Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей; Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Подушкин О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего: Крамаренко О.А.,
судей: Зеленского А.М., Алферовой Г.П.,
при секретаре Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 января 2014 г. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа "Город Калининград" на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 04 октября 2013 г. которым исковые требования Д. удовлетворены.
За Д. признано право на первоочередное предоставление земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, в аренду за плату, без проведения торгов.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., объяснения представителя администрации городского округа "Город Калининград" - С.С., поддержавшего апелляционную жалобу, пояснения представителя Д. - С.Е., возражавшего против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия
установила:
Д. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику, указав, что является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно. Реализуя свое право, предусмотренное ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", обратился 25.04.2013 к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер N, однако в удовлетворении его требований отказано. Полагает это решение органа местного самоуправления необоснованным, поскольку отсутствие механизма реализации льготы в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не должно ущемлять его права. Просит признать за истцом право на первоочередное предоставление земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, понудив администрацию городского округа "Город Калининград" предоставить истцу в первоочередном порядке в аренду без проведения торгов указанный земельный участок.
Рассмотрев дело, суд вынес изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация городского округа "Город Калининград" просит решение суда отменить. Ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене.
Удовлетворяя требования Д., суд исходил из того, что льгота по обеспечению инвалидов земельными участками для строительства индивидуальных жилых домов прямо предусмотрена законом и является непосредственно действующей без других условий. Данные выводы суда не соответствуют нормам материального права.
Государственная политика Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в свобод, а также вопросы применения мер социальной поддержки инвалидов определены Федеральным законом от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон).
Согласно ст. 2 Федерального закона, социальная поддержка инвалидов включает систему мер, обеспечивающих социальные гарантии инвалидам. К числу таких гарантий в жилищной сфере относятся положения статьи 17 Федерального закона, закрепляющие как право инвалидов и семьей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, быть обеспеченными жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, так и право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Во исполнение установленных законом мер социальной поддержки инвалидов Постановлением Правительством Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 были утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.
Пунктом 1 названных Правил предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями указанных Правил. То есть данным пунктом Правил четко установлено, что перечисленные в нем льготы предоставляются инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Правилами определены основания признания названной категории лиц нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет, а также порядок ведения такого учета (п. п. 2, 3, 4 Правил).
В соответствии с пунктом 17 Правил, обеспечение инвалидов в первоочередном порядке земельным участком, предназначенным для индивидуального жилищного строительства, осуществляется органом местного самоуправления и реализуется посредством подачи соответствующего заявления с приложением справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы.
Поскольку предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства является одной из гарантий в жилищной сфере, направлено на улучшение жилищных условий инвалида в целях повышения уровня его социальной защищенности и фактически выступает одной из форм обеспечения жильем, то при реализации такой меры социальной поддержки учитывается нуждаемость указанной категории лиц в улучшении жилья.
Доводы представителя Д. о том, что обеспечение инвалидов земельными участками осуществляется по нормам земельного законодательства и такая мера не является улучшением жилищных условий инвалида, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
Предоставление земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в силу положений п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ является основанием для снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях. То есть предоставление земельного участка для жилищного строительства является мерой улучшения жилищных условий. Вышеперечисленными нормами законодательства о социальной защите инвалидов установлен единый порядок защиты жилищных прав инвалидов, применяемый как к предоставлению жилых помещений, так и к предоставлению земельных участков для жилищного строительства.
Тем самым, из системного толкования приведенных выше норм законодательства, следует, что для первоочередного предоставления инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид должен состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Однако истец на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоит.
То есть права на предоставление земельного участка для строительства индивидуального жилого дома без проведения торгов он не имеет.
Решение суда незаконно и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 04 октября 2013 г. отменить и вынести новое решение, которым отказать Д. в удовлетворении иска к администрации городского округа г. Калининград о признании права на предоставление земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в аренду без проведения торгов.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.01.2014 ПО ДЕЛУ N 33-160/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей; Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 января 2014 г. по делу N 33-160/2014
Судья: Подушкин О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего: Крамаренко О.А.,
судей: Зеленского А.М., Алферовой Г.П.,
при секретаре Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 января 2014 г. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа "Город Калининград" на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 04 октября 2013 г. которым исковые требования Д. удовлетворены.
За Д. признано право на первоочередное предоставление земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, в аренду за плату, без проведения торгов.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., объяснения представителя администрации городского округа "Город Калининград" - С.С., поддержавшего апелляционную жалобу, пояснения представителя Д. - С.Е., возражавшего против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия
установила:
Д. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику, указав, что является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно. Реализуя свое право, предусмотренное ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", обратился 25.04.2013 к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер N, однако в удовлетворении его требований отказано. Полагает это решение органа местного самоуправления необоснованным, поскольку отсутствие механизма реализации льготы в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не должно ущемлять его права. Просит признать за истцом право на первоочередное предоставление земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, понудив администрацию городского округа "Город Калининград" предоставить истцу в первоочередном порядке в аренду без проведения торгов указанный земельный участок.
Рассмотрев дело, суд вынес изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация городского округа "Город Калининград" просит решение суда отменить. Ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене.
Удовлетворяя требования Д., суд исходил из того, что льгота по обеспечению инвалидов земельными участками для строительства индивидуальных жилых домов прямо предусмотрена законом и является непосредственно действующей без других условий. Данные выводы суда не соответствуют нормам материального права.
Государственная политика Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в свобод, а также вопросы применения мер социальной поддержки инвалидов определены Федеральным законом от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон).
Согласно ст. 2 Федерального закона, социальная поддержка инвалидов включает систему мер, обеспечивающих социальные гарантии инвалидам. К числу таких гарантий в жилищной сфере относятся положения статьи 17 Федерального закона, закрепляющие как право инвалидов и семьей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, быть обеспеченными жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, так и право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Во исполнение установленных законом мер социальной поддержки инвалидов Постановлением Правительством Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 были утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.
Пунктом 1 названных Правил предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями указанных Правил. То есть данным пунктом Правил четко установлено, что перечисленные в нем льготы предоставляются инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Правилами определены основания признания названной категории лиц нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет, а также порядок ведения такого учета (п. п. 2, 3, 4 Правил).
В соответствии с пунктом 17 Правил, обеспечение инвалидов в первоочередном порядке земельным участком, предназначенным для индивидуального жилищного строительства, осуществляется органом местного самоуправления и реализуется посредством подачи соответствующего заявления с приложением справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы.
Поскольку предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства является одной из гарантий в жилищной сфере, направлено на улучшение жилищных условий инвалида в целях повышения уровня его социальной защищенности и фактически выступает одной из форм обеспечения жильем, то при реализации такой меры социальной поддержки учитывается нуждаемость указанной категории лиц в улучшении жилья.
Доводы представителя Д. о том, что обеспечение инвалидов земельными участками осуществляется по нормам земельного законодательства и такая мера не является улучшением жилищных условий инвалида, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
Предоставление земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в силу положений п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ является основанием для снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях. То есть предоставление земельного участка для жилищного строительства является мерой улучшения жилищных условий. Вышеперечисленными нормами законодательства о социальной защите инвалидов установлен единый порядок защиты жилищных прав инвалидов, применяемый как к предоставлению жилых помещений, так и к предоставлению земельных участков для жилищного строительства.
Тем самым, из системного толкования приведенных выше норм законодательства, следует, что для первоочередного предоставления инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид должен состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Однако истец на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоит.
То есть права на предоставление земельного участка для строительства индивидуального жилого дома без проведения торгов он не имеет.
Решение суда незаконно и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 04 октября 2013 г. отменить и вынести новое решение, которым отказать Д. в удовлетворении иска к администрации городского округа г. Калининград о признании права на предоставление земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в аренду без проведения торгов.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)