Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.02.2015 N 17АП-17320/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А60-34539/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2015 г. N 17АП-17320/2014-ГК

Дело N А60-34539/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Зелениной Т.Л., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Галкиной У.Ю.,
при участии:
от лиц, участвующих в деле, - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 октября 2014 года
по делу N А60-34539/2014,
вынесенное судьей Италмасовой Е.Г.,
по иску государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог" (ОГРН 1026602332437, ИНН 6658078110)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
об обязании предоставить земельные участки,

установил:

Государственное казенное учреждение Свердловской области "Управление автомобильных дорог" (далее - истец, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - ответчик, Территориальное управление) об обязании предварительно согласовать место размещения объекта - автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга на участке автодорога Пермь - Екатеринбург - автодорога Подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги "Урал", I пусковой комплекс автодорога Пермь - Екатеринбург - Подъезд к п. Медному в Свердловской области, утверждающее акт о выборе земельных участков для строительства вышеуказанной автомобильной дороги на земельных участках общей площадью 901 952 кв. м, находящихся в собственности Российской Федерации:

























































- обязании ответчика предоставить учреждению в постоянное (бессрочное) пользование для размещения автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга на участке автодорога Пермь - Екатеринбург - автодорога Подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги "Урал", I пусковой комплекс автодорога Пермь - Екатеринбург - Подъезд к п. Медному в Свердловской области земельные участки общей площадью 855 357 кв. м:










































- обязании ответчика предоставить истцу в безвозмездное срочное пользование земельные участки общей площадью 46595 кв. м:






















Решением суда от 28.10.2014 иск удовлетворен.
Ответчик с решением суда от 28.10.2014 не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что судом первой инстанции не учтено отсутствие у Территориального управления полномочий по самостоятельному принятию решений о предварительном согласовании мест размещения объектов и о предоставлении земельного участка площадью более 10 га в безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование без соответствующего поручения Росимущества. Указал, что Территориальным управлением были предприняты все необходимые действия в рамках предоставленных полномочий.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, поскольку учреждение правомерно обратилось в территориальный орган Федерального агентства, созданный в субъекте Российской Федерации, где расположены земельные участки.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Приказом Министерства промышленности и науки Свердловской области от 15.09.2009 N 160 утвержден рабочий проект строительства автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга на участке автодорога Пермь-Екатеринбург - автодорога Подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги "Урал", I пусковой комплекс автодорога Пермь-Екатеринбург - Подъезд к п. Медному в Свердловской области (л.д. 23).
ГКУ Свердловской области "Управление автомобильных дорог" выдан акт о выборе земельного участка для строительства от 24.08.2010 (л.д. 17-19).
Постановлением главы Екатеринбурга от 10.08.2010 N 3374 утверждены схемы расположения земельных участков для строительства, для временного пользования в период строительства объекта, для размещения переустраиваемых коммуникаций, автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга на участке автодорога Пермь-Екатеринбург - автодорога Подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги "Урал", I пусковой комплекс автодорога Пермь-Екатеринбург - Подъезд к п. Медному в Свердловской области, (л.д. 20-22).
Земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0000000:29073, 66:41:0000000:29074, 66:41:0309031:27, 66:41:0309034:19, 66:41:0309036:8, 66:41:0309036:9, 66:41:0309036:10, 66:41:0309036:11, 66:41:0309036:12, 66:41:0313102:4 сформированы, поставлены на кадастровый учет, что подтверждается представленными в материалы дела кадастровыми паспортами земельных участков (л.д. 25-49).
14.05.2014 учреждение обратилось в Территориальное управление с заявлением N 12-3954 (л.д. 14-16) о предварительном согласовании места размещения объекта - автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга на участке автодорога Пермь - Екатеринбург - автодорога Подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги "Урал", I пусковой комплекс автодорога Пермь - Екатеринбург - Подъезд к п. Медному в Свердловской области, об утверждении акта о выборе земельных участков для строительства вышеуказанной автомобильной дороги на земельных участках общей площадью 901 952 кв. м, находящихся в собственности Российской Федерации, в том числе

























































о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование для размещения автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга на участке автодорога Пермь - Екатеринбург - автодорога Подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги "Урал", I пусковой комплекс автодорога Пермь - Екатеринбург - Подъезд к п. Медному в Свердловской области земельные участки общей площадью 855 357 кв. м:










































Кроме того, учреждение указало, что в дальнейшем предполагается предоставление земельных участков общей площадью 46595 кв. м в безвозмездное срочное пользование:






















Территориальное управление письмом от 26.05.2014 N АР-7216/07 направило заявление учреждения в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для рассмотрения и направления соответствующего поручения (л.д. 84).
Письмом от 29.08.2014 N АР-11837/07 ответчик просил Росимущество ускорить рассмотрение вышеуказанного вопроса и направления соответствующего поручения (л.д. 86-87).
Непринятие ответчиком в установленный законом срок решений: о согласовании места размещения объекта, утверждении акта о выборе земельных участков для строительства, предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование, и последующее предоставление в безвозмездное срочное пользование земельных участок явилось основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в п. 1 ст. 20 названного Кодекса - в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 названного Кодекса.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации). Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.
Согласно п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В соответствии с п. 5 ст. 24 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в ст. 29 названного Кодекса, могут предоставлять в безвозмездное срочное пользование земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с Федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования, исходил из того, что земельные участки необходимы истцу для строительства автомобильной дороги, сформированы, поставлены на кадастровый учет, между тем, предварительное согласование места размещения объекта отсутствует.
Не оспаривая указанные выводы суда первой инстанции, ответчик в апелляционной жалобе ссылается на отсутствие у Территориального управления полномочий по самостоятельному принятию решений о предварительном согласовании мест размещения объектов и о предоставлении земельного участка площадью более 10 га в безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование без соответствующего поручения Росимущества.
Доводы апелляционной жалобы отклонены ввиду следующего.
Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Положение) предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).
Полномочия территориальных органов определены в Типовом положении о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденном Приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 N 374.
- Согласно пунктам 4, 4.1.1 Типового положения территориальный орган Росимущества осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением. Территориальный орган самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Фее
- Таким образом, Территориальное управление является органом, обладающим полномочиями на совершение действий, направленных на предоставление земельных участков на основании заявления управомоченного лица.
Согласование предоставления земельных участков является внутренним ведомственным вопросом органов Росимущества. Вопрос о наличии соответствующего поручения Росимущества не является препятствием для предварительного согласования мест размещения объектов, предоставлении земельных участков в безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
При таких обстоятельствах, заявление о согласовании места размещения объекта, утверждении акта о выборе земельных участков для строительства, предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование, и последующее предоставление в безвозмездное срочное пользование земельных участков подано заявителем в уполномоченный орган государственной власти.
Довод ответчика о том, что предварительное согласование мест размещения объектов, предоставление земельного участка площадью более 10 га в безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование может осуществляться только по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Необходимость оформления такого поручения не является обстоятельством, влекущим изменение срока принятия решения о предоставлении земельного участка, установленного п.п. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, решение суда отмене (изменению) не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из изложенного в ней довода, не имеется.
Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 октября 2014 года по делу N А60-34539/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА

Судьи
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Ю.В.СКРОМОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)