Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.01.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Чебоксарский завод "Стройдормаш" (ОГРН 1022101132547, ИНН 2126002514, г. Чебоксары, Базовый проезд, д. 13)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.09.2013
по делу N А79-4006/2013,
принятое судьей Новожениной О.А.
по заявлению открытого акционерного общества "Чебоксарский завод "Стройдормаш"
о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике,
без участия лиц,
и
открытое акционерное общество "Чебоксарский завод "Стройдормаш" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике (далее - Управление Росимущества), выразившихся в отказе в приобретении прав на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 21:01:020704:74 (реестровый номер П11210000602) площадью 28837 кв. м, находящийся в федеральной собственности и расположенный по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, Базовый проезд, д. 13.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено закрытое акционерное общество "ЛАМА" (далее - ЗАО "ЛАМА").
Решением от 25.09.2013 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал Обществу в удовлетворении требования.
Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Управление Росимущества в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать, решение суда - оставить без изменения, а также заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.09.2013 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Чебоксары, Базовый проезд, д. 13: здание РСЦ, назначение: нежилое, общая площадь 3275,7 кв. м, лит. Е, Е1, Е2; механизированный кислородный склад, назначение: нежилое, общая площадь 203,6 кв. м, лит А; проходная будка, назначение: нежилое, общая площадь 30,8 кв. м, лит. Б; здание мехцеха N 2, назначение: нежилое, общая площадь 4403,6 кв. м, литеры Ж, Ж1, Ж2, Ж3, Ж4, Ж5, ж1, ж2, ж3; физкультурно-оздоровительный комплекс, назначение: нежилое, общая площадь 1052 кв. м, лит. Г, Г1, г1 (свидетельства о государственной регистрации права соответственно от 11.10.2007 серии 21 АА N 315829, от 03.09.2007 серии 21 АА N 291053, от 03.09.2007 серии 21 АА N 291054, от 17.07.2009 серии 21АА N 645357, от 11.10.2007 серии 21АА N 315830).
Основанием возникновения права собственности заявителя на указанные объекты недвижимого имущества является план приватизации Чебоксарского завода "Стройдормаш", утвержденный Госкомимуществом Чувашской Республики 30.12.1993.
Кроме того, заявителю на праве собственности принадлежит незавершенный строительством объект - одноэтажное здание из железобетонных панелей с антресолью, трехэтажным кирпичным пристроем, двухэтажным кирпичным пристроем, двумя кирпичными тамбурами; площадь 3032,7 кв. м, литер Д, Д1, Д2, д1, д2 (свидетельство о государственной регистрации права от 06.06.2005 серии 21АА N 042677).
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 21:01:020704:74 площадью 28837 кв. м, находящемся в собственности Российской Федерации на основании свидетельства о государственной регистрации права от 12.05.2010 серии 21АД N 213656.
Распоряжением Управления Росимущества от 06.07.2010 N 321-р земельный участок с кадастровым номером 21:01:020704:74 площадью 28837 кв. м, расположенный по адресу: г. Чебоксары, Базовый проезд, д. 13, предоставлен Обществу в аренду для нужд уставной деятельности.
Во исполнение данного распоряжения между Управлением Росимущества и Обществом заключен договор аренды земельного участка от 15.07.2010 N 230.
22.09.2011 Общество обратилось в Управление Росимущества с заявлением о выкупе этого участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 11.10.2011 N 03-22/5937 Управление Росимущества возвратило заявителю представленный пакет документов для устранения замечаний (не представлена информация об отсутствии (наличии) на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих третьим лицам; наличие зарегистрированных ограничений (обременений) прав в виде запрещения сделок с имуществом).
17.11.2011 заявитель повторно обратился в Управление Росимущества с просьбой принять решение о предоставлении земельного участка в собственность по ранее поданному заявлению от 22.09.2011.
Управление Росимущества вновь отказало Обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, указав на отсутствие документов, удостоверяющих личность и права (полномочия) генерального директора Паршина В.А. на обращение с заявлением; на отсутствие документов, подтверждающих стоимость активов данного общества, а также обоснования площади земельного участка, необходимой для эксплуатации объектов недвижимости (письмо от 28.04.2012 N 03-19/2255).
На последующие обращения Общества от 10.05.2012, от 28.06.2012, от 21.03.2013 по вопросу предоставления земельного участка в собственность Управление Росимущества письмами от 25.06.2012 N 03-22/3359, от 17.09.2012 N 03-19/5535, от 19.04.2013 N 03-19/2851 отказало заявителю в предоставлении спорного земельного участка, указав, что в представленном пакете документов отсутствуют правоустанавливающие документы на ряд объектов недвижимости, а также на нахождение на земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего третьему лицу - ЗАО "ЛАМА".
Посчитав отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность незаконным и нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
В силу пункта 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Таким образом, Общество обратилось с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка к уполномоченному органу по управлению и распоряжению земельными участками на территории Чувашской Республики, находящимися в государственной собственности.
Пунктом 1 статьи 36 Кодекса предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса).
Материалами дела подтверждается, что Общество как собственник объектов недвижимости вправе приобрести в собственность земельный участок, расположенный под этими объектами недвижимости.
В рассматриваемом случае Общество обратилось в Управление Росимущества с заявлением о выкупе в порядке статьи 36 Кодекса сформированного земельного участка с кадастровым номером 21:01:020704:74 площадью 28837 кв. м, расположенного по адресу: г. Чебоксары, Базовый проезд, д. 13, то есть всего земельного участка.
Вместе с тем, как установлено судом и подтверждается материалами дела, на указанном земельном участке также расположен объект недвижимости - незавершенный строительством объект: одноэтажное кирпично-панельное здание с антресолью, литер В, принадлежащий на праве собственности третьему лицу - ЗАО "ЛАМА" (свидетельство о государственной регистрации права серии 21АА N 0062074).
Исходя из принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов недвижимости, закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Кодекса, суд первой инстанции правомерно посчитал, что третьему лицу также принадлежит преимущественное право на закрепление земельного участка, необходимого для обслуживания принадлежащего ему объекта недвижимости.
Таким образом, установленное обстоятельство исключает предоставление Обществу в собственность спорного земельного участка в испрашиваемом размере.
То обстоятельство, что принадлежащее ЗАО "ЛАМА" здание является объектом незавершенного строительства, а также отсутствие возражений с его стороны относительно приватизации Обществом всего земельного участка, как верно отметил суд, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора.
В свою очередь суд апелляционной инстанции отмечает, что наличие на спорном земельном участке в числе прочих объектов принадлежащего Обществу объекта незавершенного строительства и при отсутствии на этом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего третьему лицу, не лишало бы заявителя права на приобретение спорного земельного участка в собственность в испрашиваемом размере, поскольку земельный участок с кадастровым номером 21:01:020704:74 площадью 28837 кв. м, расположенный по адресу: г. Чебоксары, Базовый проезд, д. 13, был сформирован непосредственно для нужд уставной деятельности, что следует и из содержания кадастрового паспорта (выписка из государственного кадастра недвижимости от 12.09.2011) и предоставлен Обществу в этих целях в аренду на основании соответствующего договора.
Позиция суда первой инстанции со ссылкой на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2008 N 8985/08 применительно к рассматриваемой ситуации является ошибочной, основанной на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречащей сложившейся судебно-арбитражной практике. В данном случае на спорном земельном участке располагается не только объект незавершенного строительства (что имеет место в указанном постановлении Президиума), но и иные объекты, не являющиеся таковыми. Наличие объекта незавершенного строительства с учетом расположения на земельном участке других объектов, находящихся в собственности заявителя, не должно являться препятствием ему в выкупе сформированного и находящегося в аренде земельного участка (при условии отсутствия объектов, принадлежащих на праве собственности третьим лицам, и отсутствия иных оснований, препятствующих предоставлению земельного участка).
Вместе с тем ошибочный вывод суда не привел к принятию неправильного судебного акта.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что поскольку суд рассмотрел заявление Общества по существу, он не должен был отказывать ему в связи с пропуском срока для обращения в арбитражный суд.
Повторно исследовав представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемый отказ Управления Росимущества, выраженный в письме от 19.04.2013 N 03-19/2851, не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В противоречие статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Обществом не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны необоснованными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый не нормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении требования.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.09.2013 по делу N А79-4006/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Чебоксарский завод "Стройдормаш" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.01.2014 ПО ДЕЛУ N А79-4006/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2014 г. по делу N А79-4006/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.01.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Чебоксарский завод "Стройдормаш" (ОГРН 1022101132547, ИНН 2126002514, г. Чебоксары, Базовый проезд, д. 13)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.09.2013
по делу N А79-4006/2013,
принятое судьей Новожениной О.А.
по заявлению открытого акционерного общества "Чебоксарский завод "Стройдормаш"
о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике,
без участия лиц,
и
установил:
открытое акционерное общество "Чебоксарский завод "Стройдормаш" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике (далее - Управление Росимущества), выразившихся в отказе в приобретении прав на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 21:01:020704:74 (реестровый номер П11210000602) площадью 28837 кв. м, находящийся в федеральной собственности и расположенный по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, Базовый проезд, д. 13.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено закрытое акционерное общество "ЛАМА" (далее - ЗАО "ЛАМА").
Решением от 25.09.2013 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал Обществу в удовлетворении требования.
Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Управление Росимущества в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать, решение суда - оставить без изменения, а также заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.09.2013 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Чебоксары, Базовый проезд, д. 13: здание РСЦ, назначение: нежилое, общая площадь 3275,7 кв. м, лит. Е, Е1, Е2; механизированный кислородный склад, назначение: нежилое, общая площадь 203,6 кв. м, лит А; проходная будка, назначение: нежилое, общая площадь 30,8 кв. м, лит. Б; здание мехцеха N 2, назначение: нежилое, общая площадь 4403,6 кв. м, литеры Ж, Ж1, Ж2, Ж3, Ж4, Ж5, ж1, ж2, ж3; физкультурно-оздоровительный комплекс, назначение: нежилое, общая площадь 1052 кв. м, лит. Г, Г1, г1 (свидетельства о государственной регистрации права соответственно от 11.10.2007 серии 21 АА N 315829, от 03.09.2007 серии 21 АА N 291053, от 03.09.2007 серии 21 АА N 291054, от 17.07.2009 серии 21АА N 645357, от 11.10.2007 серии 21АА N 315830).
Основанием возникновения права собственности заявителя на указанные объекты недвижимого имущества является план приватизации Чебоксарского завода "Стройдормаш", утвержденный Госкомимуществом Чувашской Республики 30.12.1993.
Кроме того, заявителю на праве собственности принадлежит незавершенный строительством объект - одноэтажное здание из железобетонных панелей с антресолью, трехэтажным кирпичным пристроем, двухэтажным кирпичным пристроем, двумя кирпичными тамбурами; площадь 3032,7 кв. м, литер Д, Д1, Д2, д1, д2 (свидетельство о государственной регистрации права от 06.06.2005 серии 21АА N 042677).
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 21:01:020704:74 площадью 28837 кв. м, находящемся в собственности Российской Федерации на основании свидетельства о государственной регистрации права от 12.05.2010 серии 21АД N 213656.
Распоряжением Управления Росимущества от 06.07.2010 N 321-р земельный участок с кадастровым номером 21:01:020704:74 площадью 28837 кв. м, расположенный по адресу: г. Чебоксары, Базовый проезд, д. 13, предоставлен Обществу в аренду для нужд уставной деятельности.
Во исполнение данного распоряжения между Управлением Росимущества и Обществом заключен договор аренды земельного участка от 15.07.2010 N 230.
22.09.2011 Общество обратилось в Управление Росимущества с заявлением о выкупе этого участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 11.10.2011 N 03-22/5937 Управление Росимущества возвратило заявителю представленный пакет документов для устранения замечаний (не представлена информация об отсутствии (наличии) на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих третьим лицам; наличие зарегистрированных ограничений (обременений) прав в виде запрещения сделок с имуществом).
17.11.2011 заявитель повторно обратился в Управление Росимущества с просьбой принять решение о предоставлении земельного участка в собственность по ранее поданному заявлению от 22.09.2011.
Управление Росимущества вновь отказало Обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, указав на отсутствие документов, удостоверяющих личность и права (полномочия) генерального директора Паршина В.А. на обращение с заявлением; на отсутствие документов, подтверждающих стоимость активов данного общества, а также обоснования площади земельного участка, необходимой для эксплуатации объектов недвижимости (письмо от 28.04.2012 N 03-19/2255).
На последующие обращения Общества от 10.05.2012, от 28.06.2012, от 21.03.2013 по вопросу предоставления земельного участка в собственность Управление Росимущества письмами от 25.06.2012 N 03-22/3359, от 17.09.2012 N 03-19/5535, от 19.04.2013 N 03-19/2851 отказало заявителю в предоставлении спорного земельного участка, указав, что в представленном пакете документов отсутствуют правоустанавливающие документы на ряд объектов недвижимости, а также на нахождение на земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего третьему лицу - ЗАО "ЛАМА".
Посчитав отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность незаконным и нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
В силу пункта 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Таким образом, Общество обратилось с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка к уполномоченному органу по управлению и распоряжению земельными участками на территории Чувашской Республики, находящимися в государственной собственности.
Пунктом 1 статьи 36 Кодекса предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса).
Материалами дела подтверждается, что Общество как собственник объектов недвижимости вправе приобрести в собственность земельный участок, расположенный под этими объектами недвижимости.
В рассматриваемом случае Общество обратилось в Управление Росимущества с заявлением о выкупе в порядке статьи 36 Кодекса сформированного земельного участка с кадастровым номером 21:01:020704:74 площадью 28837 кв. м, расположенного по адресу: г. Чебоксары, Базовый проезд, д. 13, то есть всего земельного участка.
Вместе с тем, как установлено судом и подтверждается материалами дела, на указанном земельном участке также расположен объект недвижимости - незавершенный строительством объект: одноэтажное кирпично-панельное здание с антресолью, литер В, принадлежащий на праве собственности третьему лицу - ЗАО "ЛАМА" (свидетельство о государственной регистрации права серии 21АА N 0062074).
Исходя из принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов недвижимости, закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Кодекса, суд первой инстанции правомерно посчитал, что третьему лицу также принадлежит преимущественное право на закрепление земельного участка, необходимого для обслуживания принадлежащего ему объекта недвижимости.
Таким образом, установленное обстоятельство исключает предоставление Обществу в собственность спорного земельного участка в испрашиваемом размере.
То обстоятельство, что принадлежащее ЗАО "ЛАМА" здание является объектом незавершенного строительства, а также отсутствие возражений с его стороны относительно приватизации Обществом всего земельного участка, как верно отметил суд, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора.
В свою очередь суд апелляционной инстанции отмечает, что наличие на спорном земельном участке в числе прочих объектов принадлежащего Обществу объекта незавершенного строительства и при отсутствии на этом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего третьему лицу, не лишало бы заявителя права на приобретение спорного земельного участка в собственность в испрашиваемом размере, поскольку земельный участок с кадастровым номером 21:01:020704:74 площадью 28837 кв. м, расположенный по адресу: г. Чебоксары, Базовый проезд, д. 13, был сформирован непосредственно для нужд уставной деятельности, что следует и из содержания кадастрового паспорта (выписка из государственного кадастра недвижимости от 12.09.2011) и предоставлен Обществу в этих целях в аренду на основании соответствующего договора.
Позиция суда первой инстанции со ссылкой на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2008 N 8985/08 применительно к рассматриваемой ситуации является ошибочной, основанной на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречащей сложившейся судебно-арбитражной практике. В данном случае на спорном земельном участке располагается не только объект незавершенного строительства (что имеет место в указанном постановлении Президиума), но и иные объекты, не являющиеся таковыми. Наличие объекта незавершенного строительства с учетом расположения на земельном участке других объектов, находящихся в собственности заявителя, не должно являться препятствием ему в выкупе сформированного и находящегося в аренде земельного участка (при условии отсутствия объектов, принадлежащих на праве собственности третьим лицам, и отсутствия иных оснований, препятствующих предоставлению земельного участка).
Вместе с тем ошибочный вывод суда не привел к принятию неправильного судебного акта.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что поскольку суд рассмотрел заявление Общества по существу, он не должен был отказывать ему в связи с пропуском срока для обращения в арбитражный суд.
Повторно исследовав представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемый отказ Управления Росимущества, выраженный в письме от 19.04.2013 N 03-19/2851, не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В противоречие статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Обществом не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны необоснованными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый не нормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении требования.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.09.2013 по делу N А79-4006/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Чебоксарский завод "Стройдормаш" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.СМИРНОВА
И.А.СМИРНОВА
Судьи
Т.А.ЗАХАРОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ
Т.А.ЗАХАРОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)