровой стоимости спорного земельного участка с применением индексов прогнозируемого уровня инфляции на соответствующий год).
Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 кадастровая стоимость арендуемого истцом земельного участка составляет 287 118 979,56 руб.
Как правильно указали суды, с учетом даты опубликования постановления N 1102, указанная кадастровая стоимость земельного участка подлежала применению для целей определения размера арендной платы с 01.01.2012.
В предшествующем периоде (с 01.12.2011 по 31.12.2011) размер кадастровой стоимости спорного земельного участка определяется на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951 - в размере 243 674 088 руб.
Таким образом, судебные инстанции верно рассчитали, что в спорном периоде ответчику надлежало оплатить арендную плату в размере 1 868 116,40 руб.
Неустойка в размере 135 645,60 руб. взыскана судами правомерно с учетом размера взысканного долга и на основании условий договора и статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, направлены на переоценку имеющихся доказательств и установленных судом обстоятельств, что недопустимо в кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.09.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014 по делу N А65-14526/2014 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Р.А.НАФИКОВА
Судьи
В.В.АЛЕКСАНДРОВ
К.Р.ГАРИФУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)