Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 15.04.2015 N 67-АПГ15-6

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: По мнению истца, установленная кадастровая стоимость земельного участка является завышенной и не соответствует его рыночной стоимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 апреля 2015 г. N 67-АПГ15-6


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д. и Александрова В.Н.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лиманова А.Ю. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области на решение Новосибирского областного суда от 27 ноября 2014 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Лиманов А.Ю. обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером <...>, равной рыночной стоимости, в размере <...> руб.
К участию в деле привлечены Правительство Новосибирской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Новосибирской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее - Управление Росреестра по Новосибирской области).
Решением Новосибирского областного суда от 27 ноября 2014 г. заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Новосибирской области, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам, имеющим значение для дела, недоказанность обстоятельств дела, установленных судом, нарушение норм материального права и процессуального права, просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении требований заявителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
На основании статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оценила материалы дела, проверила законность оспариваемого судебного акта в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: <...> область, г. <...> (далее - земельный участок), принадлежит Лиманову А.Ю. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27 сентября 2013 г. серии <...>.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 г. N 535-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области" кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2010 г. определена в размере <...> руб. <...> коп.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка является завышенной, не соответствует его рыночной стоимости и нарушает его права, Лиманов А.Ю. обратился с указанным выше заявлением в суд.
В обоснование заявленных требований Лиманов А.Ю. предоставил отчет от 25 июля 2014 г. N 453-Г-14 об определении рыночной стоимости объекта недвижимости об определении рыночной стоимости земельного участка, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Акцент Оценка" (далее - отчет N 453-Г-14), согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2010 г. составляет <...> руб., подтвержденный положительным экспертным заключением от 8 августа 2014 г. N 116, подготовленным некоммерческим партнерством саморегулируемой организации "Южно-Сибирская Организация профессиональных Оценщиков и Экспертов".
Суд первой инстанции с учетом фактических обстоятельств дела, оценив представленный заявителем отчет N 453-Г-14, подтвержденный положительным экспертным заключением, установил кадастровую стоимость земельного участка, равную его рыночной стоимости, в размере <...> руб.
Управление Росреестра по Новосибирской области в апелляционной жалобе указывает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, так как не осуществляло государственную кадастровую оценку земель населенных пунктов, расположенных на территории Новосибирской области, судом не установлены факты принятия Управлением решений, нарушающих права и интересы заявителя.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по следующим основаниям.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников этих отношений (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости вне зависимости от формы обращения лица в суд рассматриваются в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Заинтересованными лицами по этим делам выступают исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие оспариваемые результаты кадастровой оценки.
Вместе с тем в зависимости от конкретных обстоятельств суд в качестве заинтересованных лиц к участию в деле может привлечь государственные органы, наделенные полномочиями по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учету.
В соответствии с пунктом 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 (далее - Правила), организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Правопреемником Роснедвижимости согласно пункту 5 Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр).
Полномочия Управления Росреестра по Новосибирской области, в частности по организации проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, представлению органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации, установлены в пунктах 7.1.20, 7.3.2 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 октября 2009 г. N 395.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, в частности, из письменных пояснений Правительства Новосибирской области, государственный контракт от 25 декабря 2009 г. N 169Д на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в субъектах Российской Федерации, в том числе в Новосибирской области, заключен между Росреестром и федеральным государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, "Федеральный кадастровый центр "Земля". Организацию проведения государственной кадастровой оценки на территории Новосибирской области и представление результатов государственной кадастровой оценки в Правительство Новосибирской области на утверждение осуществляло Управление Росреестра по Новосибирской области.
С учетом указанных обстоятельств суд пришел к правильному выводу о привлечении к участию в деле Правительства Новосибирской области, утвердившего оспариваемые результаты государственной кадастровой оценки земель, и Управления Росреестра по Новосибирской области, являвшегося организатором проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области.
Отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что заявителем не представлены доказательства недостоверности кадастровой стоимости земельного участка, определенной в рамках проведения государственной кадастровой оценки, и о том, что суд не исследовал отчет о государственной кадастровой оценке земель, проведенной в Новосибирской области по состоянию на 1 января 2010 г.
Исходя из положений статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 3 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 1 марта 2011 г. N 275-О-О и от 3 июля 2014 г. N 1555-О, установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель. Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Поэтому, достоверность кадастровой стоимости земельного участка, установленной на основании отчета о результатах государственной кадастровой оценки, не подлежит проверке при рассмотрении дела по заявлению об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции заинтересованным лицам предложено представить пояснения по вопросу соответствия отчета о рыночной стоимости требованиям законодательства об оценочной деятельности и необходимости проведения судебной оценочной экспертизы.
Лица, участвующие в деле, не представили сведений о несоответствии отчета Закону об оценочной деятельности либо федеральным стандартам оценки, ходатайства о назначении судебной оценочной экспертизы не заявили.
При таких обстоятельствах судом правильно определен круг лиц, участвующих в деле, обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Новосибирского областного суда от 27 ноября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)