Судебные решения, арбитраж
Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 3 декабря 2010 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТСИТИ" Бабичева П.В. по доверенности от 30.12.2009 серии 69НП N 433417, от территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области Гаранина А.В. по доверенности от 29.11.2010 N 119-04, от Федерального агентства по управлению государственным имуществом Гаранина А.В. на основании поручения от 01.07.2010 N 03-6148,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 16 июля 2010 года по делу N А66-340/2010 (судья Владимирова Г.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТСИТИ" (далее - общество, ООО "ИНВЕСТСИТИ") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество, ФАУГИ), территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области (далее - территориальное управление, ТУ ФАУГИ) о признании незаконным отказа, выраженного в письмах от 22.12.2009 N ПП-10/32604, от 11.01.2010 N 5-05, в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 69:14:0000021:1245, расположенного по адресу: Тверская область, Кимрский район, Титовское сельское поселение, правый берег реки Волги, северо-восточнее деревни Прислон, база отдыха "Клетинский бор", общей площадью 30 000 кв. м; возложении обязанности принять решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность и подготовить проект договора его купли-продажи.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 16.07.2010 по делу N А66-340/2010 требования ООО "ИНВЕСТСИТИ" удовлетворены.
Территориальное управление с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование своей позиции ссылается на то, что спорный участок относится к категории земель особо охраняемых природных территорий, ограничен в обороте, в связи с чем не может быть предоставлен в собственность общества.
Представитель Росимущества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "ИНВЕСТСИТИ" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, считает решение суда законным и обоснованным, отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Управление Росреестра представителей и отзыв на жалобу в суд не направило, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, поэтому разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В порядке статьи 48 АПК РФ апелляционная инстанция произвела замену территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области его правопреемником - территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, свидетельствами о государственной регистрации права от 04.03.2003 - 05.03.2003 серии 69-АА N 353104-353108 подтверждается право собственности ООО "ИНВЕСТСИТИ" на здание столовой, корпусов 2-5 базы отдыха, расположенной по адресу: Тверская область, Кимрский район, Титовский сельский округ, правый берег реки Волги, северо-восточнее деревни Прислон в 1,0 км, база отдыха "Клетинский бор".
На основании договора от 25.11.2002 N 1 земельный участок из земель особо охраняемых территорий с кадастровым номером 69:14:21 23 01:0001 (в настоящее время кадастровый номер 69:14:0000021:1245) площадью 30 000 кв. м предоставлен обществу в аренду сроком до 31.12.2051 для использования в целях размещения базы отдыха "Клетинский бор".
Право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок подтверждается свидетельством от 19.03.2009 серии 69АБ N 356208.
Ранее ООО "ИНВЕСТСИТИ" обратилось 03.03.2009 в ТУ ФАУГИ с заявкой на приватизацию находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 69:14:0000021:1245, на котором расположены приватизированные объекты недвижимости.
Территориальное управление данное заявление и полный пакет подтверждающих документов направило в адрес Росимущества.
Росимущество в письме от 22.12.2009 N ПП-10/32604 сообщило, что решение о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность общества не представляется возможным, в том числе потому, что спорный земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте.
На основании этого письма Росимущества ТУ ФАУГИ также письмом от 11.01.2010 N 5-05 известило ООО "ИНВЕСТСИТИ" об отказе в приватизации испрашиваемого земельного участка.
Общество обжаловало в арбитражный суд отказ в приватизации земельного участка, изложенный в письмах от 22.12.2009 N ПП-10/32604 и 11.01.2010 N 5-05.
Пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 36 ЗК РФ юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в статье 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастровой карты (плана).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 названной статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В силу пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
На основании пунктов 1, 2 статьи 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ предусмотрено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ).
Согласно подпунктам 1 и 4 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 этой статьи; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
В кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 69:14:0000021:1245 указано, что он относится к землям особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - для размещения базы отдыха "Клетинский бор".
В соответствии с пунктом 2 статьи 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) иные особо ценные земли.
К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты (статьи 98 ЗК РФ).
Следовательно, спорный земельный участок относится к землям рекреационного назначения.
Вместе с тем, на данный земельный участок не распространяется правовой режим земель особо охраняемых природных территорий в части запрета на приватизацию, предусмотренного статьей 27 ЗК РФ.
Доказательства принятия в отношении указанного земельного участка соответствующим органом решения об изъятии его из хозяйственного использования и оборота либо ограничении в обороте в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах отказ в приватизации земельного участка с кадастровым номером 69:14:0000021:1245, расположенного по адресу: Тверская область, Кимрский район, Титовский сельский округ, правый берег реки Волги, северо-восточнее деревни Прислон в 1,0 км, является неправомерным.
Оснований для изменения или отмены решения Арбитражного суда Тверской области от 16.07.2010, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому территориальным управлением госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 16 июля 2010 года по делу N А66-340/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.Б.РАЛЬКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.12.2010 ПО ДЕЛУ N А66-340/2010
Разделы:Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2010 г. по делу N А66-340/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 3 декабря 2010 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТСИТИ" Бабичева П.В. по доверенности от 30.12.2009 серии 69НП N 433417, от территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области Гаранина А.В. по доверенности от 29.11.2010 N 119-04, от Федерального агентства по управлению государственным имуществом Гаранина А.В. на основании поручения от 01.07.2010 N 03-6148,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 16 июля 2010 года по делу N А66-340/2010 (судья Владимирова Г.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТСИТИ" (далее - общество, ООО "ИНВЕСТСИТИ") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество, ФАУГИ), территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области (далее - территориальное управление, ТУ ФАУГИ) о признании незаконным отказа, выраженного в письмах от 22.12.2009 N ПП-10/32604, от 11.01.2010 N 5-05, в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 69:14:0000021:1245, расположенного по адресу: Тверская область, Кимрский район, Титовское сельское поселение, правый берег реки Волги, северо-восточнее деревни Прислон, база отдыха "Клетинский бор", общей площадью 30 000 кв. м; возложении обязанности принять решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность и подготовить проект договора его купли-продажи.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 16.07.2010 по делу N А66-340/2010 требования ООО "ИНВЕСТСИТИ" удовлетворены.
Территориальное управление с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование своей позиции ссылается на то, что спорный участок относится к категории земель особо охраняемых природных территорий, ограничен в обороте, в связи с чем не может быть предоставлен в собственность общества.
Представитель Росимущества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "ИНВЕСТСИТИ" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, считает решение суда законным и обоснованным, отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Управление Росреестра представителей и отзыв на жалобу в суд не направило, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, поэтому разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В порядке статьи 48 АПК РФ апелляционная инстанция произвела замену территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области его правопреемником - территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, свидетельствами о государственной регистрации права от 04.03.2003 - 05.03.2003 серии 69-АА N 353104-353108 подтверждается право собственности ООО "ИНВЕСТСИТИ" на здание столовой, корпусов 2-5 базы отдыха, расположенной по адресу: Тверская область, Кимрский район, Титовский сельский округ, правый берег реки Волги, северо-восточнее деревни Прислон в 1,0 км, база отдыха "Клетинский бор".
На основании договора от 25.11.2002 N 1 земельный участок из земель особо охраняемых территорий с кадастровым номером 69:14:21 23 01:0001 (в настоящее время кадастровый номер 69:14:0000021:1245) площадью 30 000 кв. м предоставлен обществу в аренду сроком до 31.12.2051 для использования в целях размещения базы отдыха "Клетинский бор".
Право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок подтверждается свидетельством от 19.03.2009 серии 69АБ N 356208.
Ранее ООО "ИНВЕСТСИТИ" обратилось 03.03.2009 в ТУ ФАУГИ с заявкой на приватизацию находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 69:14:0000021:1245, на котором расположены приватизированные объекты недвижимости.
Территориальное управление данное заявление и полный пакет подтверждающих документов направило в адрес Росимущества.
Росимущество в письме от 22.12.2009 N ПП-10/32604 сообщило, что решение о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность общества не представляется возможным, в том числе потому, что спорный земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте.
На основании этого письма Росимущества ТУ ФАУГИ также письмом от 11.01.2010 N 5-05 известило ООО "ИНВЕСТСИТИ" об отказе в приватизации испрашиваемого земельного участка.
Общество обжаловало в арбитражный суд отказ в приватизации земельного участка, изложенный в письмах от 22.12.2009 N ПП-10/32604 и 11.01.2010 N 5-05.
Пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 36 ЗК РФ юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в статье 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастровой карты (плана).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 названной статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В силу пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
На основании пунктов 1, 2 статьи 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ предусмотрено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ).
Согласно подпунктам 1 и 4 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 этой статьи; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
В кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 69:14:0000021:1245 указано, что он относится к землям особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - для размещения базы отдыха "Клетинский бор".
В соответствии с пунктом 2 статьи 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) иные особо ценные земли.
К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты (статьи 98 ЗК РФ).
Следовательно, спорный земельный участок относится к землям рекреационного назначения.
Вместе с тем, на данный земельный участок не распространяется правовой режим земель особо охраняемых природных территорий в части запрета на приватизацию, предусмотренного статьей 27 ЗК РФ.
Доказательства принятия в отношении указанного земельного участка соответствующим органом решения об изъятии его из хозяйственного использования и оборота либо ограничении в обороте в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах отказ в приватизации земельного участка с кадастровым номером 69:14:0000021:1245, расположенного по адресу: Тверская область, Кимрский район, Титовский сельский округ, правый берег реки Волги, северо-восточнее деревни Прислон в 1,0 км, является неправомерным.
Оснований для изменения или отмены решения Арбитражного суда Тверской области от 16.07.2010, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому территориальным управлением госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 16 июля 2010 года по делу N А66-340/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.Б.РАЛЬКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)