Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Зайнуллиной Г.К.,
судей Куловой Г.Р., Фархутдиновой Г.Р.,
при секретаре Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе А. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
В удовлетворении иска А. к Администрации Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан об обязании включения в списки граждан, имеющих право на получении земельной доли отказать.
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия
установила:
А. обратилась в суд с иском к Администрации МР Уфимский район РБ об обязании включить в список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), и предоставить земельную долю (пай) в размере 3,7 га из земель сельхозназначения, мотивируя тем, что в газете "..." N 14 (9654) от дата опубликовано информационное сообщение о приеме заявлений на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельхозназначения... (бывший колхоз "...") с дата по дата В связи с указанным объявлением А. обратилась в ОАО "...", где ей сообщили, что внутрихозяйственная комиссия в ОАО "..." не создана, а А. следует обратиться в ДП "..." по указанному в сообщении адресу. Заявление по этому адресу А. направила почтой. В связи с открытием конкурсного производства и процедурой банкротства внутрихозяйственная комиссия создана не была, общее собрание работников не проводилось, список лиц, имеющих право на получение земельного пая, не создавался. Администрация МР Уфимский район РБ не приняла своевременных мер для организации общего собрания граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), не сформировала и не утвердила списки на получение земельной доли (пая). Истец указывает, что проработала в... участковой больнице с дата по дата, проживает на территории адрес длительное время, однако во включении ее в список пайщиков администрацией МР Уфимский район РБ было отказано. А. просила обязать Администрацию МР Уфимский район РБ включить ее в список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельхозназначения, и предоставить ей земельную долю (пай) в размере 3,7 га.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе А. просит отменить решение суда, указывая, что, по ее мнению, установленный Законом РБ "О регулировании земельных отношений в РБ" срок, в течение которого граждане вправе приватизировать земельные участки - с дата до дата неправомерен, так как Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не предусмотрен срок окончания бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Считает, что в данном случае подлежат применению положения Федерального закона, имеющего большую юридическую силу. Заявление на участие в бесплатной приватизации земельных участков истцом было заполнено на бланке, указанном в Приложении к Постановлению Правительства РБ от 15.03.2006 г. N 60, и направлено во внутрихозяйственную комиссию ДП "...". В указанном бланке не предусмотрено указание размера доли (пая), а также указание на решение общего собрания. В связи с тем, что в нарушение п. п. 2.1, 3.3 Постановления Правительства РБ "Об утверждении Порядка работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности" внутрихозяйственная комиссия не выполняла надлежащим образом возложенные на нее полномочия, у истца отсутствует возможность предоставления решения общего собрания. О том, что истец с заявлением должна была дополнительно обратиться в администрацию МР Уфимский район РБ ни в информационном сообщении от дата г., ни в законе РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" не указано. По мнению апеллянта, земли ДП "..." подлежали приватизации, поскольку не подпадают под категорию земель, которые не подлежат приватизации, предусмотренную п. 4 ст. 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Внутрихозяйственная комиссия на предприятии не была создана, однако была создана районная комиссия по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности, что подтверждается решением N... от дата
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о дне и времени судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя А. - С., поддержавшую апелляционную жалобу, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со ст. 28 ЗК РФ могут предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ. Перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта РФ.
В соответствии со ст. 21 Закона РБ от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", бесплатная однократная приватизация гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с настоящим Законом осуществляется до 1 января 2012 года.
Списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утвержденные с дата до дата решениями общих собраний, указанных в ч. 5 ст. 21.2 настоящего Закона, являются основанием для принятия уполномоченными органами решений о бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков.
Решения о бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на основании списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утвержденных до дата решениями общих собраний, указанных в ч. 5 ст. 21.2 настоящего Закона, принимаются уполномоченными органами после дата, но не позднее дата.
В соответствии с ч. 3 ст. 21.2 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) имеют граждане, имевшие по состоянию на дата право на получение земельной доли (пая) при реорганизации колхозов, совхозов и иных сельскохозяйственных предприятий в соответствии с решениями трудовых коллективов. Частью 5 указанной статьи установлено, что списки граждан имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утверждаются решением общего собрания сельскохозяйственной организации (предприятия). Общее собрание сельскохозяйственной организации (предприятия) считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов всех его членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на собрании членов сельскохозяйственной организации (предприятия).
В случае, если сельскохозяйственная организация (предприятие) ликвидирована, то общее собрание граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), организуется органом местного самоуправления, на территории которого расположены земли ликвидированной организации (предприятия).
В целях реализации прав граждан на земельные участки и обеспечения единого подхода и механизма бесплатного однократного предоставления гражданам на праве общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, постановлением Правительства РБ от 15 марта 2006 года за N 60 утвержден Порядок работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности.
Согласно п. п. 1.3, 1.4 и 2.3 Порядка в целях организации работ по поэтапной и планомерной бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения создаются внутрихозяйственные и районные комиссии по бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Внутрихозяйственные комиссии проводят общие собрания сельскохозяйственных организаций (предприятий), общие собрания граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) на территории сельских поселений, где расположены земли ликвидированных сельскохозяйственных организаций (предприятий).
К основным полномочиям внутрихозяйственной комиссии относятся:
- принятие заявлений граждан на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- составление (уточнение) списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая);
- определение площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации, и размера земельной доли (пая) в сельскохозяйственной организации.
Согласно п. 5.5 Порядка заявление на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения подается заявителем во внутрихозяйственную комиссию по местонахождению сельскохозяйственной организации.
В силу п. 6.1 Порядка утвержденные общим собранием сельскохозяйственной организации или граждан, имеющих право на получение земельной доли, и согласованные районной комиссией списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), а также заявления граждан на предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в общую собственность в двухнедельный срок с момента получения списка рассматриваются уполномоченным органом.
При отсутствии замечаний уполномоченный орган принимает решение о бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен определенный порядок предоставления земель для приватизации сельскохозяйственных угодий.
Из материалов дела следует, что А. проработала в... участковой больнице с дата по дата.
дата А. обратилась в Администрацию МР Уфимский район РБ с заявлением о предоставлении бесплатно земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в порядке приватизации
Письмом от дата ... Администрации МР Уфимский район РБ отказало в бесплатном однократном предоставлении земельного участка в собственность истца, ссылаясь на истечение сроков приватизации, установленных Законом РБ "О регулировании земельных отношений в РБ".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что с заявлением о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в порядке приватизации истец в администрацию МР Уфимский район РБ обратилась только дата г., т.е. за пределами установленного Законом РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" срока, в течение которого граждане вправе приватизировать земельные участки.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда ввиду того, что доказательств, подтверждающих факт обращения истца в соответствии с вышеприведенным порядком с заявлением о предоставлении ей в порядке приватизации земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, в материалы дела не представлено.
Представленное истцом в обоснование иска заявление от дата, адресованное во внутрихозяйственную комиссию ДП "..." подразделение "...", о бесплатном предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, не содержит данных о его принятии представителем внутрихозяйственной комиссии (л.д. 13).
По предоставленным ответчиком данным... Администрации МР Уфимский район РБ, в архиве не обнаружены постановления главы Администрации Уфимского района за дата, постановления Администрации МР Уфимский район за дата о создании внутрихозяйственной комиссии ДП "...", списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли, работников данного предприятия (письмо N... от дата).
Учитывая, что порядок обращения с заявлением о бесплатном предоставлении в собственность земель сельскохозяйственных угодий истицей соблюден не был, право на бесплатное получение земли сельскохозяйственного назначения в надлежащей форме истцом не реализовано и доказательств обратного суду не представлено, судом первой инстанции обоснованно принято решение об отказе в удовлетворении ее исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по созданию внутрихозяйственной комиссии и ее финансированию возложена на администрацию района, которая указанные обязанности не исполнила, не могут быть признаны состоятельными, поскольку в соответствии с положениями Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" такая обязанность возлагается на орган местного самоуправления лишь в случае ликвидации сельскохозяйственной организации (предприятия).
Из материалов дела следует, что конкурсное производство в отношении ДП "..." завершено и предприятие ликвидировано согласно определению Арбитражного суда РБ от дата.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости применения к спорным правоотношениям положений Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", имеющего большую юридическую силу по сравнению с Законом РБ "О регулировании земельных отношений в РБ" и не предусматривающего срока окончания бесплатной приватизации земельных участков, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что предоставление таких земельных участков осуществляется в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права не установлено. Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.К.ЗАЙНУЛЛИНА
Судьи
Г.Р.КУЛОВА
Г.Р.ФАРХУТДИНОВА
Справка: судья Легковой В.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 22.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-7057/2014
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 мая 2014 г. по делу N 33-7057/2014
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Зайнуллиной Г.К.,
судей Куловой Г.Р., Фархутдиновой Г.Р.,
при секретаре Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе А. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
В удовлетворении иска А. к Администрации Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан об обязании включения в списки граждан, имеющих право на получении земельной доли отказать.
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия
установила:
А. обратилась в суд с иском к Администрации МР Уфимский район РБ об обязании включить в список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), и предоставить земельную долю (пай) в размере 3,7 га из земель сельхозназначения, мотивируя тем, что в газете "..." N 14 (9654) от дата опубликовано информационное сообщение о приеме заявлений на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельхозназначения... (бывший колхоз "...") с дата по дата В связи с указанным объявлением А. обратилась в ОАО "...", где ей сообщили, что внутрихозяйственная комиссия в ОАО "..." не создана, а А. следует обратиться в ДП "..." по указанному в сообщении адресу. Заявление по этому адресу А. направила почтой. В связи с открытием конкурсного производства и процедурой банкротства внутрихозяйственная комиссия создана не была, общее собрание работников не проводилось, список лиц, имеющих право на получение земельного пая, не создавался. Администрация МР Уфимский район РБ не приняла своевременных мер для организации общего собрания граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), не сформировала и не утвердила списки на получение земельной доли (пая). Истец указывает, что проработала в... участковой больнице с дата по дата, проживает на территории адрес длительное время, однако во включении ее в список пайщиков администрацией МР Уфимский район РБ было отказано. А. просила обязать Администрацию МР Уфимский район РБ включить ее в список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельхозназначения, и предоставить ей земельную долю (пай) в размере 3,7 га.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе А. просит отменить решение суда, указывая, что, по ее мнению, установленный Законом РБ "О регулировании земельных отношений в РБ" срок, в течение которого граждане вправе приватизировать земельные участки - с дата до дата неправомерен, так как Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не предусмотрен срок окончания бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Считает, что в данном случае подлежат применению положения Федерального закона, имеющего большую юридическую силу. Заявление на участие в бесплатной приватизации земельных участков истцом было заполнено на бланке, указанном в Приложении к Постановлению Правительства РБ от 15.03.2006 г. N 60, и направлено во внутрихозяйственную комиссию ДП "...". В указанном бланке не предусмотрено указание размера доли (пая), а также указание на решение общего собрания. В связи с тем, что в нарушение п. п. 2.1, 3.3 Постановления Правительства РБ "Об утверждении Порядка работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности" внутрихозяйственная комиссия не выполняла надлежащим образом возложенные на нее полномочия, у истца отсутствует возможность предоставления решения общего собрания. О том, что истец с заявлением должна была дополнительно обратиться в администрацию МР Уфимский район РБ ни в информационном сообщении от дата г., ни в законе РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" не указано. По мнению апеллянта, земли ДП "..." подлежали приватизации, поскольку не подпадают под категорию земель, которые не подлежат приватизации, предусмотренную п. 4 ст. 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Внутрихозяйственная комиссия на предприятии не была создана, однако была создана районная комиссия по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности, что подтверждается решением N... от дата
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о дне и времени судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя А. - С., поддержавшую апелляционную жалобу, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со ст. 28 ЗК РФ могут предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ. Перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта РФ.
В соответствии со ст. 21 Закона РБ от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", бесплатная однократная приватизация гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с настоящим Законом осуществляется до 1 января 2012 года.
Списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утвержденные с дата до дата решениями общих собраний, указанных в ч. 5 ст. 21.2 настоящего Закона, являются основанием для принятия уполномоченными органами решений о бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков.
Решения о бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на основании списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утвержденных до дата решениями общих собраний, указанных в ч. 5 ст. 21.2 настоящего Закона, принимаются уполномоченными органами после дата, но не позднее дата.
В соответствии с ч. 3 ст. 21.2 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) имеют граждане, имевшие по состоянию на дата право на получение земельной доли (пая) при реорганизации колхозов, совхозов и иных сельскохозяйственных предприятий в соответствии с решениями трудовых коллективов. Частью 5 указанной статьи установлено, что списки граждан имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утверждаются решением общего собрания сельскохозяйственной организации (предприятия). Общее собрание сельскохозяйственной организации (предприятия) считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов всех его членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на собрании членов сельскохозяйственной организации (предприятия).
В случае, если сельскохозяйственная организация (предприятие) ликвидирована, то общее собрание граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), организуется органом местного самоуправления, на территории которого расположены земли ликвидированной организации (предприятия).
В целях реализации прав граждан на земельные участки и обеспечения единого подхода и механизма бесплатного однократного предоставления гражданам на праве общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, постановлением Правительства РБ от 15 марта 2006 года за N 60 утвержден Порядок работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности.
Согласно п. п. 1.3, 1.4 и 2.3 Порядка в целях организации работ по поэтапной и планомерной бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения создаются внутрихозяйственные и районные комиссии по бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Внутрихозяйственные комиссии проводят общие собрания сельскохозяйственных организаций (предприятий), общие собрания граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) на территории сельских поселений, где расположены земли ликвидированных сельскохозяйственных организаций (предприятий).
К основным полномочиям внутрихозяйственной комиссии относятся:
- принятие заявлений граждан на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- составление (уточнение) списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая);
- определение площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации, и размера земельной доли (пая) в сельскохозяйственной организации.
Согласно п. 5.5 Порядка заявление на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения подается заявителем во внутрихозяйственную комиссию по местонахождению сельскохозяйственной организации.
В силу п. 6.1 Порядка утвержденные общим собранием сельскохозяйственной организации или граждан, имеющих право на получение земельной доли, и согласованные районной комиссией списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), а также заявления граждан на предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в общую собственность в двухнедельный срок с момента получения списка рассматриваются уполномоченным органом.
При отсутствии замечаний уполномоченный орган принимает решение о бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен определенный порядок предоставления земель для приватизации сельскохозяйственных угодий.
Из материалов дела следует, что А. проработала в... участковой больнице с дата по дата.
дата А. обратилась в Администрацию МР Уфимский район РБ с заявлением о предоставлении бесплатно земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в порядке приватизации
Письмом от дата ... Администрации МР Уфимский район РБ отказало в бесплатном однократном предоставлении земельного участка в собственность истца, ссылаясь на истечение сроков приватизации, установленных Законом РБ "О регулировании земельных отношений в РБ".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что с заявлением о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в порядке приватизации истец в администрацию МР Уфимский район РБ обратилась только дата г., т.е. за пределами установленного Законом РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" срока, в течение которого граждане вправе приватизировать земельные участки.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда ввиду того, что доказательств, подтверждающих факт обращения истца в соответствии с вышеприведенным порядком с заявлением о предоставлении ей в порядке приватизации земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, в материалы дела не представлено.
Представленное истцом в обоснование иска заявление от дата, адресованное во внутрихозяйственную комиссию ДП "..." подразделение "...", о бесплатном предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, не содержит данных о его принятии представителем внутрихозяйственной комиссии (л.д. 13).
По предоставленным ответчиком данным... Администрации МР Уфимский район РБ, в архиве не обнаружены постановления главы Администрации Уфимского района за дата, постановления Администрации МР Уфимский район за дата о создании внутрихозяйственной комиссии ДП "...", списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли, работников данного предприятия (письмо N... от дата).
Учитывая, что порядок обращения с заявлением о бесплатном предоставлении в собственность земель сельскохозяйственных угодий истицей соблюден не был, право на бесплатное получение земли сельскохозяйственного назначения в надлежащей форме истцом не реализовано и доказательств обратного суду не представлено, судом первой инстанции обоснованно принято решение об отказе в удовлетворении ее исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по созданию внутрихозяйственной комиссии и ее финансированию возложена на администрацию района, которая указанные обязанности не исполнила, не могут быть признаны состоятельными, поскольку в соответствии с положениями Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" такая обязанность возлагается на орган местного самоуправления лишь в случае ликвидации сельскохозяйственной организации (предприятия).
Из материалов дела следует, что конкурсное производство в отношении ДП "..." завершено и предприятие ликвидировано согласно определению Арбитражного суда РБ от дата.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости применения к спорным правоотношениям положений Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", имеющего большую юридическую силу по сравнению с Законом РБ "О регулировании земельных отношений в РБ" и не предусматривающего срока окончания бесплатной приватизации земельных участков, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что предоставление таких земельных участков осуществляется в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права не установлено. Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.К.ЗАЙНУЛЛИНА
Судьи
Г.Р.КУЛОВА
Г.Р.ФАРХУТДИНОВА
Справка: судья Легковой В.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)