Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.04.2015 N 11АП-3664/2015 ПО ДЕЛУ N А55-25413/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2015 г. по делу N А55-25413/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от общества с ограниченной ответственностью "Грин трейд" - Курдюков Д.В., доверенность от 15.11.2014 г.;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - Вирт О.И., доверенность от 30.12.2014 г. N 428;
- от общества с ограниченной ответственностью "Крез-2" - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 января 2015 года по делу N А55-25413/2014 (судья Филатов М.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Грин трейд" (ОГРН 1066319094456, ИНН 6319126048) г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Крез-2" (ОГРН 1026300971311, ИНН 6315540530) г. Самара,
о признании незаконным решения и обязании,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Грин трейд" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с требованиями, с учетом изменений предмета, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) об отказе в предоставлении земельного участка, оформленного письмом от 28.07.2014 N 12-1/1846/14, об обязании Министерства имущественных отношений Самарской области возобновить рассмотрение заявления ООО "Грин трейд" о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0621010:268, расположенного по адресу: Самарская обл., г. Самара, Октябрьский район, ул. Революционная/ул.Подшипниковая, площадью 111,50 кв. м под временный мини-магазин (магазин-павильон по реализации продуктов питания), об обязании Министерства произвести все необходимые действия по предоставлению земельного участка в соответствии с п. 2.11 - 2.13 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.01.2015 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, отказать ООО "Грин-Трейд" в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе указывает, что норма Порядка о преимущественном праве приобретения в аренду испрашиваемого земельного участка на нового владельца временного объекта (магазин - павильона) не распространяется, в связи с чем предоставление испрашиваемого земельного участка возможно только на общих основаниях (путем проведения торгов), при этом, на общих основаниях (путем проведения торгов) осуществляется предоставление свободных земельных участков.
По мнению подателя жалобы, предоставление данного земельного участка возможно в соответствии с пунктами 2.11 - 2.13 Порядка после его освобождения от временного объекта.
Также податель жалобы ссылается на то, что размещение торгового объекта, принадлежащего заявителю, на испрашиваемом земельном участке согласно схеме, не предусмотрено.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ООО "Грин-Трейд" считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
В судебное заседание представитель третьего лица - ООО "Крез-2" не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие его представителя.
В заседании арбитражного апелляционного суда представителем Министерства заявлено ходатайство, в котором просит заменить, в части требований об обязании возобновить рассмотрение заявления ООО "Грин трейд" о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0621010:268, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Революционная/Подшипниковая, площадью 111,50 кв. м под временный магазин-павильон по реализации продуктов питания и произвести все необходимые действия по предоставлению земельного участка в соответствии с пунктами 2.11 - 2.13 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством (далее - Порядок), утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, заинтересованное лицо (министерство) на Администрацию городского округа Самара в порядке процессуального правопреемства.
Указанное ходатайство отклонено апелляционным судом, о чем вынесено протокольное определение, в связи с тем, что предметом спора, по которому вынесено обжалуемое решение, было признание незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка, оформленного письмом от 28.07.2014 N 12-1/1846/14, требование об обязании Министерства имущественных отношений Самарской области возобновить рассмотрение заявления ООО "Грин трейд" о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0621010:268, расположенного по адресу: Самарская обл., г. Самара, Октябрьский район, ул. Революционная/ул.Подшипниковая, площадью 111,50 кв. м под временный мини-магазин (магазин-павильон по реализации продуктов питания), об обязании Министерства произвести все необходимые действия по предоставлению земельного участка в соответствии с п. 2.11 - 2.13 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, заявлено в порядке обязания устранения допущенных нарушений в соответствии со ст. 201 АПК РФ и вытекает из требования, заявленного непосредственно к Министерству. В связи с этим при рассмотрении апелляционной инстанцией жалобы на указанное решение отсутствуют основания для замены стороны.
Указанная замена может быть произведена при исполнении решения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
На основании приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.08.2008 N 1407 земельный участок площадью 111,5 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Революционная/ул.Подшипниковая был предоставлен в аренду ООО "КРЕЗ-2". 17.12.2008 между заинтересованным лицом и ООО "КРЕЗ-2" был заключен договор аренды земельного участка общей площадью 111,5 кв. м, расположенный адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Революционная/ ул. Подшипниковая, для использования под временный мини-магазин на срок с 06.03.2008 по 04.03.2013 года (л.д. 84-89).
Арендные правоотношения прекращены с 06.06.2014 г.
07.04.2014 между ООО "КРЕЗ-2" и ООО "Грин трейд" заключен договор купли-продажи здания временного магазина, находящегося на арендуемом земельном участке, расположенном по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Революционная/ул.Подшипниковая, площадью 111,50 кв. м
14.07.2014 ООО "Грин трейд" обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка под временный магазин-павильон по реализации продуктов питания, с приложенным пакетом необходимых документов.
Письмом от 28.07.2014 N 12-1/1843/14 Министерство отказало заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду ввиду отсутствия у заявителя преимущественного права на заключение договора аренды и в связи с отсутствием данного объекта торговли в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, утвержденной постановлением администрации городского округа Самара от 19.04.2013 года N 377.
Заявитель, полагая, что отказ Министерства является незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанной нормой предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с частью 2 статьи 10 закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками в орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в части 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 указанной статьи).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в части 5 настоящей статьи решения (часть 5 указанной статьи).
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара", в разделе 2 которого установлен порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 Порядка Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 63:01:0621010:268.
Судом верно отмечено в решении, что предоставление земель, находящихся в государственной собственности гражданам и юридическим лицам для целей ведения хозяйственной деятельности является публичным полномочием, реализация которого не может ставиться в зависимость от желания или нежелания органа, его осуществляющего.
Ни вышеназванный Порядок предоставления земельных участков, ни закон Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", ни Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривают в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка такое основание как нецелесообразность.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статья 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
В силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Нестационарный торговый объект ООО "Грин трейд" размещен на спорном земельном участке, который предоставлялся в аренду ООО "КРЕЗ-2" под установку временного магазина ранее, в 2008 году, до утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары на основании приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.08.2008 N 1407. Следовательно, наличие либо отсутствие объекта в схеме, утвержденной в 2013 году, не может служить препятствием для его дальнейшего размещения на спорном земельном участке.
С учетом того, что заявитель просил обязать Министерство произвести все необходимые действия по предоставлению указанного земельного участка в соответствии с п. п. 2.11 - 2.13 Порядка предоставления земельных участков, предусматривающими процедуру проведения торгов, суд правомерно посчитал доводы заинтересованного лица о невозможности предоставления земельного участка ввиду отсутствия у заявителя преимущественного права на заключение договора аренды несостоятельными.
Доводы подателя апелляционной жалобы отклоняются арбитражным апелляционным судом в связи со следующим.
Ссылка Министерства о наличии возможности предоставления земельного участка только после освобождения земельного участка от временного объекта не имеет законодательного подкрепления и не может послужить основанием для отмены решения.
Приведенное Министерством условие законодательно не закреплено ни в Земельном Кодексе РФ, ни в Законе Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", ни в постановлении Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Объект, размещенный на данном земельном участке, является временным строением, не является объектом капитального строительства, что подтверждено заключением Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" N 09/2958 от 22.02.2012 г., предоставленным в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка и в данном случае не применимы положения ст. 35 Земельного кодекса РФ и ст. 271, 273 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, наличие на испрашиваемом земельном участке временного объекта, не является препятствием для проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка и, соответственно, не является препятствием для выполнения всех необходимых в связи с этим действий по подготовке к проведению торгов.
Ссылка подателя жалобы на правовую позицию, изложенную в постановлении ФАС Поволжского округа от 09.11.2012 г. по делу N А55-7270/2012, неосновательна, так как обстоятельства дела иные.
В деле N А55-7270/2012 имеется несколько лиц, претендующих на один и тот же земельный участок, однако предоставление спорного участка было осуществлено без проведения торгов, а также на спорном земельном участке имелось капитальное строение и временные строения, принадлежащие третьим лицам - что прямо противоположно ситуации и обстоятельствам нашего рассматриваемого дела.
Довод Министерства о том, что его отказ в предоставлении земельного участка по причине отсутствия данного торгового объекта в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, утвержденной постановлением администрации городского округа Самары от 19.04.2013 N 377, правомерен, является неосновательным.
В силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
В данном случае нестационарный торговый объект общества размещен на испрашиваемом земельном участке до утверждения вышеназванной схемы, о чем свидетельствует постановление главы города Самара от 29.12.2005 г. N 4149.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 января 2015 года по делу N А55-25413/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
П.В.БАЖАН
В.Е.КУВШИНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)