Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Грачевой И.Л., Кадулина А.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Транс-Сервис" Болгова А.В. (доверенность от 21.01.2012), от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области Дмитриевой Ю.С. (доверенность от 29.07.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.04.2014 (судья Вареникова А.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 (судьи Барканова Я.В., Серикова И.А., Тимухина И.А.) по делу N А56-71039/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Транс-Сервис", место нахождения: 187110, Ленинградская обл., г. Кириши, Волховская наб., д. 18, ОГРН 1024701479571, ИНН 7810165652 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734 (далее - Управление Росреестра), от 26.09.2013 N 19/014/2013-845 в государственной регистрации заключенного между администрацией муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области (далее - Администрация района) и Обществом договора от 26.03.2013 N 1971/13 аренды земельного участка общей площадью 2,99 га с кадастровым номером 47:27:0606001:218, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Киришский муниципальный район, Кусинское сельское поселение вблизи п.ст. Ирса; обязании Управления Росреестра произвести государственную регистрацию названного договора аренды.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Росреестра; Администрация района, место нахождения: 187110, Ленинградская обл., г. Кириши, Советская ул., д. 20, ОГРН 1024701479186; администрация муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района, место нахождения: 187110, Ленинградская обл., г. Кириши, Советская ул., д. 20, ОГРН 1054701380337, ИНН 4708018098.
Решением от 03.04.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 данное решение оставлено без изменения.
Управление Росреестра в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, суды необоснованно не приняли во внимание сведения государственного фонда данных, согласно которым переданный в аренду земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения; в государственный фонд данных включается землеустроительная документация, состоящая из документов, полученных в результате землеустройства; земельный участок, сформированный на землях сельскохозяйственного назначения, должен относиться к аналогичной категории земель.
Общество в письменных возражениях на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая, что категория земель, к которой относится спорный участок, правильно определена судами; в настоящее время договор зарегистрирован, на участке начато строительство объекта.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в письменном виде.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации района от 25.12.2012 N 1258 Обществу предварительно согласовано место размещения производственно-складской базы по адресу: Ленинградская обл., Киришский муниципальный район, Кусинское сельское поселение, вблизи п. ст. Ирса; утвержден акт выбора земельного участка для строительства производственно-складской базы; Обществу предписано провести работы для государственного кадастрового учета.
На основании постановления Администрации района от 18.03.2013 N 452 Администрация района и Общество заключили договор от 26.03.2013 N 1971/13 аренды земельного участка общей площадью 2,99 га с кадастровым номером 47:27:0606001:218, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Киришский муниципальный район, Кусинское сельское поселение вблизи п. ст. Ирса, относящегося к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения, под строительство производственно-складской базы сроком на три года.
В апреле 2013 года Общество обратилось за государственной регистрацией данного договора, а в августе 2013 года - повторно.
Государственная регистрация была приостановлена, а письмом от 26.09.2013 Управление Росреестра сообщило об отказе в государственной регистрации договора аренды на основании абзаца 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), поскольку по сведениям государственного фонда данных земельный участок числится в фонде перераспределения земель и относится к землям сельскохозяйственного назначения, документы в подтверждение перевода земельного участка из указанной категории в другую не представлены.
Общество, считая, что на государственную регистрацию договора, заключенного в соответствии с требованиями действующего законодательства, были представлены все необходимые документы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав.
Кроме того, право заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрено главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации. Согласно абзацу 13 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Государственная регистрация прав осуществляется на основании документов, перечисленных в статье 17 Закона о государственной регистрации.
Как установлено судами и не оспаривается участвующими в деле лицами, на государственную регистрацию права аренды был представлен договор аренды от 26.03.2013 N 1971/13, кадастровый паспорт от 26.03.2013 земельного участка с кадастровым номером 47:27:0606001:218, постановление Администрации района от 18.03.2013 N 452.
Согласно представленному кадастровому паспорту земельный участок относится к землям промышленности и иного специального назначения, имеет разрешенное использование "для строительства производственно-складской базы"; сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 22.02.2013.
В соответствии с частью четвертой статьи 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные данным Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
В силу пункта 13 части второй статьи 7 названного Закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок. Согласно статье 16 того же Закона кадастровый учет в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, изменением сведений о нем осуществляется на основании необходимых документов, предоставляемых заявителем либо в порядке межведомственного информационного взаимодействия. В части первой статьи 22 Закона в числе необходимых для кадастрового учета документов назван документ, подтверждающий в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель.
Действия органа, осуществляющего кадастровый учет, и внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения никем не оспорены, равно как и распорядительный акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в аренду, в котором определена категория земель в отношении спорного участка. Вопреки требованиям статьи 65, части пятой статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации регистрирующий орган не представил суду никаких документов в подтверждение того, что земельный участок на момент предоставления в аренду и обращения за государственной регистрацией права аренды в действительности относился к категории земель сельскохозяйственного назначения, либо переведен из указанной категории в другую категорию с нарушением установленного порядка, либо фактически использовался в сельскохозяйственных целях.
При таком положении у судов не имелось оснований считать недостоверными внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о категории земельного участка, в связи с чем судебные инстанции правомерно признали оспариваемый отказ незаконным и удовлетворили требования Общества.
Ссылка Управления Росреестра в обоснование правомерности отказа на государственный фонд данных, включающий землеустроительную документацию, подлежит отклонению. Согласно статье 1 Федерального закона "О землеустройстве" землеустроительная документация состоит из документов, полученных в результате проведения землеустройства, под которым понимаются мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство). Из положений данного Закона и Закона о кадастре в совокупности не следует, что при установлении категории земель, к которой относится конкретный земельный участок, государственный фонд данных имеет приоритетное значение по сравнению с государственным кадастром недвижимости.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление правильными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.04.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 по делу N А56-71039/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
И.В.СЕРГЕЕВА
Судьи
И.Л.ГРАЧЕВА
А.В.КАДУЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 09.12.2014 ПО ДЕЛУ N А56-71039/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2014 г. по делу N А56-71039/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Грачевой И.Л., Кадулина А.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Транс-Сервис" Болгова А.В. (доверенность от 21.01.2012), от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области Дмитриевой Ю.С. (доверенность от 29.07.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.04.2014 (судья Вареникова А.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 (судьи Барканова Я.В., Серикова И.А., Тимухина И.А.) по делу N А56-71039/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Транс-Сервис", место нахождения: 187110, Ленинградская обл., г. Кириши, Волховская наб., д. 18, ОГРН 1024701479571, ИНН 7810165652 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734 (далее - Управление Росреестра), от 26.09.2013 N 19/014/2013-845 в государственной регистрации заключенного между администрацией муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области (далее - Администрация района) и Обществом договора от 26.03.2013 N 1971/13 аренды земельного участка общей площадью 2,99 га с кадастровым номером 47:27:0606001:218, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Киришский муниципальный район, Кусинское сельское поселение вблизи п.ст. Ирса; обязании Управления Росреестра произвести государственную регистрацию названного договора аренды.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Росреестра; Администрация района, место нахождения: 187110, Ленинградская обл., г. Кириши, Советская ул., д. 20, ОГРН 1024701479186; администрация муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района, место нахождения: 187110, Ленинградская обл., г. Кириши, Советская ул., д. 20, ОГРН 1054701380337, ИНН 4708018098.
Решением от 03.04.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 данное решение оставлено без изменения.
Управление Росреестра в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, суды необоснованно не приняли во внимание сведения государственного фонда данных, согласно которым переданный в аренду земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения; в государственный фонд данных включается землеустроительная документация, состоящая из документов, полученных в результате землеустройства; земельный участок, сформированный на землях сельскохозяйственного назначения, должен относиться к аналогичной категории земель.
Общество в письменных возражениях на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая, что категория земель, к которой относится спорный участок, правильно определена судами; в настоящее время договор зарегистрирован, на участке начато строительство объекта.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в письменном виде.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации района от 25.12.2012 N 1258 Обществу предварительно согласовано место размещения производственно-складской базы по адресу: Ленинградская обл., Киришский муниципальный район, Кусинское сельское поселение, вблизи п. ст. Ирса; утвержден акт выбора земельного участка для строительства производственно-складской базы; Обществу предписано провести работы для государственного кадастрового учета.
На основании постановления Администрации района от 18.03.2013 N 452 Администрация района и Общество заключили договор от 26.03.2013 N 1971/13 аренды земельного участка общей площадью 2,99 га с кадастровым номером 47:27:0606001:218, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Киришский муниципальный район, Кусинское сельское поселение вблизи п. ст. Ирса, относящегося к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения, под строительство производственно-складской базы сроком на три года.
В апреле 2013 года Общество обратилось за государственной регистрацией данного договора, а в августе 2013 года - повторно.
Государственная регистрация была приостановлена, а письмом от 26.09.2013 Управление Росреестра сообщило об отказе в государственной регистрации договора аренды на основании абзаца 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), поскольку по сведениям государственного фонда данных земельный участок числится в фонде перераспределения земель и относится к землям сельскохозяйственного назначения, документы в подтверждение перевода земельного участка из указанной категории в другую не представлены.
Общество, считая, что на государственную регистрацию договора, заключенного в соответствии с требованиями действующего законодательства, были представлены все необходимые документы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав.
Кроме того, право заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрено главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации. Согласно абзацу 13 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Государственная регистрация прав осуществляется на основании документов, перечисленных в статье 17 Закона о государственной регистрации.
Как установлено судами и не оспаривается участвующими в деле лицами, на государственную регистрацию права аренды был представлен договор аренды от 26.03.2013 N 1971/13, кадастровый паспорт от 26.03.2013 земельного участка с кадастровым номером 47:27:0606001:218, постановление Администрации района от 18.03.2013 N 452.
Согласно представленному кадастровому паспорту земельный участок относится к землям промышленности и иного специального назначения, имеет разрешенное использование "для строительства производственно-складской базы"; сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 22.02.2013.
В соответствии с частью четвертой статьи 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные данным Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
В силу пункта 13 части второй статьи 7 названного Закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок. Согласно статье 16 того же Закона кадастровый учет в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, изменением сведений о нем осуществляется на основании необходимых документов, предоставляемых заявителем либо в порядке межведомственного информационного взаимодействия. В части первой статьи 22 Закона в числе необходимых для кадастрового учета документов назван документ, подтверждающий в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель.
Действия органа, осуществляющего кадастровый учет, и внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения никем не оспорены, равно как и распорядительный акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в аренду, в котором определена категория земель в отношении спорного участка. Вопреки требованиям статьи 65, части пятой статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации регистрирующий орган не представил суду никаких документов в подтверждение того, что земельный участок на момент предоставления в аренду и обращения за государственной регистрацией права аренды в действительности относился к категории земель сельскохозяйственного назначения, либо переведен из указанной категории в другую категорию с нарушением установленного порядка, либо фактически использовался в сельскохозяйственных целях.
При таком положении у судов не имелось оснований считать недостоверными внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о категории земельного участка, в связи с чем судебные инстанции правомерно признали оспариваемый отказ незаконным и удовлетворили требования Общества.
Ссылка Управления Росреестра в обоснование правомерности отказа на государственный фонд данных, включающий землеустроительную документацию, подлежит отклонению. Согласно статье 1 Федерального закона "О землеустройстве" землеустроительная документация состоит из документов, полученных в результате проведения землеустройства, под которым понимаются мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство). Из положений данного Закона и Закона о кадастре в совокупности не следует, что при установлении категории земель, к которой относится конкретный земельный участок, государственный фонд данных имеет приоритетное значение по сравнению с государственным кадастром недвижимости.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление правильными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.04.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 по делу N А56-71039/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
И.В.СЕРГЕЕВА
Судьи
И.Л.ГРАЧЕВА
А.В.КАДУЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)