Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что строительство объекта было осуществлено без получения разрешительной документации и что он является самовольной постройкой.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22.07.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от заявителя: Пазухина К.А. (доверенность от 17.04.2014)
от заинтересованного лица: Киреевой Н.В. (доверенность от 05.09.2014 N 111/Д),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации городского округа Саранск
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.02.2015,
принятое судьей Артамоновой Л.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,
по делу N А39-5173/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИнвестСвет"
о признании незаконными действий администрации городского округа Саранск
и
общество с ограниченной ответственностью "ИнвестСвет" (далее - ООО "ИнвестСвет", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконными действий администрации городского округа Саранск (далее - Администрация, орган местного самоуправления) по отказу, выраженному в письме от 18.09.2014 N 6043-исх, в выдаче Обществу разрешения на строительство объекта капитального строительства "административное здание", расположенного по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, проспект Ленина, дом 100; об обязании Администрации в течение месяца с момента вступления решения в законную силу выдать ООО "ИнвестСвет" разрешение на строительство объекта капитального строительства "административное здание", расположенного по указанному адресу.
Решением суда первой инстанции от 06.02.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.04.2015, заявленные требования удовлетворены.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на статьи 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 49, 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статью 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об архитектурной деятельности), заявитель считает, что Обществом в нарушение установленной действующим законодательством процедуры осуществлено самовольное строительство объекта капитального строительства без получения от органа местного самоуправления соответствующего разрешения на строительство. Доказательств, подтверждающих наличие объективных обстоятельств, препятствующих получению разрешения на строительство спорного объекта, Общество не представило, в связи с чем у Администрации отсутствовали основания для выдачи ему этого разрешения.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании относительно доводов заявителя возразили.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Мордовия.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 12.12.2007 ОАО "Мордовнефтепродукт" и Общество заключили договор купли-продажи недвижимого имущества N ИС-1, по условиям которого заявителю переданы в собственность в том числе здание конторы цеха N 1 общей площадью 433,10 квадратного метра, инвентарный номер 5153/1, литер А, расположенного по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, Ленинский район, проспект Ленина, дом 100 и земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов, общей площадью 19 920 квадратных метров, кадастровый номер 13:23:0905083:0013, расположенный по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, Ленинский район, проспект Ленина, дом 100.
На основании протокола внеочередного общего собрания акционеров N 01/2013 ОАО "ИнвестСвет" реорганизовано путем преобразования в ООО "ИнвестСвет", о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 31.01.2014 налоговым органом внесена запись N 1141326000287 и в соответствии с передаточным актом от 01.11.2013 имущество ОАО "ИнвестСвет" передано Обществу.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 24.12.2013 N 13/2013-187766 следует, что из земельного участка с кадастровым номером 13:23:0905083:0013 в результате выдела образован земельный участок с кадастровым номером 13:23:0905083:23, площадью 1671 квадратный метр.
Обществу на праве собственности принадлежат: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных и административных зданий, строений сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, общей площадью 1671 квадратный метр, кадастровый номер 13:23:0905083:23, адрес (местонахождение) объекта: Республика Мордовия, город Саранск, Ленинский район, проспект Ленина, дом 100 (свидетельство о государственной регистрации права от 20.02.2014 серии 13 ГА N 842235); здание конторы цеха N 1, назначение: нежилое, этажность: 2, общая площадь 433,10 квадратного метра, инвентарный номер 5 153/1, литер А, адрес объекта: Республика Мордовия, город Саранск, Ленинский район, проспект Ленина, дом 100, с кадастровым номером 13:23:0905083:115 (свидетельство о государственной регистрации права от 20.02.2014 серии 13 ГА N 842236).
ООО "Инвест Свет" 02.09.2014 обратилось к главе Администрации с заявлением о выдаче разрешения на капитальное строительство административного здания, расположенного по адресу: город Саранск, проспект Ленина, дом 100.
Письмом от 18.09.2014 N 6043-исх орган местного самоуправления отказал Обществу в выдаче разрешения на строительство в связи с тем, что строительство данного объекта осуществлено без получения разрешительной документации, объект капитального строительства "административное здание" имеет статус самовольной постройки, а также в целях признания права собственности на самовольную постройку порекомендовал Обществу обратиться в суд.
Посчитав отказ в выдаче разрешения на строительство не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 44, 48, 49, 51 ГрК РФ и статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что ООО "ИнвестСвет" при обращении в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство спорного объекта представило все необходимые документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 ГрК РФ, в связи с чем у органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для отказа Обществу в выдаче данного разрешения, и удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа счел ее подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 8 ГрК РФ в объем полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности входит в том числе выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления.
На основании части 2 статьи 51 ГРК РФ и статьи 3 Закона об архитектурной деятельности строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные статьей 51 названного Кодекса документы.
В части 11 статьи 51 ГрК РФ установлено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 ГрК РФ).
Удовлетворяя требование Общества о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в выдаче разрешения на строительство спорного объекта, суды исходили из того, что Общество при обращении в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство административного здания представило все необходимые документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 ГрК РФ.
Однако суды не учли следующего.
В части 1 статьи 51 ГРК РФ предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 ГрК РФ).
Исходя из статьи 2 ГрК РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для данных целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Как следует из материалов дела и не оспаривается Обществом, за получением разрешения до начала строительства объекта недвижимости, расположенного по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, проспект Ленина, 100, оно не обращалось.
В принятых судебных актах отсутствуют выводы судов о препятствиях со стороны Администрации в получении Обществом разрешения на строительство.
В исковом заявлении ООО "ИнвестСтрой" (том 1, лист дела 9) прямо указывает, что названное разрешение ему необходимо для легализации строительства административного здания с целью узаконить объект строительства.
Вместе с тем принятие мер по получению разрешительной документации после окончания строительства объекта недвижимости не свидетельствует о законности действий заявителя, а также о добросовестности его поведения и не является основанием для легализации данного правонарушения.
Строительство административного здания осуществлялось Обществом с нарушением статьи 51 ГрК РФ, так как им не предпринималось никаких мер к получению разрешения на строительство как до начала строительства спорного объекта, так и во время его возведения. При отсутствии доказательств наличия препятствий для получении такого разрешения у Администрации не было оснований для удовлетворения заявления ООО "ИнвестСвет" о получении разрешения на строительство административного здания после его завершения.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11066/09.
В целях признания права собственности на административное здание Общество при наличии законных оснований вправе обратиться с иском в арбитражный суд в порядке статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебные акты по настоящему делу подлежат отмене, как принятые при неправильном применении норм материального права, а требование Общества не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в первой инстанции в сумме 2000 рублей, за рассмотрение дела в апелляционной инстанции в сумме 1500 рублей и за рассмотрение дела в кассационной инстанции в сумме 1500 рублей подлежат отнесению на Общество.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 2 части 1), 288 (частью 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
кассационную жалобу администрации городского округа Саранск удовлетворить. Решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.02.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по делу N А39-5173/2014 отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "ИнвестСвет" в удовлетворении заявления о признании незаконными действий администрации городского округа Саранск по отказу в выдаче обществу с ограниченной ответственностью "ИнвестСвет" разрешения на строительство объекта капитального строительства "административное здание", расположенного по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, проспект Ленина, 100, и обязании администрации городского округа Саранск в течение месяца с момента вступления решения в законную силу выдать обществу с ограниченной ответственностью "ИнвестСвет" разрешение на строительство данного объекта капитального строительства отказать.
Арбитражному суду Республики Мордовия произвести поворот исполнения решения от 06.02.2015 в части взыскания с администрации городского округа Саранск в пользу общества с ограниченной ответственностью "ИнвестСвет" судебных расходов в сумме 2000 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ИнвестСвет" в доход федерального бюджета 1500 рублей за рассмотрение кассационной жалобы и 1500 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Арбитражному суду Республики Мордовия выдать исполнительные листы.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 24.07.2015 N Ф01-2716/2015 ПО ДЕЛУ N А39-5173/2014
Требование: 1) О признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства; 2) Об обязании администрации муниципального образования выдать обществу разрешение на строительство.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что строительство объекта было осуществлено без получения разрешительной документации и что он является самовольной постройкой.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2015 г. по делу N А39-5173/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 22.07.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от заявителя: Пазухина К.А. (доверенность от 17.04.2014)
от заинтересованного лица: Киреевой Н.В. (доверенность от 05.09.2014 N 111/Д),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации городского округа Саранск
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.02.2015,
принятое судьей Артамоновой Л.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,
по делу N А39-5173/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИнвестСвет"
о признании незаконными действий администрации городского округа Саранск
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ИнвестСвет" (далее - ООО "ИнвестСвет", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконными действий администрации городского округа Саранск (далее - Администрация, орган местного самоуправления) по отказу, выраженному в письме от 18.09.2014 N 6043-исх, в выдаче Обществу разрешения на строительство объекта капитального строительства "административное здание", расположенного по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, проспект Ленина, дом 100; об обязании Администрации в течение месяца с момента вступления решения в законную силу выдать ООО "ИнвестСвет" разрешение на строительство объекта капитального строительства "административное здание", расположенного по указанному адресу.
Решением суда первой инстанции от 06.02.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.04.2015, заявленные требования удовлетворены.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на статьи 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 49, 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статью 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об архитектурной деятельности), заявитель считает, что Обществом в нарушение установленной действующим законодательством процедуры осуществлено самовольное строительство объекта капитального строительства без получения от органа местного самоуправления соответствующего разрешения на строительство. Доказательств, подтверждающих наличие объективных обстоятельств, препятствующих получению разрешения на строительство спорного объекта, Общество не представило, в связи с чем у Администрации отсутствовали основания для выдачи ему этого разрешения.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании относительно доводов заявителя возразили.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Мордовия.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 12.12.2007 ОАО "Мордовнефтепродукт" и Общество заключили договор купли-продажи недвижимого имущества N ИС-1, по условиям которого заявителю переданы в собственность в том числе здание конторы цеха N 1 общей площадью 433,10 квадратного метра, инвентарный номер 5153/1, литер А, расположенного по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, Ленинский район, проспект Ленина, дом 100 и земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов, общей площадью 19 920 квадратных метров, кадастровый номер 13:23:0905083:0013, расположенный по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, Ленинский район, проспект Ленина, дом 100.
На основании протокола внеочередного общего собрания акционеров N 01/2013 ОАО "ИнвестСвет" реорганизовано путем преобразования в ООО "ИнвестСвет", о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 31.01.2014 налоговым органом внесена запись N 1141326000287 и в соответствии с передаточным актом от 01.11.2013 имущество ОАО "ИнвестСвет" передано Обществу.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 24.12.2013 N 13/2013-187766 следует, что из земельного участка с кадастровым номером 13:23:0905083:0013 в результате выдела образован земельный участок с кадастровым номером 13:23:0905083:23, площадью 1671 квадратный метр.
Обществу на праве собственности принадлежат: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных и административных зданий, строений сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, общей площадью 1671 квадратный метр, кадастровый номер 13:23:0905083:23, адрес (местонахождение) объекта: Республика Мордовия, город Саранск, Ленинский район, проспект Ленина, дом 100 (свидетельство о государственной регистрации права от 20.02.2014 серии 13 ГА N 842235); здание конторы цеха N 1, назначение: нежилое, этажность: 2, общая площадь 433,10 квадратного метра, инвентарный номер 5 153/1, литер А, адрес объекта: Республика Мордовия, город Саранск, Ленинский район, проспект Ленина, дом 100, с кадастровым номером 13:23:0905083:115 (свидетельство о государственной регистрации права от 20.02.2014 серии 13 ГА N 842236).
ООО "Инвест Свет" 02.09.2014 обратилось к главе Администрации с заявлением о выдаче разрешения на капитальное строительство административного здания, расположенного по адресу: город Саранск, проспект Ленина, дом 100.
Письмом от 18.09.2014 N 6043-исх орган местного самоуправления отказал Обществу в выдаче разрешения на строительство в связи с тем, что строительство данного объекта осуществлено без получения разрешительной документации, объект капитального строительства "административное здание" имеет статус самовольной постройки, а также в целях признания права собственности на самовольную постройку порекомендовал Обществу обратиться в суд.
Посчитав отказ в выдаче разрешения на строительство не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 44, 48, 49, 51 ГрК РФ и статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что ООО "ИнвестСвет" при обращении в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство спорного объекта представило все необходимые документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 ГрК РФ, в связи с чем у органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для отказа Обществу в выдаче данного разрешения, и удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа счел ее подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 8 ГрК РФ в объем полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности входит в том числе выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления.
На основании части 2 статьи 51 ГРК РФ и статьи 3 Закона об архитектурной деятельности строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные статьей 51 названного Кодекса документы.
В части 11 статьи 51 ГрК РФ установлено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 ГрК РФ).
Удовлетворяя требование Общества о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в выдаче разрешения на строительство спорного объекта, суды исходили из того, что Общество при обращении в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство административного здания представило все необходимые документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 ГрК РФ.
Однако суды не учли следующего.
В части 1 статьи 51 ГРК РФ предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 ГрК РФ).
Исходя из статьи 2 ГрК РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для данных целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Как следует из материалов дела и не оспаривается Обществом, за получением разрешения до начала строительства объекта недвижимости, расположенного по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, проспект Ленина, 100, оно не обращалось.
В принятых судебных актах отсутствуют выводы судов о препятствиях со стороны Администрации в получении Обществом разрешения на строительство.
В исковом заявлении ООО "ИнвестСтрой" (том 1, лист дела 9) прямо указывает, что названное разрешение ему необходимо для легализации строительства административного здания с целью узаконить объект строительства.
Вместе с тем принятие мер по получению разрешительной документации после окончания строительства объекта недвижимости не свидетельствует о законности действий заявителя, а также о добросовестности его поведения и не является основанием для легализации данного правонарушения.
Строительство административного здания осуществлялось Обществом с нарушением статьи 51 ГрК РФ, так как им не предпринималось никаких мер к получению разрешения на строительство как до начала строительства спорного объекта, так и во время его возведения. При отсутствии доказательств наличия препятствий для получении такого разрешения у Администрации не было оснований для удовлетворения заявления ООО "ИнвестСвет" о получении разрешения на строительство административного здания после его завершения.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11066/09.
В целях признания права собственности на административное здание Общество при наличии законных оснований вправе обратиться с иском в арбитражный суд в порядке статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебные акты по настоящему делу подлежат отмене, как принятые при неправильном применении норм материального права, а требование Общества не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в первой инстанции в сумме 2000 рублей, за рассмотрение дела в апелляционной инстанции в сумме 1500 рублей и за рассмотрение дела в кассационной инстанции в сумме 1500 рублей подлежат отнесению на Общество.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 2 части 1), 288 (частью 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
кассационную жалобу администрации городского округа Саранск удовлетворить. Решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.02.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по делу N А39-5173/2014 отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "ИнвестСвет" в удовлетворении заявления о признании незаконными действий администрации городского округа Саранск по отказу в выдаче обществу с ограниченной ответственностью "ИнвестСвет" разрешения на строительство объекта капитального строительства "административное здание", расположенного по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, проспект Ленина, 100, и обязании администрации городского округа Саранск в течение месяца с момента вступления решения в законную силу выдать обществу с ограниченной ответственностью "ИнвестСвет" разрешение на строительство данного объекта капитального строительства отказать.
Арбитражному суду Республики Мордовия произвести поворот исполнения решения от 06.02.2015 в части взыскания с администрации городского округа Саранск в пользу общества с ограниченной ответственностью "ИнвестСвет" судебных расходов в сумме 2000 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ИнвестСвет" в доход федерального бюджета 1500 рублей за рассмотрение кассационной жалобы и 1500 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Арбитражному суду Республики Мордовия выдать исполнительные листы.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.ЧИГРАКОВ
А.И.ЧИГРАКОВ
Судьи
Н.Ю.БАШЕВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
Н.Ю.БАШЕВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)