Судебные решения, арбитраж
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей Румянцева П.В., Мухина С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жеренковой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российская инновационная топливно-энергетическая компания"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.10.2013 по делу N А40-82192/2013, принятое судьей Андрияновой С.М. (шифр судьи 130-789),
по иску ОАО "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" (ОГРН 1028601440955, 628486, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Когалым, ул. Ноябрьская, д. 7)
к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (ОГРН 1067760630684, 107139, г. Москва, Орликов пер., д. 1/11)
третье лицо: Правительство Российской Федерации (ОГРН 1027739813507, 125032, г. Москва, ул. Тверская, д. 13)
о признании незаконным решения, обязании совершить действия
при участии:
от заявителя: Дьяченко Э.А., по доверенности <...>
от ответчика: Рыжкова Е.И., по доверенности <...>
от третьего лица: Рыжкова Е.И., <...> (по поручению)
установил:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ОАО "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" о признании отказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, оформленного письмом от 02.11.2012 N 15-15/1366, в переводе земельного участка общей площадью 4018 кв. м с кадастровым номером 34:18:100013:40 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения с целью разведки и добычи углеводородного сырья, незаконным; обязании Министерства сельского хозяйства Российской Федерации принять решение о переводе земельного участка общей площадью 4018 кв. м с кадастровым номером 34:18:100013:40 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения с целью разведки и добычи углеводородного сырья.
В качестве третьего лица привлечено Правительство Российской Федерации.
Решением суда от 22.10.2013 в удовлетворении требования отказано. При этом суд исходил из того, что ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", ни Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 450, ни другие нормативные правовые акты не наделяют Минсельхоз России полномочиями по принятию решений о переводе земельного участка из одной категории в другую.
С решением суда не согласился заявитель - ОАО "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что факт признания незаконным отказа в принятии ходатайства заявителя к рассмотрению о переводе земель из одной категории в другую по делу N А40-63855/12 подтверждает правомерность обращения заявителя с ходатайством о переводе земли в Минсельхоз РФ.
Ответчик и третье лицо возражают против удовлетворения апелляционной жалобы и просят решение суда оставить без изменения.
Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик указывает на то, что ответ Минсельхоза России, изложенный в письме от 02.11.2012 г. N 15-15/1366 не может расцениваться как отказ в переводе земельного участка из одной категории в другую.
Третьим лицом представлены письменные объяснения, в которых указывает, что принять решение о переводе земельного участка, находящегося в федеральной собственности, может только Правительство РФ, у Минсельхоза России указанных полномочий не имеется.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 13.02.2014 г. по 18.02.2014 г.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.07.2012 по делу N А40-63855/12-147-599 на Минсельхоз России возложена обязанность рассмотреть по существу ходатайство ОАО "РИТЭК" от 12.01.2012 вх. N 979/26 по представленным документам в установленном земельным законодательством порядке и сроки.
Письмом ОАО "РИТЭК" от 18.10.2012 N Р-805 и в адрес Минсельхоза России были направлены копия ходатайства от 12.01.2012 вх. N 979/26 и документы в его обоснование.
Минсельхоз России во исполнение решения Арбитражного суда г. Москвы от 09.07.2012 по делу N А40-63855/12-147-599 рассмотрел по существу и в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, представленное ходатайство о переводе земельного участка площадью 4018 кв. м с кадастровым номером 34:18:100013:40 (далее - земельный участок) из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения для размещения скважины N 2 Левобережной площади.
По результатам рассмотрения ходатайства в адрес ОАО "РИТЭК" письмом от 02.11.2012 N 15-15/1366 направлен ответ, в котором сообщается, что оснований для подготовки проекта акта Правительства Российской Федерации о переводе земельного участка из одной категории в другую по представленным документам не имеется.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации, перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Пунктами 13, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о категории земель и о виде разрешенного использования, если объектом недвижимости является земельный участок.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории земель в другую установлены статьей 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории земель в другую".
Согласно части 1 и 3 статьи 2 указанного Федерального закона для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории земель в другую заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую, в котором указываются кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Таким образом, из анализа положений указанных норм следует, что принять решение о переводе земельного участка, находящегося в федеральной собственности, вправе Правительство Российской Федерации, а не Минсельхоз России.
Принимая во внимание, что при рассмотрении настоящего дела установлено, что ответчик не является уполномоченным органом, в компетенции которого находится рассмотрение вопроса о переводе земель из одной категории в другую, оснований для признания незаконным письма Минсельхоза России от 02.11.2012 г. N 15-15/1366 не имеется и соответственно отсутствуют основания для устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя, поскольку с учетом указанных обстоятельств обжалуемое письмо не является препятствием для осуществления перевода земельного участка из одной категории в другую в установленном законом порядке, а также не является отказом в переводе земельного участка из одной категории в другую.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. ст. 104, 110 АПК РФ ОАО "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.10.2013 по делу N А40-82192/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ОАО "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" из Федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 руб., как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Н.Н.КОЛЬЦОВА
Судьи
П.В.РУМЯНЦЕВ
С.М.МУХИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.02.2014 N 09АП-46086/2013 ПО ДЕЛУ N А40-82192/2013
Разделы:Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2014 г. N 09АП-46086/2013
Дело N А40-82192/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей Румянцева П.В., Мухина С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жеренковой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российская инновационная топливно-энергетическая компания"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.10.2013 по делу N А40-82192/2013, принятое судьей Андрияновой С.М. (шифр судьи 130-789),
по иску ОАО "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" (ОГРН 1028601440955, 628486, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Когалым, ул. Ноябрьская, д. 7)
к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (ОГРН 1067760630684, 107139, г. Москва, Орликов пер., д. 1/11)
третье лицо: Правительство Российской Федерации (ОГРН 1027739813507, 125032, г. Москва, ул. Тверская, д. 13)
о признании незаконным решения, обязании совершить действия
при участии:
от заявителя: Дьяченко Э.А., по доверенности <...>
от ответчика: Рыжкова Е.И., по доверенности <...>
от третьего лица: Рыжкова Е.И., <...> (по поручению)
установил:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ОАО "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" о признании отказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, оформленного письмом от 02.11.2012 N 15-15/1366, в переводе земельного участка общей площадью 4018 кв. м с кадастровым номером 34:18:100013:40 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения с целью разведки и добычи углеводородного сырья, незаконным; обязании Министерства сельского хозяйства Российской Федерации принять решение о переводе земельного участка общей площадью 4018 кв. м с кадастровым номером 34:18:100013:40 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения с целью разведки и добычи углеводородного сырья.
В качестве третьего лица привлечено Правительство Российской Федерации.
Решением суда от 22.10.2013 в удовлетворении требования отказано. При этом суд исходил из того, что ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", ни Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 450, ни другие нормативные правовые акты не наделяют Минсельхоз России полномочиями по принятию решений о переводе земельного участка из одной категории в другую.
С решением суда не согласился заявитель - ОАО "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что факт признания незаконным отказа в принятии ходатайства заявителя к рассмотрению о переводе земель из одной категории в другую по делу N А40-63855/12 подтверждает правомерность обращения заявителя с ходатайством о переводе земли в Минсельхоз РФ.
Ответчик и третье лицо возражают против удовлетворения апелляционной жалобы и просят решение суда оставить без изменения.
Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик указывает на то, что ответ Минсельхоза России, изложенный в письме от 02.11.2012 г. N 15-15/1366 не может расцениваться как отказ в переводе земельного участка из одной категории в другую.
Третьим лицом представлены письменные объяснения, в которых указывает, что принять решение о переводе земельного участка, находящегося в федеральной собственности, может только Правительство РФ, у Минсельхоза России указанных полномочий не имеется.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 13.02.2014 г. по 18.02.2014 г.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.07.2012 по делу N А40-63855/12-147-599 на Минсельхоз России возложена обязанность рассмотреть по существу ходатайство ОАО "РИТЭК" от 12.01.2012 вх. N 979/26 по представленным документам в установленном земельным законодательством порядке и сроки.
Письмом ОАО "РИТЭК" от 18.10.2012 N Р-805 и в адрес Минсельхоза России были направлены копия ходатайства от 12.01.2012 вх. N 979/26 и документы в его обоснование.
Минсельхоз России во исполнение решения Арбитражного суда г. Москвы от 09.07.2012 по делу N А40-63855/12-147-599 рассмотрел по существу и в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, представленное ходатайство о переводе земельного участка площадью 4018 кв. м с кадастровым номером 34:18:100013:40 (далее - земельный участок) из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения для размещения скважины N 2 Левобережной площади.
По результатам рассмотрения ходатайства в адрес ОАО "РИТЭК" письмом от 02.11.2012 N 15-15/1366 направлен ответ, в котором сообщается, что оснований для подготовки проекта акта Правительства Российской Федерации о переводе земельного участка из одной категории в другую по представленным документам не имеется.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации, перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Пунктами 13, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о категории земель и о виде разрешенного использования, если объектом недвижимости является земельный участок.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории земель в другую установлены статьей 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории земель в другую".
Согласно части 1 и 3 статьи 2 указанного Федерального закона для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории земель в другую заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую, в котором указываются кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Таким образом, из анализа положений указанных норм следует, что принять решение о переводе земельного участка, находящегося в федеральной собственности, вправе Правительство Российской Федерации, а не Минсельхоз России.
Принимая во внимание, что при рассмотрении настоящего дела установлено, что ответчик не является уполномоченным органом, в компетенции которого находится рассмотрение вопроса о переводе земель из одной категории в другую, оснований для признания незаконным письма Минсельхоза России от 02.11.2012 г. N 15-15/1366 не имеется и соответственно отсутствуют основания для устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя, поскольку с учетом указанных обстоятельств обжалуемое письмо не является препятствием для осуществления перевода земельного участка из одной категории в другую в установленном законом порядке, а также не является отказом в переводе земельного участка из одной категории в другую.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. ст. 104, 110 АПК РФ ОАО "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.10.2013 по делу N А40-82192/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ОАО "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" из Федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 руб., как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Н.Н.КОЛЬЦОВА
Судьи
П.В.РУМЯНЦЕВ
С.М.МУХИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)