Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 29.04.2014 ПО ДЕЛУ N А55-14092/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2014 г. по делу N А55-14092/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Муравьева С.Ю., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Сызранского района Самарской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2014 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи Балакирева Е.М., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-14092/2013
по исковому заявлению администрации Сызранского района Самарской области (ОГРН 1026303057330) к открытому акционерному обществу "Самарская региональная энергетическая корпорация" (ОГРН 1066315051571) о взыскании 666 334 руб. 34 коп.,

установил:

Администрация Сызранского района Самарской области обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском, с учетом уменьшения его цены, к открытому акционерному обществу "Самарская региональная энергетическая корпорация" о взыскании долга по арендной плате в размере 623 901 руб. 79 коп., неустойки в размере 42 432 руб. 55 коп.
Арбитражный суд Самарской области решением от 24.10.2013 взыскал с ОАО "Самарская региональная энергетическая корпорация" в пользу Администрации Сызранского района Самарской области 666 334 руб. 34 коп., в том числе задолженность по арендной плате в сумме 623 901 руб. 79 коп., пени в сумме 42 432 руб. 55 коп., а также 16 326 руб. 69 коп. государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2014 решение Арбитражного суда Самарской области от 24.10.2013 изменено, принят по делу новый судебный акт. Исковые требования Администрации Сызранского района Самарской области удовлетворены частично. Суд апелляционной инстанции взыскал с открытого акционерного общества "Самарская региональная энергетическая корпорация" в пользу Администрации Сызранского района Самарской области 98 695 руб. 33 коп., в том числе 96 608 руб. 58 коп. основного долга и 2 086 руб. 75 коп. пени. В остальной части в иске отказано. Также суд взыскал с открытого акционерного общества "Самарская региональная энергетическая корпорация" в доход федерального бюджета 2 418 руб. 26 коп. государственной пошлины за рассмотрение иска, с Администрации Сызранского района Самарской области в пользу открытого акционерного общества "Самарская региональная энергетическая корпорация" 1 703 руб. 60 коп. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация Сызранского района Самарской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2014 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 24.10.2013. Заявитель жалобы полагает, что выводы апелляционного суда о неправильном расчете размера арендных платежей основаны на неправильном толковании норм права и условий договора.
Открытое акционерное общество "Самарская региональная энергетическая корпорация" в отзыве на кассационную жалобу просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения. Администрация Сызранского района Самарской области в дополнении к кассационной жалобе указывает на нарушение апелляционным судом норм материального права относительно распределения судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Истец и ответчик, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, 28.05.2011 комиссия согласовала земельный участок под строительство объекта "Газопроводы высокого, низкого давления для газификации с. Печерское муниципального района Сызранский, Самарской области", общей площадью 81 480 кв. м, в том числе по землям населенных пунктов в с. Печерское - 81 022 кв. м в кадастровых кварталах: 63:33:0907001 - 4 386 кв. м, 63:33:0907002 - 7 013 кв. м, 63:33:0907003 - 7 117 кв. м, 63:33:0907004 - 892 кв. м, 63:33:0907005 - 6 879 кв. м, 63:33:0907006 - 5 539 кв. м, 63:33:0907007 - 5 940 кв. м, 63:33:0907008 - 10 181 кв. м, 63:33:0907009 - 7 188 кв. м, 63:33:0907010 - 195 кв. м, 63:33:0907011 - 7 846 кв. м, 63:33:0907012 - 11 912 кв. м, 63:33:0907013 - 5 934 кв. м.
В соответствии с постановлением Главы администрации Сызранского района Самарской области от 25.07.2011 N 616 согласовано размещение объекта "Газопроводы высокого, низкого давления для газификации с. Печерское муниципального района Сызранский Самарской области", на земельном участке (землепользовании) с местоположением: Самарская область, Сызранский район, с. Печерское, площадью 81 022 кв. м, на землях населенных пунктов. Этим же постановлением был утвержден акт выбора земельного участка (землепользования), предназначенного под строительство объекта "Газопроводы высокого и низкого давления для газификации с. Печерское муниципального района Сызранский Самарской области" в кадастровых кварталах 63:33:0907001; 63:33:0907002, 63:33:0907003, 63:33:0907004, 63:33:0907005, 63:33:0907006, 63:33:0907007, 63:33:0907008, 63:33:0907009, 63:33:0907010, 63:33:0907011, 63:33:0907012, 63:33:0907013, с местоположением Самарская область, Сызранский район, с. Печерское, площадью 81 022 кв. м на землях населенных пунктов.
Постановлением Главы администрации Сызранского района Самарской области от 25.07.2011 N 621 на основании заявления ОАО "СамРЭК" утверждена схема расположения земельного участка (землепользования) на кадастровой карте территории в указанных выше кадастровых кварталах, предназначенного под строительство объекта "Газопроводы высокого, низкого давления для газификации с. Печерское муниципального района Сызранский Самарской области" с местоположением: Самарская область, Сызранский район, с. Печерское, площадью 81 480 кв. м на землях населенных пунктов.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона РФ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Уставом муниципального района Сызранский (утвержден Постановлением Собрания представителей Сызранского района Самарской области от 24.03.2005 N 15) установлено, что Администрация Сызранского района Самарской области является исполнительно-распорядительным органом Сызранского района, к полномочиям которого относится управление и распоряжение собственностью Сызранского района Самарской области (пункты 24, 42 Устава).
На основании указанного постановления 03.08.2011 между муниципальным районом Сызранский Самарской области (арендодатель) и ОАО "СамРЭК" (арендатор) был подписан договор аренды земельного участка (землепользования), по условиям которого арендодатель сдал, а арендатор принял в пользование на условиях аренды земельный участок (землепользование) на срок 11 месяцев с 03.08.2011 до 03.07.2012, общей площадью 81 022 кв. м, на землях населенных пунктов площадью 4 386 кв. м в кадастровом квартале 63:33:0907001 и на землях населенных пунктов площадью 76 636 кв. м в кадастровых кварталах 63:33:0907002, 63:33:0907003, 63:33:0907004, 63:33:0907005, 63:33:0907006, 63:33:0907007, 63:33:0907008, 63:33:0907009, 63:33:0907010, 63:33:0907011, 63:33:0907012, 63:33:0907013, с местоположением Самарская область, Сызранский район, с. Печерское.
Целевым использованием земельного участка стороны определили: под строительство объекта "Газопроводы высокого, низкого давления для газификации с. Печерское муниципального района Сызранский Самарской области".
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 договора границы земельного участка определены сторонами в прилагаемом к договору Плане земельного участка, при этом арендодателем в натуре предъявлены арендатору нанесенные на Плане земельного участка и идентифицированы арендатором в натуре (на местности) поворотные точки территориальных границ земельного участка.
Арендная плата определена сторонами в соответствии с расчетом арендной платы (приложение N 1 к договору) в размере 1 241 022 руб. 04 коп. в год, 103 418 руб. 50 коп. в месяц и исчисляется с 03.08.2011.
Обусловленный договором земельный участок передан арендодателем арендатору по акту приема-передачи от 03.08.2011.
Ненадлежащее исполнение обществом обязательств по оплате арендных платежей послужило основанием для обращения администрации в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, установив, что в спорный период времени с 01.01.2012 по 03.07.2012 обществом не оплачивалась арендная плата за пользование земельным участком, в связи с чем образовалась задолженность в размере в сумме 623 901 руб. 79 коп., взыскал задолженность в указанной сумме.
При этом суд первой инстанции исходил из доказанности факта установления в договоре данных, позволяющих определенно установить имущество, подлежавшее передаче арендатору арендодателем в качестве объекта аренды.
Суд сослался на пункт 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", в силу которого если арендуемая вещь в договоре аренды не индивидуализирована должным образом, однако договор фактически исполнялся сторонами (например, вещь была передана арендатору и при этом спор о ненадлежащем исполнении обязанности арендодателя по передаче объекта аренды между сторонами отсутствовал), стороны не вправе оспаривать этот договор по основанию, связанному с ненадлежащим описанием объекта аренды, в том числе ссылаться на его незаключенность или недействительность.
Учитывая, что факт согласования сторонами по договору предмета аренды не только подтвержден материалами дела, исследованными в суде первой инстанции, но и подтвержден фактом нанесения границ арендуемого земельного участка на ситуационном плане, вывод суда первой инстанции о том, что стороны при заключении договора индивидуализировали объект аренды надлежащим образом, является верным.
Изменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд, исходя из правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, пришел к правомерному выводу о том, что предельные размеры арендной платы за земельные участки, предоставленные в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582) в связи с чем правильно уменьшил размер задолженности.
Довод администрации в кассационной жалобе о том, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют нормам материального права, поскольку государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена, в связи с чем размер арендной платы должен определяться в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2006 N 308, судебной коллегией отклоняется.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 указано, что регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Судом установлено, что в период с 03.08.2011 по 02.07.2012 обществом в соответствии с условиями заключенного договора фактически использовался в целях строительства объекта "Газопроводы высокого и низкого давления для газоснабжения с. Надеждино муниципального района Сызранский Самарской области" земельный участок общей площадью 81 022 кв. м, на землях населенных пунктов площадью 4 386 кв. м в кадастровом квартале 63:33:0907001 и на землях населенных пунктов площадью 76 636 кв. м в кадастровых кварталах 63:33:0907002, 63:33:0907003, 63:33:0907004, 63:33:0907005, 63:33:0907006, 63:33:0907007, 63:33:0907008, 63:33:0907009, 63:33:0907010, 63:33:0907011, 63:33:0907012, 63:33:0907013, с местоположением Самарская область, Сызранский район, с. Печерское.
Доказательств внесения платы за пользование земельным участком ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено. Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области, утвержден Правительством Самарской области постановлением от 06.08.2008 N 308.
Между тем, в соответствии с правовой позицией, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении Правительства N 582, вступившим в действие с 04.08.2009, принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и правилами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и по мотивам несоответствия указанным принципам.
В силу подпункта "д" пункта 3 Постановления Правительства N 582 арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах: 2 процента в отношении земельных участков, не указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта, если: земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Поскольку спорный земельный участок предоставлен в аренду под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта, с учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2011 N 15837/11, апелляционный суд правомерно исчислил размер задолженности по арендной плате за период пользования земельным участком с учетом произведенных платежей с 01.01.2012 по 02.07.2012, исходя из ежемесячной арендной платы за земельный участок в размере двух процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Изложенные в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Довод администрации в дополнении к кассационной жалобе относительно необоснованного взыскания с нее расходов по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы, подлежит отклонению, поскольку взыскивая с лица, не в пользу которого принят судебный акт, уплаченную в бюджет другой стороной государственную пошлину, суд возлагает на него не обязанность уплатить государственную пошлину, а возместить понесенные судебные расходы.
В пункте 5 Информационного письма от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в силу главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством.
Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), то расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, решение суда первой инстанции было обжаловано обществом в суд апелляционной инстанции, который изменил обжалуемый судебный акт, и распределил судебные расходы по апелляционной жалобе. Апелляционная жалоба общества удовлетворена частично, что влечет взыскание с администрации денежных средств в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятого по делу постановления суда апелляционной инстанции, основанного на материалах дела при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ в предмет рассмотрения суда кассационной инстанции не входит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делам N А55-14040/2013, А55-14042/2013, А55-14043/2013.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2014 по делу N А55-14092/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА

Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)