Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3790/2014) общества с ограниченной ответственностью "ПОРТ" и апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5054/2014) Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.03.2014 по делу N А70-14311/2013 (судья Бадрызлова М.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПОРТ" (ОГРН 1127232050736, ИНН 7203281430)
к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460)
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217003:301 площадью 1297 кв. м, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Советская, для целей, не связанных со строительством (организации автостоянки для организованной стоянки транспортных средств на платной основе), изложенном в письме "О рассмотрении заявления" N 131206099/10-2 от 06.12.2013 и обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя,
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "ПОРТ" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- от Департамента имущественных отношений Тюменской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- установил:
- Общество с ограниченной ответственностью "ПОРТ" (далее по тексту - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее по тексту - ответчик, Департамент) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217003:301 площадью 1297 кв. м, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Советская, для целей, не связанных со строительством (организации автостоянки для организованной стоянки транспортных средств на платной основе), изложенном в письме "О рассмотрении заявления" N 131206099/10-2 от 06.12.2013;
- об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя следующим путем:
- - в недельный срок со дня принятия судебного акта арбитражным судом, принять решение о предоставлении в собственность ООО "ПОРТ" земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217003:301 площадью 1297 кв. м, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Советская, для целей, не связанных со строительством (организации автостоянки для организованной стоянки транспортных средств на платной основе), в соответствии с заявлением от 04.11.2013 N 53 и вручить лично копию такого решения директору ООО "ПОРТ" Крицкому А.В. с приложением кадастрового паспорта земельного участка и проектом договора купли-продажи;
- - заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217003:301 с ООО "ПОРТ" в недельный срок со дня принятия решения.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 19.03.2014 по делу N А70-14311/2013 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217003:301 площадью 1297 кв. м, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Советская, для целей, не связанных со строительством (организации автостоянки для организованной стоянки транспортных средств на платной основе), изложенное в письме Департамента имущественных отношений Тюменской области "О рассмотрении заявления" от 06.12.2013 г. N 131206099/10-2.
Суд обязал Департамент имущественных отношений Тюменской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения заявления ООО "ПОРТ" от 04.11.2013 N 53 в соответствии с действующим законодательством, после вступления решения в законную силу.
Судебный акт мотивирован непредставлением доказательств того, что спорный земельный участок отнесен к территории общего пользования. Принадлежность испрашиваемого земельного участка предусматривает возможность размещения на нем автомобильной парковки. Суд указал, что оспариваемое решение Департамента об отказе в предоставлении земельного участка является необоснованным, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности. Также суд указал, что на момент рассмотрения дела утвержден проект планировки территории планировочного района N 6 "Центральный", в связи с чем для восстановления прав Общества необходимо обязать Департамент для повторного рассмотрения заявления о предоставлении в собственность земельного участка.
С Департамента имущественных отношений Тюменской области в пользу ООО "ПОРТ" взысканы судебные расходы в сумме 2 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ПОРТ" и Департамент обратились с апелляционными жалобами.
Департамент в своей апелляционной жалобе указал, что ООО "ПОРТ" испрашивало земельный участок для целей, не связанных со строительством в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Судом не установлено наличие нарушений прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Департамент считает, что решение суда является не мотивированным.
ООО "ПОРТ" в своей апелляционной жалобе указало на несогласие в части способа устранения допущенного нарушения прав и законных интересов Общества. Проект планировки планировочного района N 6 "Центральный" не опубликован в средствах массовой информации. Проект планировки территории, как часть документации по планировке территории, не определяет размещения конкретных объектов, в том числе, как в капитальном, так и в не капитальном исполнении, а устанавливает границы кварталов, территориальные зоны. Из документов, представленных Департаментом, не следует, что на испрашиваемом земельном участке планируется строительство объектов федерального, регионального, местного значения, или что, испрашиваемый участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд. Общество считает, что способом устранения допущенного Департаментом нарушения, является принятие решения о предоставлении Обществу земельного участка.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционным жалобам, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение апелляционных жалоб проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционные жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
04.11.2013 Общество обратилось в Департамент с заявлением N 53 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217003:301 площадью 1297 кв. м, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Советская, для целей, не связанных со строительством (организации автостоянки для организованной стоянки транспортных средств на платной основе).
Письмом от 06.12.2013 N 131206099/10-2 Департамент отказал заявителю в предоставлении земельного участка. В качестве основания для отказа ответчик указал, что вышеназванный земельный участок входит в границы земель общего пользования и используется неограниченным кругом лиц.
Общество, считая незаконным вышеуказанный отказ, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
19.03.2014 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано Обществом и Департаментом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Порядок предоставления заинтересованным лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, что (вопреки доводу Департамента), имеет место быть в рассматриваемом случае, регулируется статьей 34 ЗК РФ.
Из содержания статьи 34 ЗК РФ следует, что в данной статье заключены общие положения предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, которые конкретизируются в подзаконных нормативных актах.
Кроме того, статья 34 ЗК РФ не устанавливает безусловную обязанность органа местного самоуправления предоставить земельный участок именно в собственность любому обратившемуся лицу.
Пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Постановлением Правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-п утверждено Положение о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, а также расположенных на территории муниципального образования городской округ город Тюмень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Положение N 144-п).
Согласно пункту 9.12 Положения N 144-п, в случае отсутствия у заявителя права на предоставление земельного участка, Департамент в течение тридцати календарных дней со дня поступления заявления направляет заявителю письменный отказ в предоставлении земельного участка, содержащий причины такого отказа.
Письмом от 06.12.2013, ответчик сообщил Обществу об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с расположением данного участка в границах земель общего пользования.
Суд апелляционной инстанции считает, что данный отказ является необоснованным исходя из следующего.
В силу статьи 85 ЗК РФ к земельным участкам общего пользования относятся не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие.
Департамент ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок не закрыт для общего доступа, используется неограниченным кругом лиц для прохода и парковки автомобилей. В качестве доказательств ответчик представил акт обследования земельного участка N 299/23-3144/1.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ суд апелляционной инстанции усматривает, что указанный земельный участок не благоустроен, не огорожен. При этом фактическое его использование гражданами с целью парковки автомобилей, в связи с наличием к нему открытого доступа, не может однозначно свидетельствовать о том, что указанный участок земли является земельным участком общего пользования. Из представленных в дело документов не усматривается, что спорный участок отнесен к территории общего пользования. Каких-либо доказательств отнесения спорного земельного участка к землям общего пользования ответчиком не представлено и о наличии таких доказательств не заявлено.
Кроме того, следует учесть, что в соответствии с понятием, данным в пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, границы существующих, планируемых (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования обозначаются красными линиями.
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, ими может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары и т.п.) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
Доказательств того, что испрашиваемый заявителем участок расположен на территории, обозначенной красными линиями, Департаментом также не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 59 Правил землепользования и застройки города Тюмени (утвержденных решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154) зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения ОД-2 выделена для формирования местных (локальных) центров городских районов и центров вдоль улиц с широким спектром функций, ориентированных на удовлетворение потребностей населения.
В силу пункта 3 статьи 59 Правил землепользования и застройки города Тюмени (утв. решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154) вспомогательным видом разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения, обеспечивающие функционирование и технологически связанные с основными и условно разрешенными видами использования земельных участков и объектов капитального строительства, является размещение объектов хранения легкового автотранспорта.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Тюмени, испрашиваемый земельный участок находится в общественно-деловой зоне размещения объектов социального и коммунально-бытового значения (ОД-2).
Следовательно, принадлежность испрашиваемого участка к зоне ОД-2 предусматривает возможность размещения на данном участке автомобильной парковки.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, Департаментов в материалы дела не представлено. Не представлено таких доказательств и при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
При этом Обществом представлена копия кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, согласно которому данный земельный участок входит в территориальную зону "зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения", разрешенное использование: для благоустройства территории с организацией парковочных мест.
Таким образом, оспариваемое решение Департамента об отказе в предоставлении земельного участка является необоснованным, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем, требования Общества обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
В качестве способа восстановления нарушенного права Общество просило суд обязать Департамент принять решение о преставлении в собственность земельного участка.
Суд апелляционной инстанции считает, что данное требование обоснованно не удовлетворено судом первой инстанции.
Департамент представил суду проект планировки территории планировочного района N 6 "Центральный", утвержденный Постановлением Администрации г. Тюмени от 13.01.2014 N 10 по результатам публичных слушаний.
Данный проект утвержден после принятия Департаментом решения об отказе в предоставлении земельного участка.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории. При этом в силу части 5 статьи 41 названного Кодекса при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и для размещения линейных объектов (части 1 и 2 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Учитывая указанные нормы права, суд первой инстанции правильно указал, что земельные участки подлежат предоставлению для размещения объектов, с учетом проектов планировки и межевания.
Как указано ранее, Общество обратилось в Департамент до момента утверждения проекта планировки территории планировочного района N 6 "Центральный", однако на момент рассмотрения дела указанный проект планировки утвержден в установленном законом порядке.
В этой связи, в порядке восстановления нарушенного права заявителя, суд правильно обязал Департамент имущественных отношений Тюменской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения заявления ООО "ПОРТ" от 04.11.2013 N 53 в соответствии с действующим законодательством, после вступления решения в законную силу.
Доводы, апелляционной жалобы, касающиеся оценки правомерности заявителя на предоставление земельного участка в соответствии с проектом планировки территории планировочного района N 6 "Центральный" апелляционным судом не оцениваются, поскольку Департамент в своем отказе на данное основание не ссылался и по существу соответствие заявления проекту еще не оценивалось.
Таким образом, доводы апелляционных жалоб, проверенные судом апелляционной инстанции не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, в силу чего, не являются основаниями для отмены по существу правильно принятого судом первой инстанции решения.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области и апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПОРТ" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.03.2014 по делу N А70-14311/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.06.2014 N 08АП-3790/2014 ПО ДЕЛУ N А70-14311/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2014 г. N 08АП-3790/2014
Дело N А70-14311/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3790/2014) общества с ограниченной ответственностью "ПОРТ" и апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5054/2014) Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.03.2014 по делу N А70-14311/2013 (судья Бадрызлова М.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПОРТ" (ОГРН 1127232050736, ИНН 7203281430)
к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460)
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217003:301 площадью 1297 кв. м, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Советская, для целей, не связанных со строительством (организации автостоянки для организованной стоянки транспортных средств на платной основе), изложенном в письме "О рассмотрении заявления" N 131206099/10-2 от 06.12.2013 и обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя,
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "ПОРТ" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- от Департамента имущественных отношений Тюменской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- установил:
- Общество с ограниченной ответственностью "ПОРТ" (далее по тексту - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее по тексту - ответчик, Департамент) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217003:301 площадью 1297 кв. м, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Советская, для целей, не связанных со строительством (организации автостоянки для организованной стоянки транспортных средств на платной основе), изложенном в письме "О рассмотрении заявления" N 131206099/10-2 от 06.12.2013;
- об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя следующим путем:
- - в недельный срок со дня принятия судебного акта арбитражным судом, принять решение о предоставлении в собственность ООО "ПОРТ" земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217003:301 площадью 1297 кв. м, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Советская, для целей, не связанных со строительством (организации автостоянки для организованной стоянки транспортных средств на платной основе), в соответствии с заявлением от 04.11.2013 N 53 и вручить лично копию такого решения директору ООО "ПОРТ" Крицкому А.В. с приложением кадастрового паспорта земельного участка и проектом договора купли-продажи;
- - заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217003:301 с ООО "ПОРТ" в недельный срок со дня принятия решения.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 19.03.2014 по делу N А70-14311/2013 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217003:301 площадью 1297 кв. м, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Советская, для целей, не связанных со строительством (организации автостоянки для организованной стоянки транспортных средств на платной основе), изложенное в письме Департамента имущественных отношений Тюменской области "О рассмотрении заявления" от 06.12.2013 г. N 131206099/10-2.
Суд обязал Департамент имущественных отношений Тюменской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения заявления ООО "ПОРТ" от 04.11.2013 N 53 в соответствии с действующим законодательством, после вступления решения в законную силу.
Судебный акт мотивирован непредставлением доказательств того, что спорный земельный участок отнесен к территории общего пользования. Принадлежность испрашиваемого земельного участка предусматривает возможность размещения на нем автомобильной парковки. Суд указал, что оспариваемое решение Департамента об отказе в предоставлении земельного участка является необоснованным, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности. Также суд указал, что на момент рассмотрения дела утвержден проект планировки территории планировочного района N 6 "Центральный", в связи с чем для восстановления прав Общества необходимо обязать Департамент для повторного рассмотрения заявления о предоставлении в собственность земельного участка.
С Департамента имущественных отношений Тюменской области в пользу ООО "ПОРТ" взысканы судебные расходы в сумме 2 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ПОРТ" и Департамент обратились с апелляционными жалобами.
Департамент в своей апелляционной жалобе указал, что ООО "ПОРТ" испрашивало земельный участок для целей, не связанных со строительством в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Судом не установлено наличие нарушений прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Департамент считает, что решение суда является не мотивированным.
ООО "ПОРТ" в своей апелляционной жалобе указало на несогласие в части способа устранения допущенного нарушения прав и законных интересов Общества. Проект планировки планировочного района N 6 "Центральный" не опубликован в средствах массовой информации. Проект планировки территории, как часть документации по планировке территории, не определяет размещения конкретных объектов, в том числе, как в капитальном, так и в не капитальном исполнении, а устанавливает границы кварталов, территориальные зоны. Из документов, представленных Департаментом, не следует, что на испрашиваемом земельном участке планируется строительство объектов федерального, регионального, местного значения, или что, испрашиваемый участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд. Общество считает, что способом устранения допущенного Департаментом нарушения, является принятие решения о предоставлении Обществу земельного участка.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционным жалобам, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение апелляционных жалоб проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционные жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
04.11.2013 Общество обратилось в Департамент с заявлением N 53 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217003:301 площадью 1297 кв. м, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Советская, для целей, не связанных со строительством (организации автостоянки для организованной стоянки транспортных средств на платной основе).
Письмом от 06.12.2013 N 131206099/10-2 Департамент отказал заявителю в предоставлении земельного участка. В качестве основания для отказа ответчик указал, что вышеназванный земельный участок входит в границы земель общего пользования и используется неограниченным кругом лиц.
Общество, считая незаконным вышеуказанный отказ, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
19.03.2014 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано Обществом и Департаментом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Порядок предоставления заинтересованным лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, что (вопреки доводу Департамента), имеет место быть в рассматриваемом случае, регулируется статьей 34 ЗК РФ.
Из содержания статьи 34 ЗК РФ следует, что в данной статье заключены общие положения предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, которые конкретизируются в подзаконных нормативных актах.
Кроме того, статья 34 ЗК РФ не устанавливает безусловную обязанность органа местного самоуправления предоставить земельный участок именно в собственность любому обратившемуся лицу.
Пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Постановлением Правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-п утверждено Положение о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, а также расположенных на территории муниципального образования городской округ город Тюмень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Положение N 144-п).
Согласно пункту 9.12 Положения N 144-п, в случае отсутствия у заявителя права на предоставление земельного участка, Департамент в течение тридцати календарных дней со дня поступления заявления направляет заявителю письменный отказ в предоставлении земельного участка, содержащий причины такого отказа.
Письмом от 06.12.2013, ответчик сообщил Обществу об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с расположением данного участка в границах земель общего пользования.
Суд апелляционной инстанции считает, что данный отказ является необоснованным исходя из следующего.
В силу статьи 85 ЗК РФ к земельным участкам общего пользования относятся не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие.
Департамент ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок не закрыт для общего доступа, используется неограниченным кругом лиц для прохода и парковки автомобилей. В качестве доказательств ответчик представил акт обследования земельного участка N 299/23-3144/1.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ суд апелляционной инстанции усматривает, что указанный земельный участок не благоустроен, не огорожен. При этом фактическое его использование гражданами с целью парковки автомобилей, в связи с наличием к нему открытого доступа, не может однозначно свидетельствовать о том, что указанный участок земли является земельным участком общего пользования. Из представленных в дело документов не усматривается, что спорный участок отнесен к территории общего пользования. Каких-либо доказательств отнесения спорного земельного участка к землям общего пользования ответчиком не представлено и о наличии таких доказательств не заявлено.
Кроме того, следует учесть, что в соответствии с понятием, данным в пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, границы существующих, планируемых (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования обозначаются красными линиями.
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, ими может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары и т.п.) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
Доказательств того, что испрашиваемый заявителем участок расположен на территории, обозначенной красными линиями, Департаментом также не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 59 Правил землепользования и застройки города Тюмени (утвержденных решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154) зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения ОД-2 выделена для формирования местных (локальных) центров городских районов и центров вдоль улиц с широким спектром функций, ориентированных на удовлетворение потребностей населения.
В силу пункта 3 статьи 59 Правил землепользования и застройки города Тюмени (утв. решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154) вспомогательным видом разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения, обеспечивающие функционирование и технологически связанные с основными и условно разрешенными видами использования земельных участков и объектов капитального строительства, является размещение объектов хранения легкового автотранспорта.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Тюмени, испрашиваемый земельный участок находится в общественно-деловой зоне размещения объектов социального и коммунально-бытового значения (ОД-2).
Следовательно, принадлежность испрашиваемого участка к зоне ОД-2 предусматривает возможность размещения на данном участке автомобильной парковки.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, Департаментов в материалы дела не представлено. Не представлено таких доказательств и при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
При этом Обществом представлена копия кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, согласно которому данный земельный участок входит в территориальную зону "зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения", разрешенное использование: для благоустройства территории с организацией парковочных мест.
Таким образом, оспариваемое решение Департамента об отказе в предоставлении земельного участка является необоснованным, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем, требования Общества обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
В качестве способа восстановления нарушенного права Общество просило суд обязать Департамент принять решение о преставлении в собственность земельного участка.
Суд апелляционной инстанции считает, что данное требование обоснованно не удовлетворено судом первой инстанции.
Департамент представил суду проект планировки территории планировочного района N 6 "Центральный", утвержденный Постановлением Администрации г. Тюмени от 13.01.2014 N 10 по результатам публичных слушаний.
Данный проект утвержден после принятия Департаментом решения об отказе в предоставлении земельного участка.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории. При этом в силу части 5 статьи 41 названного Кодекса при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и для размещения линейных объектов (части 1 и 2 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Учитывая указанные нормы права, суд первой инстанции правильно указал, что земельные участки подлежат предоставлению для размещения объектов, с учетом проектов планировки и межевания.
Как указано ранее, Общество обратилось в Департамент до момента утверждения проекта планировки территории планировочного района N 6 "Центральный", однако на момент рассмотрения дела указанный проект планировки утвержден в установленном законом порядке.
В этой связи, в порядке восстановления нарушенного права заявителя, суд правильно обязал Департамент имущественных отношений Тюменской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения заявления ООО "ПОРТ" от 04.11.2013 N 53 в соответствии с действующим законодательством, после вступления решения в законную силу.
Доводы, апелляционной жалобы, касающиеся оценки правомерности заявителя на предоставление земельного участка в соответствии с проектом планировки территории планировочного района N 6 "Центральный" апелляционным судом не оцениваются, поскольку Департамент в своем отказе на данное основание не ссылался и по существу соответствие заявления проекту еще не оценивалось.
Таким образом, доводы апелляционных жалоб, проверенные судом апелляционной инстанции не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, в силу чего, не являются основаниями для отмены по существу правильно принятого судом первой инстанции решения.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области и апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПОРТ" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.03.2014 по делу N А70-14311/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)