Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.07.2015 ПО ДЕЛУ N 3-479/15

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 июля 2015 г. по делу N 3-479/15


Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ракуновой Л.И.
при секретаре П.А.А.
с участием прокурора Смирновой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В.И.Г. об оспаривании распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 г. N 564-РМ "Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области" в части сведений о результатах государственной кадастровой оценки земельных участков с N <...>-<...>, содержащиеся в п.п. 4940-4949, 4951-5248, N <...>-<...>, содержащиеся в п.п. 9454-9672, N <...>-<...>, содержащиеся в п.п. 9902-9911, 9913-9922, 9924-9933, 9935-9944, 9946-9955, 9957-9966, 9968-9977, 9979-9988, 9990-9999, 10001-10010, 10012-10021, 10023-10032, 10034-10043, 10045-10054, 10056-10065, 10067-10076, 10078-10087, 10089-10098, 10100-10109, 10011-10120, 10122-10131, 10133-10142, 10144-10153, 10155-10164, 10166-10175, 10177-10186, 10188-10197, 10199-10208, 10210-10219, 10221-10223, раздела 52 "Сергиево-Посадский муниципальный район" приложения N 1 оспариваемого распоряжения,
установил:

В.И.Г. обратился в Московский областной суд с заявлением о признании частично недействующим распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 г. N 564-РМ "Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области" в части сведений о результатах государственной кадастровой оценки земельных участков с N <...>-<...>, содержащиеся в п.п. 4940-4949, 4951-5248, N <...>-<...>, содержащиеся в п.п. 9454-9672, N <...>-<...>, содержащиеся в п.п. 9902-9911, 9913-9922, 9924-9933, 9935-9944, 9946-9955, 9957-9966, 9968-9977, 9979-9988, 9990-9999, 10001-10010, 10012-10021, 10023-10032, 10034-10043, 10045-10054, 10056-10065, 10067-10076, 10078-10087, 10089-10098, 10100-10109, 10011-10120, 10122-10131, 10133-10142, 10144-10153, 10155-10164, 10166-10175, 10177-10186, 10188-10197, 10199-10208, 10210-10219, 10221-10223, раздела 52 "Сергиево-Посадский муниципальный район" приложения N 1 оспариваемого распоряжения.
В обоснование требований заявитель ссылался на то, что являлся собственником земельных участков с кадастровыми номерами: <...> (право регистрировано в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10 декабря 2014 г.); <...> (регистрация права 18 декабря 2014 г.); <...> (регистрация права 26 декабря 2014 г.).
19 января 2015 г. заявителем было принято решение о разделе земельных участков <...>, <...>, <...>. В результате раздела земельного участка с кадастровым номером <...> были образованы земельные участки с кадастровыми номерами <...>-<...> (право собственности на земельные участки зарегистрировано 5-6 февраля 2015 г.). В результате раздела земельного участка с кадастровым номером <...> были образованы земельные участки с кадастровыми номерами <...>-<...> (право собственности на земельные участки зарегистрировано 5 февраля 2015 г.). В результате раздела земельного участка с кадастровым номером <...> были образованы земельные участки с кадастровыми номерами <...>-<...> (право собственности на земельные участки зарегистрировано 5 февраля 2015 г.). Кадастровый учет раздела земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...> осуществлен в 2012 г. Сведения о вновь образованных земельных участках были внесены в Государственный кадастр недвижимости с временным статусом на основании ч. 4 ст. 24 Федеральный закон от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
26 ноября 2013 г. Министерством экологии и природопользования Московской области принято распоряжение N 564-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области". На основании указанного распоряжения была проведена кадастровая оценка вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами <...>-<...>, <...>-<...>, <...>-<...>.
Заявитель, ссылаясь на положения земельного, гражданского законодательства, а также на Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", полагает, что отсутствовали правовые основания для установления кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков на дату установления кадастровой стоимости основных земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>.
Представители заинтересованных лиц: Министерства экологии и природопользования Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области возражали против удовлетворения заявленных требований. Полагали, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции и в полном соответствии с требованиями федерального законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора Смирновой Н.В., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, суд не находит оснований для удовлетворения заявления В.И.Г. исходя из следующего.
В силу пунктов "в" и "к" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации (п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Вопросы государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. 135-ФЗ "О оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции закона, действовавшей на дату принятия оспариваемого распоряжения. Далее по тексту - Закон об оценочной деятельности).
Согласно положениям ст. 3 Закона об оценочной деятельности под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован главой III.1 (ст.ст. 24.11-24.22) настоящего Закона.
Статьей 24.11 Закона об оценочной деятельности установлено, что под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии со ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
Ст. 24.13 настоящего Закона устанавливает, что государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется заказчику работ по определению кадастровой стоимости по его запросу уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения кадастра недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности, и включающем в себя в том числе требования к содержанию такого запроса. При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, а также в иных фондах данных, базах данных и документах, имеющихся в распоряжении органа кадастрового учета.
Как установлено судом при рассмотрении настоящего гражданского дела, Министерством экологии и природопользования 26 ноября 2013 г. принято распоряжение N 564-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области".
Распоряжение опубликовано в официальном издании - газете "Ежедневные новости. Подмосковье", N 223, 27 ноября 2013 г.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 12 мая 2014 г. N 182-РМ "О внесении изменений в распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель" в распоряжение N 564-РМ внесены изменения в том числе наименование распоряжения, подпункты 1.1, 1.2, 1.3, наименование в приложении N 1. приложении N 2, приложении N 3 после слов "дачных объединений" дополнены словами ", а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории".
Распоряжение N 182-РМ опубликовано в официальном издании: газете "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 85 (3265), 15 мая 2014 г.
В соответствии с п. 12.25 Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 17 сентября 2007 г. N 681/27 (в редакции, действовавшей на период проведения государственной кадастровой оценки и утверждения ее результатов распоряжением N 564-РМ), утверждение результатов кадастровой оценки и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) Московской области входило в компетенцию данного Министерства.
Таким образом, в силу указанных выше положений закона об оценочной деятельности в полномочия Министерства входило и принятие решения о проведении кадастровой оценки и выполнения функций заказчика данных работ.
В настоящее время выполнение всех указанных функций относится к полномочиям Министерства имущественных отношений Московской области (постановление Правительства Московской области от 13 декабря 2013 года N 1045/54 "О внесении изменений в Положение о Министерстве имущественных отношений Московской области и в Положение о Министерстве экологии и природопользования Московской области").
Пунктами 10-10.5 Перечня мероприятий Долгосрочной целевой программы Московской области "Экология Подмосковья на 2011-2013 годы" (приложение N 1, подпрограмма 1), утвержденной постановлением Правительства Московской области от 09 августа 2010 г. N 646/34, предусматривались работы по государственной кадастровой оценке земель Московской области. Ответственным органом за реализацию подпрограммы 1 являлось Министерство экологии и природопользования Московской области.
10 января 2013 г. Министерством экологии и природопользования Московской области был направлен запрос N 08-3 в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области о предоставлении Министерству перечней земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке по соответствующим видам земель.
19 августа 2013 г. между Министерством экологии и природопользования Московской области и ООО "Ц" заключен государственный контракт N <...> на выполнение работ по проведению Государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области.
В соответствии с требованиями ст. 24.17 и ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности после принятия отчета об определении кадастровой стоимости результаты государственной кадастровой оценки были утверждены оспариваемым распоряжением N 564-РМ.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что распоряжение N 564-РМ принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, в полном соответствии с требованиями федерального законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы заявителя о том, что временно учтенные земельные участки не могли быть объектом кадастровой оценки не могут служить основанием для признания распоряжения N 564-РМ в оспариваемой части не действующим.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
В силу ч. 9 ст. 4 Закона о кадастре в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
В судебном заседании установлено, что сведения о временно учтенных земельных участках, принадлежащих заявителю, были использованы для целей выполнения кадастровых работ по определению их кадастровой стоимости.
С учетом системного толкования законов, приведенных в настоящем решении, суд не усматривает оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта не действующим в части установления кадастровой стоимости принадлежащих заявителю земельных участков, сведения о которых носят временный характер.
Из пояснений представителя заявителя в судебном заседании бесспорно установлено, что до даты внесения сведений в ГКН о регистрации прав заявителя на вновь образованные земельные участки, для целей налогообложения учитывалась кадастровая стоимость основных ранее существовавших земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>.
Руководствуясь ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:

заявление В.И.Г. об оспаривании распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 г. N 564-РМ "Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области" в части сведений о результатах государственной кадастровой оценки земельных участков с N <...>-<...>, содержащиеся в п.п. 4940-4949, 4951-5248, N <...>-<...>, содержащиеся в п.п. 9454-9672, N <...>-<...>, содержащиеся в п.п. 9902-9911, 9913-9922, 9924-9933, 9935-9944, 9946-9955, 9957-9966, 9968-9977, 9979-9988, 9990-9999, 10001-10010, 10012-10021, 10023-10032, 10034-10043, 10045-10054, 10056-10065, 10067-10076, 10078-10087, 10089-10098, 10100-10109, 10011-10120, 10122-10131, 10133-10142, 10144-10153, 10155-10164, 10166-10175, 10177-10186, 10188-10197, 10199-10208, 10210-10219, 10221-10223, раздела 52 "Сергиево-Посадский муниципальный район" приложения N 1 оспариваемого распоряжения оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме и принесено апелляционное представление прокурором в тот же срок.
Судья
Л.И. Ракунова




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)