Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ПО ДЕЛУ N 33-8577/2014

Требование: О признании бездействия незаконным, возложении обязанности.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: По мнению истицы, ее права нарушены тем, что кадастровый учет земельного участка не произведен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N 33-8577/2014


Председательствующий: Огородникова М.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Масленкиной С.Ю.,
судей Емельяновой Е.В., Зубовой Е.А.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в судебном заседании <...> дело по апелляционной жалобе представителя администрации Омского муниципального района Омской области Т. на решение Омского районного суда Омской области от 28.10.2014, которым постановлено:
"Признать незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района Омской области по обращению Г. по предоставлению в аренду земельного участка площадью <...>.м. для строительства индивидуального жилого дома, в границах Надеждинского сельского поселения, местоположение которого определено в 3 м по направлению на север относительно недостроенного жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>
Обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области провести работы по формированию земельного участка, необходимые для предоставления земельного участка в аренду в соответствии с Порядком предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности до разграничения собственности на землю, на территории Омского муниципального района Омской области для строительства, утвержденным Решением Совета Омского муниципального района Омской области от <...> N <...>, в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области осуществить действия по проведению аукциона в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Администрации Омского муниципального района Омской области в пользу Г. расходы по оплате юридических услуг в сумме <...>, расходы по оплате государственной пошлины в сумме <...>".
Заслушав доклад судьи Емельяновой Е.В., судебная коллегия Омского областного суда

установила:

Г. обратилась в суд с иском к администрации Омского муниципального района Омской области (далее администрация ОМР Омской области) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести работы по формированию земельного участка. В обоснование иска указала, что <...> она обратилась в администрацию ОМР Омской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью <...> кв. м для строительства индивидуального жилого дома в границах Надеждинского сельского поселения, местоположение которого определено в 3 м по направлению на север относительно недостроенного жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>. <...> от администрации был получен ответ с указанием, что проводятся мероприятия, направленные на формирование земельного участка. В ответ на ее запрос <...> администрация сообщила, что земельный участок учтен в государственном кадастре недвижимости, извещение о проведении аукциона будет размещено в газете "Омский пригород", на сайте www.torgi.gov.ru и сайте администрации. <...> ее известили о том, что земельный участок на кадастровом учете не состоит в связи с его снятием с кадастрового учета (без объяснения причин снятия), проводятся мероприятия, направленные на постановку на кадастровый учет земельного участка. Ее жалоба о нарушении администрацией ОМР Омской области ее прав <...> была признана обоснованной. До настоящего времени кадастровый учет земельного участка не произведен, извещение о проведении торгов по продаже права аренды на земельный участок не размещено. Сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что администрацией неправомерно затягивается вопрос об осуществлении кадастрового учета, размещения извещения о проведении торгов, поскольку все разумные сроки, необходимые для осуществления данной процедуры, прошли.
Просила суд признать бездействие администрации ОМР Омской области по предоставлению в аренду земельного участка площадью <...> кв. м для строительства индивидуального жилого дома в границах Надеждинского сельского поселения, местоположение которого определено в 3 м по направлению на север относительно недостроенного жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>, незаконным; обязать администрацию ОМР Омской области провести работы по формированию земельного участка, необходимые для предоставления земельного участка в аренду в соответствии с пунктами <...> Порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности до разграничения собственности на землю, на территории Омского муниципального района Омской области для строительства, утвержденного Решением Совета Омского муниципального района Омской области от <...> N <...> в течение 14 дней с момента вступления в силу решения суда; осуществить действия по проведению аукциона в течение 2 месяцев с момента вступления в силу решения суда; взыскать с администрации ОМР Омской области государственную пошлину в размере <...> рублей, судебные расходы на оказание юридической помощи в размере <...> рублей.
Г. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме.
Представитель администрации ОМР Омской области по доверенности Т. исковые требования не признал согласно письменному отзыву, в котором указал, что ответчиком сроки на проведение работ по формированию земельного участка и по организации аукциона не нарушены.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации ОМР Омской области просит решение отменить, ввиду нарушения судом норм материального права. Цитируя положения Решения Совета Омского муниципального района Омской области от <...> N <...> "О порядке предоставления земельных участков на территории Омского муниципального района Омской области" в совокупности со ст. ст. 30, 30.1 ЗК РФ, указывает, что суд необоснованно установил сроки на проведение работ по формированию земельного участка и на проведение аукциона, поскольку таких сроков действующим законодательством не предусмотрено. Полагает, что подлежащие взысканию с администрации ОМР Омской области, судебные расходы на оплату услуг представителя являются чрезмерно завышенными, поскольку из договора об оказании консультативных услуг от <...> не представляется возможным сделать вывод, что юридические услуги оказаны в рамках настоящего гражданского дела.
В возражениях на апелляционную жалобу Г. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав Г., согласившуюся с решением суда первой инстанции, представителя администрации ОМР Омской области Т., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с требованиями ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению прав.
В силу положений ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, при этом не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пп. 3 п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется с проведением торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Передача земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
В соответствии с п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка.
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимают решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Согласно п. 3.1 Решения Совета Омского муниципального района Омской области от <...> N <...> "О порядке предоставления земельных участков на территории Омского муниципального района Омской области" предварительное согласование места размещения объекта не проводится при предоставлении земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Пунктом 3.11.2, 3.11.3 указанного Порядка предусмотрено, что в двухнедельный срок после получения заявления гражданина, указанного в подпункте 3.11.1 Порядка, готовится проект постановления администрации о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды, либо обеспечивается публикация информационного сообщения о приеме заявлений в периодическом печатном издании, а также размещение сообщения о приеме указанных заявлений на официальном сайте в сети "Интернет". После принятия постановления Администрацией Омского муниципального района, указанного в пункте 3.11.2 настоящего Порядка, предоставление земельного участка осуществляется в соответствии с пунктами 3.12, 3.13, 3.14 настоящего Порядка с проведением работ по формированию земельного участка в соответствии с пунктами 3.6, 3.7 настоящего Порядка.
Пунктом 3.12 Порядка установлено, что на основании принятого постановления Администрации Омского муниципального района о проведении торгов (конкурсов, аукционов) в соответствии с информацией, указанной в извещении, проводятся торги (конкурс, аукцион) по продаже земельных участков или права на заключение договора аренды.
Из смысла п. 3.6 Порядка следует, что Управление земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Администрации Омского муниципального района обеспечивает выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от <...> N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; а также обеспечивает определение разрешенного использования земельного участка на основании документов территориального планирования и градостроительного зонирования территории.
Системный анализ приведенных выше положений позволяет сделать вывод о том, что при поступлении заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, администрация вправе принять одно из двух решений - о предоставлении данного земельного участка на торгах (аукционе) либо о публикации сообщения в средствах массовой информации о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка.
При этом, приняв решение о публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка органы местного самоуправления обязаны в двухнедельный срок разместить информацию об истребуемом земельном участке в периодическом печатном издании, определяемом главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет". Проведение кадастровых работ осуществляется после опубликования вышеуказанной информации.
Судом установлено и из материалов дела следует, что <...> Г. обратилась в администрацию ОМР Омской области с заявлением о предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка, площадью <...> кв. м в границах Надеждинского сельского поселения ОМР Омской области, непосредственно граничащего с участком, расположенным по адресу: д<...>
<...> Администрацией ОМР Омской области Г. направлен ответ, согласно которому администрацией района принято решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды на истребуемый земельный участок.
<...> Г. повторно обратилась в администрацию ОМР Омской области с просьбой предоставить сведения о мерах принятых администрацией по проведению аукциона на основании ее заявления о предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка, на что в ее адрес был направлен ответ, из которого следует, что испрашиваемый истцом земельный участок учтен в государственном кадастре недвижимости, извещение о проведении аукциона будет размещено в газете "Омский пригород", на сайте www.torgi.gov.ru и сайте администрации.
Впоследствии <...> администрация уведомила истца, что испрашиваемый им в аренду земельный участок, снят с кадастрового учета.
Из материалов дела также следует, что до настоящего времени кадастровый учет земельного участка не произведен, извещение о проведении торгов по заключению договора аренды на земельный участок не принято, решение о публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка в периодическом печатном издании либо в сети "Интернет" не размещено.
Согласно материалам дела <...> постановлением Администрации Надеждинского сельского поселения N <...> установлен вид разрешенного использования земельного участка -для размещения дома индивидуальной жилой застройки (л.д. 36), а также <...> администрацией подготовлен межевой план на данный земельный участок (л.д. 37-48).
Поскольку при рассмотрении данного дела было установлено, что администрация ОМР Омской области при обращении Г. с заявлением о предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка, площадью <...> кв. м в границах Надеждинского сельского поселения ОМР Омской области, непосредственно граничащего с участком, расположенным по адресу: <...>, не приняло установленных земельным законодательством мер по подготовке проекта постановления о проведении аукциона по заключению договора аренды на земельный участок, не опубликовало информационное сообщение о приеме заявлений на предоставление в аренду земельного участка с указанием его местоположения, площади и разрешенного использования, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о бездействии администрации при рассмотрении заявления Г.
Для восстановления нарушенного права суд первой инстанции верно возложил обязанность на администрацию ОМР Омской области провести работы по формированию земельного участка, необходимые для предоставления земельного участка в аренду в соответствии с Порядком в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу и соответственно обязанность осуществить действия по проведению аукциона в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Указание в апелляционной жалобе администрации ОМР Омской области о том, что суд необоснованно установил сроки на проведение работ по формированию земельного участка и на проведение аукциона, несостоятельно, ввиду следующего.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Согласно п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <...> N <...> "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.
Из дела следует, что заявление Г. находится на рассмотрении в администрации ОМР Омской области с <...>, как установлено поименованным выше Порядком в двухнедельный срок администрация проект постановления о проведении аукциона о предоставлении права на заключение договора аренды земельного участка не приняла, до конца формирование земельного участка в соответствии с п. 3.6 Порядка не осуществила.
Все разумные сроки (более 1 года и 5 месяцев) для совершения указанных действий администрацией истекли, ссылка же представителя администрации в суде апелляционной инстанции на то, что эти сроки законом не предусмотрены, поэтому права заявителя не нарушены, противоречат вышеизложенным требованиям постановления Пленума Верховного Суда РФ.
Срок о возложении обязанности на администрацию ОМР Омской области осуществить действия по проведению аукциона в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда не противоречит положениям ЗК РФ, Постановлению Правительства РФ от <...> N <...> "Об организации и проведении торгов по продаже находящейся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" и Решению Совета Омского муниципального района Омской области от <...> N <...> "О порядке предоставления земельных участков на территории Омского муниципального района Омской области".
Указанные сроки являются достаточными для совершения возложенных на администрацию обязанностей. Неуказание данных сроков в резолютивной части решения суда повлечет дальнейшее нарушение прав Г..
Оспаривая законность постановленного судебного акта, ответчик ссылается на отсутствие достоверных доказательств оказания услуг представителя непосредственно в рамках настоящего дела. Указанный довод судебной коллегией подлежит отклонению, поскольку опровергаются договором на оказание юридических услуг от <...> и пояснениями Г. о том, что указанный договор заключен в связи с представлением ее интересов в рамках настоящего гражданского дела. Так, согласно п. 1 договора его предметом является консультирование заявителя по вопросу предоставления земельного участка в аренду, анализ документов, составление искового заявления.
Поскольку решение принято в пользу заявителя, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 98, 100 ГПК РФ, п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <...> N <...> "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" пришел к правильному выводу о том, что с ответчика в пользу истца надлежит взыскать судебные расходы по оплате услуг представителя в размере <...> рублей.
Ссылка апеллянта на то, что сумма взысканных расходов на оплату услуг представителя является необоснованно завышенной, судебной коллегией подлежит отклонению за необоснованностью.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от <...> N 382-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в ч. 1 ст. 100 ГПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле. Вместе с тем, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение расходов по оплате услуг представителя, суд не вправе уменьшать его произвольно. Из толкования ст. 100 ГПК РФ следует, что разумность пределов, являясь оценочной категорией, определяется судом с учетом особенностей конкретного дела.
При оценке разумности заявленных расходов суду необходимо учитывать сложность, характер рассматриваемого спора и категорию дела, продолжительность подготовки к рассмотрению дела, объем доказательной базы по данному делу, количество судебных заседаний, характер и объем помощи, степень участия представителя в разрешении спора.
Соотнося заявленную сумму расходов на оплату услуг представителя с объемом защищенного права, учитывая сложность и категорию спора, а также принимая во внимание другие конкретные обстоятельства дела и исходя из требований разумности, судебная коллегия находит сумму в размере <...> рублей, определенную судом первой инстанции на оплату расходов услуг представителя, соответствующей требованиям ст. 100 ГПК РФ.
С учетом изложенного судебная коллегия находит, что доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Омского районного суда Омской области от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)