Судебные решения, арбитраж
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н.В.,
судей: Кудряшевой Е.В., Полосина А.Л.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Большаниной Е.Г.,
при участии:
от заявителя: Гобозовой Е.З., доверенность от 26.11.2014 N 580/14 (до 26.11.2015),
от заинтересованного лица: Колмакова Д.В., доверенность от 17.06.2014 N 3745/38 (до 01.07.2015),
от третьего лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Региональные электрические сети"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11 марта 2015 года по делу N А45-25264/2014 (судья И.А. Попова)
по заявлению открытого акционерного общества "Региональные электрические сети" (г. Новосибирск, ул. Семьи Шамшиных, д. 80,ОГРН 1045402509437, ИНН 5406291470)
к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (г. Новосибирск, Красный пр-т, д. 18)
третье лицо: Администрация Искитимского района Новосибирской области (Новосибирская обл., г. Искитим, ул. Пушкина, д. 51)
о признании незаконным действий, выразившихся в отказе в принятии к рассмотрению и возврате повторного ходатайства от 12.08.2014 N РЭС-02-11/7822,
установил:
Открытое акционерное общество "Региональные электрические сети" (далее - заявитель, ОАО "РЭС", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее - Департамент) о признании незаконным действия, выразившегося в отказе в принятии к рассмотрению и возврате повторного ходатайства от 12.08.2014 N РЭС-02-11/7822 о переводе земельного участка с кадастровым номером 54:07:057401:4208, площадью 146 кв. м, расположенного в Новосибирской области, Искитимский район, МО Морозовский сельсовет и земельного участка с кадастровым номером 54:07:057401:4209 площадью 5491 кв. м, расположенного в Новосибирской области, Искитимский район, МО Морозовский сельсовет из категории земель сельхозназначения в категорию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения для строительства подстанции 110 кВ "Морозово" и ВЛ 110 кВ незаконными.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Искитимского района Новосибирской области.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 11 марта 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указано, что суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; неправильно применены нормы материального права.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Департамент и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней доводам; представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции как законное и обоснованное.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Искитимского района Новосибирской области от 13.12.2011 N 2924 в соответствии со статьями 29 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации был утвержден акт выбора о предварительном согласовании места размещения объекта для строительства подстанции 110 кВ "Морозово" и ВЛ 110 кВ согласно акту.
В акте отсутствует ссылка на то, что выбор земельного участка осуществлен по заявлению ОАО "РЭС", но указано, что решение о предоставлении земельного участка принять после перевода из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли промышленности транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.
Согласно кадастровым паспортам от 04.12.2013, представленным в материалы дела, из земельного участка 54:07:057401:2553 были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 54:07:057401:4208, 54:07:057401:4209, сведения о которых носят временный характер до 05.12.2018.
Заявитель, полагая, что является заинтересованным лицом, обратился с ходатайствами в Департамент от 11.03.2014, от 12.08.2014 о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другие категории с приложением подписанного Главой Администрации Искитимского района Новосибирской области письма от 21.01.2014 о согласии на перевод земли в другую категорию (л. д. 35-38).
Ходатайство о переводе земельных участков заявитель обосновывает необходимостью строительства линий электропередач 110 кВ и строительства подстанции 110 кВ "Морозово" в целях электроснабжения множества потребителей.
Департамент письмом от 09.10.2014 сообщил об оставлении ходатайства от 12.08.2014 без рассмотрения и возвратил его со ссылкой на пункт 3 статью 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категорию в другую" (далее - Закон о переводе земель), поскольку в нарушение статьи 2 Закона о переводе земель в ходатайстве не указаны права на земельный участок.
Полагая, что действия Департамента, выразившегося в отказе в принятии к рассмотрению и возврате повторного ходатайства от 12.08.2014 N РЭС-02-11/7822 о переводе земельного участка с кадастровыми номерами 54:07:057401:4208, 54:07:057401:4209 незаконны, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение является законным и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения таких требований является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение им прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 4 статьи 200, части 2 и 3 статьи 201 АПК РФ).
Законом Новосибирской области от 14.04.2003 N 108-ОЗ "Об использовании земель на территории Новосибирской области" закреплены полномочия Правительства и Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области в сфере использования земель.
Согласно части 1 статьи 9 Закона Новосибирской области от 14.04.2003 N 108-ОЗ "Об использовании земель на территории Новосибирской области" областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным управлять и распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности области, является Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области.
В силу пункта "и" части 2 статьи 9 Закона Новосибирской области N 108-ОЗ "Об использовании земель на территории Новосибирской области" Департамент в сфере использования земель осуществляет подготовку документов о переводе земель и земельных участков из одной категории в другую.
Согласно Административному регламенту, а также положению о Департаменте имущества и земельных отношений Новосибирской области до принятия распоряжения Правительства Новосибирской области подготовка документов о переводе земельных участков осуществляется Департаментом.
В статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) закреплено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Земли сельскохозяйственного назначения и земли промышленности выделены в самостоятельные категории земель (пункты 1 и 3 части 1 статьи 7).
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 ЗК РФ).
Землями промышленности и иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач (пункт 1 статьи 87 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 8 ЗК РФ перевод из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую предусмотрены в статье 2 Закона о переводе земель. В ней, в частности, указано, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (часть 1). Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации (пункт 1 части 2).
Часть 3 статьи 2 Закона о переводе земель предусматривает, что в ходатайстве указываются кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы: выписка из государственного кадастра недвижимости или кадастровый паспорт такого земельного участка; выписка из единого государственного реестра юридических лиц; выписка из ЕГРП о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую (часть 4 статьи 2 Закона о переводе земель).
При этом сведения из регистрирующих органов запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления самостоятельно.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о переводе земель ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на его рассмотрение.
В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо, либо к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства (часть 2 статьи 3 Закона о переводе земель). Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения (часть 3 статьи 3 Закона о переводе земель).
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (часть 4 статьи 3 Закона о переводе земель).
Из письма Департамента от 09.10.2014 следует, что основанием для отказа в рассмотрении ходатайства и его возврата заявителю явилось несоблюдение требований к содержанию ходатайства, установленному в пункте 2 статьи 2 Закона о переводе земель.
Так, в ходатайстве от 12.08.2014, действия по не рассмотрению которого обжалуются заявителем, не указаны права на земельные участки, то есть содержание ходатайства не соответствует пункту 4 части 3 статьи 2 Закона о переводе земель (л. д. 37).
Как следует из материалов дела, заявитель не является собственником, арендатором либо иным пользователем указанных земельных участков; объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на указанных земельных участках, отсутствуют.
Проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Общество является ненадлежащим лицом, не обладающим правами на земельный участок.
Таким образом, действия Департамента по рассмотрению ходатайства заявителя о переводе земельного участка из категории земли - сельскохозяйственного назначения в другую категорию совершены в соответствии с действующим законодательством и в пределах предоставленных им полномочий.
Обратного заявителем в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не доказано.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Ссылка подателя жалобы на иную судебную практику не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет, принята судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11 марта 2015 года по делу N А45-25264/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Региональные электрические сети" из федерального бюджета 1500 рублей, государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 4492 от 31.03.2015.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Н.В.МАРЧЕНКО
Судьи
Е.В.КУДРЯШЕВА
А.Л.ПОЛОСИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.06.2015 N 07АП-3897/2015 ПО ДЕЛУ N А45-25264/2014
Разделы:Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2015 г. по делу N А45-25264/2014
резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н.В.,
судей: Кудряшевой Е.В., Полосина А.Л.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Большаниной Е.Г.,
при участии:
от заявителя: Гобозовой Е.З., доверенность от 26.11.2014 N 580/14 (до 26.11.2015),
от заинтересованного лица: Колмакова Д.В., доверенность от 17.06.2014 N 3745/38 (до 01.07.2015),
от третьего лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Региональные электрические сети"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11 марта 2015 года по делу N А45-25264/2014 (судья И.А. Попова)
по заявлению открытого акционерного общества "Региональные электрические сети" (г. Новосибирск, ул. Семьи Шамшиных, д. 80,ОГРН 1045402509437, ИНН 5406291470)
к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (г. Новосибирск, Красный пр-т, д. 18)
третье лицо: Администрация Искитимского района Новосибирской области (Новосибирская обл., г. Искитим, ул. Пушкина, д. 51)
о признании незаконным действий, выразившихся в отказе в принятии к рассмотрению и возврате повторного ходатайства от 12.08.2014 N РЭС-02-11/7822,
установил:
Открытое акционерное общество "Региональные электрические сети" (далее - заявитель, ОАО "РЭС", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее - Департамент) о признании незаконным действия, выразившегося в отказе в принятии к рассмотрению и возврате повторного ходатайства от 12.08.2014 N РЭС-02-11/7822 о переводе земельного участка с кадастровым номером 54:07:057401:4208, площадью 146 кв. м, расположенного в Новосибирской области, Искитимский район, МО Морозовский сельсовет и земельного участка с кадастровым номером 54:07:057401:4209 площадью 5491 кв. м, расположенного в Новосибирской области, Искитимский район, МО Морозовский сельсовет из категории земель сельхозназначения в категорию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения для строительства подстанции 110 кВ "Морозово" и ВЛ 110 кВ незаконными.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Искитимского района Новосибирской области.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 11 марта 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указано, что суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; неправильно применены нормы материального права.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Департамент и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней доводам; представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции как законное и обоснованное.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Искитимского района Новосибирской области от 13.12.2011 N 2924 в соответствии со статьями 29 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации был утвержден акт выбора о предварительном согласовании места размещения объекта для строительства подстанции 110 кВ "Морозово" и ВЛ 110 кВ согласно акту.
В акте отсутствует ссылка на то, что выбор земельного участка осуществлен по заявлению ОАО "РЭС", но указано, что решение о предоставлении земельного участка принять после перевода из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли промышленности транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.
Согласно кадастровым паспортам от 04.12.2013, представленным в материалы дела, из земельного участка 54:07:057401:2553 были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 54:07:057401:4208, 54:07:057401:4209, сведения о которых носят временный характер до 05.12.2018.
Заявитель, полагая, что является заинтересованным лицом, обратился с ходатайствами в Департамент от 11.03.2014, от 12.08.2014 о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другие категории с приложением подписанного Главой Администрации Искитимского района Новосибирской области письма от 21.01.2014 о согласии на перевод земли в другую категорию (л. д. 35-38).
Ходатайство о переводе земельных участков заявитель обосновывает необходимостью строительства линий электропередач 110 кВ и строительства подстанции 110 кВ "Морозово" в целях электроснабжения множества потребителей.
Департамент письмом от 09.10.2014 сообщил об оставлении ходатайства от 12.08.2014 без рассмотрения и возвратил его со ссылкой на пункт 3 статью 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категорию в другую" (далее - Закон о переводе земель), поскольку в нарушение статьи 2 Закона о переводе земель в ходатайстве не указаны права на земельный участок.
Полагая, что действия Департамента, выразившегося в отказе в принятии к рассмотрению и возврате повторного ходатайства от 12.08.2014 N РЭС-02-11/7822 о переводе земельного участка с кадастровыми номерами 54:07:057401:4208, 54:07:057401:4209 незаконны, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение является законным и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения таких требований является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение им прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 4 статьи 200, части 2 и 3 статьи 201 АПК РФ).
Законом Новосибирской области от 14.04.2003 N 108-ОЗ "Об использовании земель на территории Новосибирской области" закреплены полномочия Правительства и Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области в сфере использования земель.
Согласно части 1 статьи 9 Закона Новосибирской области от 14.04.2003 N 108-ОЗ "Об использовании земель на территории Новосибирской области" областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным управлять и распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности области, является Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области.
В силу пункта "и" части 2 статьи 9 Закона Новосибирской области N 108-ОЗ "Об использовании земель на территории Новосибирской области" Департамент в сфере использования земель осуществляет подготовку документов о переводе земель и земельных участков из одной категории в другую.
Согласно Административному регламенту, а также положению о Департаменте имущества и земельных отношений Новосибирской области до принятия распоряжения Правительства Новосибирской области подготовка документов о переводе земельных участков осуществляется Департаментом.
В статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) закреплено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Земли сельскохозяйственного назначения и земли промышленности выделены в самостоятельные категории земель (пункты 1 и 3 части 1 статьи 7).
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 ЗК РФ).
Землями промышленности и иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач (пункт 1 статьи 87 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 8 ЗК РФ перевод из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую предусмотрены в статье 2 Закона о переводе земель. В ней, в частности, указано, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (часть 1). Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации (пункт 1 части 2).
Часть 3 статьи 2 Закона о переводе земель предусматривает, что в ходатайстве указываются кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы: выписка из государственного кадастра недвижимости или кадастровый паспорт такого земельного участка; выписка из единого государственного реестра юридических лиц; выписка из ЕГРП о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую (часть 4 статьи 2 Закона о переводе земель).
При этом сведения из регистрирующих органов запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления самостоятельно.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о переводе земель ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на его рассмотрение.
В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо, либо к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства (часть 2 статьи 3 Закона о переводе земель). Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения (часть 3 статьи 3 Закона о переводе земель).
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (часть 4 статьи 3 Закона о переводе земель).
Из письма Департамента от 09.10.2014 следует, что основанием для отказа в рассмотрении ходатайства и его возврата заявителю явилось несоблюдение требований к содержанию ходатайства, установленному в пункте 2 статьи 2 Закона о переводе земель.
Так, в ходатайстве от 12.08.2014, действия по не рассмотрению которого обжалуются заявителем, не указаны права на земельные участки, то есть содержание ходатайства не соответствует пункту 4 части 3 статьи 2 Закона о переводе земель (л. д. 37).
Как следует из материалов дела, заявитель не является собственником, арендатором либо иным пользователем указанных земельных участков; объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на указанных земельных участках, отсутствуют.
Проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Общество является ненадлежащим лицом, не обладающим правами на земельный участок.
Таким образом, действия Департамента по рассмотрению ходатайства заявителя о переводе земельного участка из категории земли - сельскохозяйственного назначения в другую категорию совершены в соответствии с действующим законодательством и в пределах предоставленных им полномочий.
Обратного заявителем в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не доказано.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Ссылка подателя жалобы на иную судебную практику не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет, принята судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11 марта 2015 года по делу N А45-25264/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Региональные электрические сети" из федерального бюджета 1500 рублей, государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 4492 от 31.03.2015.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Н.В.МАРЧЕНКО
Судьи
Е.В.КУДРЯШЕВА
А.Л.ПОЛОСИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)