Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2015 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Э.В. Ткаченко, В.А. Сидоренко, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2014 года по делу N А58-4650/2014 по заявлению Индивидуального предпринимателя Кневец Руслана Владимировича (ИНН 143500656718, ОГРН 304143505000262) без даты и номера к Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435133907, ОГРН 1031402045124) о признании незаконным и нарушающим право на свободное осуществление предпринимательской деятельности отказа, изложенного в письме Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска N 5198-ДИЗО/14 от 02.06.2014, в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Кальвица, 14 "Г", для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, об обязании вынести решение о формировании испрашиваемого земельного участка на торги,
суд первой инстанции, судья Эверстова Р.И.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не было;
- от заинтересованного лица: не было;
- от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя - Индивидуального предпринимателя Дейнека Игоря Алексеевича (ИНН 143500120388, ОГРНИП 308143506300024),: не было;
- установил:
Заявитель, индивидуальный предприниматель Кневец Руслан Владимирович, обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным и нарушающим право на свободное осуществление предпринимательской деятельности отказа, изложенного в письме Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска N 5198-ДИЗО/14 от 02.06.2014, в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Кальвица, 14 "Г", для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, об обязании вынести решение о формировании испрашиваемого земельного участка на торги.
Решением суда первой инстанции 15 декабря 2014 требования заявителя удовлетворены.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Поскольку Окружной администрацией не представлены доказательства, подтверждающие проведение кадастровых работ на испрашиваемый земельный участок, тем самым не установлены границы испрашиваемого земельного участка, суд пришел к выводу о недоказанности Окружной администрацией факта наложения испрашиваемого земельного участка с земельным участком с кадастровым номером 14:36:103020:14:38.
Администрация, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявила апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель Администрации в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 672002383817707.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции не правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им ненадлежащую оценку.
Представитель предпринимателя в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200283817714.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200282817691.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 29.01.2015.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Как правильно установил суд первой инстанции, предприниматель подал в Администрацию заявление о предоставлении ему земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта через ГАУ "Многофункциональный центр Республики Саха (Якутия)", что подтверждается распиской в приеме документов 01.04.2014 N обращения 203735.
Письмом Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска N 5198-ДИЗО/14 от 02.06.2014 заявителю отказано в формировании на торги земельного участка площадью 220 кв. м, расположенного по адресу: город Якутск, улица Кальвица, 14 "Г", под магазин, по основанию наложения земельного участка с кадастровым номером 14:36:103020:14:38 и наличия на испрашиваемом земельном участке объекта капитального строительства.
Предприниматель посчитав, что указанный отказ нарушает его права и законные интересы обратился в суд с рассматриваемым требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 30 Земельного кодекса установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (ч. 1).
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи (ч. 2).
Частью 4 ст. 30 Земельного кодекса установлено, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
- определение разрешенного использования земельного участка;
- определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение);
- принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 Земельного кодекса).
По смыслу положений Земельного кодекса и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Статья 7 Федерального закона N 221-ФЗ предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом установленных, в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ требований.
Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если указанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
Таким образом, земельный участок считается сформированным и становится объектом гражданского оборота только после определения его установленных законом характеристик.
Как усматривается из материалов дела, испрашиваемый предпринимателем земельный участок на кадастровый учет не поставлен.
Материалами дела не подтверждается и не оспаривается Администрацией, что мер по выполнению в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", по осуществлению работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка не проводилось.
В силу указанного, суд апелляционной инстанции считает, что у Администрации не было законных оснований отказывать заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка путем проведения торгов, поскольку в отсутствие данных кадастрового учета испрашиваемого земельного участка у нее не было оснований утверждать, что испрашиваемый земельный участок налагается на земельный участок с кадастровым номером 14:36:103020:14:38, а также то, что на испрашиваемом земельном участке имеется объект недвижимости.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанные выводы можно сделать исключительно при формировании испрашиваемого земельного участка, в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поскольку именно при проведении указанных работ определяются индивидуальные сведения испрашиваемого земельного участка относительно его расположения смежных участков, а также устанавливается факт расположение на формируемом участке объектов недвижимости.
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции считает, что нарушение прав предпринимателя состоит только в том, что оспариваемый им отказ принят Администрацией в отсутствие исполнения ей порядка установленного п. 1 ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса. В силу чего, их восстановление должно быть произведено путем рассмотрения его заявления в соответствии с указанным порядком.
Ссылки сторон на выкопировки и различные топосъемки, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку данные документы не являются актами кадастрового учета в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и содержат предположительные сведения, как о земельном участке, так и об объектах на них расположенных.
Довод Окружной администрации о том, что испрашиваемый земельный участок, расположенный по адресу: город Якутск, улица Кальвица, 14, (Сведения ИСОГД от 17.04.2014 N 07-418) не соответствует предельным (минимальным и максимальным) размерам земельных участков в зоне "П-4", в которой установлен минимальный размер земельного участка - 1000 кв. м, судом не принимается, поскольку данный довод не являлся основанием оспариваемого отказа, а кроме того, просьба претендента о предоставлении земельного участка всего на всего является его намерением, в то время как согласно закону, такому намерению корреспондирует право уполномоченного органа предоставить заявителю земельный участок в пределах законных параметров. Между тем как следует из материалов дела, Администрация кадастровые работы в отношении испрашиваемого земельного участка не проводила, параметры возможного предела предоставления земельного участка не устанавливала.
Кроме того, поскольку испрашиваемый земельный участок не сформирован, границы его не определены, определять его местонахождение в зоне как П-4, так и в зоне Ц-2 преждевременно.
Довод апелляционной жалобы о том, что на испрашиваемом земельном участке располагается объект недвижимости, принадлежащий заявителю, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку до реализации Администрацией в отношении испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка, данное утверждение основывается исключительно на предположении.
Согласие же сторон по указанному факту, в отсутствие исключительных (индивидуальных) сведений о земельном участке противоречит земельному законодательству, поскольку утверждать о нахождении на земельном участке объекта до проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке не представляется возможным.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы заявителя и не соответствует земельному законодательству.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "14" ноября 2014 года по делу N А58-4650/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Судьи
Э.В.ТКАЧЕНКО
В.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.02.2015 ПО ДЕЛУ N А58-4650/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2015 г. по делу N А58-4650/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2015 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Э.В. Ткаченко, В.А. Сидоренко, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2014 года по делу N А58-4650/2014 по заявлению Индивидуального предпринимателя Кневец Руслана Владимировича (ИНН 143500656718, ОГРН 304143505000262) без даты и номера к Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435133907, ОГРН 1031402045124) о признании незаконным и нарушающим право на свободное осуществление предпринимательской деятельности отказа, изложенного в письме Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска N 5198-ДИЗО/14 от 02.06.2014, в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Кальвица, 14 "Г", для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, об обязании вынести решение о формировании испрашиваемого земельного участка на торги,
суд первой инстанции, судья Эверстова Р.И.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не было;
- от заинтересованного лица: не было;
- от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя - Индивидуального предпринимателя Дейнека Игоря Алексеевича (ИНН 143500120388, ОГРНИП 308143506300024),: не было;
- установил:
Заявитель, индивидуальный предприниматель Кневец Руслан Владимирович, обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным и нарушающим право на свободное осуществление предпринимательской деятельности отказа, изложенного в письме Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска N 5198-ДИЗО/14 от 02.06.2014, в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Кальвица, 14 "Г", для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, об обязании вынести решение о формировании испрашиваемого земельного участка на торги.
Решением суда первой инстанции 15 декабря 2014 требования заявителя удовлетворены.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Поскольку Окружной администрацией не представлены доказательства, подтверждающие проведение кадастровых работ на испрашиваемый земельный участок, тем самым не установлены границы испрашиваемого земельного участка, суд пришел к выводу о недоказанности Окружной администрацией факта наложения испрашиваемого земельного участка с земельным участком с кадастровым номером 14:36:103020:14:38.
Администрация, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявила апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель Администрации в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 672002383817707.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции не правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им ненадлежащую оценку.
Представитель предпринимателя в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200283817714.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200282817691.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 29.01.2015.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Как правильно установил суд первой инстанции, предприниматель подал в Администрацию заявление о предоставлении ему земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта через ГАУ "Многофункциональный центр Республики Саха (Якутия)", что подтверждается распиской в приеме документов 01.04.2014 N обращения 203735.
Письмом Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска N 5198-ДИЗО/14 от 02.06.2014 заявителю отказано в формировании на торги земельного участка площадью 220 кв. м, расположенного по адресу: город Якутск, улица Кальвица, 14 "Г", под магазин, по основанию наложения земельного участка с кадастровым номером 14:36:103020:14:38 и наличия на испрашиваемом земельном участке объекта капитального строительства.
Предприниматель посчитав, что указанный отказ нарушает его права и законные интересы обратился в суд с рассматриваемым требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 30 Земельного кодекса установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (ч. 1).
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи (ч. 2).
Частью 4 ст. 30 Земельного кодекса установлено, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
- определение разрешенного использования земельного участка;
- определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение);
- принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 Земельного кодекса).
По смыслу положений Земельного кодекса и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Статья 7 Федерального закона N 221-ФЗ предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом установленных, в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ требований.
Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если указанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
Таким образом, земельный участок считается сформированным и становится объектом гражданского оборота только после определения его установленных законом характеристик.
Как усматривается из материалов дела, испрашиваемый предпринимателем земельный участок на кадастровый учет не поставлен.
Материалами дела не подтверждается и не оспаривается Администрацией, что мер по выполнению в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", по осуществлению работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка не проводилось.
В силу указанного, суд апелляционной инстанции считает, что у Администрации не было законных оснований отказывать заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка путем проведения торгов, поскольку в отсутствие данных кадастрового учета испрашиваемого земельного участка у нее не было оснований утверждать, что испрашиваемый земельный участок налагается на земельный участок с кадастровым номером 14:36:103020:14:38, а также то, что на испрашиваемом земельном участке имеется объект недвижимости.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанные выводы можно сделать исключительно при формировании испрашиваемого земельного участка, в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поскольку именно при проведении указанных работ определяются индивидуальные сведения испрашиваемого земельного участка относительно его расположения смежных участков, а также устанавливается факт расположение на формируемом участке объектов недвижимости.
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции считает, что нарушение прав предпринимателя состоит только в том, что оспариваемый им отказ принят Администрацией в отсутствие исполнения ей порядка установленного п. 1 ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса. В силу чего, их восстановление должно быть произведено путем рассмотрения его заявления в соответствии с указанным порядком.
Ссылки сторон на выкопировки и различные топосъемки, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку данные документы не являются актами кадастрового учета в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и содержат предположительные сведения, как о земельном участке, так и об объектах на них расположенных.
Довод Окружной администрации о том, что испрашиваемый земельный участок, расположенный по адресу: город Якутск, улица Кальвица, 14, (Сведения ИСОГД от 17.04.2014 N 07-418) не соответствует предельным (минимальным и максимальным) размерам земельных участков в зоне "П-4", в которой установлен минимальный размер земельного участка - 1000 кв. м, судом не принимается, поскольку данный довод не являлся основанием оспариваемого отказа, а кроме того, просьба претендента о предоставлении земельного участка всего на всего является его намерением, в то время как согласно закону, такому намерению корреспондирует право уполномоченного органа предоставить заявителю земельный участок в пределах законных параметров. Между тем как следует из материалов дела, Администрация кадастровые работы в отношении испрашиваемого земельного участка не проводила, параметры возможного предела предоставления земельного участка не устанавливала.
Кроме того, поскольку испрашиваемый земельный участок не сформирован, границы его не определены, определять его местонахождение в зоне как П-4, так и в зоне Ц-2 преждевременно.
Довод апелляционной жалобы о том, что на испрашиваемом земельном участке располагается объект недвижимости, принадлежащий заявителю, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку до реализации Администрацией в отношении испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка, данное утверждение основывается исключительно на предположении.
Согласие же сторон по указанному факту, в отсутствие исключительных (индивидуальных) сведений о земельном участке противоречит земельному законодательству, поскольку утверждать о нахождении на земельном участке объекта до проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке не представляется возможным.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы заявителя и не соответствует земельному законодательству.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "14" ноября 2014 года по делу N А58-4650/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Судьи
Э.В.ТКАЧЕНКО
В.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)